Основные различия между РДШ и органом ученического самоуправления
статья

Калиновская Екатерина Александровна

Встречаются случаи, когда работники педагогической сферы путают понятия, функции, цели и задачи РДШ и органов ученического самоуправления. Нередко РДШ принимают за ученическое самоуправление или ученическим самоуправлением считают подобную детскую общественную организацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_statya.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Основные различия между РДШ и органом ученического самоуправления.

Аннотация: Встречаются случаи, когда работники педагогической сферы путают понятия, функции, цели и задачи РДШ и органов ученического самоуправления. Нередко РДШ принимают за ученическое самоуправление или ученическим самоуправлением считают подобную детскую общественную организацию.

 Деятельность РДШ и органа ученического самоуправления по внешним признакам часто бывает очень схожа: обучающиеся-активисты участвуют в организации и проведении мероприятий, создании и реализации проектов, волонтерской деятельности и т.д. Однако сущность этой деятельности принципиально различна. Анализ основных различий начнем с определения понятий РДШ и ученическое самоуправление.

РДШ (Российское движение школьников) – это Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, участником которой может стать любой желающий обучающийся с 8 лет(2). 

Ученическое самоуправление – это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие обучающихся в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

В сущности РДШ – это общественная организация, которая содействует  формированию личности обучающихся в рамках 4 направлений (личностное, военно-патриотическое, гражданская активность, информационно-медийное)(2). Школьное самоуправление – это некий институт в рамках школы, основной задачей которого является представление прав обучающихся на участие в управлении школой.

Деятельность РДШ и школьного самоуправления регламентируется различными нормативно-правовыми базами. Деятельность РДШ регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Уставом Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»,  региональный план работы отделения РДШ на текущий год.

Деятельность ученического самоуправления регламентируется
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф, Уставом образовательного учреждения, положением образовательного учреждения о Совете обучающихся.

Выдержки из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

 Статья 26 .Управление образовательной организацией.

«В целях учета мнения обучающихся, родителей/законных представителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Для того, чтобы деятельность директора школы по управлению образовательным учреждением была объективной, для учета мнений и пожеланий всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях создаются Педагогические советы, Родительские комитеты, Советы обучающихся и другие подобные органы, главной задачей которых является  представление интересов определенной группы: учителей, родителей (законных представителей), обучающихся.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Таким образом, директор школы является главенствующей инстанцией в процессе принятия локальных нормативных актов, однако принятие данных актов невозможно без согласования с субъектами, права которых затрагиваются в положениях этих локальных нормативных актов.

Статья 89. Управление системой образования

 Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер(3).

В управлении образовательной организацией участвует общественность в лице педагогического совета, Совета родителей, органа ученического самоуправления и т.д.

Деятельность РДШ распространяется на обучающихся заинтересованных в личностном развитии в рамках 4 направлений. Ученическое самоуправление объединяет всех обучающихся конкретного образовательного учреждения, выявляет и учитывает в своей работе мнение всех обучающихся(1). Ученическое  самоуправление объединяет обучающихся, отражает их мнение и входит в совет управления школой.

Подводя итог, хотелось бы отметить:

  • В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. РДШ – это система воспитательной работы, которая содействует работе государства по воспитанию подрастающих граждан и формированию у них личностных качеств на основе системы ценностей, исторически присущих российскому обществу. Среди этих ценностей – патриотизм, отзывчивость, готовность помочь товарищу, уважение к старшим, стремление к справедливости.
  • Ученическое самоуправление представляет возможности для освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями. Таким образом, - это важная составная часть общей воспитательной работы.

Деятельность ученического самоуправления включена в работу Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Проекты Российского движения школьников дают широкий спектр возможностей для школьников, помогают повысить образовательные и воспитательные показатели обучающихся.

Список источников

  1. Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus»: http://www.homocyberus.ru
  2. Официальный сайт РДШ: https://рдш.рф
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.

В данной статье раскрыта модель организации  ученического самоуправления в школе....

Рабоча программа: орган ученического самоуправления, отряд волонтеров

Рабочие программы разработанная на основе материалов юниорского союза дорога, и ресурсов интернета. Предназначены для организации работы органов ученического самоуправления и волонтерских отрядо...

План работы органов ученического самоуправления

План работы органов ученического самоуправления...

Школьный пресс-центр как орган ученического самоуправления

Статья опубликована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации")...

ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната

С целью  формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...

Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе

Выступление  старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления  Детской Школьной Организации «Исток» в  развитии  интерес...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...