Проектирование в учебном процессе
проект (9 класс)
Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Зайнулина Г.Р.
МАОУ Чикчинская СОШ им.Якина, Тюменский район
« Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи.
Важно, чтобы этот поиск начинался не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
При таком подходе преподавание приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию.
Работа с одаренными детьми и их сопровождение в процессе написания научно-исследовательской работы для меня началась в 2016 году. Тогда я впервые предприняла попытку научного руководства. Хорошим «подспорьем» стало собственное обучение в Тюменском государственном университете, а именно написание курсовой и дипломных работ, где были усвоены все необходимые базовые знания. И мы начали работать. Мои ученики участвовали в областном конкурсе «Школа гостеприимства», научно-исследовательской конференции «Село: вчера, сегодня, завтра», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», где были отмечены как призеры.
Проанализировав выступления обучающихся, изучив направления работ, я сделала вывод, что недостаточно написать работу, затрагивающую актуальные темы. Одно из важнейших условий успешного результата - это способность уверенно вести себя на публичных выступлениях, должным образом реагировать на задаваемые вопросы, говорить свободно, четко, эмоционально.
Для решения этих проблем мною были разработаны и проведены серии мастер-классов по ораторскому мастерству как для педагогов, так и для учеников. Как сделать речь убедительной и выразительной, доступной и краткой, точной и уместной, богатой и чистой? Как захватить аудиторию и привлечь ее внимание? На эти и другие немаловажные вопросы нашли ответы участники мастер-класса в областном конкурсе «Лидер XXI века» в 2019 году, и оценили жюри, присудив мне первое место.
В 2018 году я стала руководителем волонтерского отряда и куратором РДШ нашей школы. Тогда перед собой я поставила задачу привлечь внимание воспитанников к актуальным социальным проблемам, включить учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Прежде всего социально проектирование – это деятельность социально - значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством, поиском, созидательной деятельностью. Социальный проект предполагает работу не одного человека, а целой команды. В процессе работы над проектом обучающиеся должны научиться конструктивно взаимодействовать друг с другом, ощущая себя при этом не кучкой индивидов, а коллективом единомышленников.[1]
Активисты РДШ участвовали в областном конкурсе «Под парусом мечты» с такими проектами как «Создание экопарка на пришкольной территории», «Медиацентр», «Медиаконкурс в Тюменском районе», «Конкурс «Мин татарча сойлашам» и выиграли гранты на сумму более 60 тыс.руб. Проекты социального проектирования направлены на благоустройство школьного ландшафта, медианавыков школьников Тюменского района, технического укомплектования школьного медиацентра, побуждению изучения татарского языка.
Школьники, вовлеченные в такую деятельность, стараются изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, проявляют заботу, чувство ответственности, гражданскую позицию. К тому же социальное проектирование способствует формированию личности учащегося и его разностороннему развитию. [2]Благодаря участию в таких конкурсах ребята нашей школы зарекомендовали себя как на районном, так и на областном уровнях. Их приглашают стать участниками слетов, различных тематических смен в оздоровительных лагерях и даже конференций всероссийского масштаба.
Стоить отметить, что при работе по созданию проектов как руководитель я следую правилам:
- Подходить к проведению этой работы творчески.
- Не сдерживать инициативу учащихся.
- Поощрять самостоятельность, избегать прямых инструкций, учить ребят действовать самостоятельно.
- Помнить о главном «педагогическом» результате – не делать за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Оценивая, помнить: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
Особое внимание обращаю на основные составляющие процесса усвоения знаний:
- учить прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- стараюсь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.
Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Она вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету.
Таким образом, проектирование может стать той инновационной деятельностью, которая способна помочь школьнику социализироваться в современном обществе, самостоятельно добывать знания и уметь применять полученные знания в современном мире, приобщаться к общечеловеческим ценностям через собственное творчество,
[1] Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.
[2] Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-58439-1419052599.jpg)
Анализ работы по проектированию учебного процесса на основе технологии В.М. Монахова
Анализ работы по теме самообразования....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47593.jpg)
Проектирование учебного процесса по физике на основе модульной педагогической технологии В.М. Монахова /презентация/
Презентация, в которой рассказано об основных действиях по планированию процесса обучения на основе педтехнологии В.М. Монахова....
Использование технологий академика В. М. Монахова при проектировании учебного процесса по математике в 7- 9 классах
В связи с переходом на компетентностно – ориентированное образование перед многими педагогами встала задача поиска инновационных технологий, способствующих качественному усвоению материала, формирован...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-99857-1364215492.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами перспективного и текущего планирования у...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-139159-1352810826.jpg)
Технологический подход к проектированию учебного процесса по английскому языку в школе
Технология проектирования учебного прцесса как способ реализации основных принципов педагогической техники:-принцип свободы выбора-принцип открытости-принип деятельности-принцип сотрудничества....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146026-1353248366.jpg)
Технология проектирования учебного процесса В.М.Монахова
Статья представляет собой краткое описание данной технологии и её применение на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-472291-1408960950.jpg)
Статья "Проектирование учебного процесса в информационной среде"
Участие в I Международной дистанционной научно-исследовательской конференции "Педагогический поиск"-очень престижно!...
- Мне нравится (1)