Рабоча программа: орган ученического самоуправления, отряд волонтеров
рабочая программа (11 класс) по теме
Рабочие программы разработанная на основе материалов юниорского союза дорога, и ресурсов интернета. Предназначены для организации работы органов ученического самоуправления и волонтерских отрядов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_sam_11-12g.doc | 181 КБ |
volonterskaya_programm_2011-2012.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Направленность программы «Теория и практика ученического самоуправления» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению — специальной, по форме организации — общедоступной, массовой, по времени реализации — долгосрочной.
Программа разработана на основе интернет-проект «Школьное ученическое самоуправление»: http://doroga.karelia.ru/samоuprav, программы «Новые технологии школьного ученического самоуправления». Д.В. Рогаткина и Образовательной программы объединения «Юниорский союз «Дорога» «Лидеры ученического самоуправления» разработанной педагогами дополнительного образования: Кривошеевой Любовь Михайловной, Филатовым Никитой Викторовичем.
Новизна программы состоит в том, что она сочетает в себе, не просто теоретические и практические модули, а строится с учётом интересов обучающихся. Так же её характерной особенностью является, то, что наряду с теоретическим изучением основ ученического самоуправления, будит проходить практическая их апробация, через работу действующего совета. Таким образом, обучение строится исходя из практической надобности, т.е теоретический курс варьируется исходя из необходимости применения той или иной информации в практической деятельности. Все формы, приёмы и методы работы, использованные в данной программе, не являются новшеством, но способ их сочетания, и постоянная опора на инициативы и способности обучающихся, позволит добиться такого результата, когда, равнодушие по отношение к тому, что происходит в школе, будет сведано к минимуму. Потому, что вся деятельность, органа ученического самоуправления, будит, направлена не внутрь выборного коллектива, а вовне, в школьное сообщество. Таким образом, выбранные формы работы, будут адекватны, той ситуации, которая характерна для данного образовательного учреждения. Правильнее будит считать данную программу ни новой, но расширенной и адоптированной к условиям.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. Министерство Образования РФ направило письмо Главам субъектов РФ с предложением поддержать этот процесс.
Однако социальный заказ на развитие ученического самоуправления может быть реализован только в том случае, если он будет обеспечен грамотной методической поддержкой. К числу наиболее актуальных проблем в настоящее время относится размытое представление об ученическом самоуправлении педагогов, и – тем более – самих учеников, корнями уходящее во времена существования пионерской организации.
В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина "школьное самоуправление". Более того, большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления или одним и тем же термином называют разные понятия.
Речь идет о таких понятиях как "самоуправление", "ученическое школьное самоуправление", "соуправление" и др. Разное толкование, возможно, - одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов народного образования затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в жизни школы.
В частности, одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы.
Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:
Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.
Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.
Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.
Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения, дело в том, что тенденции в российском обществе таковы, что всё больше можно увидеть людей равнодушных даже к тому, что касается их в первую очередь, не сомневающихся, не желающих изучать, и отстаивать свои права, бороться за свои интересы. Отношение к жизни, становится всё больше похожа на поговорку «моя хата с краю, ничего ни знаю», большинство ждёт, пока кто-то за них, что-то решит, кто-то сделает их жизнь лучше, кто-то их пожалеет и т.п, всё чаще можно услышать, «главное это то, что происходит со мной и моими близкими, а всё остальное меня ни касается», хотя всё остальное если этим не интересоваться может очень сильно, коснутся всех. Не смотря, на то, что постепенно происходит повышения уровня патриотизма в стране, народ продолжает, не доверять представителям народной воли, и совсем уж не верят в то, что их собственное мнение может, как то повлиять на происходящие в стране. Вот и растим мы поколение, которое вроде бы полностью демократизировано, но вот представление о настоящей демократии не имеет, так как сталкивалось только с искаженным её проявлением. Низка гражданская и социальная активность, отсутствие интереса к тому, что происходит, внутри странны, всё это можно с легкостью перенести и на уровень школьной жизни. Современная школа, ни смотря на всё приобретенные новшества, продолжает оставаться лишь местом временного пребывания из которого поскорее хочется уйти. Обучающиеся не считают школьную жизнь, важной и ценной, хотя большую часть, дня они проводят в её стенах, их всё же не интересует, что у них есть какие-то права, и ещё больше они ни хотят слышать об обязанностях. Они позволяют себе, вести себя таким образом, как будто больше ни когда, ни вернутся в стены образовательного учреждения. Всё это лишь, следствие, того, что происходит в нашем обществе, это результат тех ценностей, которые устоялись в современном мире.
Данная программа, направлена на ликвидацию правовой безграмотности учащихся, на формирование активной жизненной и гражданской позиции, на умении отстаивать и свои интересы и права. А так же, на возможность сформировать собственную точку зрения на серьёзные и важные вопросы, на развитие умения говорить и договариваться, приобретения опыта работы в команде и организации различного уровня мероприятий, умения работать с большой аудиторией людей, на профессиональное самоопределение, на формирование ценностных ориентиров.
Данные умения и навыки будут приобретены по средствам следующих форм работы: образовательные модули, деловые игры, тренинги, круглые столы, собрания, дискуссии, форумы, конференции и т.д.
Цели программы:
1. Обучить представителей школьных активов основам школьного ученического самоуправления.
2. Сформировать управленские умения в организаторской деятельности.
3. Воспитать ответственное отношение к начатому делу.
4. Повысить эффективность работы существующего ученического Совета.
