Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
рабочая программа (7 класс)

Абсалямова Гульсум Гайзулловна

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. 

Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: интереса к урокам русского языка, любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Всего 34 часа. Частота занятий - 1 раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Темясово

муниципального района Баймакский район РБ

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей ______________________

Протокол №____

от____________20____г.

Руководитель ШМО

________/_____________/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______/                                       /

______________20____года

Утверждаю

Директор школы

__________/                               /

_______________20____года

           

                              

   

Рабочая программа

внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский» в 7 классе

на 2018-2019 учебный год

учителя русского языка и литературы

Абсалямовой Г.Г.

2018


1. Пояснительная записка

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. 

Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.  Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: интереса к урокам русского языка, любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

2. Планируемые результаты освоения кружковой деятельности

К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

по  морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по   синтаксису: определять синтаксическую  роль  частей  речи;  различать и  правильно строить  предложения;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по   пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 7 классах.

3. Содержание программы

1. Язык и речь - чудо из чудес. . (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.)

2. Необычные правила. 1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил.)

3. Путеводные звёзды орфографии. 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)

4. Если матрёшки не откликнулись… . (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? . (Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

6. Хитрый звук «йот» 1ч. (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

7. Слова-тёзки. 1ч. (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).

8. Различай и отличай. . (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

9. Поиск нужного слова. 1ч. (Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)

10. Многословие. 1ч. (Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).

11. Каламбур и многозначность. 1ч. (Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

12. Тайно слово родилось. . (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)

13. Судьба слова. 1ч. (Лингвистические игры. «Происхождение слов».)

14. Проще простого или сложнее сложного. 1ч. (.Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях,  для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

15. Согласуй меня и помни. 1ч. (Составление текстов с согласованием  названий городов, названий рек, озер, заливов и пр. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)

16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

17. Наречие как часть речи. 1ч. (Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)

18. Образование бывает разным. 1ч. (Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)

19. Разряд, становись в ряд!. 1ч. (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.)

20. Узнай меня по суффиксу! 1ч. (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)

21. Некогда или никогда? 1ч. (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).

22. Затруднительное состояние. 1ч. (Слова категории состояния: их виды  и  применение. Дидактические упражнения)

23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме. 1ч. (Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.)

24. Употреби  меня со словом. 1ч. (Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)

25. То же, так же  иль за то? 1ч. (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)

26. Соединю простое в сложное. 1ч. (Роль союзов в тексте. Построение текстов.)

27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. 1ч. (Разряды частиц. Игры на внимание.)

28. Не могу не знать - я знаю! 1ч. (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста)

29. Будешь вежлив ты со мной. . (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)

30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» 1ч. (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)

31. Заговори, чтоб я тебя увидел. 1ч. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)

32. «Стильная речь» 1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.)

33. Типы речи или типы в речи. 1ч. (Работа с текстами, определение типов речи)

34. Итоговое занятие за год. Защита проекта. 1ч.

Всего 34 ч. Частота занятий – 1 раз в неделю.


4. Тематическое планирование

п/п

Раздел. Темы

Кол-во

часов

Темы, даты

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Введение

1. Язык и речь - чудо из чудес

1

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. 

Познавательные: понять роль языка в жизни человека.

Орфография

1. Необычные правила.

2. Путеводные звёзды орфографии.

3. Если матрёшки не откликнулись…

4. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

5. Хитрый звук «йот»

5

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: понять значение словарей для повышения грамотности.

Лексическая стилистика

  1. Слова-тёзки.
  2. Различай и отличай.
  3. Поиск нужного слова 
  4. Многословие.
  5. Каламбур и многозначность.
  6. Тайно слово родилось.
  7. Судьба слова.

7

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию  к

выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:  понимать смысл пословиц и поговорок и умело применять их в речи.

Грамматика. Морфология и синтаксис.

Предложение

1. Проще простого или сложнее сложного.

2. Согласуй меня и помни.

2

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: понять значение словарей для повышения грамотности.

Итоговое занятие

1

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: Знакомиться с происхождением русских имён, знать из значение.

Морфология

  1. Наречие как часть речи.
  2. Образование бывает разным.
  3. Разряд, становись в ряд!
  4. Узнай меня по суффиксу!
  5. Некогда или никогда?
  6. Затруднительное состояние.
  7. Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.
  8. Употреби  меня со словом.
  9. То же, так же  иль за то?
  10. Соединю простое в сложное.
  11. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.
  12. Не могу не знать - я знаю!
  13. Будешь вежлив ты со мной.
  14. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

14

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные:  отрабатывать в игровой форме правописание орфограмм.

Культура речи

1. Заговори, чтоб я тебя увидел.

2. «Стильная речь»

3. Типы речи или типы в речи.

     3

Коммуникативные:  уметь работать в коллективе, распределять обязанности, логически завершать начатое.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:  закреплять правописание словарных слов.

Итоговое занятие

1

Коммуникативные:  слушать инструкцию, работать в группе, решать поставленные задачи.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:  собирать материал по заданной теме, усвоить понятие проекта и цель работы над ним.

Итого

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"

           В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык".

Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Моя радуга»

Программа  внеурочной деятельности по русскому языку  «Моя радуга» для 1 класса....