Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!" | 48.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса "Мы – славяне!" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.
Курс "Мы – славяне!" интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.
II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С детских лет входит в наше сердце глубокая привязанность к родным местам. «Поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не потеряют непостижимой власти над человеком, они помогают возгораться искрам любви к Отечеству». - писал К.Д. Ушинский. С чего начинается Отечество, Родина? Родина начинается с любви к ней. Для этого надо познать историю, нравственные и духовные богатства своей родной земли.
В древней Лаврентьевской летописи 750 лет назад написаны рукой неизвестного монаха строки: «О светло-светлая, и прекрасно укрепленная земля Русская! Многими красотами прославлена ты, озерами многими славишься, реками и источниками местно чтимыми, горами, крупными холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская…»
Чтобы сохранялось и дальше это чувство гордости, национального самосознания, необходимо больше уделять внимание изучению национальной культуры. Это способствует одновременно увеличению интереса учащихся к истории как к науке.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова в жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? Изучение программы курса "Мы – славяне!" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян, человеческая жизнь от смерти до рождения, быт русского народа, календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса.
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.
Курс "Мы – славяне!" интегрированный, так как тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 5 класса, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Мы – славяне!» в 5 классе отводится 70 часов в год ( 2 часа в неделю).
Основные цели курса :
- обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;
- формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории и ценностям отечественной культуры;
- дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе, развитие духовной культуры детей и творческого воображения подростков, расширение их художественного и общекультурного кругозора.
Задачи курса:
- Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
- Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.
- Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.
- Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.
Образовательные:
- Формирование у учащихся теоретического знания о народной культуре;
- Формирование представлений о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре;
- Формирование через познание народной культуры общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
- Учить учащихся выражать свои чувства, мысли с помощью изобразительного искусства, литературного творчества, пения, танца, музыки, технического творчества;
- Учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания о народной культуре на практике.
Развивающие:
- Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество;
- Содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
- Способствовать гармоничной социальной адаптации ребенка через участие в коллективном творчестве.
Воспитательные:
- Формирование мировоззренческих позиций, основанных на общечеловеческих ценностях;
- Осознание каждым учеником себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, заложенного в народной культуре;
- Способствовать философскому осмыслению мира и роли человека в нем.
С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихся.
Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа, товарища. Пополнять словарный запас – тоже задача курса.
Типы уроков и формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа с художественной литературой, игра, мастер-классы по изготовлению куклы, оберега, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности уч-ся при освоении материалов курса.
Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.
Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих письменных работ, устных сообщений в конце года, защиты проекта в конце года.
Формы и методы, используемые в работе по программе.
- Словесные методы:
- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
2. Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
3. Практические методы:
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов для изображения.
4. Методы контроля: ролевые игры, выполнение изделий.
Формы:
1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.
2. Совместная деятельность.
3. Праздники народного календаря и развлечения.
4. Наблюдения в быту и природе.
- Экскурсии в музей.
- Организация конкурсов рисунков и поделок.
- Посещение тематических выставок.
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Защита проектов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 5 класса
Учащиеся должны знать:
- что такое народная культура,
- иметь представление о национальном характере славян,
- традициях семьи, об укладе деревенской жизни, о нравственных ценностях;
- народные ремёсла и промыслы России;
- об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, пантеоне богов, праздниках, мифах о человеке;
- календарные обряды и обрядовый фольклор;
- быт русского народа, устои, традиции;
- особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома;
- традиции народной медицины.
Учащиеся должны уметь:
- использовать дополнительную литературу, интернет;
- использовать русские народные традиции в практической деятельности;
- разрабатывать несложные элементы, композиции декоративного оформления предметов быта и одежды.
- Применять результаты исследовательской деятельности для создания индивидуальных или групповых проектов;
- полученные знания и умения в жизни (нормы современного общения и этикета, соблюдение норм и традиций народной культуры, обучение, саморазвитие, оценка своей деятельности, самоконтроль).
Личностные результаты:
1. сформированность основ гражданской идентичности личности;
2. готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3. сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Предметные результаты:
1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений.
4.Знают мифы древних славян.
5.Знают особенности славянского календаря, основные календарные обряды и обычаи.
