Неделя математики
методическая разработка (5 класс)

Енхунова Мария Альбертовна

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_matem.igra_.docx753.21 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя математики

. Подготовку к неделе мы проводим на МО. В середине второй четверти вывешивается план проведения недели и ребята начинают активно готовиться к выполнению коллективных творческих дел. При подведении итогов недели оценивается отдельно каждое из творческих дел. Мы взяли за основу именно КТД, так как в процессе их выполнения ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, получают возможность развить свои способности.

Цели:

- сплочение классного коллектива;

- развитие творческих способностей учащихся;

- активизация учебно-исследовательской и познавательной деятельности учащихся;

- повышение интереса к математике.

План проведения недели:

1-й день: КТД «Математическая викторина» (Приложение 1)

2-й день: КТД «Задачи в стихах с подвохом» (Приложение 2)

3-й день: КТД «Рисуем цифрами и формулами» (Приложение 3)

4-й день: Игра «Математическое путешествие» (Приложение 4)

5-й день: Подведение итогов, награждение

Порядок проведения предметной недели:

В первый, второй и третий дни каждый класс (5-11 классы) после первого урока на перемене получает задание на листе формата А4, в течение дня ребята коллективно выполняют его непосредственно на полученных листах и сдают учителям математики после шестого урока. При ответе на вопросы викторины можно пользоваться услугами библиотеки, интернета. О коллективных творческих делах второго и третьего дней нужно заранее за неделю проинформировать учащихся классов.

Математическое путешествие проводится в четвертый день предметной недели после уроков. В игре участвуют команды 5-9 классов (все ученики класса). На организационной линейке объявляются условия игры: на станцию и со станции учащиеся отправляются строго по звонку; время стоянки на каждой станции 4-5 минут, время перехода от станции к станции 1-2 минуты. Количество станций должно совпадать с количеством 5-9 классов. Каждый класс получает маршрутный лист, который он должен предъявлять организаторам на станциях (учащиеся 10-11 классов). После игры листы сдаются учителям математики.

Образец маршрутного листа

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 5 «А»

Название станции

Кабинет

Баллы за ответы

Подпись

дежурного на станции

Дополнительные баллы или штрафы

ФИГУРНАЯ

БЛИЦ-ТУРНИР

СЛЕДОПЫТ

АССОРТИ

РЕБУСНАЯ

КУРЬЕЗНАЯ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

Итого



Приложение 1

КТД «Математическая викторина»

  1. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3, 20, 12, 80000?
  2. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?
  3. Какой знак нужно поставить между нулем и единицей, чтобы получить число больше нуля, но меньше единицы?
  4. Кто из математиков изобрел тачку?
  5. Кто сказал «Математика – царица наук, в арифметика – царица математики»?
  6. Один из двух множителей увеличили на 20%, а другой уменьшили на 20%. Изменилось ли произведение?
  7. Продолжите последовательность чисел: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … Как называются эти числа?
  8. Назовите великого геометра и механика Древней Греции, нашедшего для π приближенное значение.
  9. Кто ввел термины «абсцисса», «ордината» и «координаты»?
  10. Расположите имена великих математиков, начиная с древности: Герон, Архимед, Пифагор, Гипатия.
  11. Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач?
  12. Автор первого учебника по математике в России.
  13. Кратчайшее расстояние от точки до прямой.
  14. Какие числа на Руси называли ломанными?
  15. Кому принадлежат слова: «Числа правят миром»?
  16. В переводе с латинского этот геометрический термин звучит «натянутая». Что это за слово? (Ищите в прямоугольном треугольнике)


Ответы: 1. Например, 3 мушкетера, 20 лет спустя, 12 стульев, 80000 км под водой; 2. Грибоедов А.С.; 3. Запятую; 4. Блез Паскаль; 5. Карл Фридрих Гаусс; 6. Изменилось. 7. 34, 55, 89, 144…, числа Фибоначчи; 8. Архимед; 9. Готфрид Вильгельм Лейбниц; 10. Пифагор, Архимед, Герон, Гипатия; 11. Толстой Л.Н.; 12. Магницкий Л.; 13. Перпендикуляр; 14. Дробные; 15. Пифагор; 16. Гипотенуза


Приложение 2

КТД «Задачи в стихах с подвохом»

Придумайте и запишите задачи в стихах с «подвохом».