Задачи:
- обучить методике организации школьного ученического самоуправления;
- сформировать понимание необходимости развития ученического самоуправления как способа решения школьных проблем;
- передать обучаемым основы и технологий работы ученического самоуправления;
- создать условия для раскрытия индивидуальных особенностей обучающегося;
- создать условия для реализации инициатив обучающихся;
- развить самостоятельность обучающихся, в подготовке и организации деятельности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она, направлена на формирование реального понимания сути самоуправления, а не на построение номинальных усложненных структур. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена правом учащихся принимать участие в управлении образовательным учреждением, и правом на защиту своих прав и интересов. Практические занятия по программе связаны приобретением социальных, организационных, представительских и управленческих умений. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приемов, форм и методов. В структуру программы входят 4 образовательных блоков: (теория, практика, проект, тренинг). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, уме ния вырабатывать оптимальные решения, добиваться максимального результата.
Работа программы строится на совмещении образовательных блоков, занятие может быть просто теоретическим, а иногда и в сочетании с практическими заданиями, также предполагается параллельная работа органа ученического самоуправления и применение тренинговых технологий на командаобразование, решения творческих задач, способствующих личностному росту обучающихся. При необходимости решение какой либо проблемы или творческой задачи будит использоваться метод проекта. Подобная спиральная последовательность освоения содержания обусловлена, тем фактом, что обучение основам самоуправления идет параллельно с применением знаний на практике на уровне действующего совета старшеклассников, что во многом усложняет работу, а во многом и помогает, так как есть реальная возможность получать практический опыт, рефлектировать его извлекать знания из совершённых ошибок.
В рамках реализации данной программы предусмотрены следующие формы и методы:
-конференции;
-форумы;
-собрания;
-совещания;
-дискуссии;
-диспуты;
-круглые столы;
-тренинги;
-деловые, ролевые игры;
-метод мозгового штурма;
-метод социального проекта;
-рефлексивные методики;
-видео метод;
-КТД.
Все вышеперечисленные формы, методы и приёмы работы связаны с особенностями содержания образовательных блоков курса и спецификой практической деятельности в рамках развития ученического самоуправления. Все выбранные средства работы направлены на раскрытие способностей обучающихся, на формирования полного представления о сути ученического самоуправления, на формирование организационных и управленческих навыков, и направлены на самоопределение и самореализацию обучающихся
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 13 до 18 лет. Дети данной возрастной группы способны на высоком уровне выполнять предлагаемые зада ния, так как в этот возрастной период происходит примерное определение своих индивидуальных способностей и возможностей, в мыслях и действиях доминирует юношеский максимализм, стремления попробовать себя во всех видах деятельности для того, что бы расширить знания о своих способностях. Стремление общаться с взрослыми на равных, обострённое чувство справедливости. Таким образом, все эти возрастные особенности в рамках данной программы возможно использовать с максимальной выгодой для учащихся.
Формы занятий: занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей, причем большее количество времени за нимает практическая часть. Формы теоретических занятий можно определить как групповые, в зависимости от изучаемого материала, возможно применения тренингов, ролевых игр, лекций, бесед, обсуждений также могут применяться индивидуальные формы работы, например консультации по проектам, частным вопросам, касающимся специфики практической деятельности детей. Практическая часть занятий, занимает большую часть времени, так как теоретический базис строится исходя из практической надобности. При организации практической части работы могут применяться различные формы из ранее перечисленных, адекватные сложившейся ситуации.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 1,5 час на (35 недель), из них 30 минут теоретических занятий, 45 минут практических занятий, одно занятие включает в себя 15 минутный перерыв.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- обучаемые получат знания по программе обучения;
- обучаемые начнут процесс самоопределения своей роли в ученическом самоуправление, формулирования собственного представления о самоуправление;
- обучаемые будут обучены основам ученического самоуправления, которые смогут применять в своей практике – при работе в составе органов ученического самоуправления своих классов.
- улучшится работа действующего органа ученического самоуправления
Ученик будет знать:
- Сущность и основные принципы ученического самоуправления;
- Особенности развития коллектива;
- Правовые основы деятельности ученического самоуправления;
- Специфику работы с подростковым и педагогическим коллективами.
Ученик будет уметь:
- Разрабатывать структуру организации;
- Организовывать эффективное управление организацией;
- Организовывать массовые мероприятия;
- Работать с большой аудиторией;
- Разрабатывать социальные и творческие проекты;
- Аргументировать свою позицию;
- Отстаивать свои интересы в рамках закона;
- Договариваться и решать конфликтные ситуации.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- Самоопределиться, определить своё место в обществе (коллективе);
- Узнать свои потенциальные способности;
- Определится в профессиональном выборе исходя из осознания личностных особенностей
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- Сформируются задатки активной жизненной позиции.
Формы подведения итогов освоения программы: на протяжении участия в данной программе учащимся необходимо будет вести личный дневник, в котором на протяжении всей работы он будит фиксировать свои достижения, что удалось сделать, чего не удалось и по каким причинам. Этот приём позволит определить уровень роста способностей обучающегося исходя из полученных знаний, а также будет являться рефлексивным материалом для самого обучающегося, для более глубокого самоопределения и самопознания. Также отследить степень усвоение программы можно будет посредством практических поручений, по итогам выполнений поставленных задач можно будет делать вывод о степени усвоения программы, и увидеть, по каким её направлениям необходимо провести дополнительные занятия.
Также необходимой формой контроля знаний и умений будет промежуточные и итоговые собрания, на которых будут подводиться итоги проделанной практической работы, выявляться недочёты и ошибки.
