Духовно-нравственное воспитание кадет в условиях кадетского корпуса
статья (6 класс)
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы.Духовно-нравственное воспитание кадет - один из обязательных компонентов образовательного процесса. Уклад современной школьной жизни кадет – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание кадет в условиях кадетского корпуса.
Гражданская позиция и чувство патриотизма – основа, формирующая будущего гражданина России. Соответственно в воспитательной деятельности одним из главных направлений является духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание.
Гражданскую позицию и безграничную любовь к своей Родине формирует в ребенке, как все его окружение, так и организованная в данном направлении воспитательная работа.
Национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы.
Духовно-нравственное воспитание кадет - один из обязательных компонентов образовательного процесса. Уклад современной школьной жизни кадет – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,
-формировать самодисциплину;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии,
Внеурочная деятельность
Планирование формирования основных культурных ценностей включает проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
- общешкольные или семейные праздники;
- коллективные творческие дела;
- интеллектуальные викторины;
- конкурсы;
- диспуты;
- слёты
- военно-спортивные игры.
Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
- кружков;
- секций.
Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.
При планировании коллективных дел важно ставить цели и задачи, планировать свои действия во времени, выявлять необходимые ресурсы, определять ответственных и распределять роли.
Внешкольная деятельность
Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики.
Смысл таких мероприятий заключается в том, что кадеты привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это способствует формированию активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.
Например, кадеты принимают участие в реализации социальных проектов «Сохраним памятники», «Чистота моих улиц» и т.д.
В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности включаю следующие мероприятия:
- трудовые и экологические десанты;
- экскурсии;
- благотворительные или гражданские акции;
- военно-патриотические мероприятия.
Семейное воспитание
Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и корпус не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой.
Для этого:
- провожу семейные праздники;
- использую систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
- приобщаю родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
Также уделяю внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей кадет и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого организовываю тематические беседы, консультации для родителей.
Воспитать духовно гармоничную личность можно только совместными усилиями педагогов и семьи, когда дети могут брать пример с людей (их поступков), которые их постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.
Проведение праздников «День матери», «8 Марта», «День защитника Отечества» стали доброй традицией в нашем классе. Мероприятия стали традиционными.
На празднование «Дня Матери» дети приготовили программу «Час сердечного общения с мамой». Что для ребёнка может быть важнее, чем внимание матери, её ласковый взгляд и просто присутствие рядом? Дети удивляли гостей совершенно неподдельным желанием показать все свои таланты, способности и умения. Всё своё творчество они дарили своим мамам, которые были приятно удивлены необычным талантам своих детей.
Но семья это не только мама и ребёнок. Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга, выводит интересы ребёнка за порог собственного дома. Детям совершенно необходим зримый пример мужского поведения. Мужская требовательность тем и хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности.
К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца, он становится для детей только источником дохода.
И для того, чтобы поднять авторитет отца в глазах ребёнка, укрепить отношения между семьёй и школой, сплотить детей и родителей в канун Дня защитника Отечества ежегодно проводится праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!» Дети приготовили папам стихи, загадки, а папы рассказали детям о своей работе, о том, как служили в армии. Праздник закончился чаепитием.
Привлечение родителей к общественной работе в корпусе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечение в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.
Через совместную деятельность родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к корпусу, как посторонние наблюдатели.
Изучение культурологических основ традиционных российских религий
Эта структурная часть воспитательной работы направлена на социализацию школьников путем приобщения к историческим и культурологическим основам российских религий. Дети должны знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного сообщества.
Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:
- различные исторические и краеведческие игры и викторины;
- уроки здоровья;
- спортивные соревнования;
- смотр строя и песни;
- дни памяти;
- праздник военно-патриотической песни;
- акции «Скажи наркотикам - нет»;
- различные экскурсии и т.д.
Одним из таких мероприятий был праздник «Посвящение в кадеты».
В этом году кадеты были участниками парада ко Дню защитника Отечества и ко Дню Победы на главной площади города Североморска. За участие в значимых мероприятиях города они награждены медалями Министерства обороны.
