Тренинговое упражнение "Понимание"
материал по психологии (10 класс) по теме

Калашникова Татьяна Ярославовна

 

Цель упражнения: помочь стать более социально-адаптированным через овладение элементами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.

Задачи: создать условия для раскрытия творческого потенциала и способствовать нравственному самосовершенствованию посредством медитации-визуализации.

Контингент адресатов: учащиеся старших классов средней школы, педагогический коллектив.

Данная методика может применяться как отдельно, так и входе занятий посвященных эмоциональному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningovoe_uprazhnenie_ponimanie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Упражнение «Понимание».

2. Цель упражнения: помочь стать более социально-адаптированным через овладение элементами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.

3. Задачи: создать условия для раскрытия творческого потенциала и способствовать нравственному самосовершенствованию посредством медитации-визуализации.

4. Контингент адресатов: учащиеся старших классов средней школы, педагогический коллектив.

5. Данная методика может применяться как отдельно, так и входе занятий посвященных эмоциональному развитию.

6. В данной методике используются методы, реализуемые в психологическом пространстве:

1) Метод работы с прошлыми событиями – метод регрессии;

2) Метод работы с конструируемыми событиями – метод символического самовыражения.

3) Метод работы со случающимися событиями – метод концентрации присутствия.

7. Данная методика взята из программы интенсивного курса «Культура эмоций» Автор – кандидат психологических наук А.А. Востриков.

8. Изменения внесенные в методику: автор вначале занятия просит закрыть всем глаза, чтобы легче было сосредоточится на себе и чтобы воображение работало ярче. В данном упражнении требование закрывать глаза не обязательно и  участники располагаются спиной к центру круга. В завершении занятия участникам предлагается по желанию рассказать о своих ощущениях, возникших по ходу выполнения этого упражнения.

9. Описание методики

Время

Описание методики

Комментарии

Вопросы для обсуждения.

2-3 минуты






20-25 минут





































































































































10-15 минут.

Участникам предлагается удобно разместиться на стульях, развернутых спиной к центру круга.

- « Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Если что-то не так, измените свое положение. Можете закрыть глаза. Позвольте себе немного расслабиться, на столько на сколько вам этого сейчас хочется… Пока сознание, ясное и четкое, будет активно работать, тело отдохнет…

Итак, вам удобно, хорошо, комфортно. Давайте поразмышляем вместе…

Вся наша жизнь состоит из ситуаций выборов – мы выбираем…, нас выбирают… Совпадения бывают не всегда. Нам очень хочется быть в гармонии с окружающим миром, но за своей занятостью, из-за неумения, а порой, невнимания далеко не всегда нам удается правильно понять другого, верно оценить его настроение, прочувствовать его…

Вспомните и представьте себе в своем внутреннем взоре, на своем внутреннем экране человека, которого вам очень хотелось бы лучше понять. Посмотрите на этого человека, посмотрите ему в глаза, постарайтесь понять, что у него в душе, прочувствуйте… Бывает ли это человек одинок? Хочет ли он любить? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Бывает ли ему иногда больно?

Каждый из вас видит сейчас перед собой совершенно удивительного человека. Он удивителен тем, что другого такого нет на свете, и никогда больше не будет. Но в тоже время он такой же, как вы. Он тоже, как и вы, хочет быть счастливым, ему так же порой бывает страшно, он тоже порой ошибается, делает глупости, страдает от этого. Ему так же, как и вам, хочется быть понятым…

Подумайте, прочувствуйте, отчего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Подумайте, что вы могли бы сделать для него. В своем воображении смоделируйте такую ситуацию…что бы вы сейчас хотел для него сделать, чтобы он стал счастливее? Пропереживайте это…

Очень хорошо… А сейчас вспомните, что вы здесь не одни, что вы сидите в удобных креслах среди друзей. Почувствуйте, как хорошо они к вам относятся, как хорошо я отношусь к вам.

Представьте лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Пожелайте им добра, счастья и любви. Подумайте о чем-то своем… И как только вы почувствуете, что вы проделали всю свою внутреннюю работу до конца, что вам больше не хочется ни о чем думать, что вы отдохнули, то вы откроете глаза, если их закрывали.

По желанию участники рассказывают о своих ощущениях, возникших по ходу выполнения этого упражнения,

 - Что ты сейчас чувствуешь?

- О чем ты сейчас думаешь?

 - Какие ощущения у тебя сейчас возникли в теле?

 - Что тебе сейчас хочется сделать?

Используя приемы активного воображения реализуется метод символического самовыражения посредством медитации-визуализации.










































Использованный метод регрессии позволяет изменить отношение участников друг к другу или другим людям.


















































































Реализуя метод концентрации присутствия, можно заострить внимание участников на том, что с ними происходит в настоящую минуту. В этом помогают вопросы на осознание.























































































































































- Что ты сейчас чувствуешь?

- О чем ты сейчас думаешь?

 - Какие ощущения у тебя сейчас возникли в теле?

 - Что тебе сейчас хочется сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Занятие в тренинговом режиме "Быть уверенным - это здорово!"

Занятие в тренинговом режиме -  необычный урок. Это выражается уже в том, что учащиеся сидят не за партами, а в круге. И проходить  работа будет необычно и интересно: в виде игр, ...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Тренинговое занятие "Общение"

Овладение навыками вербального и невербального общения помогают сделать общение друг с другом более приятным и глубоким, не просто избежать конфликтных ситуаций, но и открыть в людях другие гран...

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...