Как пережить карантин с ребёнком и не сойти с ума: 25 интересных идей и полезных советов.
статья

Еранцева Наталья Александровна

 

Cобрали советы психологов и педагогов для тех, кого пугает перспектива провести длительное время наедине с собственными детьми. Спокойно, всё не так страшно.

Что происходит?

Из‑за эпидемии коронавируса школы и детские садики устраивают внеплановые каникулы, учеников переводят на дистанционное обучение. Жителям городов запрещено покидать свои дома, введён режим самоизоляции. Выходить на улицу можно только в случае крайней необходимости. Многие родители в связи с этим испытывают сильный стресс: совмещать удалённую работу с заботой, образованием и развлечением даже одного ребёнка, не говоря уже о нескольких, очень непросто. Впадать в панику — плохая идея, лучше продумать план действий и следовать ему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_perezhit_karantin_s_rebenkom_i_ne_soyti_s_uma.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Как пережить карантин с ребёнком и не сойти с ума:

25 интересных идей и полезных советов.

Cобрали советы психологов и педагогов для тех, кого пугает перспектива провести длительное время наедине с собственными детьми. Спокойно, всё не так страшно.

Что происходит?

Из-за эпидемии коронавируса школы и детские садики устраивают внеплановые каникулы, учеников переводят на дистанционное обучение. Жителям городов запрещено покидать свои дома, введён режим самоизоляции. Выходить на улицу можно только в случае крайней необходимости. Многие родители в связи с этим испытывают сильный стресс: совмещать удалённую работу с заботой, образованием и развлечением даже одного ребёнка, не говоря уже о нескольких, очень непросто. Впадать в панику — плохая идея, лучше продумать план действий и следовать ему.

Если вашему ребёнку от 3 до 5 лет

Дети, особенно маленькие, хорошо считывают эмоциональное состояние родителей и легко им заражаются. Постарайтесь не воспринимать сложившуюся ситуацию как наказание или пытку, используйте её как возможность провести время вместе. Самое главное для дошкольников — это активное участие родителя, который может обогатить любое занятие своими комментариями, рассказами и эмоциональной вовлечённостью во взаимодействие с малышом.

  • Играйте в сюжетно-ролевые и строительно-конструктивные игры. Дети среднего дошкольного возраста очень любят сюжетную деятельность, где они примеряют на себя различные роли. Самый простой вариант — традиционные «Дочки-матери», осовременить которые можно с помощью модных куколок и машинок. Из напольного конструктора разыгрывайте сюжеты: «Автодорога», «Ферма», «Замок принцесс».
  • Придумывайте забавные четверостишия. В этом возрасте у детей проявляется особая любовь к ритму и рифмам. Для забавного рифмоплётства подходит повторение слогов. Например: «На-на-на — на дворе стоит весна. Ну-ну-ну — очень ждали мы весну. Ре-ре-ре — совьют гнёзда во дворе». Родитель может предлагать слоги, а ребёнок — сочинять к ним продолжение, потом поменяться местами. Придумывайте строчки на определённую тему или вперемешку.
  • Создайте собственную книгу сказок. Пятилеток увлекает идея создания книги сказок, приключений и забавных историй. В качестве иллюстраций подойдут семейные фотографии, рисунки карандашами, гуашью или акварелью или аппликации из цветной бумаги.
  • Изготовьте собственный домашний театр и поставьте спектакль. Пальчиковый театр можно создать из отрезанных от перчаток «пальчиков» — наверняка у вас остались одинокие рукавички после зимнего сезона. Пришейте к ним пуговички или приклейте бусинки-глазки, придумайте персонажам имена и обсудите сюжетную линию. Театр теней легко изготовить, вырезав силуэты героев из картона и направив лампу на стену или простыню. Чтобы сделать кукольный театр, наденьте чёрную одежду и возьмите любимые мягкие игрушки.
  • Устройте на подоконнике огород. Детей очень увлекает наблюдение за луком, фасолью или горохом, потому что они быстро дают зелёные ростки. Если место на подоконнике позволяет, оформите ёмкости из-под йогурта или горшочки для рассады в виде паровозика, соорудите из конструктора забор, поставьте тряпичное чучело, как на настоящем огороде.
  • Поиграйте в слова. Попросите ребёнка найти в окружающей обстановке предметы или явления, названия которых начинаются с буквы «с» (например, стол). Кто назвал первым, тот выбирает следующее условие.
  • Смотрите семейные фильмы и мультики вместе. Главная ценность таких кинопросмотров — возможность получить совместный эмоциональный опыт сопереживания героям, обсудить увиденное и благодаря этому научиться чему-то новому.