Учебно-тематический план
№ пп | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | ||
Раздел 1. Теория школьного ученического самоуправления | 8 | 12 | 20 | |
Самоуправление.Цели ученического самоуправления | 2 | 2 | 4 | |
Нормативно-правовая база ученического самоуправления | 2 | 2 | 4 | |
Модели ученического самоуправления | 2 | 2 | 4 | |
Создание системы ученического самоуправления | 2 | 6 | 8 | |
Раздел 2. Правозащитная деятельность ученического самоуправления | 6,5 | 9 | 15,5 | |
Знакомство с понятием прав человека. | 1 | 1 | 2 | |
Механизмы защиты прав человека. | 0,5 | 1 | 1,5 | |
Права ребенка и школа. | 1 | 2 | 3 | |
Ученическое самоуправление как способ защиты нарушенных прав. | 1 | 1 | 2 | |
Технология организации правозащитной приемной в школе. | 1 | 1 | 2 | |
10. | Механизмы работы школьной правозащитной приемной. | 1 | 2 | 3 |
11. | Организация переговоров. | 1 | 1 | 2 |
Раздел 3. Школьные службы примирения как органы ученического самоуправления | 10 | 7,5 | 17,5 | |
12. | Введение в восстановительное правосудие. | 1 | - | 1 |
13. | Конфликт. | 1 | 1 | 2 |
14. | Параметры межличностных конфликтов. | 2 | 1 | 3 |
15. | Работа с криминальными ситуациями. | 1,5 | - | 1,5 |
16. | Программы примирения. | 1 | - | 1 |
17. | Организация программ примирения. | 1 | 1 | 2 |
18. | Техники ведущего. | 1 | 1 | 2 |
19. | Технология организации школьные служб примирения. | 1 | 1 | 2 |
20. | Информационное обеспечение работы службы примирения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
21. | Механизмы работы школьной службы примирения. | 1 | 1 | 2 |
Раздел 4. Социальное проектирование как форма организации работы органа ученического самоуправления | 4,5 | 1,5 | 6 | |
22. | Основы социального проектирования. | 1 | - | 1 |
23. | Технология создания социального проекта. | 1 | - | 1 |
24. | Социальное проектирование как способ решения проблем. | 1 | 1,5 | 2,5 |
25. | Организация и управление проектом. | 0,5 | - | 0,5 |
26. | Бюджет проекта | 0,5 | - | 0,5 |
27. | Фрайдрайзинг | 0,5 | - | 0,5 |
28. | Основы PR | 2 | - | 2 |
29. | Тренинговые технологии как способ создания коллектива и формирования, новых личностных качеств. (на знакомство, команда образование, личностного роста) | 5 | 10 | 15 |
30 | Собрания ученического совета
| 6 | 23 | 26 |
Всего: | 42 | 63 | 105 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Теория | Практика | Кол-во часов | Дата |
1 | Самоуправление. Цели ученического самоуправления. | Сущность ученического самоуправления. | Ученическое самоуправление как механизм демократизации школы. Ученическое самоуправление в контексте демократизации общества. | Мониторинг ученического самоуправления в конкретной школе. | 4 | сентябрь |
2 | Нормативно-правовая база ученического самоуправления. | Изучение нормотивно –правовых актов по теме. Отработка полученных знаний. | Законодательство РФ об ученическом самоуправлении. Локальные акты школы об ученическом самоуправлении. Полномочия органов ученического самоуправления. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия правового статуса и возможности взаимодействия. | Игровая практика: налаживание взаимодействия органа ученического самоуправления и общественных организаций. | 4 | октябрь |
3 | Модели ученического самоуправления. | Изучение моделей ученического самоуправления. | Классификация систем ученического самоуправления. Модели органов ученического самоуправления. | Проектирование школьной системы ученического самоуправления. | 4 | Октябрь - Май |
4 | Создание системы ученического самоуправления. | Изучение алгоритма создания системы ученического самоуправления. Внедрение системы. | Алгоритм построения системы ученического самоуправления. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления. | Создание системы ученического самоуправления в школе – практика. | 8 | Октябрь - май |
5 | Знакомство с понятием прав человека. | Изучение международных нормативно-правовых документов. Человек и государство. Человек и право. | Права человека – «вертикальные отношения» между человеком и государством. Международные документы в области прав человека. | Тематические ролевые игры по правам человека. | 2 | Октябрь - май |
6 | Механизмы защиты прав человека. | Механизмы защиты прав человека. Основы правозащитной деятельности. | Национальные и международные механизмы защиты прав человека. Гражданское общество и государство. Правозащитная деятельность. | Тематические ролевые игры по правам человека. | 1,5 | Октябрь - май |
7 | Права ребенка и школа. | Права ребенка в международном праве и российском законодательстве. | Права ребенка как отдельная группа прав в контексте системы прав человека. Международные стандарты в области защиты прав ребенка. Законодательство Российской Федерации о правах учащихся. | Тематические ролевые игры по теме права человека и школа. | 3 | Ноябрь-декабрь |
8 | Ученическое самоуправление как способ защиты нарушенных прав. | Права и школа. Разновидность правовых актов (внутренние и внешние). Механизмы защиты прав. Учреждения и службы по защите прав. | Механизмы защиты прав учащихся в школе. Феномен детской правозащитной деятельности. Ученическое самоуправление как способ защиты нарушенных прав. | Тематические ролевые игры по теме права человека и школа | 2 | Ноябрь-декабрь |
9 | Технология организации правозащитной приемной в школе. | Разработка типового положения о школьной правозащитной приемной. Разработка механизма поступления информации о случаях нарушения прав учеников в школьную правозащитную комиссию. Разработка действий по привлечению внимания к работе правозащитной приемной. Работа с общественностью (родители, ученики, учителя). | Опыт организации правозащитных приемных в школах. Анализ. Правозащитная приемная в школе. | Коллективное планирование последовательных действий в организации и работе правозащитной приемной в конкретной школе. | 2 | Ноябрь-декабрь |
10 | Механизмы работы школьной правозащитной приемной. | Разработка механизма работы с поступившей информацией о случае нарушения прав учеников. Проверка поступившей информации на факт нарушения прав ученика. Работа с документами по правам ребенка. | Основы работы правозащитной приемной. | Отработка умение находить факты нарушения прав человека в жизненных ситуациях: игровая практика. Организация работы правозащитной приемной в школе: игровая практика. | 3 | Январь-февраль |
