Формирование культуры здорового образа жизни у школьников в условиях введения ФГОС
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс) по теме
Работа посвящена формированию культуры здорового образа жизни у школьников в условиях образовательного пространства гимназии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здорового образа жизни у школьников в условиях введения ФГОС
Проблемы здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровье детей является непременным условием хорошей успеваемости, активной жизненной позиции и эффективной общественной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями времени, общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем, к формированию культуры здорового образа жизни.
Необходимым условием формирования культуры здорового образа жизни является присутствие в образовательной процессе всех основных компонентов формирования основ здоровья:
- познавательного (получение знаний о здоровье человека, о способах сохранения и укрепления здоровья);
- ценностно – ориентационного (осознание ценностей своего здоровья и его приоритета в организации жизнедеятельности);
- эстетического (потребность получения удовлетворения от собственного деятельности по формированию своего здоровья, осознание красоты здорового человека как компонента эстетического восприятия действительности);
- физкультурного (занятия различными видами двигатель активности как непременное условие здорового образа жизни и фактор становления здоровья);
- преобразовательного (формирование здоровья своими силами – «здравотворчество» - это модель поведения школьников, основанную на критериях здорового образа жизни и реализуемую в процессе всей жизни).
В гимназии была разработана программа, направленная на разработку и внедрение комплекса мероприятий по совершенствованию здорового образа жизни гимназистов.
Структура мероприятий в рамках программы включает:
- Диспансеризация обучающихся гимназии в Центре здоровья БУЗОО «ДГП №2 им. Скворцова В.Е.» (1 раз в год);
- Мониторинг заболеваемости обучающихся;
- Разработка рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний;
- Подготовка памяток по ЗОЖ;
- Внедрение в учебный процесс обязательных классных часов по формированию ЗОЖ;
- Внедрение системы наглядной агитации в гимназии по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний;
- Проведение круглых столов и конференций «Ярмарка здоровья» и организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной оздоровительной деятельности;
- Организация деятельности спортивных секций;
- Проведение внутришкольных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий (оздоровительной гимнастики до занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах; спортивных соревнований и праздников);
- Создание системы мониторинга в области здорового образа жизни обучающихся;
- Организация флэш-моба на переменах.
Анализ фактического материала показал, что увеличилось количество обучающихся, задействованных в спортивно-оздоровительных до 98% в 2013-2014 учебном году по сравнению с 2011-2012 учебным годом; увеличился процент обхвата обучающихся, прошедших комплексное обследование в Центре здоровья до 82%; уменьшилось количество обучаемых, отнесенных по состоянию здоровья к специальной и подготовительной группам (на 2% и 3% соответственно).
Формирование культуры здоровья во время обучения, будет осуществляться эффективнее, если:
- будут созданы условия для достижения оздоровительного эффекта учебно – воспитательного процесса (соблюдение санитарно – гигиенических и эстетических норм при организации учебных аудиторий и других помещений, организация профилактических и других оздоровительных мероприятий):
- будет происходить качественное обновление компонентов учебно – воспитательного процесса (совершенствование методической грамотности учителя, разработка и внедрение
здоровье сберегающих педагогических технологий, реализация потенциала дисциплин, система воспитательной работы):
- ребенок будет включаться в процесс своего здоровье творения.
Таким образом, одним из приоритетных направлений в деятельности гимназии является пропаганда и активное развитие здорового образа жизни обучающихся. В гимназии регулярно выделяется значительные денежные средства на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также на развитие материально-технической базы физкультурно-спортивного назначения. Гимназия стала одним из первых образовательных учреждений в Омске, осуществляющим реализацию Международного проекта по теме «Развитие лидерских качеств средствами физической культуры и спорта у школьников» при поддержке Молодежного спортивного фонда Великобритании, направленных на популяризацию физкультурно-спортивной деятельности среди молодежи.
Создание современной спортивной инфраструктуры, открытие новых спортивных секций, приглашение квалифицированных тренеров и специалистов способствуют росту численности гимназистов систематически занимающихся физкультурой и спортом. Если в 2011 году данный показатель был на уровне 23%, то по статистическим данным за 2014 год 49% гимназистов регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Развитие и популяризация физической культуры и спорта является ключевым моментом в деятельности по профилактике распространения вредных привычек и формированию здорового образа жизни. В настоящее время продолжается активная работа в гимназии по развитию культуры здорового образа жизни обучающихся через физическую культуру и спорт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-682081-1444409885.jpg)
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «Формирование системы ценностей, социального опыта, здорового образа жизни у школьников в условиях развивающейся образовательной среды». (2011-2016гг)
План инновационной деятельности МБОУ СОШ № 11...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/04/picture-729053-1522859684.jpg)
Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС
Формирование культуры здорового образа жизи на урока фиической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881792-1485096024.jpg)
Современная городская культура как средство формирования культуры здорового образа жизни школьников
Данная статья представлена на конференции в городе Мончегорске....
«Формирование культуры здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС на уроках информатики»
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы В...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/29/picture-1465483-1680089214.jpg)
«Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность,...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думаютоб этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснеездоровья. «Здоровому каждый день – праздник»,...