Формирование культуры здорового образа жизни у школьников в условиях введения ФГОС
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс) по теме
Работа посвящена формированию культуры здорового образа жизни у школьников в условиях образовательного пространства гимназии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zastrozhnova_eyu_2014.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здорового образа жизни у школьников в условиях введения ФГОС
Проблемы здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровье детей является непременным условием хорошей успеваемости, активной жизненной позиции и эффективной общественной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями времени, общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем, к формированию культуры здорового образа жизни.
Необходимым условием формирования культуры здорового образа жизни является присутствие в образовательной процессе всех основных компонентов формирования основ здоровья:
- познавательного (получение знаний о здоровье человека, о способах сохранения и укрепления здоровья);
- ценностно – ориентационного (осознание ценностей своего здоровья и его приоритета в организации жизнедеятельности);
- эстетического (потребность получения удовлетворения от собственного деятельности по формированию своего здоровья, осознание красоты здорового человека как компонента эстетического восприятия действительности);
- физкультурного (занятия различными видами двигатель активности как непременное условие здорового образа жизни и фактор становления здоровья);
- преобразовательного (формирование здоровья своими силами – «здравотворчество» - это модель поведения школьников, основанную на критериях здорового образа жизни и реализуемую в процессе всей жизни).
В гимназии была разработана программа, направленная на разработку и внедрение комплекса мероприятий по совершенствованию здорового образа жизни гимназистов.
Структура мероприятий в рамках программы включает:
- Диспансеризация обучающихся гимназии в Центре здоровья БУЗОО «ДГП №2 им. Скворцова В.Е.» (1 раз в год);
- Мониторинг заболеваемости обучающихся;
- Разработка рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний;
- Подготовка памяток по ЗОЖ;
- Внедрение в учебный процесс обязательных классных часов по формированию ЗОЖ;
- Внедрение системы наглядной агитации в гимназии по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний;
- Проведение круглых столов и конференций «Ярмарка здоровья» и организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности;
- Организация деятельности спортивных секций;
- Проведение внутришкольных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий (оздоровительной гимнастики до занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах; спортивных соревнований и праздников);
- Создание системы мониторинга в области здорового образа жизни обучающихся;
- Организация флэш-моба на переменах.
Анализ фактического материала показал, что увеличилось количество обучающихся, задействованных в спортивно-оздоровительных до 98% в 2013-2014 учебном году по сравнению с 2011-2012 учебным годом; увеличился процент обхвата обучающихся, прошедших комплексное обследование в Центре здоровья до 82%; уменьшилось количество обучаемых, отнесенных по состоянию здоровья к специальной и подготовительной группам (на 2% и 3% соответственно).
Формирование культуры здоровья во время обучения, будет осуществляться эффективнее, если:
- будут созданы условия для достижения оздоровительного эффекта учебно – воспитательного процесса (соблюдение санитарно – гигиенических и эстетических норм при организации учебных аудиторий и других помещений, организация профилактических и других оздоровительных мероприятий):
- будет происходить качественное обновление компонентов учебно – воспитательного процесса (совершенствование методической грамотности учителя, разработка и внедрение
здоровье сберегающих педагогических технологий, реализация потенциала дисциплин, система воспитательной работы):
- ребенок будет включаться в процесс своего здоровье творения.
Таким образом, одним из приоритетных направлений в деятельности гимназии является пропаганда и активное развитие здорового образа жизни обучающихся. В гимназии регулярно выделяется значительные денежные средства на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также на развитие материально-технической базы физкультурно-спортивного назначения. Гимназия стала одним из первых образовательных учреждений в Омске, осуществляющим реализацию Международного проекта по теме «Развитие лидерских качеств средствами физической культуры и спорта у школьников» при поддержке Молодежного спортивного фонда Великобритании, направленных на популяризацию физкультурно-спортивной деятельности среди молодежи.
Создание современной спортивной инфраструктуры, открытие новых спортивных секций, приглашение квалифицированных тренеров и специалистов способствуют росту численности гимназистов систематически занимающихся физкультурой и спортом. Если в 2011 году данный показатель был на уровне 23%, то по статистическим данным за 2014 год 49% гимназистов регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Развитие и популяризация физической культуры и спорта является ключевым моментом в деятельности по профилактике распространения вредных привычек и формированию здорового образа жизни. В настоящее время продолжается активная работа в гимназии по развитию культуры здорового образа жизни обучающихся через физическую культуру и спорт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «Формирование системы ценностей, социального опыта, здорового образа жизни у школьников в условиях развивающейся образовательной среды». (2011-2016гг)
План инновационной деятельности МБОУ СОШ № 11...
Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС
Формирование культуры здорового образа жизи на урока фиической культуры...
Современная городская культура как средство формирования культуры здорового образа жизни школьников
Данная статья представлена на конференции в городе Мончегорске....
«Формирование культуры здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС на уроках информатики»
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы В...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Исследовательская работа на тему:«Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у школьников младшего возраста»
Здоровый образ жизни - объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельно...
«Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность,...