Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компас - спутник туриста" 3-4 кл.
рабочая программа

Дроздова Зинаида Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Компас - спутник туриста" разработана в сответствии с федеральным государственным стандартом начального образования внеурочная деятельность предполагает интеграцию формального (начального) и неформального (внеурочная деятельность) образования следующих видов: игровой, познавательной, физкультурно - оздоровительной и туристическо - краеведческой.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rabochaya_programma.pdf366.78 КБ
Файл ekskursiya_v_osenniy_les.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

 

Участвовали обучающиеся кружка «Компас –спутник туриста».

Цель:

  • развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  • воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать оздоровительный эффект   через эстетическое переживания и укрепление  физического здоровья;
  • создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  • научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  • развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  • формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

  • План маршрута, компас.
  • Пакеты для сбора мусора, перчатки.
  • Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
  • Папки для растений — 2.
  • Корзиночки для шишек, листьев — 4.
  • Хлеб для кормления уточек.

Ход экскурсии. 

I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:

Учитель:

Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.

Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, с учителем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.

Придя на место, учитель выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают.

Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Учитель: 

Дети, какое время года сейчас?

Ученики:

Осень.

Учитель: А как же вы догадались?

Ученики:

 Деревья и трава пожелтели.

Учитель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Ученики: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.

Организация игр с обучающимися.

  1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
  2. Игра «Что какое? ». Обучающиеся по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
  3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще . Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
  4. Подвижная игра «Перелет птиц».

Учитель:

Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Ученики слушают и говорят, что услышали.

Учитель предлагает послушать стихотворение о березе.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки – подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод.

Учитель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

Конкурс для обучающихся  «Сказать как можно больше красивых слов о березе».

Учитель:

Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?

Ученики:

Птицы, белка.

Учитель:

А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Ученики:

 животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят Учитель  

 

Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?

Ученики: Наверное, ничего.

Учитель: А

так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).

Учитель: Кто помогает распространять семена клена?

Ученики:

Мыши.

Учитель:

Как называются плоды дуба?

Ученики:

Желуди.

Учитель:

Кто помогает распространять плоды дуба?

Ученики:

Сойки.

Учитель:

Кто помогает распространять плоды рябины?

Ученики:

Дрозды и другие птицы.

Учитель:

Молодцы, хорошо запомнили!

II этап - изучение нового материала.

Учитель:

Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Ученики:

Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

Учитель:

Какая музыка подходит под эту осень?

Ученики:

Спокойная и грустная.

Учитель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?  

Учитель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Учитель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.

 Проводится игра "Мы - осенние листочки".Ученики стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (все разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (  приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (  разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели ( подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Учитель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

Ученики:  Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).

Учитель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

А остальные деревья, как можно назвать?

Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

Учитель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.

Учитель:

Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

Ученики:

Медведь готовится к спячке.

Учитель:

Заяц.

Ученики:

Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

Учитель:

Еж.

Ученики:

Еж готовится к спячке.

Ученики: Белка.

Ученики:

Белка делает запасы.

Учитель:

На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала  необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в классе. 

III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.

Учитель:

А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Ученики:

Осенью.

Учитель:

Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?

Ученики:

Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Учитель:

Что происходит с деревьями осенью?

Ученики:

Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Учитель:

А как ведут себя животные осенью?

Ученики:

Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Ученики:

Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .

IV этап - домашнее задание.

Учитель:

Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...