Мои лучшие друзья - брат и сестра
классный час
Цели: воспитывать добрые отношения в семье; формировать нравственные качества: сопереживание, внимание, заботу, самопожертвование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brat_i_sestra.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия
для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом-школа»
Мои лучшие друзья - брат и сестра
(беседа)
Провела: Живова Татьяна Ивановна
Цели: воспитывать добрые отношения в семье; формировать нравственные качества: сопереживание, внимание, заботу, самопожертвование.
Стихотворение В. Шамонина «Сестренка» читают воспитанники.
1-й мальчик: В раннем детстве брат на брата
Без причины шли борьбой
И возились как котята,
Кувыркаясь меж собой.
2-й мальчик: Наша милая сестренка
Рассудительной была,
Добрым голосом и звонким
Успокоить всех могла.
Девочка: Ну не надо так! Довольно!
Грех друг друга обижать.
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о братьях и сёстрах. У большинства из вас они есть. Родных братьев и сестер объединяют общие родители. А вас объединяет еще и жизнь в общей семье (группе).
Чему вы хотели бы научиться у своих братьев и сестер?
(Ответы детей.)
Прослушайте курдскую сказку «Братья» (читает воспитатель).
Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гумно и разделили ее поровну. Пока делили зерно, наступила ночь.
Мамед сказал младшему брату:
— Гасан, дорогой, ведь нынче год неурожайный. Если мы оба заснем, найдется охотник на нашу пшеницу. Давай спать по очереди. Гасан согласился и предложил:
— Ты ложись и спокойно спи, а я посторожу. Если станет меня клонить ко сну, я разбужу тебя.
Мамед уснул. Прошло немного времени, Гасан подумал: «У старшего брата семья большая, детей много, ему пшеницы нужно больше, чем мне. Насыплю-ка ему три меры пшеницы из своей доли».
Пришло время будить Мамеда. Разбудил Г асан брата, а сам лег спать. Прошелся Мамед раз, другой по гумну и решил:
— Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его и обмануть, насыплю-ка я ему четыре меры пшеницы из своей доли.
А тем временем Бог все это видел и решил:
— Раз они так любят друг друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы.
Тут и утро наступило. Проснулись братья, смотрят и глазам своим не верят: у обоих пшеницы прибавилось.
— В чем дело? — Мамед спросил Гасана.
— Ночью я подсыпал тебе три меры своей пшеницы.
— А я тебе подсыпал четыре меры.
— Значит, это Бог увеличил нашу долю, — решили братья и радостно взялись за работу.
Беседа по вопросам:
Какими были братья?
Как вы думаете, почему доля обоих братьев увеличилась?
Как вы думаете, будут ли братья когда-либо испытывать нужду?
Какими были родители братьев? Чему они научили своих детей?
Стихотворение Я. Акима «Мой брат Миша» читает воспитанник.
Ох, до чего ж он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы – рыжие,
И ресницы – рыжие,
Проснусь – и сразу весело,
Когда его увижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я!
Я прыгаю – он прыгает,
Ем кашу – кашу ест,
Я съел тарелку мигом.
И он в один присест.
Я Мишку не обижу,
Пусть щиплется – стерплю;
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.
Это стихотворение о чем говорит?
(Ответы детей.)
А сейчас предлагаю вам прослушать рассказ о взаимоотношениях других братьев.
Чтение воспитателем рассказа Л.Нечаева «Старший брат».
Старший брат, восьмилетний Саша, чинил в прихожей велосипед. Оставил велосипед на минутку без догляда, а младший, четырёхлетний Лёша, решил прокатиться, стоя на одной педали, да не удержался – и рулём, который был без пластмассовой ручки, разбил высокое, в рост человека, зеркало.
В это время пришёл с работы папа.
Лёша был папиным любимчиком, ему всегда всё прощалось, но на этот раз и он оцепенел от страха.
Папа увидел разбитое зеркало и сказал:
- Ты, Сашка, разбил?
Саша молчал.
Медленно расстёгивая ремень, папа повернулся к Лёше:
- А может, это ты, Лёшка, набедокурил?
Лёша вобрал голову в плечи.
