Тема выступления: «Внедрение ФГОС ООО и СОО: требования к результатам обучения».
материал

Барменкова Оксана Николаевна

Особенности ФГОС второго поколения. Планируемые результаты обучения. Предметные результаты обучения. Метапредметные результаты обучения. Личностные результаты обучения. Педагогический контроль и качество обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ptsk.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Иванченко Оксана Николаевна, преподаватель информатики СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж», 2017г.

Тема выступления: «Внедрение ФГОС ООО и СОО: требования к   результатам обучения».

Содержание:

Особенности ФГОС второго поколения. Планируемые результаты обучения. Предметные результаты обучения. Метапредметные результаты обучения. Личностные результаты обучения. Педагогический контроль и качество обучения.

В процессе модернизации системы образования и создания единого с Европейским союзом образовательного пространства Российская Федерация присоединилась к странам, подписавшим в 1999 году Болонскую декларацию. В связи с переходом на новую структуру школьного образования, появилась необходимость подготовки преподавателей, способных работать в современной школе в условиях её реформирования, разработки и внедрения государственных стандартов общего и высшего образования нового поколения, а также применения в учебном процессе новых педагогических технологий.  Как  отмечают исследователи, «происходящие изменения в российском образовании предусматривают не только обновление содержания образования, повышение его качества, но и реализацию комплексного подхода, усиление практической направленности процесса обучения»[1].

Стандартизация образования путем внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС ООО и ФГОС СОО) привела к существенным изменениям в требованиях к результатам обучения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

 - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Реализация такого подхода подразумевает, что при планировании и осуществлении активной учебно-познавательной деятельности, а также индивидуализации обучения с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающий должен четко представлять какой результат он планирует получить на выходе при применении того или иного метода обучения или педагогической технологии. Это представление напрямую связано с планируемыми результатами обучения, декларируемыми ФГОС.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН). Формулировки стандарта указывают на реальные результаты различного характера, которыми должен  овладеть обучающийся в процессе получения знаний.

Структурно результаты обучения разделены на три различные области:

- предметную;

-метапредметную;

-личностную;

Теперь учитель должен не только четко представлять, какие средства он должен использовать для обеспечения усвоения учебного материала, но и планировать предполагаемые результаты в своей предметной области. Таким образом, обучающий формирует не только специфические умения в рамках определенной предметной области, но и преобразует эти умения в различные учебные практические и социально-проектные ситуации, формирует научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, терминологии, приемах и методах, используемых в отдельно взятой научной области.

В этот сложный прогностический процесс включены были также планирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Метапредметные результаты:

- освоенные межпредметные понятия;

- универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность использования УУД не только в учебе, но и в повседневной жизни;

- самостоятельное планирование своей учебной деятельности;

-организация сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- осознание и построение своей индивидуальной учебной траектории.

Личностные результаты обучения включают в себя:

 - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

- мотивация к обучению и познавательной деятельности;

-формирование системы значимых социальных и межличностных отношений,

- Складывание правосознания;

- Развитие целеполагания;

- Осознание российской идентичности

-Религиозное и политическое самоопределение обучающегося в поликультурном социуме.[2]

Такие сложные структурные компоненты планируемых результатов, которые должны реализовываться одновременно на каждом уроке приводят к необходимости развития новых компетентностей учителя. В частности в области мониторинга и анализа образовательных результатов обучающихся. Кроме того, такие сложные многокомпонентные результаты обучения позволяют выявить не только достоинства и недостатки новых методов обучения, но и установить взаимосвязи между реализуемыми, планируемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить достижения ученика, выявить пробелы в его предметных умениях. Эти все действия тесно связаны с понятием педагогического контроля, педагогического мониторинга и педагогическими измерениями. Сделать это возможно лишь при условии четкого понимания сути и особенностей педагогического мониторинга, его форм и проблем во время проведения подобного рода диагностик.

Понятие педагогический контроль применительно к учебному процессу направлен на выявление и оценку результатов учебной деятельности обучающихся. Сделать это можно при помощи педагогических измерений. Именно в этом ракурсе возникает проблема объективного измерения результатов учебной деятельности и, соответственно, оценка качества образования. Отследить насколько качественно реализуются все поставленные цели и задачи, декларируемые ФГОС ООО и ФГОС СОО, а также соответсвтие целей планируемым результатам обучения возможно при условии применения различных форм мониторинга и педагогического контроля.  

Литература для изучения:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ, редакция от 03.07.2016,  с изменениями от 19.12.2016, вступившими в силу с 01.01.2017 [URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba35fb291, дата обращения от 02.05.2017]
  2. Анастази А. Психологическое тестирование : в 2 т. / пер. с англ.; предисл. К.М. Гуревича, В. И. Дуровского. – М., 1982.

http://www.many-books.org/auth/3894/book/11395/anastazi_a/psihologicheskoe_testirovanie/read

  1. Михайлычев Е.А., Карпова Г.Ф., Леонова Е.Е. Педагогическая диагностика: история, теория, современность. – Ростов н/Д, 2002.  

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stanovlenie-i-razvitie-pedagogicheskoy-diagnostiki-v-istoricheskom-kontekste-obrazovaniya-i-pedagogiki

  1. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. 2-ое издание (электронное). –М., Бином. 2012 http://files.lbz.ru/pdf/cC1000-5-ch.pdf
  2. Соколов В.М. Роль и место тестов достижений в диагностике качества образования // Вестник Нижегородского ун-та. – Н. Новгород, 2006.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к результатам обучения и освоения содержания по курсу географии в условиях введения ФГОС ООО»

Данная презентация предназначена для учителей географии: при подготовке к работе, выступлении с данной темой на методическом объединении, педсовете и т.д.  В ней раскрываются требования к результ...

Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края

В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Практическое применение современных требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Учитель – человек, который не просто обучает и воспитывает подрастающее поколение, вкладывая всю душу, передавая опыт,  но и сам учится всю жизнь....

Практическое применение современных требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Учитель – человек, который не просто обучает и воспитывает подрастающее поколение, вкладывая всю душу, передавая опыт,  но и сам учится всю жизнь....

Тема выступление "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"

Тема выступление "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?» (Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ООО в работе учителя), 13.04.2022 г,

Выступление на педагогическом совете по теме:«Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?» (Реализация требований обновленных ФГОС НО...