ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_shkolnikov_v_usloviyah_vvedeniya_i_realizatsii_fgos.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Валиев Амил Тофикович., учитель физической культуры
ГБОУ школа №635 Приморского района
Санкт-Петербурга
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
С введением ФГОС изменяется подход к содержанию и результатам образовательной деятельности учителя. ФГОС требует развитие у учащихся способности уметь учиться, то есть самостоятельно усваивать новые знания и умения, стремиться к самосовершенствованию. В основе стандарта лежит системно-деятельный подход, который основывается на общих законах теории деятельности. Деятельный подход в обучении – это методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающего образования со своими технологиями, способами, приёмами, определяющими теоретическими особенностями.
Стандарт устанавливает требования к предметным, мета предметным и личностным результатам обучения. Предметные результаты частично включают мета предметные и личностные результаты. При определении личностных и мета предметных универсальных учебных действий учителю необходимо отталкиваться от собственного видения и понимания задач, которые он ставит перед учащимися на протяжении всего изучения дисциплины. Поэтому при реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС учителю необходимо определить доминирующий предметный и личностный результат.
К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.)
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
· уроки образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
· уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;
· уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
· словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
· наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
· метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
· методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.)
Используются современные образовательные технологии:
· здоровье сберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
· личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
· информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.
УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.
1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.
2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
1.Самоопределение
2.Смыслообразование
Регулятивные
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
Познавательные
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?
Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:
1. Актуализация, постановка проблемы, мотивация
2. План, целеполагание
3. Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей
4. Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должны знать, зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.
5. Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.
6. Коррекция
7. Реализация
8. Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач.
Освоение технологии подготовки к уроку, организации урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и мета предметных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...
Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»
Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...
Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...
Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС
Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС: урок и внеурочная деятельность в системе работы...
Эссе "Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях введения ФГОС"
В статье рассматриваются основные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников в условиях современной школы. Дается подробное рассмотрение средств формирования духовности и нравственности....
Физическое воспитание школьников в условиях введения и реализации ФГОС
В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий....
Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС
Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы....