Профориентационная работа во внеурочной деятельности
статья
В статье рассматриваются особенности профоринтационной работы в сельской малокомплектной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_vo_vneuroch_deyat.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа во внеурочной деятельности
В определенное время каждый школьник начинает задавать себе вопросы: «А что дальше?», «Чем мне заниматься в этой жизни?», «Какой выбор сделать?», «Куда поступать - в институт или училище?», «Как выбрать профессию по душе и по способностям, чтобы впоследствии избежать разочарования и не занимать чужое место?». Чтобы принять оптимальное решение, необходимо учесть множество факторов - свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Но как оценить свои возможности, проявить самостоятельность и сделать выбор?
Условия выбора можно разделить на 3 группы: хочу, могу, надо. К группе «хочу», относятся: интересы и склонности. Интерес - это стремление к изучению какого-либо предмета и явления. Склонность - это стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Не всегда интересы и склонности совпадают . Следующая группа - « могу». Сюда относятся, способности и состояние здоровья. Под способностями понимают индивидуальные способности человека, которые помогают успешно выполнять какую либо деятельность. Но вот достаточно ли групп могу, хочу для выбора профессии. Нет. Поэтому и существует группа « Надо», в которую входят : потребности рынка труда. Именно сочетание этих трех компонентов помогают выбрать профессию, которая будет востребовательна на рынке труда. И человек с легкостью может найти работу. Некоторые психологи выделяют 8 углов выбора профессии.
Первый - позиция старших членов семьи. Хорошо если родители предоставляют ребенку свободу в выборе будущей профессии. Но часто происходит так, что они не согласны с выбором ребенка.И стремятся выполнить в ребенке свои стремления и желания. Большинство психологов говорят, что многие дети соглашаются со своими родителями. Но ученики должны учесть, что работать придется им, а не родителям. Результатом согласия может быть и то, что дети получают ту профессию которую хотят родители, а потом идут учится на то что им интересно самим.
Второй – позиция сверстников. Очень часто компания друзей выбирает вуз , и их сверстник поступает туда же. Но будет ли этот человек получать удовольствие отвыбранной таким образом профессию? Скорей всего нет.
Третий угол- это позиция учителей и классного руководителя. Учителя работающие с учеником, замечают некоторые способности, умения и могут помочь с выбором профессии.
Четвертый угол – это профессиональные планы. Сюда относится то, каким сам ученик видит свое будущее. Какую цель ставит перед собой, и какими путями к ней идет.
Пятый угол –это способности ученика. Это способности не только в учебе, но и другим видам деятельности.
Шестой угол – уровень притязаний на общественное признание. Как это понять? Хотите ли выбрать профессию которая популярна, или нет?
Седьмой угол-информированность. Важно знать как можно больше информации о той профессии которая вас привлекает.
И последний угол- склонности.. Чтобы понять к чему у ученика есть склонности, необходимо сознательно включатся в различные виды деятельности. Человек может менять свои увлечения соответственно склонности. Если этого не делать . то склонности могут появляться в лучшем случае во время учебы , а в худшем случае после того как вы приступите к работе. Тогда надо будет или заниматься тем что не нравится ,или получать новую профессию.
Цель профориентационной работы нашей школы - актуализировать профессиональное самоопределение учащихся специальной организацией их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда,. Вся работа строится на взаимодействии учащихся, психолога, учителей и преподавателей, представителей предприятий села .
Работа по профориентации учащихся начинается с первого класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. начиная с 1 класса.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями. Это
беседы;
игровые занятия;
экскурсии;
викторины;
конкурсы;
встречи с людьми интересных профессий;
участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений;
семейные праздники;
защита проектов
Экскурсии, на наш взгляд, - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который дает свои положительные результаты. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности, что, конечно, поможет ребятам лучше узнать все о профессии. С огромным интересом проходят экскурсии в сельскую библиотеку, на почту, в дом культуры. Кроме экскурсий проводятся встречи с представителями разных профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, заранее с ребятами проводится подготовительная работа: подбираются загадки, составляются кроссворды, синквейны по профессиям, с представителями которых ожидается встреча. Следующая форма работы – беседы. Их тематика разнообразна. Это: «Как путешествует письмо», «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать».
Результатом работы по профориентации является защита мини-проектов в конце учебного года. Ребята рассказывают об итогах своей работы учащимся, организуются выставки рисунков и фотовыставки
Вся профориентационная работа в выпускных классах определяется тремя направлениями:
Просветительское.
Цель: расширение знаний уч-ся о профессиях, условиях труда, требованиях профессий к человеку, путях получения образования и построения карьеры, знакомство с рынком труда, вакансиями, потребностями города в различных профессиях, формирование готовности к самоопределению.
Диагностическое.
Цель: изучение личностных особенностей образа «Я», интересов и склонностей, ценностных ориентаций, отношения к труду, потребностей и мотивов; оценка степени профессиональной зрелости и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Консультативное
Цель: проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями по изучению личности школьника, его интересов, склонностей, способностей, а также вопросов выбора профессии с учетом состояния здоровья.
Профориентационная работа спланирована во всех классах и направлена на оказание помощи учащимся в дальнейшем выборе профессии. Задачи перекликаются с целями просветительского, диагностического и консультативного направления. Поставленные задачи реализуются через:
- классные часы: «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности», «Хочу, могу, надо», «Знакомство с профессиями», «Моя профессиональная карьера», «Мир увлечений» (с демонстрацией результатов своих достижений»;
- ролевую игру «Представление профессий»;
- занятие-тренинг «Я в мире профессии», «Взгляд в будущее», «Прогнозируем свою карьеру»;
- диагностическое исследование «Я и мои возможности», «Формула выбора профессии»;
- экскурсии на предприятия села, и родительские собрания «Формула выбора профессии».
Сущность профориентационной работы заключается в побуждении учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезном и производственном труде, активной пробе сил. Это позволяет на практике узнать свои склонности и способности.
Кияшева Н.И.,
Учитель биологии
2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности.
Обобщение опыта по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы и во вренурочное время....
Система вокально-хоровой работы во внеурочной деятельности в средней школе.
В статье раскрывается система вокально-хоровой работы с детьми школьного возраста на базе средней школы....
Использование технологии групповой работы во внеурочной деятельности
В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения учебных функций, составляющих основу умения учиться (целеполагание, планирование, контроль и оценка). При правильной организации групповой...
Отчет о работе кружка внеурочной деятельности «Моя малая Родина» за 2014-2015 учебный год
В 2014-2015 учебном году в кружке «Моя малая родина» занималось более 30 человек, учащиеся 5-6 классовКружок работал по программе кружка «Моя малая Родина» руководитель Бугаева Татьяна Александро...
Организация профориентационной работы во внеурочное время как фактор личностного самоопределения учащихся 9-11 классов
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
Статья по теме: "Профориентационная работа в профессиональной деятельности учителя технологии школы для детей с ОВЗ"
Проблема трудовой адаптации воспитанников школы с ОВЗ в настоящее время является одной из самых актуальных и сложных...