Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
рабочая программа (7 класс)
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: интереса к урокам русского языка, любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Всего 34 часа. Частота занятий - 1 раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Темясово
муниципального района Баймакский район РБ
Рассмотрено на заседании ШМО учителей ______________________ Протокол №____ от____________20____г. Руководитель ШМО ________/_____________/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/ / ______________20____года | Утверждаю Директор школы __________/ / _______________20____года |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский» в 7 классе
на 2018-2019 учебный год
учителя русского языка и литературы
Абсалямовой Г.Г.
2018
1. Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: интереса к урокам русского языка, любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
2. Планируемые результаты освоения кружковой деятельности
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить предложения;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 7 классах.
3. Содержание программы
1. Язык и речь - чудо из чудес. 1ч. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.)
2. Необычные правила. 1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил.)
3. Путеводные звёзды орфографии. 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)
4. Если матрёшки не откликнулись… 1ч. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? 1ч. (Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
6. Хитрый звук «йот» 1ч. (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
7. Слова-тёзки. 1ч. (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).
8. Различай и отличай. 1ч. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
9. Поиск нужного слова. 1ч. (Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)
10. Многословие. 1ч. (Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).
11. Каламбур и многозначность. 1ч. (Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
12. Тайно слово родилось. 1ч. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)
13. Судьба слова. 1ч. (Лингвистические игры. «Происхождение слов».)
14. Проще простого или сложнее сложного. 1ч. (.Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
15. Согласуй меня и помни. 1ч. (Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)
16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
17. Наречие как часть речи. 1ч. (Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)
18. Образование бывает разным. 1ч. (Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)
19. Разряд, становись в ряд!. 1ч. (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.)
20. Узнай меня по суффиксу! 1ч. (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)
21. Некогда или никогда? 1ч. (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).
22. Затруднительное состояние. 1ч. (Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения)
23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. 1ч. (Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.)
24. Употреби меня со словом. 1ч. (Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)
25. То же, так же иль за то? 1ч. (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)
26. Соединю простое в сложное. 1ч. (Роль союзов в тексте. Построение текстов.)
27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. 1ч. (Разряды частиц. Игры на внимание.)
28. Не могу не знать - я знаю! 1ч. (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста)
29. Будешь вежлив ты со мной. 1ч. (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)
30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» 1ч. (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)
31. Заговори, чтоб я тебя увидел. 1ч. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)
32. «Стильная речь» 1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.)
33. Типы речи или типы в речи. 1ч. (Работа с текстами, определение типов речи)
34. Итоговое занятие за год. Защита проекта. 1ч.
Всего 34 ч. Частота занятий – 1 раз в неделю.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Темы | Кол-во часов | Темы, даты | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Введение 1. Язык и речь - чудо из чудес | 1 | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: понять роль языка в жизни человека. | |||
Орфография 1. Необычные правила. 2. Путеводные звёзды орфографии. 3. Если матрёшки не откликнулись… 4. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? 5. Хитрый звук «йот» | 5 | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: понять значение словарей для повышения грамотности. | |||
Лексическая стилистика
| 7 | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: понимать смысл пословиц и поговорок и умело применять их в речи. | |||
Грамматика. Морфология и синтаксис. Предложение 1. Проще простого или сложнее сложного. 2. Согласуй меня и помни. | 2 | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: понять значение словарей для повышения грамотности. | |||
Итоговое занятие | 1 | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: Знакомиться с происхождением русских имён, знать из значение. | |||
Морфология
| 14 | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции. Познавательные: отрабатывать в игровой форме правописание орфограмм. | |||
Культура речи 1. Заговори, чтоб я тебя увидел. 2. «Стильная речь» 3. Типы речи или типы в речи. | 3 | Коммуникативные: уметь работать в коллективе, распределять обязанности, логически завершать начатое. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: закреплять правописание словарных слов. | |||
Итоговое занятие | 1 | Коммуникативные: слушать инструкцию, работать в группе, решать поставленные задачи. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: собирать материал по заданной теме, усвоить понятие проекта и цель работы над ним. | |||
Итого | 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык".
Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Моя радуга»
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Моя радуга» для 1 класса....