Например:

Всем известно в целом мире: Вот пять ягодок в траве.
Три плюс два равно… (не 4, а 5) Съел одну. Осталось … (не 2, а 4)


Вышел зайчик погулять, У меня собачка есть,
Лап у зайца ровно… (не 5, а 4) У нее хвостов аж… (не 6, а 1)




Приложение 3

КТД «Рисуем цифрами и формулами»

Изобразите рисунок с помощью цифр, формул.

Например,

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_1.png


Математическая игра Станция «Ассорти» Приложение 4

Замените слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным:

(мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево)= ПОРОДА СОБАКИ

(любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = ГОЛОВНОЙ УБОР

(то, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = КУСОЧЕК

(нота) + (конечность) = РЫБА

(наказание) + (неглубокое место) = СОРТ КОНФЕТ

(главная песня страны) + (часть света) = УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

С + (занятие) = ГРЫЗУН Д + (часть окна) = ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАНР

А + (часть собрания сочинений) = ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЧАСТИЦА

М + (суп) = НАСЕКОМОЕ Г + (цветок) = АТМОСФЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

М + (музыкальный инструмент) = ИМЯ

Э + (подъемник) = ОТРАЖАЮЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

Л + (имя) = МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Станция « Ребусная»

Разгадайте ребусы

Ви3на; 1ум; 2д; Ш3х;

За1ка; о5; 1очка; 1бор;

Ш1а; Ф1а; По2л; 3умф;

Л+100пад; https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_2.png на; зз+т.

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_3.png

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_4.jpeg


https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_5.jpegСтанция «Фигурная»https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_6.png

Сколько всего треугольников на рисунке?

 Сколько всего прямоугольников на рисунке?https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_7.png

 https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_8.png

Сколько треугольников на рисунке?


https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_9.png

На схеме решетка из восемнадцати палочек, образующих девять одинаковых треугольников. Какие три палочки убрать, чтобы осталось всего 7 треугольников?

Станция «Следопыт»

Найдите различия:https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_10.jpeg



https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_11.jpeghttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_12.jpeg

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_13.jpeg

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_14.jpeg


Станция «Блиц-турнир»

В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на вопросы. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

1. 1 % от 1000 рублей? (10 руб.)

2. Единица скорости на море? (узел)

3. Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)

4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)

5. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкой? (вода)

6. Фигура, образующая при пересечении двух прямых? (угол)

7. Результат математического действия? (ответ, решение)

8. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)

9. Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)

10. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)

11. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)

12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? (стереометрия)

13. Как называется сотая часть числа? (процент)

14. Назовите единицу массы драгоценных камней (карат)

15. Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр (геймер)

16. Основная часть Интернета – Всемирная … (паутина)

17. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом» (180о)

18. Над водою - ушко, под водою – брюшко (айсберг)

19. Направленный отрезок? (вектор)

20. Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)

21. К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!

Это … (электричество)

22. Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)

23. Ты за ней – она от тебя,

Ты от нее – она за тобой (тень)

24. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)

25. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)


Станция «Курьезная»

С помощью цифр, арифметических действий, возведения в степень и любого количества скобок записать:


  1. Единицу тремя пятерками;
  2. Двойку тремя пятерками;
  3. Четыре тремя пятерками;
  4. Пять тремя пятерками;
  5. Нуль тремя пятерками;
  6. Единицу, употребив все 10 цифр;
  7. Четырьмя 2 каждое из чисел от 1 до 10, кроме 7.


Например, записать с помощью трех пятерок числа 0, 4, 5:

0 = 5 х (5 – 5); 4 = 5 – 5 : 5; 5 = 5 + 5 – 5



Станция «Черный ящик»

Назовите предмет, лежащий в черном ящике

1. (Телефон)

Подсказки:

  • придуман был он Морзе и мог передавать только звуковой сигнал, это была такая роскошь, чтобы использовать его нужно было пройти не один метр, иногда даже километр, так как он был не у каждого в доме;
  • этот предмет может быть любого цвета и размера, его можно потрогать и передать другому. Если он тебе надоел, то можешь его поменять;
  • когда он рядом мы можем не беспокоиться за своих близких, можем разговаривать целые сутки, выбирать удобные условия. Сейчас он есть у каждого человека и с каждым днем он все совершенней. Раз и услышал человека, раз и сказал ему все, что хочешь.

2. (Линейка)

  • в древние времена этот предмет заменяли шаги человека, животного. Затем его модифицировали и он стал использоваться при построении зданий, при расчетах, но был очень большим и неудобным. Далее уменьшили его размеры и смогли с его помощью считать, вычислять;
  • он может быть длиной до метра. Сделан из любого материала, даже из бумаги. Мы очень часто использовали его в младших классах для счета;
  • сегодня мы его берем для того, чтобы начертить отрезок, прямую, многие дети его используют для счета до 30.