11 | Организация переговоров. | Основы эффективных переговоров. | Язык ведения переговоров. Сообщения от первого лица. Техники активного слушания. | Отработка техник активного слушания. | 2 | Январь-февраль |
12 | Введение в восстановительное правосудие. | Работа над понятием. Изучение мирового опыта. Предпосылки и принципы мирового правосудия. | Карательное и восстановительное правосудие. Мировые тенденции. Предпосылки к восстановительному правосудию в обществе. Принципы восстановительного правосудия. | - | 1 | Январь-февраль |
13 | Конфликт. | Понятие конфликта. Типология конфликта. Способы разрешения конфликта. | Конфликт: понятие, роль и последствия. Позитивное в конфликте. Стратегии, стили разрешения конфликтов. | Игровая практика по разрешению конфликтных ситуаций. | 2 | Январь-февраль |
14 | Параметры межличностных конфликтов. | Межличностный конфликт (основы, содержание, эффективные решения) | Эскалация конфликта. Детонатор конфликта. Позиции, интересы, потребности сторон конфликта. Медиация (посредничество). Цели, принципы, виды медиации. | Игровая практика по разрешению конфликтных ситуаций. | 3 | Январь-февраль |
15 | Работа с криминальными ситуациями. | Законодательные аспекты криминальной ситуации. Конфликт и жертва конфликта. Разновидности программ примирения. | Отличие криминальной ситуации от конфликта. Программы примирения. Ощущения жертвы в конфликте. Потребности и нужды жертвы в конфликте. Техники работы с жертвой в конфликте. | - | 1,5 | март |
16 | Программы примирения. | Основы деятельности ведущего программы примирения. | Цели и задачи ведущего программ примирения. Принципы ведущего программ примирения. | - | 1 | март |
17 | Организация программ примирения. | Работа по программе примирения. | Получение согласия на проведение программ примирения. Этапы примирительной встречи. Роль и функции ведущего. | Игровая практика по разрешению криминальных ситуаций. | 2 | Март-апрель |
18 | Техники ведущего преговоры. | Основы техники ведущего переговоров. | Язык ведения переговоров. Сообщения от первого лица. Техники активного слушания. | Отработка техник ведущего. | 2 | Март-апрель |
19 | Технология организации школьные служб примирения. | Восстановительное правосудие. Доработка положения. | «Восстановительное правосудие» как новая технология работы органов ученического самоуправления. Опыт создания и работы школьных служб примирения. Анализ. Типовое положение о школьной службе примирения. Возможная доработка. | Коллективное планирование последовательных действий в организации и работе службы примирения в каждой школе. | 2 | Март-апрель |
20 | Информационное обеспечение работы службы примирения. | Разработка плана работы. Разработка структуры работы службы примирения. | Разработка механизмов поступления информации о конфликтной, криминальной ситуации. Разработка действий по привлечению внимания к работе службы примирения. Работа с общественностью (родители, ученики, учителя). | Коллективное планирование последовательных действий в организации и работе службы примирения в каждой школе. | 1 | Март-апрель |
21 | Механизмы работы школьной службы примирения. | Разработка механизма работы службы примирения. | Разработка механизма работы с поступившей информацией о конфликтной, криминальной ситуации. Распознавание ситуаций в школе, с которыми может работать школьная служба примирения. Принципы работы службы примирения: добровольность, конфиденциальность. | Организация работы службы примирения в школе: игровая практика. | 2 | Март-апрель |
22 | Основы социального проектирования. | Технология создания социального проекта. Социальное проектирование как способ решения проблем. Организация и управление проектом. Бюджет проекта Франдрайзинг. Продвижение проекта и его реализация. | Философия социального проектирования; Делай то, что хочешь и умеешь; Умей мечтать о невозможном; Делай то, что нужно не только тебе, но и окружающим; Основные требования к проекту; Основные разделы проекта. Оценка результатов проекта; финансовое обеспечение; способы привлечения средств; реализация проекта. | Разработка и реализация проектов. | 6 | Октябрь-февраль |
23 | Основы PR. | Общие положения PR. Цели задачи PR. Целевая аудитория PR. Продвижение (технологии PR). | Изучение основ PR. | Планирование PR компании. Роевые ситуации по теме. | 2 | декабрь |
24 | Лидерский курс. | Выявление и развитие лидерских качеств и навыков управления. | Определения своих способностей и возможностей. Развитие лидерских качеств. Формирования умений: планировать, управлять, руководить. Навыки самопрезентации. Публичные выступления. | Упражнения на развитие лидерских качеств. | 7,5 | Ноябрь-апрель |
25 | Командообразование. | Основы командной работы. Методика формирования команды. | Команда. Основы командного взаимодействия. Виды групп. Работа над сплочением коллектива. | Упражнения на командообразование. | 7,5 | |
26 | Формы мероприятий. | Формы воспитательной работы. | Азбука форм работы, их отличительные особенности, целесообразность и основные составляющие. | Разработка и проведение. | 5 | ноябрь |
27 | Собрания. | Обсуждение и принятия решения по текущим вопросам. | - | Разработка плана работы и его реализация. | 20 | Октябрь-май |
28 | Оформление документации. | Работа с документами. | Оформление протоколов. Оформление исходящих документов. Заявления, обращения, деловые письма, предложения просьбы, пресс релизы и т.п. | Работа с документами. | 4 | Октябрь-май |
Итого: 105 часов |
Используемая литература
1. Интернет-проект «Школьное ученическое самоуправление»: http://doroga.karelia.ru/
2. Программа «Новые технологии школьного ученического самоуправления». Д.В. Рогаткина . http://doroga.karelia.ru/
3. Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Лидеры ученического самоуправления» разработанной педагогами дополнительного образования: Кривошеева Любовь Михайловна, Филатов Никита Викторович. http://doroga.karelia.ru/
4. Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003.