Метапредметные результаты:
1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2. способность к сотрудничеству и коммуникации;
3. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | |
практических | теоретических | ||
1 | Первое знакомство с древними славянами | 4 | 5 |
2 | О земном и небесном мироустоянии | 16 | 4 |
3 | Легендарная география славян. | 4 | 1 |
4 | Славянский город и жилище | 5 | - |
5 | Мой род – моя крепость | 3 | 2 |
6 | По одежке встречают | 6 | 2 |
7 | Не только красота | 5 | 2 |
8 | Мужская гордость | 10 | 1 |
Содержание занятий
1 раздел (9 ч.)
Первое знакомство с древними славянами
Знакомство с курсом. Происхождение славянских племен. Расселение. Общественный строй славян. Основные занятия.
2 раздел (20 ч.)
О земном и небесном мироустоянии
Мифы и предания древних славян. Знакомство с циклом важнейших языческих богов. Темные боги. Славянские мифические существа. Былинные богатыри
3 раздел (5 ч.)
Легендарная география славян
Изучение географических названий и мест, упомянутых в славянской мифологии.
4 раздел (5 ч.)
Славянский город и жилище
Древнейшие поселения. Появление городов. Планировка города. Особенности и отличительные признаки славянских городов. Строительство дома и обычаи с ним связанные. Внутреннее убранство жилища. Правила выбора места для постройки дома.
5 раздел (5 ч.)
Мой род – моя крепость
Большая древнерусская семья и обязанности в ней. Правила воспитания детей. Близкие и дальние родственники. Свадебный обряд древних славян. Приметы и обычаи при рождении ребенка. Основные праздники славян. Время и правила празднования. Русские народные игры.
6 раздел (8 ч.)
По одежке встречают
Знакомство с ткацким станом, прялкой и другими орудиями для прядения и ткачества.
Знакомство с разновидностями тканей и материалов для их изготовления. Беление и крашение. Основные виды одежды: рубаха, одёжа, порты, пояс, штаны, шапка, сарафан, понева. Головной убор. Виды обуви.
7 раздел (7 ч.)
Не только красота
Виды украшений - бусы, гривны, кольца, браслеты. Обереги. Мастер-класс по изготовлению оберега.
8 раздел (11 ч.)
Мужская гордость
Оружие ближнего боя – мечи, копья, сабли, топорики, кистень, булава. Оружие дальнего боя - лук, стрелы. Разновидности доспехов.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Дата проведения | |
план | факт | ||||
РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ДРЕВНИМИ СЛАВЯНАМИ (9 ч.) | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с курсом | 3.09 | |
2 | Восточнославянские племена | 1 | Знакомство с племенами восточных славян. Составление карты расселения славянских племен. | 5.09 | |
3 | Н.М. Карамзин «История государства Российского». | 1 | Комментированное чтение рассказов о славянских племенах, о древних русских городах, о характере древних славян. | 10.09 | |
4 | Соседи славян. | 1 | Знакомство с племенами – соседями славян. Выяснение того, какое влияние они оказывали друг на друга. | 12.09 | |
5 | Повесть временных лет | 1 | Знакомство с летописью как историческим источником. Чтение и анализ отрывков из летописи. | 17.09 | |
6 | Как жили восточные славяне | 1 | Общественный строй славян. Их основные занятия. Виды земледелия и ремесла. | 19.09 | |
7 | Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле». | 1 | Правила о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище. | 24.09 | |
8 | Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле». | 1 | Создание книги «Лечебные травы». | 26.09 | |
9 | Народная аптека: «травы – это небесные звезды на земле». | 1 | Создание книги «Лечебные травы». | 1.10 | |
РАЗДЕЛ 2. О ЗЕМНОМ И НЕБЕСНОМ МИРОУСТОЯНИИ (20 ч.) | |||||
10 | Мифы Славян. | 1 | Знакомство со славянской мифологией. | 3.10 | |
11 | О земном устроении. | 1 | Представление славян о Вселенной и Земле. Мировое Древо славян. | 8.10 | |
