Внеурочное занятие - создание детского журнала
методическая разработка (5 класс)
Внеурочное занятие. Урок "Бережное отношение к природе" на литературном материале.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие «Бережное отношение к природе»
(творческая мастерская по созданию детского журнала)
Цель: дать возможность детям понять и почувствовать, что природа
нуждается в помощи; называть не менее 4-х нравственных качеств,
характеризующих нравственное поведение человека; делать нравственный
выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Добрый день, ребята!!! Посмотрите, всё ли готово у нас к уроку? Тогда начинаем.
2.Постановка проблемы, определение темы, задач урока
- Поднимите руку, кто этим летом был в лесу, на реке, на природе? (Слайд 1) Давайте закроем глаза, и представим, что мы в лесу, на огромной зеленой поляне. Прослушивание фрагментов аудиозаписи фрагмент – лето, голоса птиц. (Звуки леса)
Открывайте глаза (Слайд 2)
- Скажите, совпадает ли то, что вы себе сейчас представляли с тем, что видите?
- Что вы можете сказать об этой фотографии?
.-Почему же так важно охранять природу?
- О чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.(Слайд 3)
Учитель благодарит за сформулированные высказывания. «Бережное отношение к природе».
(Слайд4)
3. Работа над темой урока
Часть 1-я. «Живое слово учителя» (Слайды 5-36)
Природа всегда завораживала человека своей красотой.(Слайд 5) Она прекрасна и зимой!
(Слайд 6)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков. (Слайд7)
Прекрасна и весной! (Слайд 8)
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Е.Баратынский (Слайд 9)
Чудесна она особенно летом! Слайд 10)
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Ф.Тютчев (Слайд 11)
Воспета поэтами и ее осенняя красота! (Слайд 12)
Унылая пора! Очей очарованье! А.С.Пушкин (Слайд 13)
Есть в осени первоначальной… Ф.И.Тютчев (Слайд 14)
Славная осень!... Н.А.Некрасов (Слайд 15)
Действительно, природа в любое время года прекрасна и
неповторима! И мы получаем
эстетическое наслаждение от этой красоты. (Слайд 16)
Прекрасна наша планета Земля в любое время года! (Слайд 17)
Относитесь к природе бережно! Любите нашу Землю! (Слайд 18)
Но почему мы часто наблюдаем подобную картину?!
Куча мусора! (Слайд 19)
Загрязнение рек! (Слайд 20)
Загрязнение рек! (Слайд 21)
Охота, лов рыбы, сбор ягод и грибов в охранной зоне… (Слайд 22)
Пожары в лесу! (Слайд 23)
Часть 2-я. Беседа с учащимися.
- Почему мы должны беречь природу?
- Люди должны уважать природу, заботиться о ней, беречь. Ведь
без природы человек не проживет, она его кормит.
- Что может каждый из нас сделать для улучшения
экологической обстановки?
- Сажать деревья…
- Не разводить огонь в лесу.
- Не поджигать траву.
- Не разорять гнёзда.
- Делать для птиц кормушки, скворечники и т.д.
- Молодцы! Вы назвали много важных правил
- Что значит «бережное отношение к природе»? (Слайды 24-27)
- «Бережное отношение к природе - общечеловеческая ценность». Нравственный человек это
понимает и осознает.
- В нашей стране созданы заповедники. Зачем они нужны? (Слайд 28)
- Для сохранения флоры и фауны.
На территории Татарии расположены национальный парк
Нижняя Кама, Волжско-Камский заповедник.(Слайд 29)
Национальный парк Нижняя Кама. (Слайды 30-31)
Заповедник расположен в Прикамье, на левобережных террасах Волги, на территории Зеленодольского и Лаишевского районов Республики Татарстан. На территории заповедника ведется охрана сохранившихся ненарушенных лесных и лесостепных экосистем среднего Поволжья.
Фауна Волжско-Камского заповедника – это 55 видов млекопитающих из 17 семейств. Это таежные виды (заяц-беляк, летяга, красная полевка, рысь, лось), виды широколиственных лесов (орешниковая соня, желтогорлая мышь), степные виды (заяц-русак, рыжеватый суслик, полевая мышь, степной хорек).
Волжско-Камский заповедник. (Слайды 32-33)
Национальный парк расположен но территории двух административных районов Республики Татарстан: Елабужского и Тукаевского.
Фауна позвоночных животных в целом типична для востока средней полосы европейской части России. Своеобразный колорит придает ей тесное соседство некоторых таежных: красная полевка, бурундук, кедровка и степных: степная пеструшка, сизоворонка, удод - видов млекопитающих и птиц.
- Так зачем нужны заповедники?
- Для сохранения природы, сохранения растительного и животного
мира. (Слайд 34)
- Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и
под водой- всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок,
чудес. (Слайд 35)
- Главное правило поведения человека в отношение к природе:
«Не навреди! Приди на помощь!» (Слайд 36)
- Итак, давайте подведем итог нашей беседе! (Слайд 37)
- Природа нас кормит, и мы должны быть благодарны ей.
- Наслаждаясь красотой природы, человек духовно
обогащается.
- Мы живем на планете Земля. Земля – наш дом! Мы должны
заботиться о своем доме и беречь его!
- Бережное отношение к природе - общечеловеческая ценность.
(Слайд 38)
Часть 3-я. Работа в группах.
1. На уроке сегодня прозвучало много хороших предложений о
сохранении природы и бережном отношении к ней. Но как сделать
так, чтобы нас услышали и ваши сверстники, и младшие
школьники, и взрослые?
