«Правонарушения и подросток»,разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка (9 класс)

Цель классного часа: - упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них; - развивать представления о последствиях противоправных деяний; - воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravonarusheniya_i_podrostok.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение  «Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

«Правонарушения и подросток»

Приготовила и провела: воспитатель II половины дня Устимчикова Н.А.

Цель классного часа:

- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс, мультимедиа.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: У меня в руках две нити.

( одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти, где заканчивается  нить, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудности, проблемы, неприятности)

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям, и никто не знает, что впереди. Не зря говорят: От сумы да и от тюрьмы не зарекайся (пословица)

- Ребята, у вас сейчас сложный, но в тоже время интересный возраст 14-15,16 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Много, много лет назад появилось два государства: в одном все можно делать (хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста) В другом ничего нельзя - нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу. Они жили по разным законам.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство, где все Можно. Оно захватило половину государства и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство с Законом. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Людям удалось решить важные вопросы, появился закон.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? Где прописаны эти законы? (Конституция)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс», «Административный кодекс»

Задание 1

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права?

Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правами другого человека.

Гражданские права – право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство.

Политические права – возможность участия в политической жизни страны.

Социальные права ориентированы на благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни. Каждый человек имеет право быть собственником, наследовать имущество. Право на труд, на образование, на жилище, медицинское обслуживание и т. д.

Культурные права - право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям.

Если я имею права, то значит, я имею обязанности.

А какие Вы знаете обязанности?

(Слушаться родителей и лиц, их заменяющих, получить основное общее образование (9 классов), соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения, соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах)

«Сначала нужно выполнить обязанности, а потом предъявлять права» (Андрей Дементьев)

В каком еще документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.

1. Какие права вы имеете, как ученик?

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.

Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то, и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель: Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение, провинность, мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественных местах.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима после каникул не приходит в школу, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей.

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти погулять. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса РФ.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет.

Подростки 14 лет подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, терроризм, вандализм, хищение наркотических средств.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Задание 4

игра «Судья»  (прослушать ситуацию, попробовать определить статью УК и огласить приговор)

Ложный звонок

Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи, милиции. А ведь может случится так, что при настоящей беде уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии.

Нанесение побоев

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик  зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), или арестом до трех месяцев.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада.

Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

Дай телефон, музыку послушать, а то скучно!

Не дам, он новый, только вчера купили.

Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик  зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу, ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:

... Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик  зачитывает: Статья  119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5:  Две девочки  в классе   постоянно ссорятся, ругаются, обзывают друг друга.

Судья – ученик  зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:

«Спартак» выиграл, а никто не знает!

Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

Клево, вот люди порадуются!

Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

- Часто мы видим следы пребывания  наших детей. Разрисованные стены домов, подъездов, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знаете ли вы, что эти действия попадают под статью?

- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.  

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

 штраф;

 лишение права заниматься определенной деятельностью;

 обязательные работы;

 исправительные работы;

 арест;

 лишение свободы на определенный срок.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, оглянись вокруг. Тебя окружают   одноклассники и  учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени, прочитай главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Мудрые мысли

  • Храни порядок и порядок сохранит тебя” (латинское изречение);
  • Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);
  • Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
  • Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);
  • Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);
  • «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными» (Марк Цицерон)   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений "Подросток и закон".

     Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые веду...

Внеклассное мероприятие: «Правонарушения – дорога в пропасть».

Цель:  - профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.Задачи: •        образовательные: прио...

Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПОДРОСТОК»

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.Задачи:защита прав и законных интересов подростков;снижение подростковой преступн...