Братья и сестры: урок обществознания в 5 классе
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
урок по учебнику обществознания серии "Алгоритм успеха" издательства Вентана - Граф в рамках системно - деятельностного подхода
Цели для учащихся: Учащиеся должны понимать: важную роль братьев и сестер для будущей взрослой жизни.
Учащиеся должны уметь:
1. внимательно читать текст, понимать прочитанное, строить высказывание.
2. составлять простой план текста.
3. делать выводы на основе анализа полученной информации.
4.понимать и составлять информацию в графической форме.
Цели для учителя
Образовательные: понимание учащимися важности отношений братьев и сестер для будущей взрослой жизни.
Развивающие: формирование у учащихся умения поиска информации и понимания прочитанного текста, умения преобразовывать и интерпретировать информацию..
Воспитательные: формирование личностных и регулятивных УУД.
Реализация не только предметной программы, но и междисциплинарных программ: программы Стратегии смыслового чтения и работа с текстом, программы формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bratya_i_sestry_konspekt.docx | 17.28 КБ |
rabochiy_list.docx | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 5б классе.
Тема «Братья и сестры»
- Орг. момент (учебники закрыты, на партах рабочие листы, записи урока будут делаться в них, подпишите фамилию). Обратить внимание учеников на гостей.
- Введение в тему: формулирование темы урока, цели урока.
Ребята, у кого из вас есть братья или сестры? Сколько их? Старше они или младше? Расскажите о них, о ваших взаимоотношениях.
Вопрос к остальным: выскажите мнение: в какой семье хорошо ребенку, где он один или у него есть братья или сестры?
Как будет формулироваться тема нашего урока?
Откройте учебник, параграф 17, запишите тему в рабочем листе.
Просмотрите параграф, какая у нас будет последовательность изучения темы?
В рабочих листах вы видите таблицу ЗХУ что означают эти буквы?
Сформулируйте 1 -2 предложениями, что вы знаете об отношениях братьев и сестер.
Проверка – определение круга первоначальных знаний.
Введение в тему: постановка учебной цели и задачи.
Зачем мы с вами на уроке будем говорить о братьях и сестрах? Почему именно о них, а не о дедушках и бабушках, например?
В беседе формулируется проблемный вопрос – цель урока: какую роль играют братья и сестры в нашей жизни?
Записываем вопрос в среднюю графу таблицы.
Можете ещё одним предложением сформулировать для себя, что хотите узнать по этой теме.
В конце урока сможете на этот вопрос ответить? Что нужно сделать, чтобы ответить на него? К каким источникам знаний обратиться? (мы уже обратились к личному опыту одноклассников, надо почитать учебник, что о взаимоотношениях братьев и сестер говорят ученые? - психологи)
- Изучение нового материала. Организация работы учащихся.
Посмотрите на задание №1 в рабочем листе, что за форма информации представлена? – схема (рисую её на доске), что означает расположение частей этой схемы? Мы говорим о братьях и сестрах и вспоминайте устройство древнеегипетского общества – пирамиды: кто вверху, кто внизу. Обозначьте эти части (старшие, младшие).
Прочитайте задание.
Задание 1. Опираясь на текст учебника (стр.100 первый абзац сверху) дайте характеристику старшим и младшим братьям или сестрам. Характеризуйте отдельными словами – прилагательными, существительными или глаголами (например «ответственный»). Каждое слово впишите в схему. На работу 3 минуты выполняйте вместе с соседом по парте.
Проверяем:
Положение «я» каково в этой схеме? – средний.
Представьте ситуацию – вы средний ребенок в семье, у вас старший и младший братья, опишите свое положение. А если это сестра, что изменится?
Мальчик: со старшим братом играть в футбол, поможет сделать уроки, защитит, посоветует; младшему я сам посоветую, помогу. Если сестра старшая, она на стол накроет, приготовит, портфель соберет, а младшая – гулять с ней буду играть.
Девочка: старший брат защитит, старшая сестра будет подружка, посоветует, за младшими буду ухаживать, помогать маме.
Подводим промежуточные итоги: какую роль играют младшие или старшие братья и сестры?
(учат сотрудничеству; учитывать интересы других; крепкая семья в будущем; доверительные отношения; приобретение друзей, защитников; развитие ответственности, добросовестности, самостоятельности, самодисциплины.)
Прочитайте задание №2
Разделите пункт 2 «Особые братья и сестры» на подпункты и дайте им названия. Что вам надо сделать? Составить план. Как составить план? Кто забыл – смотри памятку № 1стр 137 учебника. Сколько времени потребует от вас эта работа? 10 минут. Работайте в паре, советуйтесь, пусть у вас будет один план на двоих «Одна голова – хорошо, а 2 лучше».
Проверяем, сверяем с эталоном (в ответах).
Подводим промежуточный итог: какую роль играют младшие или старшие братья и сестры?
(умение общаться; любить близких; быть милосердным, терпимым, внимательным; умение разрешать конфликты.)
Что такое конфликт? Конфликты чаще происходят между старшими и младшими братьями – сестрами или ровесниками? От кого зависит, какие отношения складываются между сестрами и братьями?
Читаем вслух пример семьи императора. От кого зависит, какие отношения складываются между сестрами и братьями?
Какой у нас вначале урока был проблемный вопрос – цель урока? Сделаем вывод – ответим на вопрос. Обратите внимание на задание № 3 в рабочем листе. Сначала называем вслух, затем заполняют схему. На доске один пример как образец я вписываю.
Подведите итоги, что вы узнали на уроке? В графе «У» таблицы ЗХУ 1 – 2 предложениями запишите, что вы узнали на уроке о братьях и сестрах.
Придумайте соседу один толстый и один тонкий вопрос по теме, запишите вопрос в рабочем листе.
Проводят опрос вслух.
Посмотрите на критерии оценивания, оцените себя устно, письменно.
Сообщаю свое мнение о их работе.
Через 5 минут после начала работы учащихся – физкультминутка.
- д/з: параграф 17, задание №
Предварительный просмотр:
Рабочий лист учащегося 5б класса________________________________________________
Дата урока____________________
Тема урока___________________________________________________________________
З | Х | У |
Задание 1. Опираясь на текст учебника (стр.100 первый абзац сверху) дайте характеристику старшим и младшим братьям или сестрам. Характеризуйте отдельными словами – прилагательными, существительными или глаголами (например «ответственный»). Каждое слово впишите в схему.
Задание № 2. Разделите пункт 2 «Особые братья и сестры» на подпункты и дайте им названия. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3 заполни обобщающую схему (формулируй словосочетания, например – «учат сотрудничеству»).
Лист самооценки.
№ | Критерии оценивания | самооценка | Оценка учителя |
1 | Выполнил(а) задание №1 | ||
2 | Выполнил(а) задание №2 (составил(а) план, точно отражающий содержание текста) | ||
3 | Выполнил(а) задание №3 | ||
4 | Поделился личным жизненным опытом | ||
5 | Отвечал(а) на вопросы учителя | ||
6 | Сформулировал записи в таблице ЗХУ | ||
7 | Сотрудничал с одноклассником при выполнении заданий | ||
8 | Внимательно слушал ответы одноклассников | ||
Максимальное количество баллов – 40 ИТОГО |
Перевод баллов в оценки по образцу:
От 40 до баллов | Оценка «5» |
Оценка «4» | |
Оценка «3» | |
Оценка «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...
Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»
Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...