Методика подготовки и проведения экскурсии
методическая разработка
Материал помогае провести небольшую экскурсию на примере материала по ботанике. Данную методику можно применить при изучении зоологии и общей биологии, а также при проведении исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_podgotovki_i_provedeniya_ekskursii.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
- Методика подготовки экскурсии.
- Определить тему и цель экскурсии.
- Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).
- Предварительная экскурсия учителя по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).
Схема составления плана-маршрута экскурсии
Логические части экскурсии | Методические приемы | Маршрут (указание места) | Объекты |
- Подготовка необходимого оборудования и материалов выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.
- Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература. Учащиеся разбиваются на звенья, учитель назначает старшего, ответственного за выполнение задания и инвентарь.
- Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см. ниже образец).
Признаки растения | На открытом месте | В тени |
Длина цветоноса (в см) | ||
Длина листьев (в см) | ||
Окраска листьев | ||
Расположение листьев | ||
Изрезанность листьев | ||
Фаза развития растения |
- Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т. д.
II. Методика проведения экскурсии.
1. Вводная беседа - включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:
- отличительные особенности времени года, погоды;
- состояние растительности;
- характеристика местности.
Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.
2.Основная часть экскурсии - работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов:
1) наблюдения и их запись,
2) сбор растении
Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся я разобраться в материале.
3. Подведение итогов.
Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.
Задача учителя - подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.
III. Обработка материалов экскурсии.
Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.
Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.
Правила гербаризации растений:
- Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития. Наилучшая фаза развития растения для сбора - фаза цветения.
- Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.
- Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цапки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.
- Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.
- У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.
- Наилучшее время сбора - сухая, ясная погода.
- При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:
- номер растения;
- название растения (русское и латинское);
- название семейства;
- местонахождение (географический пункт);
- местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);
- дата сбора;
- фамилия собравшего.
Правила сушки растений:
- Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывесить его в хорошо проветриваемое помещение.
- Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.
- Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.
- При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка кладется на пол, а на нее накладывается груз 15- 20 кг.
- Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.
- Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.
- При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть.
- Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Методика подготовки и проведения дебатов".
Выступление на МО....
Статья "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"
В данной работе осуществлена попытка проанализировать и обобщить собстенные практические наработки по данной теме и попытаться привести их в соответстие с теоретическими выкладками по данному вопросу....
Презентация "Методика подготовки и проведения интегрированных уроков"
Данная презентация является иллюстративным дополнением к статье "Методика подготовки и практика прведения интегрированных уроков", опубликованной на сайте....
Реферат Тема: «Методика подготовки и проведения урока по информатике и ИКТ- Программирование в АВС Pascal: команда OnVector(a,b) исполнителя Drawman»
Московский институт открытого образования Кафедра информатикиКурс ПК «Основы методики преподавания информатики и ИКТ в средней школе»...
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным...
Методика подготовки и проведения практических работ по математике
В работе показаны этапы подготовки, проведения практических зпнятий, правила оформления и оценивания практическх работ...
Презентация для классного руководителя. "Методика подготовки и проведения родительского собрания"
В данной презентации даны рекомендации для классных руководителей, работающим в среднем звене.Какие задачи должны входить в текущие и итоговые родительские собрания. От чего зависит успешность р...