Гордость Североморского кадетского корпуса – оркестр барабанщиков. Воспитанники занимаются с 6 класса под руководством квалифицированных музыкантов, которых обучают их не только музыке, но и строевым приемам.
Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами, такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Сравнительный метод вообще прекрасное средство для воспитания ума и души. Чем более мыслящим является человек, тем скорее он приходит к духовности и нравственности, тем прочнее его патриотические взгляды, принципы, убеждения. Бездумные патриоты никому не нужны. В основу воспитания должна быть положена государственно-патриотическая идея. Без патриотизма не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону.
Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы кадетского класса является процесс непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, соблюдение субординации и подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.
Оценка деятельности кадет.
В качестве мер общественного воздействия следующие виды поощрений:
- объявление благодарности;
- награждение грамотой;
- награждение ценным подарком;
- ходатайство о повышении в звании;
- снятие ранее наложенного общественного порицания.
В качестве мер общественного воздействия можно:
- указать привлекаемому на несоблюдение им требований кодекса кадетской чести;
- объявить товарищеское предупреждение;
- объявить общественное порицание;
- возбудить ходатайство об изменении воинского положения (снижение звания, отчисление из кадетского класса)
Кадетское воспитание – строго согласованная с общими началами государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовно-нравственное развитие личности Национальный воспитательный идеал «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы.
Задачи духовно-нравственного воспитания: воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения; формировать этические и моральные нормы и правила поведения; формировать самодисциплину; воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека; ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии.
Внеурочная деятельность Планирование формирования основных культурных ценностей включает проведение внеурочных воспитательных мероприятий: общешкольные или семейные праздники; коллективные творческие дела; интеллектуальные викторины; конкурсы; диспуты; слёты военно-спортивные игры.
Внешкольная деятельность Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что кадеты привлекаются к решению важных социальных и общественных задач . Это способствует формированию активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.
Внешкольная деятельность В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности включаю следующие мероприятия: трудовые и экологические десанты; экскурсии; благотворительные или гражданские акции; военно-патриотические мероприятия.
Семейное воспитание Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и корпус не заменяет, а усиливает этот процесс. Для этого: провожу семейные праздники; использую систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей; приобщаю родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
Проведение праздников «День Матери», «8 марта» и «День защитника Отечества» - добрая традиция класса
Участие в значимых мероприятиях города Североморска
Гордость Североморского кадетского корпуса - оркестр барабанщиков
Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий: различные исторические и краеведческие игры и викторины; уроки здоровья; спортивные соревнования; смотр строя и песни; дни памяти; праздник военно-патриотической песни; акции «Скажи наркотикам - нет»; различные экскурсии и т.д.
Оценка деятельности кадет В качестве мер общественного воздействия следующие виды поощрений: объявление благодарности; награждение грамотой; награждение ценным подарком; ходатайство о повышении в звании; снятие ранее наложенного общественного порицания. В качестве мер общественного воздействия можно: указать привлекаемому на несоблюдение им требований кодекса кадетской чести; объявить товарищеское предупреждение; объявить общественное порицание; возбудить ходатайство об изменении воинского положения (снижение звания, отчисление из кадетского класса)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»
Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...
Экспериментальная программа «Военно-патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях Кадетского корпуса»
Все чаще патриотизм выступает как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- и военно- исторический компоненты. В этой связи значител...
«Формирование опыта духовно-нравственного поведения воспитанников на примере Омского кадетского военного корпуса», научно-исследовательская работа, 11 класс
Научно-исследовательская работа представлена на региональной научно-практической конференции: "Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения" ...
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание кадетов в условиях школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности.
В гимназии открыты два кадетских класса: "Ушаковцы", "Юные друзья полиции"....
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В статье рассматриваются совреме...
Серия занятий по психологии, направленная на адаптацию кадет - новобранцев к условиям кадетского корпуса
Изначально игра с песком применялась только при работе с детьми, но очень быстро эта методика стала использоваться в разных возрастных группах. Для кадет - новобранцев игры с песком – это возмож...
Статья "К вопросу о патриотическом воспитании кадет Горожанского казачьего кадетского корпуса".
Данная статья раскрывает содержание и цели патриотического воспитания кадет КОУ ВО "Горожанский казачий кадетский корпус"....