Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компас - спутник туриста" 3-4 кл.
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компас - спутник туриста" разработана в сответствии с федеральным государственным стандартом начального образования внеурочная деятельность предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов: игровой, познавательной, физкультурно - оздоровительной и туристическо - краеведческой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.pdf | 366.78 КБ |
ekskursiya_v_osenniy_les.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"
Участвовали обучающиеся кружка «Компас –спутник туриста».
Цель:
- развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать оздоровительный эффект через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
- создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
- научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
- развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
- формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Подготовка экскурсионного снаряжения:
- План маршрута, компас.
- Пакеты для сбора мусора, перчатки.
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Папки для растений — 2.
- Корзиночки для шишек, листьев — 4.
- Хлеб для кормления уточек.
Ход экскурсии.
I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:
Учитель:
Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.
Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, с учителем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.
Придя на место, учитель выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают.
Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".
Учитель:
Дети, какое время года сейчас?
Ученики:
Осень.
Учитель: А как же вы догадались?
Ученики:
Деревья и трава пожелтели.
Учитель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Ученики: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.
Организация игр с обучающимися.
- Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
- Игра «Что какое? ». Обучающиеся по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
- Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще . Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
- Подвижная игра «Перелет птиц».
Учитель:
Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Ученики слушают и говорят, что услышали.
Учитель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Учитель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.
Конкурс для обучающихся «Сказать как можно больше красивых слов о березе».
Учитель:
Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?
Ученики:
Птицы, белка.
Учитель:
А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?
Ученики:
животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят Учитель
Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?
Ученики: Наверное, ничего.
Учитель: А
так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).
Учитель: Кто помогает распространять семена клена?
Ученики:
Мыши.
Учитель:
Как называются плоды дуба?
Ученики:
Желуди.
Учитель:
Кто помогает распространять плоды дуба?
Ученики:
Сойки.
Учитель:
Кто помогает распространять плоды рябины?
Ученики:
Дрозды и другие птицы.
Учитель:
Молодцы, хорошо запомнили!
II этап - изучение нового материала.
Учитель:
Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Ученики:
Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Учитель:
Какая музыка подходит под эту осень?
Ученики:
Спокойная и грустная.
Учитель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?
Учитель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Учитель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Проводится игра "Мы - осенние листочки".Ученики стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (все разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, ( приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, ( разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели ( подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Учитель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Ученики: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).
Учитель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).
А остальные деревья, как можно назвать?
Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
Учитель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.
Учитель:
Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.
Ученики:
Медведь готовится к спячке.
Учитель:
Заяц.
Ученики:
Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
Учитель:
Еж.
Ученики:
Еж готовится к спячке.
Ученики: Белка.
Ученики:
Белка делает запасы.
Учитель:
На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в классе.
III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.
Учитель:
А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?
Ученики:
Осенью.
Учитель:
Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?
Ученики:
Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Учитель:
Что происходит с деревьями осенью?
Ученики:
Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Учитель:
А как ведут себя животные осенью?
Ученики:
Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Ученики:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .
IV этап - домашнее задание.
Учитель:
Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...