Программа курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»
материал
Актуальность курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»
Общественно-полезная деятельность – важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, которое решает общеобразовательные задачи, способствует трудовому и нравственному воспитанию. Школьник, осознавая необходимость и целесообразность своего труда, понимает, что его труд настоящий и полезен обществу.
С помощью занятий общественно-полезной деятельностью можно максимально облегчить передачу учащимся общественно – исторического опыта и культуры трудовой деятельности для всесторонней подготовки к труду младшего школьника.
Влияние коллективной общественно-полезной деятельности на всестороннее развитие младших школьников имеет свои особенности. Она богата образовательным содержанием. Даже самая простая работа содержит много полезных сведений и знаний.
Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся начальной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать общественно – ценное отношение к трудовой деятельности и развивать общие способности к активному участию в общественно-полезном труде.
Цель курса: воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, потребности в самореализации в социальном творчестве и практической, общественно-полезной деятельности.
Задачи курса:
· формировать ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
· формировать элементарные представления о различных профессиях;
· создать условия для формирования первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
· дать представления о приоритете нравственных основ труда, творчества, создание нового;
· привить первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности;
· способствовать формированию мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.
Основные задачи реализуются при соблюдении следующих требований:
· труд учащихся должен приносить общественную пользу;
· быть коллективным по своему содержанию;
· посильным и доступным по возрасту и полу;
· приносить ощутимый и видимый результат;
· быть достаточно разнообразным по выполняемым действиям и исключить однообразие деятельности;
· хорошо организован в плане конкретности задания и чёткости учёта;
· представлять широкое поле деятельности для проявления инициативы и творчества;
· быть безопасным.
Основные виды деятельности учащихся:
· игровая деятельность;
· познавательная деятельность;
· социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
· трудовая (производственная) деятельность
Программа курса «Мозаика интересных идей и добрых дел» основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися. Это:
уважение к труду;
творчество и созидание;
целеустремлённость и настойчивость,
бережливость,
трудолюбие.
Программа «Мозаика интересных идей и добрых дел» опирается на принципы природосообразности, системно-деятельностной организации воспитания, ориентации на идеал, социальной активности, мотивированности, доступности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. В процессе реализации программы используются методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля, целенаправленное наблюдение, оценка и суждение
Основными формами обучения являются: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, ведение дневников наблюдений.
В процессе проведения внеурочных мероприятий по курсу «Мозаика интересных идей и добрых дел» обучающиеся:
· получают первоначальные представления о роли труда в жизни человека и общества:
• участвуют в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
• узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
• получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);
• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из направлений внеурочной деятельности является общественно-полезная деятельность. Организация занятий по этому направлению является неотъемлемой частью образовательного процесса гимназии. Начальное образование МОУ «Гимназия № 7 «Ступени» реализует это направление через дополнительную программу «Мозаика интересных идей и добрых дел» за счёт указанных в Базисном учебном плане часов на внеурочную деятельность.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Мозаика интересных идей и добрых дел» на ступени начального общего образования МОУ «Гимназия № 7 «Ступени» являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Устав МОУ «Гимназия № 7 «Ступени»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Базисный учебный план;
- Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Гимназия № 7 «Ступени»;
Актуальность курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»
Общественно-полезная деятельность – важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, которое решает общеобразовательные задачи, способствует трудовому и нравственному воспитанию. Школьник, осознавая необходимость и целесообразность своего труда, понимает, что его труд настоящий и полезен обществу.
С помощью занятий общественно-полезной деятельностью можно максимально облегчить передачу учащимся общественно – исторического опыта и культуры трудовой деятельности для всесторонней подготовки к труду младшего школьника.
Влияние коллективной общественно-полезной деятельности на всестороннее развитие младших школьников имеет свои особенности. Она богата образовательным содержанием. Даже самая простая работа содержит много полезных сведений и знаний.
Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся начальной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать общественно – ценное отношение к трудовой деятельности и развивать общие способности к активному участию в общественно-полезном труде.
Цель курса: воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, потребности в самореализации в социальном творчестве и практической, общественно-полезной деятельности.
Задачи курса:
- формировать ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- формировать элементарные представления о различных профессиях;
- создать условия для формирования первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- дать представления о приоритете нравственных основ труда, творчества, создание нового;
- привить первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности;
- способствовать формированию мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.
Основные задачи реализуются при соблюдении следующих требований:
- труд учащихся должен приносить общественную пользу;
- быть коллективным по своему содержанию;
- посильным и доступным по возрасту и полу;
- приносить ощутимый и видимый результат;
- быть достаточно разнообразным по выполняемым действиям и исключить однообразие деятельности;
- хорошо организован в плане конкретности задания и чёткости учёта;
- представлять широкое поле деятельности для проявления инициативы и творчества;
- быть безопасным.
Основные виды деятельности учащихся:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность
Программа курса «Мозаика интересных идей и добрых дел» основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися. Это:
уважение к труду;
творчество и созидание;
целеустремлённость и настойчивость,
бережливость,
трудолюбие.
Программа «Мозаика интересных идей и добрых дел» опирается на принципы природосообразности, системно-деятельностной организации воспитания, ориентации на идеал, социальной активности, мотивированности, доступности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. В процессе реализации программы используются методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля, целенаправленное наблюдение, оценка и суждение
Основными формами обучения являются: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, ведение дневников наблюдений.
В процессе проведения внеурочных мероприятий по курсу «Мозаика интересных идей и добрых дел» обучающиеся:
- получают первоначальные представления о роли труда в жизни человека и общества:
- участвуют в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);
- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
На занятиях практикуется демонстрация презентаций, видеороликов и различных наглядных средств обучения.
Основное содержание курса состоит из четырёх разделов: «Для себя и для других», «Школа наш родной дом», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Сотвори добро».
Первый раздел: «Для себя и для других»
Правила поведения на учебно-опытном участке. Виды сельскохозяйственных растений.
Выращивание растений на пришкольном участке. Уход за комнатными растениями. Размножение растений. Выращивание рассады.
Второй раздел: ««Школа наш родной дом»
Изготовление простейших пособий и дидактических игр. Ремонт наглядных пособий. Оформление школы к праздникам. Оформление тематических выставок. Трудовой десант.
Третий раздел: «Все работы хороши, выбирай на вкус»
История профессий. Где живут профессии. Мои помощники в труде. Творчество в труде.
Четвёртый раздел: «Сотвори добро»
Живи книга. Праздничный сюрприз. «Фабрика Деда мороза». Операция «Забота». Операция «Радость людям».
Планируемые результаты курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы курса
«Мозаика интересных идей и добрых дел»
Для достижения учащимися лучших результатов в общественно-полезной деятельности, при оценивании учитель поощряет труд школьников, отмечает их хорошие, полезные дела и делает их достоянием всего коллектива. Это поднимает активность учеников и воодушевляет их на новые трудовые дела. Однако во всех случаях поощрения школьника учитель оценивает не личные качества ученика, а указывает на ту пользу, которую он принёс школе, городу, обществу, добросовестно выполнив порученное ему дело.
Все результаты общественно-полезной деятельности учащиеся отмечают в «Дневнике добрых дел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекция дел. ДОСУГОВЫЕ ДЕЛА ВАЖНЫЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ. (Идеи проведения различных дел в коллективе).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению различных досуговых дел в классных сообществах. В рекомендациях раск...
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

СЕМЕЙНЫЕ НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ: ИНТЕРЕСНЫЕ ИДЕИ.
Новый год - лучшее время для того, чтобы завести теплые праздничные ритуалы, которые объеденят всю семью, от мала до велика. Не столь важно, что это за традиция - сложные для исполнения домашние спект...

Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.
Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...

Как пережить карантин с ребёнком и не сойти с ума: 25 интересных идей и полезных советов.
Cобрали советы психологов и педагогов для тех, кого пугает перспектива провести длительное время наедине с собственными детьми. Спокойно, всё не так страшно.Что происходит?Из‑за эпидемии коронав...