- Хочу быть лидером. Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление» Выпуск 1. – Н.Новгород, 2000.
6. Хочу быть лидером. Выпуск 2. – Н.Новгород, 2003.
7. Тебе вожатый. Выпуск 1. – Н.Новгород, 2003.
8. Хочу быть лидером. Выпуск 3. – Н.Новгород, 2003.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1» ______________А.В.Петряев
«____» ____________ 2012 г.
Рассмотрено на методическом Согласовано:
объединении учителей Зам. директора МБОУ «СОШ №1»
__________________________ ___________________________
Протокол №____ от _________ «____» ____________ 2012 г.
Протокол заседания методического
совета школы №____ от _________
Рабочая программа дополнительного образования
Теория и практика ученического самоуправления
Совет старшеклассников «САМ»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Сбитнева О.М.
2012 год
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы «Отряд волонтеров» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению — специальной, по форме организации — общедоступной, массовой, по времени реализации — долгосрочной.
Программа разработана на основе пособия для волонтеров, программ по профилактике ВИЧ\СПИДа среди сверстников, проект здоровая Россия, Москва 2005, программы профилактики наркомании «Моя школа – моя крепость». Москва 2002., образовательной программы Детско-юношеский центр г. Петрозаводска «Выбираю жизнь» разработанной педагогами дополнительного образования Толмачева Е.А., программы «Спасибо, нет!» (профилактика наркомании, алкоголизма и СПИДа в молодежной среде) Кемерово 1998.
Новизна программы состоит в том, что она сочетает в себе, не просто теоретические и практические модули, а строится на инициативе и интересах обучающихся участвующих в реализации программы. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам ребёнок обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. К числу наиболее актуальных проблем относится отсутствие сформированного ответственного отношения к своему здоровью и склонность к рискованному поведению у большинства подростков, подобная ситуация может перерасти к развитию повышения числа молодых людей страдающих от социальных заболеваний (наркомания, ВИЧ/СПИД, ИППП, алкоголизм и т.п.) через несколько лет. Поэтому современная концепция пропаганды здорового образа жизни и профилактики рискованного поведения не должна быть только прерогативой взрослых. Необходимо, чтобы дети - в лице волонтеров, тоже принимали в этом участие и проявляли не меньшую инициативу, потому как основным источником информации в вопросах рискованного поведения являются сверстники, формирующие стиль жизни детей вне семьи. В связи с этим необходимо воспользоваться способом формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни с помощью волонтеров.
Волонтер проходит отбор и подготовку по вопросу профилактики поведения высокой степени риска, имея позитивно настроенную позицию в отношении престижа здорового образа жизни, направленную на детей, не имеющих четко сформированную позицию в отношении ведения здорового образа жизни, употребления психоактивных веществ. В ходе волонтерской работы обучающимся предоставляется возможность удовлетворить свои потребности в социально приемлемой форме, узнать себя, разрешить собственные проблемы, получить новые знания в области психологии, приобрести необходимые навыки личностной ответственности, улучшить собственные коммуникативные способности и этим влиять на отношения сверстников, в том числе и к социальным заболеваниям.
Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения, которое находится в условиях обширного выбора моделей и образов поведения, навязываемых массовой культурой, посредством телевидения и интерната, улицей и т.п. Подросток в силу своих возрастных особенностей не всегда способен, сделать правильный позитивный выбор. Поэтому целью развития системы профилактики асоциального поведения является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важно вырабатывать у детей навыки социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять социальным заболеваниям, ВИЧ/СПИД, ИППП, приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. По средствам, активных форм работы: тренингов, семинаров, ролевых игр, подростки смогут в безопасных условиях, выработать свое отношения к выше перечисленным проблема. Сформулировать свою точку зрения, научатся отстаивать ее, делать свой выбор, а так же расширит теоретические знания о проблемах курса, и смогут передавать их сверстникам, ведь немаловажную роль в обучении играет способность передать полученную информацию другим. Посредство участия в волонтерском движение учащиеся, будут не только социализироваться, но и профилизироваться.
Цели программы:
- формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни;
- профилактика социальных заболеваний (наркомания, ВИЧ/СПИД, ИППП, алкоголизм и т.п.) и рискованного поведения в молодежной среде;
- организация досуговой деятельности на базе волонтерской площадке как предоставление альтернативной формы самореализации и презентации здорового образа жизни
Задачи:
- формирование представления о здоровье и его значимости;
- утверждение позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- создание условий для самореализации подростков и повышение их социальной активности;
- повышение уровня информированности молодых людей о формах рискованного поведения и их последствиях и способов их профилактики;
- организация досуговой деятельности на баз отряда как одного из направления профилактики социальных заболеваний;
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в многообразии сочетаний форм и методов, используемых в работе. Специфика предполагаемой деятельности подростков строится на принципе «от равного – к равному» который в последнее время часто используется в профилактической деятельности. Практические занятия по программе связаны с приобретением социальных, организационных, специальных (теоретических и практических) знаний. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приемов, форм и методов. В структуру программы входят 4 блока:
1) Коммуникативные тренинги с участниками волонтерского движения.
2) Обучающие занятия с волонтерами.
3) Профилактические занятия с волонтерами.
4) Подготовка к общешкольным и общегородским мероприятиям.
Все блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей теоретических знаний по проблеме, отработки навыков общения (отказа) и т.п. В основе практической работы лежит организация и проведения профилактических мероприятий среди сверстников.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
Во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования))
Во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
В рамках реализации данной программы предусмотрены следующие формы и методы:
- упражнения на взаимодействие в группах;
-форумы;
-собрания;
-совещания;
-дискуссии;
-круглые столы;
-тренинги;
-деловые, ролевые игры;
-метод мозгового штурма;
-метод социального проекта;
-рефлексивные методики;
-видео метод;
-театрализация;
-КТД.
Все вышеперечисленные формы, методы и приёмы работы связаны с особенностями содержания образовательных блоков курса и спецификой практической деятельности в рамках работы волонтерского отряда. Все выбранные средства работы направлены на раскрытие способностей обучающихся, на формирования практических и теоретических умений и навыков, на раскрытие организаторских и управленческих навыков, и направлены на самоопределение и самореализацию обучающихся
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 14 до 18 лет. Дети данной возрастной группы способны на высоком уровне выполнять предлагаемые зада ния, так как в этот возрастной период происходит примерное определение своих индивидуальных способностей и возможностей, в мыслях и действиях доминирует юношеский максимализм, стремления попробовать себя во всех видах деятельности для того, что бы расширить знания о своих способностях. Стремление быть лидером, вести за собой, выделятся среди сверстников. Таким образом, все эти возрастные особенности в рамках данной программы возможно использовать с максимальной выгодой для учащихся.
Формы занятий: Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей, причем большее количество времени за нимает практическая часть. Формы теоретических занятий можно определить как групповые, в зависимости от изучаемого материала, возможно применения тренингов, ролевых игр, лекций, бесед, обсуждений также могут применяться индивидуальные формы работы, например консультации по проектам, частным вопросам, касающимся специфики практической деятельности детей. Практическая часть занятий, занимает большую часть времени, так как основная цель программы это профилактическая деятельность среди подростков. При организации практической части работы могут применяться различные формы из ранее перечисленных, адекватных целям профилактической работы.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа (35 недель), из них 1 час теоретических занятий, 1 час практических занятий, в каждом часе предусмотрен 15 минутный перерыв.
Ожидаемые результаты:
- Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию;
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей к общественно значимой деятельности;
В результате освоения программы:
Ученик будет знать:
- сущность и основные принципы работы волонтера;
- информацию о ЗОЖ, наркомании, алкоголизме, ВИЧ/СПИДе, ИППП, основные формы и методы профилактики социально опасных заболеваний;
- законодательные акты, связанные с (употребление, распространением наркотических средств, степень ответственности людей с ВИЧ статусом, и т.п.);
- как сформулировать ответ на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;
- специфику работы с подростковым и педагогическим коллективами;
- основные приемы проблема разрешающего поведения;
- приемы работы в группе.
Ученик будет уметь:
- обрабатывать информацию и осуществлять качественный отбор достоверной информации;
- планировать и осуществлять практическую;
- оценивать и осмысливать результаты своей деятельности: навыки анализа проделанной работы;
- работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое мнение, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- обмениваться информацией;
- дискутировать и защищать свою точку зрения;
- вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
- сформулировать собственную позицию по отношению к употреблению ПАВ и говорить на эту тему со сверстниками;
- грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни;
- организовать и качественно провести тренинг для обучающихся своего класса (своей параллели).
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.
- выступать на публике (аудитория класса, параллели)
- самостоятельно искать, отбирать, анализировать, формулировать и передавать информацию по заданной теме;
- самоопределиться, определить своё место в обществе (коллективе);
- определится в профессиональном выборе исходя из осознания личностных особенностей.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- иметь здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к курению, алкоголизму и т.п.;
- иметь свою четкую аргументированную позиции по отношению к ЗОЖ и пагубным пристрастиям и т.п.;
- способен, к помощи и взаимопониманию;
- активная жизненная позиция.
Формы подведения итогов освоения программы:
- проверочные работы по теоретической части курса
-контроль качества самостоятельно подготовленных и проведенных тренингов, занятий, упражнений;
- участие в общегородских мероприятиях;
- количество порученных и выполненных дел (результаты фиксируются в тетради волонтера);
- групповая рефлексия.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | История волонтерского движения «Кто такой волонтер?» | 2 | 2 | - |
2 | Формы и методы профилактической работы. | 6 | 2 -3 | 4 |
3 | Тренинговые технологии | 15 | 5 | 10 |
4 | Команда образование | 13 | 4 | 9 |
5 | Эффективная коммуникация | 12 | 4 | 8 |
6 | Основы социального проектирования | 5 | 2 | 3 |
7 | Жизненные навыки и стратегии преодоления проблемы | 8 | 3 | 5 |
8 | Умей выбирать, умение сказать «Нет!» | 12 | 2 | 10 |
9 | Что такое наркотики? Альтернатива! | 5 | 2 -3 | 3 |
10 | Токсические препараты | 4 | 2 | 2 |
11 | ВИЧ/СПИД ИППП | 9 | 3 | 6 |
12 | Употребление табака | 6 | 2 -3 | 4 |
13 | Алкоголь | 7 | 3 | 4 |
14 | Найди свой путь | 15 | 2 -3 | 13 |
14 | Рефлексивные методики | 9 | 3 | 6 |
15 | Публичные выступления | 8 | 3 | 5 |
ИТОГО | 140 | 48 | 92 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Теория | Практика | Кол-во часов | Дата |
1 | История волонтерского движения | История возникновения волонтерского движения; Понятие волонтер; Направление работы волонтеров. | Возникновение волонтерского движения в европейских странах, в России, кто такие волонтеры, какова их роль в профилактической работе. | - | 1 | Сентябрь |
2 | Кто такой волонтер? | Работа на самоидентификацию себя с волонтерской деятельностью. | Я волонтер? С кем работает волонтер Качества волонтера; Волонтерское кредо; Позиция. | - | 1 | сентябрь |
3 | Сущность первичной профилактики | Составляющие части профилактической работы, их функциональное предназначение и эффективность. | Виды профилактической работы; Что такое первичная профилактика; Формы и методы профилактической работы: Театрализация; Дискуссия; Круглый стол; Занятие; Семинар; Тренинг; Ролевые игры; КТД и т.п. | Разработка плана занятия; Поиск и отбор информации по заданной теме; Провидение упражнения. | 7 | Октябрь - Май |
4 | Тренинг | Сформировать представление о сущности тренинга, о его роли в профилактической работе. | Как подготовить занятие? Как подготовить занятия в группе? Какие проблемы могут возникнуть при работе с группой и как их решать? | Разработка плана тренинга; Подбор упражнений; Апробация тренинга. | 15 | Октябрь - май |
5 | Современные теории командообразования | Современные теории появившиеся за последние годы в социальной психологии модели командообразования | Линейные и циклические модели камандообразования | Упражнения на командообразования | 7 | Октябрь - май |
6 | Создание эффективной команды | Определение понятия «команда». Цели формирования команд, мифы и реальности. Характерные признаки «работающих» команд. Основополагающие принципы функционирования и построения команд. Этапы развития и формирования команды. | Деловая игра «Построение команды». | 2 | Октябрь - май | |
7 | Роли в команде | Роли в команде по Р.М.Белбину. | Особенности ролей при формировании и функционировании команды. | Упражнение «Моя роль в группе». | 2 | Октябрь - май |
8 | Способы принятия групповых решений | Способы принятия решений в группе. Достоинства и недостатки каждого способа. | Групповые и индивидуальные способы принятия решений | Упражнение на выработку единого решения в группе | 2 | Октябрь - май |
9 | Что такое эффективная коммуникация. Ее значение в профилактической работе. | Понятия коммуникация. Приемы эффективной коммуникации. | Различные определения коммуникации; Аргументация; Способы убеждения Приемы и адекватное их использование; | Упражнение на отработку умения формулировать аргументы; Упражнения на отработку способов убеждения. | 6 | Октябрь - май |
10 | Речевая коммуникация и ее виды | Речевая коммуникация ее виды, и функции | Речевая коммуникация и ее виды (официальное и неофициальное, публичное и непубличное общение) . Основные функции речевой коммуникации. Понятие коммуникативного акта и его компонентов: участники коммуникации (адресат и адресант) , объект речи и текст | Анализ ситуации общения. Выделите компоненты ситуации общения по схеме: кто? кому? (участники общения) , почему? (мотив) , зачем? (цель?) , что? (содержание) , как? (канал и форма сообщения) . Определите отношения между коммуникантами, их ролевую характеристику (на материале группы текстов, представляющих различные речевые ситуации) . | 3 | Октябрь - май |
11 | Правила успешного общения | Правила, выбор речевых тактик, причины коммуникативных неудач. | Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. | Охарактеризуйте коммуникативные качества речи (уместность, логичность, благозвучие, образность, выразительность и т. д. ) Проанализируйте тексты-образцы с точки зрения выраженности коммуникативных качеств. Оцените предложенные тексты с точки зрения коммуникативной адекватности. Сформулируйте правила общения для слушающего и говорящего. | 3 | Октябрь - май |
12 | Основы социального проектирования | С чего начинается проект? | Философия социального проектирования; Делай то, что хочешь и умеешь; Умей мечтать о невозможном; Делай то, что нужно не только тебе, но и окружающим. | Упражнения на определения своих желаний и возможностей; Срез общественного мнение (выявление потребностей и интересов) | 2 | Октябрь - май |
13 | Методика социального проектирования. | Основные компоненты проекта и их содержание. | Основные требования к проекту; Основные разделы проекта. Оценка результатов проекта; финансовое обеспечение; способы привлечения средств; реализация проекта. | Разработка пробных проектов | 3 | Октябрь - май |
14 | Жизненные навыки и стратегии преодоления проблемы | Отработка умения преодолевать проблемы, разрешать конфликтные ситуации. Планирования своей жизни | Стратегии преодоления проблем; Предотвращение конфликтных ситуации:; Решения конфликтных ситуаций; Анализ и планирование соей жизни; Поиск себя; | Упражнения на преодоление проблем, разрешения конфликтных ситуаций, планирования своей жизни. | 8 | Октябрь - май |
15 | Умей выбирать, умение сказать «Нет!» | Знакомство с методами и формами отказа. | Как сказать нет. Как уйти от давления; Формирование позиции по отношению к опасному поведению. | Упражнения «Спасибо, нет!» - связанных с употреблением спиртного; - в группе ровесников; Пантомима «нет, я не иду с вами»; Ответ «нет!»; Давление со стороны ровесников и т.п. Исторические личности. | 12 | Октябрь - май |
16 | Что такое наркотики? | Формировать у волонтеров знания о различных видах зависимостей, последствиях употребления наркотических веществ для организма подростка | Понятие наркотики, зависимость; Предпосылки и мотивы потребления; Предупреждение от употребления наркотиков и рассказ о последствиях употребления наркотиков. Достижение понимания участниками основных этапов формирования наркотической зависимости; Мифы о наркотиках. | Тренинг: человек и наркотики: кому и зачем это нужно?»; Упражнение «Зависимость». | 3,5 | Октябрь - май |
17 | Альтернатива! | Информация об адреналино- повышающих занятиях (альтернативные виды спорта), о возможности самореализации. Формирование активной жизненной позиции. Умения делать правильный выбор. | Жизненное многообразие: Осознание своих потребностей и возможностей; План моей жизни; Смотрю в будущее; Я выбираю. | Упражнение на определение своих способностей; Упражнения «Жизненная стратегия»; «Мой выбор!». | 2,5 | Октябрь - май |