Если вашему ребёнку от 6 до 8 лет

В этом возрасте главное — игра. Но в течение рабочего дня невозможно уделять детям всё время. Поэтому попробуйте перевести в игру любую другую деятельность.

  • Заведите «волшебный мешочек». Вместе с ребёнком нарисуйте или напишите на листочках виды деятельности. Положите бумажки в мешочек и в нужный момент доставайте, чтобы решить, чем заняться: можно испечь пирог или сварить суп, постирать и повесить вещи, пропылесосить, вместе разобрать бабушкину шкатулку или рассортировать по альбомам старые фотографии.
  • Предоставьте время для свободной игры. Инициируйте игру, начните её вместе, а затем предоставьте ребёнка самому себе, объяснив свою занятость конкретными делами. Важно обозначить, что через некоторое время вы вернётесь. Потом обновите сюжет игры, подбросьте какую-то идею, организуйте досуг и опять дайте ребёнку возможность позаниматься самому. После обязательно обсудите, что каждый из вас делал и почему это приносит вам радость.
  • Попросите ребёнка найти в окружающей обстановке предметы определённого цвета и сфотографировать их. Договоритесь, сколько времени будет отведено на выполнение задания. В этой игре побеждает тот, у кого больше картинок! Также фото можно использовать, чтобы составить «радужные» композиции и сделать палитру оттенков вашего дома.
  • Поиграйте в «Самоделкина». Предложите детям вырезать геометрические фигуры из прочитанных газет и журналов, выберите тему и устройте соревнование. Например, если тема — «Роботы», то мама составляет робота из кругов, папа — из квадратов, дети — из треугольников. Каждой поделке можно придумать имя.
  • Дайте возможность проявить самостоятельность. В этом возрасте дети способны делать многое без помощи родителей. Например, готовить простые блюда, искать информацию и делать презентации, ухаживать за питомцами. Примеры здоровой сепарации можно подглядеть в новом мультсериале «Простоквашино» — эпизоды как раз ориентированы на формирование самостоятельности и ответственности за свои поступки.
  • Проведите научный эксперимент. В Сети можно найти подробные описания сотни опытов, которые будут интересны детям. Но особенно полезно будет показать им, почему так важно мыть руки с мылом. Для опыта вам понадобятся глубокая тарелка, вода, мыльный раствор и молотый перец. Налейте в тарелку воду и насыпьте перец. Затем попросите ребёнка опустить туда палец — на нём останутся частички приправы. А теперь попросите сначала опустить палец в мыльный раствор и только потом в тарелку с перцем — перчинки «разбегутся» по краям посуды. Объясните, что мыло не убивает микробы и бактерии, но ослабляет связь с поверхностью кожи, чтобы их проще было смыть.

Если вашему ребёнку от 8 до 12 лет

Не переживайте, если вы с ребёнком не успеваете выполнять весь объём школьной программы. Во-первых, дистанционное обучение — вынужденная мера, к которой не были готовы ни учителя, ни родители. А во-вторых — получать знания не обязательно только из учебников и рабочих тетрадей. Чтобы провести время карантина продуктивно и без разочарований, попробуйте совместно составить режим дня и не забывайте о важности чередования отдыха и учёбы.