3. (Расческа)

  • в истории древнего мира, особенно в неандертальский период, этот предмет заменяла особая кость, у индейцев и многих других древних народов использование этого предмета считалось тайным ритуалом, и происходил он один раз – перед сном;
  • в эпоху А.С. Пушкина этот предмет был роскошью и не у каждого человека, мужчины его почти не использовали, а во дворцах его даже украшали драгоценными камнями;
  • сегодня он есть в каждом доме, человек не представляет себе жизни без него. У каждого этот предмет свой, а то и не один. Ни одна из девочек, женщин не может без него обойтись и справиться со своими волосами. На Руси он назывался гребень.

4. (Часы)

  • этот предмет был изобретен в Китае в 725 году. Про него существует много загадок. На одном из аукционов в этом году за него давали цену 3 500 млн. долларов, так как он являлся одним из содержательных предметов и имел в себе: карту звездного неба, секундомер, барометр и еще много других механизмов;
  • в Египте пока не был придуман этот предмет, использовали палку и солнце. Раньше носили на золотой или серебряной цепочке. Как пользоваться этим предметом вас специально обучают;
  • бывает электрическим, механическим, электронным и даже может работать от батареек и зарядки. Если у нас его нет, то мы всегда и везде опаздываем.

По изображению с помощью подсказок отгадайте предмет (изображения на листах формата А4 вывешиваются на доске)

1) его длина больше человеческого роста;https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_15.png

2) зимой он бесполезен;

3) одни на нем работают, другие отдыхают;

4) любит воду;

5) если не дырявый, то не тонет. (лодка)

1) тяжелый;

2) имеет не менее трех отверстий;https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_16.png

3) не используется для человека;

4) встречается в сельской местности;

5) его вешают на счастье. (подкова)


https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/31/98715396/98715396_17.png

1) тяжелый;

2) одному нести его неудобно;

3) взрослые его любят, так же как и дети;

4) некоторые без него жить не могут;;

5) показывает интересные программы

(телевизор)




Ответы

Станция «Ассорти»:

пудель; картуз; ломтик; минога; карамель; гимназия; сурок; драма; атом; муха; гроза; Марфа; экран; лира.

Станция «Ребусная»:

Витрина, разум, парад, штрих, заколка, опять, одиночка, разбор, школа, фраза, подвал, триумф, листопад, поляна, паразит; хомяк, стрижка, мостовая.

Станция «Фигурная»:

14 треугольников (внутри самого большого треугольника еще тринадцать: 7 маленьких, 3 средних и 3 больших)

26 прямоугольников

35 треугольников

убрать три палочки внутри треугольника по углам

Станция «Курьезная»

1) 1= (5 : 5)5 = 55 – 5 2) 2 = (5 + 5) : 5 3) 4 = 5 – 5 : 5

4) 5 = 5 + 5 – 5 = 5  5 : 5 5) 0 = 5  (5 – 5) = (5 – 5) : 5

6) 1 = 1234567890 = (9 – 8) – (7 – 6) + (5 – 4) – (3 – 2) +1 – 0

7) 1 = 22 : 22 = (2 + 2) : (2 + 2) = 222-2 2 = (2 : 2) + (2 : 2) = 2 + 2 – 2

3 = (2  2) –(2 :2) 4 = 2  2 + 2 – 2 5 = 2  2 + 2 : 2

6 = (2 + 2)  2 – 2 8 = 2 + 2 + 2 + 2 9 = 22 : 2 – 2

10 = (2 + 2)  2 + 2 = (22 – 2) : 2

Примечание. Если у вас больше классов, то можно, например, добавить станции: «Танграмы», «Игры со спичками», «Магические квадраты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика.План недели математики

Предлагаю вашему вниманию план недели математики...

Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"

Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...

Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Бросайка"

Сценарий математического соревнования – «Бросайка» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, которые соединяют «Веселые минутки» ( танцы, сценки), игры с болельщиками. В...

Внеклассные мероприятия по математике к неделе математики

В папке представлены разработки внеклассных мероприятий по математике для 6-9 классов, которые можно провести в рамках предметных недель в школе. Мероприятия очень интересны и познавательны, и актуаль...

Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.

Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...

Неделя математики Открытие недели

Неделя математики Открытие недели...

Неделя математики Открытие недели

Неделя математики Открытие недели...