18 | Токсические препараты | Токсические препараты и их влияние на организм, последствия употребления. | Токсикоманические средства; Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов. Причины и факторы; Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие заболевания; Последствия. | Сообщение по теме; Презентация по теме; Ролик о проблеме. | 4 | Октябрь - май |
19 | ВИЧ/СПИД ИППП | Необходимая информация о ВИЧ/СПИД ИППП | Медицинские аспекты; История возникновения заболевания; Пути передачи ВИЧ; Как не передается ВИЧ; Что такое иммунная система; Вирус иммунодефицита и иммунная система человека; Бессимптомный период ВИЧ-инфекции; Некоторые симптомы СПИДа; ВИЧ как защитить себя; ИППП причины, виды, симптомы, последствия способы защиты. Мифы о ВИЧ, ИППП. | Тренинги и упражнения по теме на отработку навыков безопасного поведения и формирование позиции по отношению к проблеме. | 9 | Октябрь - май |
20 | Употребление табака | Табак –зависимость или удовольствие? Трагедия или пустяк? | Кому выгодно что бы мы курили? Тенденция на здоровье? Содержание сигарет? Влияние никотина на организм; Сопутствующие заболевания и последствия употребления. | Сообщение на тему: Разработка листовок и информационных буклетов; Оформление информационного стенда; Провидение акций. | 7 | Октябрь - май |
21 | Алкоголь | Алкоголь хитрый враг. | Причины и последствия употребления; Мода на алкоголь: Мифы об алкоголе; Влияние алкоголя на подростка. | Сообщение на тему: Разработка листовок и информационных буклетов; Оформление информационного стенда; Провидение акций. | 7 | Октябрь - май |
22 | Найди свой путь | Дать подростку представление о многообразии позитивного выбора в жизни. Определить способности подростка и перспективы их развития. Помочь в самореализации и самовыражении. | Что такое жизнь? О чем, ты мечтаешь? (определение своих желаний и причин их возникновения); На что ты способен? (определение своих способностей, возможностей); Многообразие мира (мировая палитра, для картины твоей жизни); Как быть счастливым? Саморазвитие путь к познанию и счастью; Свобода выбора; Вера в себя; Предназначение (стратегия твоей жизни). | Тренинговые занятия по теме (анкетирования, упражнения, планы и т.п.); Разработка и реализация проекта. | 16 | Октябрь - май |
23 | Рефлексивные методики | Формирование умений, получать обратную связь. Анализировать. | Сущность рефлексии; Основные рефлексивные вопросы; Умение задавать вопросов; Выход из рефлексии; Метод 5 пальцев; Метод + и еще +; Высказанное ощущение (записанное); Камушек в ботинке; 5 причин; Свободный микрофон и т.п. | Отработка рефлексивных умений. | 9 | Октябрь - май |
24 | Публичные выступления | Основы публичного выступления | "Болевая точка" выступления. Информационный повод речи. Определение материала и точное формулирование темы речи. Поднимаемая социальная проблема, ее определение и формулирование. Тезисы и аргументы речи. Техника аргументации речи. "Зерно" речи. Выстраивание конфликтных линий и использование интриги. Законы выстраивания речи и адресная группа. Целевая аудитория речи и работа над ней. Виды речи и их использование. Жанровые законы прямой речи. Подготовка к выступлению. Выстраивание речи и ораторские приемы. | Разработка речи выступления; Отработка навыков само презентации, аргументации; Умение формулировать ответ; Публичное выступление с последующим анализом. | 8 | Октябрь - май |
25 | ИТОГО: | 140 ч. |
Использованная литература
- Программы «Спасибо, нет!» (профилактика наркомании, алкоголизма и СПИДа в молодежной среде). Кемерово, 1998.
- Профилактика ВИЧ/СПИД, ИППП: Методическое руководство по работе с молодежной аудиторией для молодых лидеров и инструкторов программы «Равный поможет равному». Новосибирск, 2000.
- Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактике ВИЧ/СПИД, наркозависимости и ИППП «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000.
- Программы профилактики наркомании «Моя школа – моя крепость». Москва 2002.
- Методического рукаводства для педагогоа и инструкторов программы «Наше будущие». Основы знаний о профилактике наркозависимости, ВИЧ/СПИД, ИППП. Новосибирск, 2002.
- Пособия для волонтеров, программ по профилактике ВИЧ\СПИДа среди сверстников, проект здоровая Россия. Москва, 2005.
- Образовательной программы Детско-юношеский центр г. Петрозаводска «Выбираю жизнь» разработанной педагогами дополнительного образования Толмачева Е.А., Петрозаводск, 2008.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1» ______________А.В.Петряев
«____» ____________ 2012 г.
Рассмотрено на методическом Согласовано:
объединении учителей Зам. директора МБОУ «СОШ №1»
__________________________ ___________________________
Протокол №____ от _________ «____» ____________ 2012 г.
Протокол заседания методического
совета школы №____ от _________
Рабочая программа дополнительного образования
Отряда волонтеров
Составитель:
педагог дополнительного образования
Сбитнева О.М.
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие органов ученического самоуправления – приоритетное направление в воспитательной системе школы.
В данной статье раскрыта модель организации ученического самоуправления в школе....
План работы органов ученического самоуправления
План работы органов ученического самоуправления...
Школьный пресс-центр как орган ученического самоуправления
Статья опубликована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации")...
ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната
С целью формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...
Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе
Выступление старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интерес...
Рабочая программа кружка ученического самоуправления "Школа Лидера" 5 - 11 класс
Цель программы: Развитие лидерских качеств у обучающихся средних и старших классов в различных видах общественной и личностно значимой деятельности.Задачи программы:Развитие организаторских комм...
Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»
Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...