Братья и сестры: урок обществознания в 5 классе
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Тимачева Татьяна Михайловна

урок по учебнику обществознания серии "Алгоритм успеха" издательства Вентана - Граф в рамках системно - деятельностного подхода

Цели для учащихся: Учащиеся должны понимать: важную роль братьев и сестер для будущей взрослой жизни.

Учащиеся должны уметь:

1. внимательно читать текст, понимать прочитанное, строить высказывание.

2. составлять простой план текста.

3. делать выводы на основе анализа полученной  информации.

4.понимать  и составлять информацию в графической форме.

 

Цели для учителя

Образовательные: понимание учащимися важности отношений братьев и сестер для будущей взрослой жизни.

Развивающие: формирование у учащихся  умения поиска информации и понимания прочитанного текста, умения преобразовывать и интерпретировать информацию..

Воспитательные: формирование личностных и регулятивных УУД.

 Реализация не только предметной программы, но и междисциплинарных программ: программы Стратегии смыслового чтения и работа с текстом, программы формирования УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bratya_i_sestry_konspekt.docx17.28 КБ
Файл rabochiy_list.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 5б классе.

Тема «Братья и сестры»

  1. Орг. момент (учебники закрыты, на партах рабочие листы, записи урока будут делаться в них, подпишите фамилию). Обратить внимание учеников на гостей.
  2. Введение в тему: формулирование темы урока, цели урока.

Ребята, у кого из вас есть братья или сестры? Сколько их? Старше они или младше? Расскажите о них, о ваших взаимоотношениях.

Вопрос к остальным: выскажите мнение: в какой семье хорошо ребенку, где он один или у него есть братья или сестры?  

Как будет формулироваться тема нашего урока?

Откройте учебник, параграф 17, запишите тему в рабочем листе.

Просмотрите параграф, какая у нас будет последовательность изучения темы?

В рабочих листах вы видите таблицу  ЗХУ что означают эти буквы?

Сформулируйте 1 -2 предложениями, что вы знаете об отношениях братьев и сестер.

Проверка – определение круга первоначальных знаний.

Введение в тему: постановка учебной цели и  задачи.

Зачем мы с вами на уроке будем говорить о братьях и сестрах? Почему именно о них, а не о дедушках и бабушках, например?

В беседе формулируется проблемный вопрос – цель урока: какую роль играют братья и сестры в нашей жизни?

Записываем вопрос  в среднюю графу таблицы.

Можете ещё одним предложением сформулировать для себя, что хотите узнать по этой теме.

В конце урока сможете на этот вопрос ответить? Что нужно сделать, чтобы ответить на него? К каким источникам знаний обратиться? (мы уже обратились к личному опыту одноклассников, надо почитать учебник, что о взаимоотношениях братьев и сестер говорят ученые? - психологи)

  1. Изучение нового материала. Организация работы учащихся.

Посмотрите на задание №1 в рабочем листе, что за форма информации представлена? – схема (рисую её на доске), что означает расположение частей этой схемы? Мы говорим о братьях и сестрах и вспоминайте устройство древнеегипетского общества – пирамиды: кто вверху, кто внизу. Обозначьте эти части (старшие, младшие).

 

Прочитайте задание.

Задание 1. Опираясь на текст учебника (стр.100 первый абзац сверху) дайте характеристику старшим и младшим братьям или сестрам. Характеризуйте отдельными словами – прилагательными, существительными или глаголами (например «ответственный»). Каждое слово впишите в схему. На работу 3 минуты выполняйте вместе с соседом по парте.

Проверяем:

Положение «я» каково в этой схеме? – средний.

Представьте  ситуацию – вы средний ребенок в семье, у вас старший и младший братья, опишите свое положение. А если это сестра, что изменится?

Мальчик: со старшим братом играть в футбол, поможет сделать уроки, защитит, посоветует; младшему я сам посоветую, помогу. Если сестра старшая, она на стол накроет, приготовит, портфель соберет, а младшая – гулять с ней буду играть.

Девочка: старший брат защитит, старшая сестра будет подружка, посоветует, за младшими буду ухаживать, помогать маме.

Подводим промежуточные итоги: какую роль играют младшие или старшие братья и сестры?

(учат сотрудничеству; учитывать интересы других; крепкая семья в будущем; доверительные отношения; приобретение друзей, защитников; развитие ответственности, добросовестности, самостоятельности, самодисциплины.)

Прочитайте задание №2

Разделите пункт 2 «Особые братья и сестры» на подпункты и дайте им названия. Что вам надо сделать? Составить план. Как составить план? Кто забыл – смотри памятку № 1стр 137 учебника. Сколько времени потребует от вас эта работа?  10 минут. Работайте в паре, советуйтесь, пусть у вас будет один план на двоих «Одна голова – хорошо, а 2 лучше».

Проверяем, сверяем с эталоном (в ответах).

Подводим промежуточный итог: какую роль играют младшие или старшие братья и сестры?

(умение общаться; любить близких; быть милосердным, терпимым, внимательным; умение разрешать конфликты.)

Что такое конфликт? Конфликты чаще происходят между старшими и младшими братьями – сестрами или ровесниками? От кого зависит, какие отношения складываются между сестрами и братьями?

Читаем вслух пример семьи императора. От кого зависит, какие отношения складываются между сестрами и братьями?

Какой у нас вначале урока был проблемный вопрос – цель урока? Сделаем вывод – ответим на вопрос. Обратите внимание на задание № 3 в рабочем листе. Сначала называем вслух, затем заполняют схему. На доске один пример как образец я вписываю.

Подведите итоги, что вы узнали на уроке? В графе «У» таблицы ЗХУ 1 – 2 предложениями запишите, что вы узнали на уроке о братьях и сестрах.

 Придумайте соседу один толстый и один тонкий вопрос по теме, запишите вопрос в рабочем листе.  

Проводят опрос вслух.

Посмотрите на критерии оценивания, оцените себя устно, письменно.

Сообщаю свое мнение о их работе.

Через 5 минут после начала работы учащихся – физкультминутка.

           

  1. д/з: параграф 17, задание №


Предварительный просмотр:

Рабочий лист учащегося 5б класса________________________________________________

Дата урока____________________

Тема урока___________________________________________________________________

З

Х

У

Задание 1. Опираясь на текст учебника (стр.100 первый абзац сверху) дайте характеристику старшим и младшим братьям или сестрам. Характеризуйте отдельными словами – прилагательными, существительными или глаголами (например «ответственный»). Каждое слово впишите в схему.

                                                                                                         

Задание № 2. Разделите пункт 2 «Особые братья и сестры» на подпункты и дайте им названия.  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3  заполни обобщающую схему (формулируй словосочетания, например – «учат сотрудничеству»).

                                                                                                                                                       

                                                                                                             

Лист самооценки.

Критерии оценивания

самооценка

Оценка учителя

1

Выполнил(а) задание №1

2

Выполнил(а) задание №2 (составил(а) план, точно отражающий содержание текста)

3

Выполнил(а) задание №3

4

Поделился  личным жизненным опытом

5

Отвечал(а) на вопросы учителя

6

Сформулировал записи в таблице ЗХУ

7

Сотрудничал с одноклассником при выполнении заданий

8

Внимательно слушал ответы одноклассников

Максимальное количество баллов – 40     ИТОГО

                                                                                   

Перевод баллов в оценки по образцу:

От 40 до баллов

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...