Тренинговые упражнения
картотека
Тренинг не возможен без упражнений. Но упражнения упражнениям рознь. Есть упражнения обычные, которые забываются участниками уже через несколько дней после тренинга. А есть интересные упражнения, те, которые вызывают бурю эмоций на тренинге и на долгое время запоминаются участникам. Интересные упражнения — это упражнения, которые «цепляют» участников. К которым возвращаешься мысленно ещё много дней после тренинга и продолжаешь делать из них выводы. Интересные упражнения неизменно вовлекают участников, поднимают их тонус и мотивацию на обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovye_uprazhneniya_podgotovila_poretskova_ya.a.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговые упражнения
Ролевая игра
(для старшеклассников)
«Собеседование при приеме на работу»
Работа в малых группах. У каждого участника должно быть составленное им резюме и «имидж-картинка».
Ведущий: Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж-картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.
Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных качеств кандидата.
Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на вакантную должность.
Прошедшие отбор в малых группах продолжают конкурс между собой. Остальные участники на этом этапе игры представляют коллектив организации, которая набирает новых сотрудников.
Возможны различные варианты собеседования, например, выбирается «совет директоров», принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при выборе самого достойного из претендентов.
Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в соответствии со своими профессиональными предпочтениями. Поэтому в финале вполне могут соревноваться представители разных профессий, так как оценивается прежде всего психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно обосновать свой профессиональный выбор. В условиях игры отмечается, что «организация, принимающая сотрудников на работу, располагает вакансиями по различным профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено».
После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур.
Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодателя (ведущий, председатель совета директоров) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.
Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т.п.
Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении итогов был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное – сильные стороны прошедших собеседование претендентов.
В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий может стимулировать обсуждение – спрашивать о трудностях, с которыми столкнулись участники, о личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» – о своих.
Деловая игра
«Камень, песок, вода»
Цель: продемонстрировать участникам, как важно расставлять приоритеты в планировании дел.
Форма: демонстрация в группе.
Время: до 5 минут.
Материалы: Стеклянная банка (1 литр), 1 крупный предмет, который помещается в банку (например мячик), 3-4 предмета среднего размера (подойдут кубики, мячики, большие конфеты), горсть мелких предметов (ластики, крышки от пластиковых бутылок, фасоль, арахис), горсть очень мелких предметов (скрепки, горох)
Ведущий демонстрирует участникам пустую банку и выкладывает все предметы на стол. Вызывает одного-двух участников и просит их поместить все предметы в банку. Пока участники складывают предметы, ведущий и группа наблюдают.
После того, как банка наполнена, ведущий обращает внимание на то, поместились ли все предметы в банку (если предметы подобраны правильно, что-то в банку не помещается). Ведущий проводит аналогию с делами, которых так много, что на все дела не хватает времени (ассоциации: время = стеклянная банка, предметы = повседневные дела).
Ведущий обращается к группе – что можно сделать, чтобы все дела (предметы) поместились?
Группа делает предположения. Задача тренера, подвести группу к тому, что в первую очередь в банку следует класть самые крупные предметы, потом среднего размера – они заполняют пустоты, а потом мелкие, потом очень мелкие.
Ведущий демонстрирует заполнение банки. Такая демонстрация эффектно показывает необходимость выделять в планировании самые важные дела. Далее следует мини-лекция.
Разминка
«Приветствие без слов»
(Упражнение может быть использовано также для тренировки понимания невербальных сигналов)
Инструкция: Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы, но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Постарайтесь попробовать как можно больше разных возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.
Обсуждение: Какие варианты приветствия вам больше всего понравились?
Какое количество возможностей невербального приветствия вам удалось использовать?
Как партнер реагирует на приветствие, сопровождаемое дружественным невербальным поведением?
Как партнер реагировал на прикосновения или уменьшение дистанции?
Примечание: Упражнение лучше выполнять под ритмичную музыку.
Медитация
«Я уникальный!»
- Сейчас я вас хочу пригласить в некое путешествие.
Инструкция: - Сядьте поудобнее. Пусть ваша спина опирается на спинку стула, а ноги на пол. Расслабьтесь, если вам ничего не мешает, закройте глаза. Если по какой-то причине трудно это сделать, выберите неподвижную точку прямо перед собой на полу и просто опустите глаза.
- Сосредоточьтесь на своем дыхании. Сделайте полный вдох, а затем спокойный выдох. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание на ритм вашего дыхания: вдох – выдох – снова вдох…, не пытайтесь изменить его темп или глубину, просто следите за ритмом. Представьте себе, что с каждым выдохом уходит лишнее напряжение, и с каждым вдохом вы становитесь ближе к себе, своему внутреннему миру.
Вы знаете о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается частица, которая делает нас уникальным и неповторимым. Это наша уникальность. Именно она отличает нас от всех остальных людей. И сейчас я предлагаю вам сейчас посмотреть на свою уникальность повнимательнее. На что она похожа? Какого она размера, цвета, формы? Может быть, она как-то движется? Дайте себе время, чтобы образ смог появиться. А теперь осторожно возьмите эту частицу на руки, поднесите ее к уху и послушайте, как она расскажет вам, какой вы уникальный и неповторимый человек.
- А теперь поблагодарите свою уникальность за то, что она у вас есть и верните ее на то место, где вы ее взяли.
- И в удобном для вас темпе открывайте глаза и возвращайтесь в эту комнату.
- Возьмите цветные карандаши и бумагу и нарисуйте свою уникальность. Если это возможно, запишите, что она вам сказала.
- Найдите себе партнера и поделитесь опытом своего путешествия. У вас у каждого будет 2 минуты. Я дам сигнал, когда придет очередь второго человека.
Обсуждение: - Кто хочет поделиться со всей группой впечатлением от путешествия?
- Как вы себя чувствуете после выполнения этого упражнения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование толерантных отношений в системе «учитель» - «родитель» с применением тренинговых упражнений.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, спл...
Тренинговое упражнение "Слушание"
Цель упражнения: вспомнить навыки хорошего слушания, осознать степень развития способностей, необходимых в ситуациях эмоционального общения. Т.е. развить рефлексию, как процесс познания и понима...
Тренинговое упражнение "Понимание"
Цель упражнения: помочь стать более социально-адаптированным через овладение элементами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.Задачи: создать условия для р...
Тренинговое упражнение "Рисунок"
Упражнение «Рисунок». Цель упражнения: вернуться в активное состояние; развить эмпатию, улучшить психологическое здоровье («заразить» друг друга хорошим настроением). Т.о. происходит содейс...
Презентация тренинговых упражнений для занятий хореографией
В презентации даны упражнения, которые проводятся в начале занятия по хореографии. Разминка-это важная составляющая танцевального занятия ,т.к перед изучением танцевальных элементов необходимо п...
Тренинговые упражнения для школьников
Тема: Тренинговые упражнения для школьников Цель: Развитие интеллектуальных способностей у школьников среднего звенаЗадача: Воспитание интеллектуальной культуры школьниковУчастники: с...
Тренинговые упражнения для школьников
Тема: Тренинговые упражнения для школьников Цель: Развитие интеллектуальных способностей у школьников среднего звенаЗадача: Воспитание интеллектуальной культуры школьниковУчастники: с...