Мои лучшие друзья - брат и сестра
классный час

Живова Татьяна Ивановна

Цели: воспитывать добрые отношения в семье; формировать нравственные качества: сопереживание, внимание, заботу, самопожертвование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brat_i_sestra.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом-школа»

Мои лучшие друзья - брат и сестра

(беседа)

Провела: Живова Татьяна Ивановна

Цели: воспитывать добрые отношения в семье; формировать нравственные качества: сопереживание, внимание, заботу, самопожертвование.

Стихотворение В. Шамонина «Сестренка» читают воспитанники.

1-й мальчик:  В раннем детстве брат на брата

Без причины шли борьбой

И возились как котята,

Кувыркаясь меж собой.

2-й мальчик:  Наша милая сестренка

Рассудительной была,

Добрым голосом и звонким

Успокоить всех могла.

Девочка:         Ну не надо так! Довольно!

Грех друг друга обижать.

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о братьях и сёстрах. У большинства из вас они есть. Родных братьев и сестер объединяют общие родители. А вас объединяет еще и жизнь в общей семье (группе).

Чему вы хотели бы научиться у своих братьев и сестер?

(Ответы детей.)

Прослушайте курдскую сказку «Братья» (читает воспитатель).

Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гумно и разделили ее поровну. Пока делили зерно, наступила ночь.

Мамед сказал младшему брату:

— Гасан, дорогой, ведь нынче год неурожайный. Если мы оба заснем, найдется охотник на нашу пшеницу. Давай спать по очереди. Гасан согласился и предложил:

— Ты ложись и спокойно спи, а я посторожу. Если станет меня клонить ко сну, я разбужу тебя.

Мамед уснул. Прошло немного времени, Гасан подумал: «У старшего брата семья большая, детей много, ему пшеницы нужно больше, чем мне. Насыплю-ка ему три меры пшеницы из своей доли».

Пришло время будить Мамеда. Разбудил Г асан брата, а сам лег спать. Прошелся Мамед раз, другой по гумну и решил:

— Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его и обмануть, насыплю-ка я ему четыре меры пшеницы из своей доли.

А тем временем Бог все это видел и решил:

— Раз они так любят друг друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы.

Тут и утро наступило. Проснулись братья, смотрят и глазам своим не верят: у обоих пшеницы прибавилось.

— В чем дело? — Мамед спросил Гасана.

— Ночью я подсыпал тебе три меры своей пшеницы.

— А я тебе подсыпал четыре меры.

— Значит, это Бог увеличил нашу долю, — решили братья и радостно взялись за работу.

Беседа по вопросам:

Какими были братья?

Как вы думаете, почему доля обоих братьев увеличилась?

Как вы думаете, будут ли братья когда-либо испытывать нужду?

Какими были родители братьев? Чему они научили своих детей?

Стихотворение Я. Акима «Мой брат Миша» читает воспитанник.

Ох, до чего ж он рыжий,

Мой новый братик Миша!

И волосы – рыжие,

И ресницы – рыжие,

Проснусь – и сразу весело,

Когда его увижу я.

Над непослушным Мишей

Хлопочет вся семья,

Но мой братишка рыжий

Всё делает, как я!

Я прыгаю – он прыгает,

Ем кашу – кашу ест,

Я съел тарелку мигом.

И он в один присест.

Я Мишку не обижу,

Пусть щиплется – стерплю;

Он маленький, мой рыжий,

И я его люблю.

Это стихотворение о чем говорит?

(Ответы детей.)

А сейчас предлагаю вам прослушать рассказ о взаимоотношениях других братьев.

Чтение воспитателем рассказа Л.Нечаева «Старший брат».

Старший брат, восьмилетний Саша, чинил в прихожей велосипед. Оставил велосипед на минутку без догляда, а младший, четырёхлетний Лёша, решил прокатиться, стоя на одной педали, да не удержался – и рулём, который был без пластмассовой ручки, разбил высокое, в рост человека, зеркало.

В это время пришёл с работы папа.

Лёша был папиным любимчиком, ему всегда всё прощалось, но на этот раз и он оцепенел от страха.

Папа увидел разбитое зеркало и сказал:

- Ты, Сашка, разбил?

Саша молчал.

