РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (5 класс)

Батыргалиева Оксана Камильевна

Аннотация: в статье раскрывается проблема развития музыкальных способностей обучающихся в процессе внеурочной деятельности. Даются определения компонентов развития музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Делается вывод, что для формирования музыкальных способностей во внеурочное время педагогу необходимо учитывать, как возрастные особенности психофизиологического развития школьников, так и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Ключевые слова: музыка, музыкальные способности, развитие, развитие способностей, способности, хоровое пение. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.К. Батыргалиева

МБОУ «ООШ с. Ивановки» МО «Енотаевский район»

Астраханская область, Россия

Аннотация: в статье раскрывается проблема развития музыкальных способностей обучающихся в процессе внеурочной деятельности. Даются определения компонентов развития музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма). Делается вывод, что для формирования музыкальных способностей во внеурочное время педагогу необходимо учитывать, как возрастные особенности психофизиологического развития школьников, так и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 Ключевые слова: музыка, музыкальные способности, развитие, развитие способностей, способности, хоровое пение.

DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES OF TRAINERS IN THE PROCESS OF EXTENSIVE ACTIVITY

O.K. Batyrgalieva

MBOU «OOSH with. Ivanovki» MO «Enotaevsky district»

Astrakhan region, Russia

Abstract: the article reveals the development of musical abilities of students in the process of extracurricular activities. Definitions of components of the development of musical abilities are given (modal feeling, musical-aural performances, sense of rhythm). It is concluded that for the formation of musical abilities of students outside school hours, the teacher must take into account both the age characteristics of the psycho-physiological development of schoolchildren and the individual approach to each child.

Keywords: development, choral singing, abilities, music, development of abilities, musical abilities.

В условиях современного общества одной из наиболее актуальных проблем является развитие музыкальных способностей у школьников. 108 Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира людей, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы. На данный момент развитие музыкальных способностей должно стать одним из важных направлений воспитательной работы, так как под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания, формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение.

К сожалению, уроки музыки в образовательных учреждениях недостаточно отражены в школьной программе. Они проводятся всего лишь один раз в неделю, чего явно недостаточно для полноценного развития музыкальных способностей школьников. В связи с этим данному виду искусства следует уделить большое внимание во внеурочное время.

 Музыкальное воспитание учащихся во внеурочное время включает в себя хоровое пение, музыкальную грамоту, слушание музыки, а также использование музыкально-ритмических упражнений и музыкально-дидактических игр. Эти разделы занятий тесно связаны, взаимообусловлены, взаимозависимы, и их единая целенаправленность обеспечивает необходимую разносторонность музыкального процесса, развитие музыкальных способностей, воспитание любви к музыке.

Ведущий психолог XX века Б.М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей» предложил новую структуру музыкальных способностей, включающую такие обязательные компоненты, как: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, её определении, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков.

Музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии: вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т.е. иметь музыкально-слуховые представления звуко-высотного (и ритмического) движения.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, 109 соответствующие ее ритму, акцентам. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно.

Отметим, что подробное изучение проблемы музыкальных способностей привело Б.М. Теплова к мысли, что музыкальность свойственна всем людям и вместе с тем, что у разных людей она различная: «Не в том только дело, что у одного человека музыкальный слух лучше, а у другого хуже: у разных людей музыкальный слух может быть качественно различным. Отыскание в способностях такого рода качественных различий является чрезвычайно важной задачей». Опыт изучения музыкальных способностей привел исследователя к убеждению, что именно качественная сторона способностей имеет важнейшее значение. «Основное, что должно интересовать и педагога, и исследователя, – это не вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития».

Проведённое исследование по проблеме развития музыкальных способностей школьников во внеурочное время на базе МБОУ «ООШ с. Ивановки» МО «Енотаевский район», опора на труды Б.М.Теплова позволили нам разработать программу вокального кружка «Радуга талантов», благодаря которой учащиеся за учебный год достигли положительных результатов в развитии музыкальных и творческих способностей. В ходе реализации данной программы были разработаны рекомендации по развитию музыкальных способностей школьников во внеурочное время:

1. Необходимо обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2. Важно приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментах.

3. Следует формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах.

4. Необходимо развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

5. Нужно стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

6. Следует знакомить детей с музыкальными инструментами и приемами игры на них. 110 7. Важно побуждать школьников к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке (исполнять без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

8. Необходимо воспитывать музыкальный вкус обучающихся, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

9. Целесообразно развивать музыкальные способности учащихся посредством игровой деятельности.

В заключение отметим, что детальное исследование проблемы музыкальных способностей привело Б.М. Теплова к мысли, что индивидуальные способности, биологические задатки являются лишь предпосылками развития. Они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определенными условиями, а добиться результата возможно посредством систематических занятий. Реализация вышеозначенных идей возможна в ходе внеурочной деятельности.

 Для формирования музыкальных способностей школьников в процессе внеурочной деятельности педагогу необходимо учитывать возрастные особенности психофизиологического развития школьников; осуществлять выбор оптимальных методов, приемов и форм обучения, использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, постепенно переходя от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой. Творческая деятельность детей должна стимулироваться самостоятельным поиском новых знаний, освоением новых форм деятельности.

Литература

1. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с. 2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1947. – 335 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"

Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в студии «Мастерица»

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач в системе дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на изменения происходящие в общ...