Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса.
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа для внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_9_klassa.docx | 48.52 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Темясово
муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики и информатики Протокол № 1 от_______________2019 года Руководитель ШМО ________/______________________/ | Согласовано Заместитель директора по УВР _________/Абдрахманова З.А./ _______________2019 года | Утверждаю Директор школы ________/Авальбаев М.Ю./ ______________2019 года |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика. Мир текстовых задач»
общеинтеллектуальной направленности
для обучающихся 9б класса
учителя математики Юламановой М.А.
на 2019 – 2020 учебный год
с.Темясово, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ1. | Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные).......................................................................................... 3 | |
2. | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности ………………………………………………………………………………. 4 | |
3. | Тематическое планирование....................................................................... 7 Приложения: ………………………………………………………………10 Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
- Учебный план МОБУ СОШ с.Темясово на 2019-2020 уч. год.
- Годовой календарный учебный график на 2019-2020 уч.год МОБУ СОШ с.Темясово.
Цели курса:
- Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения текстовых задач
- Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
- Развитие логического мышления и вычислительных навыков.
- Развитие графической культуры учащихся.
Задачи курса:
- формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
- расширение и углубление курса математики;
- формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
- формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» предполагает достижение следующих результатов:
- в личностном направлении:
- Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирование качеств мышления;
- Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим спос обом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика. Мир текстовых задач» следующие:
- лекция,
- беседа,
- практикум по решению задач,
- тренировочные упражнения,
- зачёт,
- самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
- решение занимательных задач;
- участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
- подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
- Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
Содержание курса:
1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.
2. Решение текстовых задач арифметическим способом (2 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.
3. Решение текстовых задач на составление числа (2ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.
4. Задачи на движение (6 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.
5. Задачи на совместную работу (5 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
6. Задачи на проценты (5 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.
7. Задачи на смеси и сплавы (5 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.
8. Задачи на прогрессии (3 ч.)
Формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|<1. Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.
9. Нестандартные способы решения текстовых задач (5 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.
- Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики. | 1 |
2. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 2 |
3. | Решение текстовых задач на составление числа | 2 |
4. | Задачи на движение | 6 |
5. | Задачи на совместную работу. | 5 |
6. | Задачи на проценты | 5 |
7. | Задачи на смеси и сплавы. | 5 |
8. | Задачи на прогрессии. | 3 |
9. | Нестандартные способы решения текстовых задач. | 5 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Количество часов на год: в неделю 1, всего 34.
9 класс | |||||
№ | Дата | Тема занятия | Колич. часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
планиро- вания | факти- ческая | ||||
Основные типы текстовых задач | 1 | Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. | |||
Решение задач арифметическим способом. | 1 | Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. | |||
Решение задач арифметическим способом. | 1 | Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. | |||
Решение задач на составление чисел. | 1 | Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа. | |||
Решение задач на составление чисел. | 1 | Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа. | |||
Задачи на равномерное движение. | 1 | Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути. | |||
Задачи на движение по реке. | 1 | Решать задачи на движение по воде. | |||
Задачи на движение по реке. | 1 | Решать задачи на движение по воде. | |||
Движение по кольцевым дорогам. | 1 | Решать задачи на движение по окружности. | |||
Движение протяжённых тел. | 1 | Решать задачи на движение протяженных тел. | |||
Движение с косвенно выраженной скоростью. | 1 | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью. | |||
Задачи на работу. | 1 | Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу. | |||
Задачи на работу. | 1 | Решение задач на работу. | |||
Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. | |||
Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. | |||
Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. | |||
Задачи на проценты. | 1 | Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа. | |||
Простой и сложный процентный рост. | 1 | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. | |||
Простой и сложный процентный рост. | 1 | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. | |||
Формула сложных процентов. | 1 | Применение формулы сложных процентов. | |||
Формула сложных процентов. | 1 | Применение формулы сложных процентов. | |||
Задачи на смеси и сплавы. | 1 | Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы. | |||
Задачи на смеси и сплавы. | 1 | Решение задач на смеси и сплавы. | |||
Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. | |||
Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. | |||
Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. | |||
Задачи на прогрессии. | 1 | Применение формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. | |||
Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 1 | Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. | |||
Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 1 | Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. | |||
Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные) | |||
Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные) | |||
Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. | |||
Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. | |||
Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. | |||
Итого | 34 |
Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Ерина Т.М. Задачи на движение. //Математика для школьников, № 3, 2005
- Захарова А.Е. Несколько задач «про цены» // Математика в школе, №8, 2002
- Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. // Математика для школьников, №3, 2006
- Звавич Л.И. Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: пособие для учителя – М.Просвещение, 2001
- Кузнецова Л.В. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
- Э.Н.Балаян 1000 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике 5-11 кл 2015
- С.С. Минаева Дроби и проценты. Предпрофильная и профильная подготовка. Издательство Экзамен 2016
- Семенов А.Л., Ященко И.В.Математика. Типовые экзаменационные варианты. – М.Национальное образование, 2016-2019
- Шевкин А.В. Сборник задач. 5-6 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011
- Шевкин А.В. Сборник задач. 7-11 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011
Технические средства обучения:
∙ Мультимедийный компьютер
∙ Мультимедийный проектор
∙ Экран навесной.
∙ Доска магнитная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...