  • Вместе читайте книги. Выберите интересный сюжет и читайте поочерёдно: одну страницу — родитель, одну — ребёнок. Или распределите текст по ролям: за автора и кого-то из действующих лиц читает родитель, а за любимого героя — ребёнок. После — обязательно обсудите произведение и поступки персонажей.
  • Выделите время для учёбы. Помните, что спокойное отношение родителей к ситуации напрямую влияет на то, как пройдёт обучение вне стен школы. Распределите силы так, чтобы ребёнок мог воспринимать информацию в комфортном для себя темпе, работал самостоятельно, но при этом имел возможность обратиться за помощью к родителям при необходимости.
  • Найдите, над чем посмеяться. Не забывайте, что в тревожном информационном поле живёте не только вы, но и ваш ребёнок. А смех помогает справиться со стрессом. Подростковые шутки хоть и отличаются от взрослых, но найти точки соприкосновения всегда можно. Например, в мультсериале «Приключения Пети и волка», который создан специально для подростков, много актуального юмора. Смотреть его будет одинаково смешно и взрослым, и детям.
  • Поиграйте в домашние классики. Обведите контуры рук и ног на картоне, вырежьте, перемешайте, разложите на полу как классики и передвигайтесь по ним по комнате.
  • Придумайте зашифрованную азбуку. Выпишите все буквы родного языка и для каждой из них придумайте и запишите символы, образующие новый алфавит. На этом языке вы и будете общаться ближайшую неделю. Обмениваться засекреченными посланиями можно и в мессенджерах, например в переписке с другом или продвинутой бабушкой. Для этого нужно просто сфотографировать и отправить собеседнику «шифровку».
  • Оформите фотокнигу или тревелбук. Самое время концентрироваться на чём-то приятном, например, вспомнить о впечатлениях из недавней поездки и создать специальную книгу, посвящённую ей. Туда можно приклеить билетики, чеки, памятные вещицы и фотографии. Не забудьте подписать важные детали или дополнить альбом забавными историями из путешествия.

Советы для родителей детей любого возраста

  • Сохраняйте спокойствие.
  • Уделяйте время собственным делам — работу за вас никто не сделает.
  • Выделите личное время для каждого члена семьи. В этом нуждаются и дети, и взрослые.
  • Привлекайте детей к помощи по дому — это поможет им почувствовать свою значимость, а вам немного освободит руки.
  • Признайте, что в замкнутом пространстве конфликты неизбежны, поэтому научитесь правильно ссориться. И помните, что чья-то правота не так важна, как чувство, что тебя выслушали с уважением.
  • Проводите время вместе. Не уткнувшись в телефон, а действительно общаясь друг с другом или занимаясь тем, что всем нравится. Это поможет укрепить отношения. Играйте в настольные игры, занимайтесь творчеством или спортом, смотрите фильмы и мультики.

Если среди самых ярких воспоминаний вашего детства — любимые мультипликационные герои киностудии «Союзмультфильм» и вы и сейчас с удовольствием показываете эти мультики детям, скорее всего, новые проекты студии вас тоже не разочаруют. При их создании «Союзмультфильм» консультируется с психологами и педагогами, учитывая возрастные особенности и современные потребности молодой аудитории. В мультсериалах «Оранжевая корова», «Приключения Пети и волка» и в «Простоквашино» симпатичная и не сложная для восприятия графика, добрые шутки и обучающий подтекст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям: 8 полезных советов по воспитанию ребёнка.

Родителям- 8 полезных советов по воспитанию детей....

Как пережить карантин: советы психолога семье

Трудно оставаться спокойным в ситуации, когда кажется, что весь мир рушится. Меняется экономическая обстановка, приходят плохие новости из других стран. Что будет дальше? Какова будет жизнь после криз...

Как проще пережить карантин

Как пережить карантин: советы психолога семье...

"Как пережить карантин: советы психолога семье"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  разместил  рекомендации "Как пережить карантин: советы психолога семье"  Рекомендации подготовлены Е.А. Л...

"Как пережить карантин?"

Советы психолога " Как пережить карантин?" МГППУ.РФ...