Медленно расстёгивая ремень, папа повернулся к Лёше:

- А может, это ты, Лёшка, набедокурил?

Лёша вобрал голову в плечи.

- Ну, - грозно смотрел на Лёшу папа, - кто разбил? Ты?

- Нет, не я, - ответил Лёша.

Складывая ремень вдвое, папа поворотился к Саше.

Саша молчал.

Схватив Сашу за руку, папа стал стегать его ремнём. Саша почему-то не плакал, не кричал. Папа стал стегать крепче, а Саша всё молчал и только смотрел Лёше в глаза.

- Папа, папа! – не выдержал Лёша. – Не бей Сашу – это я разбил зеркало!

Папа перестал настёгивать Сашу и протянул неуверенно:

-Врё-ёшь…

Лёша бросился к папе:

- Я, папочка, я! Накажи меня!

Лёша заплакал в голос.

- Чего ревёшь, как рыба белуга, - недовольно отстранял от себя Лёшу папа.
А Лёша плакал всё громче и хватал папину руку с ремнём:

- Это я… Это я разбил…

- Шут вас разберёт, - сердито произнёс папа и, хлопнув дверью, закрылся в гостиной.

Отчаянно плача, Лёша подошёл к Саше, и старший брат прижал его к себе, как делал всегда, когда Лёше было плохо.

Беседа по вопросам:

- Кто разбил зеркало?

- Как Лёша разбил зеркало?

- Почему папа сначала обратился к Саше?

- Почему Лёша не признал своей вины?

- Что сделал папа?

- Как вёл себя Саша во время наказания?

- Почему Лёша не выдержал и бросился к отцу?

- Чем закончилась эта история?

- Как Саша относится к Лёше?

- Почему Лёша плакал?

А теперь вы расскажите о своих братьях, сёстрах. Как вы дружите, из-за чего ссоритесь?

(Ответы детей.)

Между братьями, сёстрами иногда происходят разногласия, но всё равно нужно любить друг друга и проявлять заботу.

Стихотворение Е. Санина «Молитва за сестру» читает воспитанник.

У сестры моей – простуда.

Очень-очень тяжко ей.

Господи, яви нам чудо:

Исцели её скорей!

Послушайте пословицы. Как вы их понимаете?

Изба детьми весела.

На что и клад, коли в семье лад.

Вместе тесно, а врозь –скучно.

Братская любовь лучше каменных стен.

(Ответы детей.)

Если в семье дети будут любить и понимать друг друга, то эти отношения они сохранят и во взрослой жизни.

Какие отношения должны быть между братьями и сёстрами в семье?

(Ответы детей.)

Брат с сестрой (Эдит Сницарук)

Брат с сестрой. Ведь как чудесно

Видеть их вдвоём всегда.

Вместе на прогулке, дома,

Друг без друга никуда.

Чем бы их не угостили

Делят поровну они

И занятие находят,

Когда в комнате одни.

Если кто-то их обидит,

То заступятся тогда

Друг за друга непременно

И дадут отпор всегда.

Пусть они повсюду вместе

Рука об руку идут.

Знают, что они кровинки,

Рядом на земле живут.

Источники:

http://lit-yaz.ru/istoriya/76155/index.html

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-nashi-bratya-i-syostri-dlya-detey-s-ovz-3493184.html

https://www.liveinternet.ru/users/5157860/post364169162/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Братья и сестры

Материал по психологии о взаимоотношении сестёр и братьев....

Братья и сестры: урок обществознания в 5 классе

урок по учебнику обществознания серии "Алгоритм успеха" издательства Вентана - Граф в рамках системно - деятельностного подходаЦели для учащихся: Учащиеся должны понимать: важную роль братьев и сестер...

Братья и сестры-что для нас значат эти отношения

Братья и сестры – что для нас значат эти отношения      Мысли о брате и сестре всегда вызывают теплые чувства. Хотя в детстве мы неоднократно спорим, деремся и издеваемся друг над ...

Федор Абрамов "Братья и сестры"

Статья о романе Ф. Абрамова "Братья и сестры", тетралогия...

разработка урока по теме «Братья и сестры -школа взаимоотношений» Обществознание 5 класс

Урок нацелен на формирование регулятивных учебных действий у учащихся ....