12 | Мать Земля и Отец Небо | 1 | Знакомство с главными богами славян Сварогом и Макошью, и мифами о них. | 10.10 | |
13 | Даждьбог Сварожич | 1 | Знакомство с богом Солнца, его символами, праздниками и обрядами. | 15.10 | |
14 | Перун Сварожич | 1 | Знакомство с богом Грозы, его символами, праздниками и обрядами. | 17.10 | |
15 | Огонь Сварожич | 1 | Знакомство с богом Радигостом, его символами, праздниками и обрядами. | 22.10 | |
16 | Род и Рожаницы | 1 | Знакомство с богом Родом и богиней Ладой, с их символами, праздниками и обрядами. | 24.10 | |
17 | Ярила | 1 | Знакомство с богом Ярила, его символами, праздниками и обрядами. | 5.11 | |
18 | Змей Волос | 1 | Знакомство с богом Велесом, его символами, праздниками и обрядами. | 7.11 | |
19 | Темные боги | 1 | Знакомство с богами Чернобог, Морана и др., с их символами, праздниками и обрядами. | 12.11 | |
20 | Хозяева дома | 1 | Знакомство с духами дома. Домовой, Овинник, Банник, Дворовой. | 14.11 | |
21 | Лес и Леший | 1 | Знакомство с Лесными духами, священными деревьями и рощами. | 19.11 | |
22 | Мифологические образы в русской народной сказке. | 1 | Сказка «Василиса Премудрая». Анализ художественного текста. | 21.11 | |
23 | Мифологические образы в живописи, театре, кино | 1 | Просмотр фильма «Снегурочка» | 26.11 | |
24 | Былинные богатыри | 1 | Святогор, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. | 28.11 | |
25 | Былинные богатыри | 1 | Чтение былин | 3.12 | |
26 | Хлеб – всему голова | 1 | Священные свойства хлеба. Знакомство с Полевиком и Полудницей. История слов – названий изделий из теста: «калач», «коврижка», «каравай» и др. | 5.12 | |
27 | Вода и Водяной | 1 | Знакомство с Водяным и Морским Хозяином. | 10.12 | |
28 | Практикум | 1 | Выполнение творческих работ: составление словаря мифологических существ. | 12.12 | |
29 | Истоки гостеприимства | 1 | Понятие «гость». Обычаи славян | 17.12 | |
РАЗДЕЛ 3. ЛЕГЕНДАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ СЛАВЯН (5 ч.) | |||||
30 | Алтырь-камень | 1 | Священные камни, как символ основания мира и мировой горы. | 19.12 | |
31 | Аркона | 1 | Аркона – город и религиозный центр славян. История создания и исчезновения. | 24.12 | |
32 | Беловодье, Китеж, Буян, Ирий | 1 | Легендарные места славян. Мифология славян в русских сказках. | 26.12 | |
33 | Калинов мост, река Смородина | 1 | Река, разделяющая два мира. Калинов мост – место постоянной борьбы добра со злом. | 14.01 | |
34 | Лукоморье, Лысая гора, Тридевятое царство | 1 | Мифология славян в русских сказках и произведениях русских писателей. Сравнительный анализ мифологии и литературных произведений. | 16.01 | |
РАЗДЕЛ 4. СЛАВЯНСКИЙ ГОРОД И ЖИЛИЩЕ (5 ч.) | |||||
35 | Вышел из городища… | 1 | Древнейшие поселения славян. Рождение городов. | 21.01 | |
36 | «Город» и «град» | 1 | Устройство города: Кремль, посад, конец, погост, слобода. Планировка поселения. Укрепления, мосты, дренаж и водоснабжение. | 23.01 | |
37 | Выбор деревьев для строительства | 1 | Правила и приметы выбора деревьев для строительства. Деревообрабатывющие инструменты славян. | 28.01 | |
38 | Места добрые и не добрые | 1 | Правила выбора места для селения, для дома. «Без Троицы дом не строится». | 30.01 | |
39 | Изба, будка, хоромы… | 1 | Виды славянского жилья. Внешнее и внутреннее устройство. | 4.02 | |
РАЗДЕЛ 5. МОЙ РОД – МОЯ КРЕПОСТЬ (5 ч.) | |||||
40 | Большая семья | 1 | Как жили славяне. Какие обязанности были у каждого члена семьи. | 6.02 | |
41 | Близкие и дальние родственники | 1 | Работа со словарями. Анализ слов: мать, отец, дочь и др. | 11.02 | |
42 | Свадьба и рождение ребенка | 1 | Свадебный обряд древних славян. Приметы и обычаи при рождении ребенка. | 13.02 | |
43 | Купала, Карачун, Новый год | 1 | Основные праздники славян. Время и правила празднования. | 18.02 | |
44 | Русские народные игры | 1 | Урок-игра | 20.02 | |