- Ну, - грозно смотрел на Лёшу папа, - кто разбил? Ты?
- Нет, не я, - ответил Лёша.
Складывая ремень вдвое, папа поворотился к Саше.
Саша молчал.
Схватив Сашу за руку, папа стал стегать его ремнём. Саша почему-то не плакал, не кричал. Папа стал стегать крепче, а Саша всё молчал и только смотрел Лёше в глаза.
- Папа, папа! – не выдержал Лёша. – Не бей Сашу – это я разбил зеркало!
Папа перестал настёгивать Сашу и протянул неуверенно:
-Врё-ёшь…
Лёша бросился к папе:
- Я, папочка, я! Накажи меня!
Лёша заплакал в голос.
- Чего ревёшь, как рыба белуга, - недовольно отстранял от себя Лёшу папа.
А Лёша плакал всё громче и хватал папину руку с ремнём:
- Это я… Это я разбил…
- Шут вас разберёт, - сердито произнёс папа и, хлопнув дверью, закрылся в гостиной.
Отчаянно плача, Лёша подошёл к Саше, и старший брат прижал его к себе, как делал всегда, когда Лёше было плохо.
Беседа по вопросам:
- Кто разбил зеркало?
- Как Лёша разбил зеркало?
- Почему папа сначала обратился к Саше?
- Почему Лёша не признал своей вины?
- Что сделал папа?
- Как вёл себя Саша во время наказания?
- Почему Лёша не выдержал и бросился к отцу?
- Чем закончилась эта история?
- Как Саша относится к Лёше?
- Почему Лёша плакал?
А теперь вы расскажите о своих братьях, сёстрах. Как вы дружите, из-за чего ссоритесь?
(Ответы детей.)
Между братьями, сёстрами иногда происходят разногласия, но всё равно нужно любить друг друга и проявлять заботу.
Стихотворение Е. Санина «Молитва за сестру» читает воспитанник.
У сестры моей – простуда.
Очень-очень тяжко ей.
Господи, яви нам чудо:
Исцели её скорей!
Послушайте пословицы. Как вы их понимаете?
Изба детьми весела.
На что и клад, коли в семье лад.
Вместе тесно, а врозь –скучно.
Братская любовь лучше каменных стен.
(Ответы детей.)
Если в семье дети будут любить и понимать друг друга, то эти отношения они сохранят и во взрослой жизни.
Какие отношения должны быть между братьями и сёстрами в семье?
(Ответы детей.)
Брат с сестрой (Эдит Сницарук)
Брат с сестрой. Ведь как чудесно
Видеть их вдвоём всегда.
Вместе на прогулке, дома,
Друг без друга никуда.
Чем бы их не угостили
Делят поровну они
И занятие находят,
Когда в комнате одни.
Если кто-то их обидит,
То заступятся тогда
Друг за друга непременно
И дадут отпор всегда.
Пусть они повсюду вместе
Рука об руку идут.
Знают, что они кровинки,
Рядом на земле живут.
Источники:
http://lit-yaz.ru/istoriya/76155/index.html
https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-nashi-bratya-i-syostri-dlya-detey-s-ovz-3493184.html
https://www.liveinternet.ru/users/5157860/post364169162/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Братья и сестры
Материал по психологии о взаимоотношении сестёр и братьев....
Братья и сестры: урок обществознания в 5 классе
урок по учебнику обществознания серии "Алгоритм успеха" издательства Вентана - Граф в рамках системно - деятельностного подходаЦели для учащихся: Учащиеся должны понимать: важную роль братьев и сестер...
Когда братья и сестры ссорятся
Статья...
Братья и сестры-что для нас значат эти отношения
Братья и сестры – что для нас значат эти отношения Мысли о брате и сестре всегда вызывают теплые чувства. Хотя в детстве мы неоднократно спорим, деремся и издеваемся друг над ...
Федор Абрамов "Братья и сестры"
Статья о романе Ф. Абрамова "Братья и сестры", тетралогия...
разработка урока по теме «Братья и сестры -школа взаимоотношений» Обществознание 5 класс
Урок нацелен на формирование регулятивных учебных действий у учащихся ....