РАЗДЕЛ 6. ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ (8 ч.) | |||||
45 | По одежке встречают… | 1 | Знакомство с видами одежды древних славян | 25.02 | |
46 | Прядение и ткачество | 1 | Знакомство с ткацким станом, прялкой и другими орудиями для прядения и ткачества. | 27.02 | |
47 | Прядение и ткачество | 1 | Знакомство с разновидностями тканей и материалов для их изготовления. Беление и крашение. | 3.03 | |
48 | Женская одежда | 1 | Знакомство с женским костюмом. Особенности женского головного убора. | 5.03 | |
49 | Мужская одежда | 1 | Знакомство с мужским костюмом. Пояс. Типы вышивок с языческой символикой. | 10.03 | |
50 | Обувь | 1 | Лапти, кожаная обувь, поршни, башмаки, сапоги. | 12.03 | |
51 | Верхняя одежда | 1 | Плащ, корзно, шуба, тулуп. Посещение школьного музея. | 17.03 | |
52 | Игрушки. Русская обереговая кукла | 1 | Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы. | 19.03 | |
РАЗДЕЛ 7. НЕ ТОЛЬКО КРАСОТА (7 ч.) | |||||
53 | Шейные гривны | 1 | Виды шейных гривн; виды узоров и орнаментов. Материалы, из которых изготавливали гривны. | 2.04 | |
54 | Височные кольца | 1 | Виды височных колец. Материалы, из которых изготавливали височные кольца. | 7.04 | |
55 | Браслеты | 1 | Виды браслетов. Материалы, из которых изготавливали браслеты. Сюжетные изображения на створчатых браслетах. | 9.04 | |
56 | Перстни | 1 | Виды перстней. Материалы, из которых изготавливали перстни. | 14.04 | |
57 | Обереги | 1 | Виды оберегов. Символика оберегов. | 16.04 | |
58 | Бусы | 1 | Украшения из бус. Материалы, из которых изготавливали бусы. Символика рисунков и узоров на бусинах. Посещение районного музея. | 21.04 | |
59 | Украшения и обереги | 1 | Мастер-класс по изготовлению оберега. | 23.04 | |
РАЗДЕЛ 8. МУЖСКАЯ ГОРДОСТЬ (11 ч.) | |||||
60 | Справедливый меч | 1 | Оружие славян – меч. Виды мечей. Сабля, кинжал и боевой нож. | 28.04 | |
61 | Копье и боевой топор | 1 | Оружие славян – копье и боевой топор. Виды наконечников копий. Легкие топоры и огромные секиры. | 30.04 | |
62 | Булава, палица, дубина | 1 | Древнерусская булава. Булавы – «клевцы». Молот. | 5.05 | |
63 | Кистень и боевой цеп | 1 | Виды кистеней. Боевой цеп или бич. Боевые гири. | 7.05 | |
64 | Лук и стрелы | 1 | Устройство лука. Тетива. Налучье. Предохранительные приспособления. | 12.05 | |
65 | Лук и стрелы | 1 | Устройство стрелы: древко, оперение, ушко. Наконечник. Самострел (арболет). | 14.05 | |
66 | Кольчуга | 1 | Плетение кольчуги. Виды кольчуг. | 17.05 | |
67 | Панцирь | 1 | «Броня дощатая». Чешуйчатый панцирь. Комбинированный доспех. | 19.05 | |
68 | Шелом злаченый | 1 | Виды шлемов. | 21.05 | |
69 | Щит червленый | 1 | Формы щитов. Украшение и цвет щита. | 26.05 | |
70 | Творческие проекты по теме «Культура Древней Руси» | 1 | Представление, защита творческих проектов | 28.05 |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007
- Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М., Центрполиграф, 2004
- Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., Терра, 1997
- Афанасьев А. Мифы древних славян. М., Рипол классик, 2014
- Артемов В. Мифы и предания древних славян М., ОЛМА Медиа Групп, 2014
- Артемов В. Славянские мифические существа М., ОЛМА Медиа Групп, 2014
- Артемов В. Славянские боги и божки М., ОЛМА Медиа Групп, 2014
- Акимов Б. Мифы и легенды народов мира. Россия. М., Мир книг, 2007
- Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах// http://www.bibliotekar.ru/karamzin/
- Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997
- Зеленая аптека. Лекарственные растения// http://www.sol-sanich.ru/, https://play.google.com/store/apps/details?id=zh.studio.green.pharmacy&hl=ru, http://grinapteka.ru/
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007
- Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008
- Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...