Я предлагаю, прямо сейчас превратить наш класс в маленькую
типографию и создать свой школьный журнал, а называться он
будет…
- Предложите названия нашего журнала. Какие вам названия
хотелось бы дать нашему журналу?
- «Зеленый патруль»
- «Юный эколог»
- «Юный защитник природы»
- «Юннат»
- Думаю, что все названия хороши. Но мы остановимся на
первом названии - «Юный защитник природы».
- А какие рубрики для нашего журнала вы можете
предложить?
- Их будет столько, сколько у нас рабочих групп на данный
момент в классе?
(учащиеся предлагают разные варианты…)
- Давайте вспомним материалы презентации и определим
важные рубрики для журнала.
- Итак, рубрики будут следующими:
- «Заповедники нашей республики» (это подробные рассказы о заповедниках и могут быть новости оттуда)
- «Это должен знать каждый!» (сведения о Красной книге)
- «Человек и природа» (правила поведения человека на природе: в лесу, на водоемах…)
- «Наши меньшие братья» (интересные наблюдения за птицами, домашними и дикими животными)
- Творческая мастерская «Вдохновение» (стихи и рассказы о природе, животных…)
- «Сделай сам» (полезные советы и описание поделок из природных материалов)
- «Клуб знатоков» (загадки, шарады, кроссворды о растениях и животных)
2. Каждая группа получает файл с материалами. В файлах
лежат названия рубрик журнала, алгоритм работы, материалы
(текстовые и наглядные).
- Ребята, ваша задача заключается в том, чтобы
1) ознакомиться с материалами, из которых необходимо
выбрать нужный и понравившийся вам для освещения вашей
рубрики и оформления вашей страницы журнала;
2) оформить интересно и эстетично вашу страничку;
3) рассказать о вашей работе и познакомить класс с вашей
подборкой материала к журналу.
3. Работают в группах: читают, обсуждают, оформляют
страничку.
4. Выступления групп…
Часть 4-я. Подведение итогов урока.
-Ребята, важно ли бережно относиться к природе? Почему?
-А как вы считаете, мы будем продолжать выпускать
этот журнал? Кто его будет читать?
Часть 5-я. Рефлексия.
- Каждый из вас сегодня старательно работал на уроке. На
доске цветок без лепестков. В дальнейшем он станет символом
нашего журнала, а оформить его цвет можете вы, выбрав цвет
лепестка. У вас в файлах лепестки разного цвета. Вы должны
выбрать тот лепесток, который отражает ваше отношение к
теме нашего урока:
зелёный – для меня тема была важной,
оранжевый– для меня тема была интересной,
жёлтый – узнал много нового, –
сиреневый- мне всё понятно,
белый – мне не всё понятно.
7.Домашнее задание.
Подобрать интересный текстовый и наглядный материал для
одной из рубрик нашего журнала.
Материалы для урока.
Лист результативности работы участников группы
Руководитель группы______________________________________________
№ | Ф.И | Отметка |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
Алгоритмы работы в группах. Распечатать и раздать каждой группе!
- Ребята, ваша рубрика журнала называется
«Заповедники нашей республики»
Алгоритм работы вашей группы:
- внимательно прочтите и ознакомьтесь с материалами;
- обсудите, что вам показалось интересным и что новым для вас;
- работайте дружно, прислушивайтесь к мнению каждого и уважайте друг друга;
- выберите из предложенного понравившийся вам для освещения вашей
рубрики и оформления вашей страницы журнала текстовый и наглядный материал;
- красиво и аккуратно подпишите на журнальной страничке вашу рубрику с обеих сторон;
- вырежьте аккуратно этот материал, оформите интересно и эстетично вашу страничку (если вы нечаянно испортите журнальную страничку, то у вас есть запасная страничка), будьте внимательны;
- продумайте ваше выступление перед классом;
- выберете выступающего;
- расскажите о вашей работе и познакомьте класс с вашей подборкой материала к журналу.
- Ребята, ваша рубрика журнала называется
«Это должен знать каждый!»
(сведения о Красной книге республики Татарстан)
Алгоритм работы вашей группы:
1) внимательно прочтите и ознакомьтесь с материалами;
2) обсудите, что вам показалось интересным и что новым для вас;
3) работайте дружно, прислушивайтесь к мнению каждого и уважайте друг друга;
4) выберите из предложенного понравившийся вам для освещения вашей
рубрики и оформления вашей страницы журнала текстовый и наглядный материал;
5) красиво и аккуратно подпишите на журнальной страничке вашу рубрику с обеих сторон;
6) вырежьте аккуратно этот материал, оформите интересно и эстетично вашу страничку (если вы нечаянно испортите журнальную страничку, то у вас есть запасная страничка), будьте внимательны;
7) продумайте ваше выступление перед классом;
8) выберете выступающего;
9) расскажите о вашей работе и познакомьте класс с вашей подборкой материала к журналу.
- Ребята, ваша рубрика журнала называется
«Человек и природа»
(правила поведения человека на природе: в заповедниках, в лесу, на водоемах…)
Алгоритм работы вашей группы:
1) внимательно прочтите и ознакомьтесь с материалами;
2) обсудите, что вам показалось интересным и что новым для вас;
3) работайте дружно, прислушивайтесь к мнению каждого и уважайте друг друга;
4) выберите из предложенного понравившийся вам для освещения вашей
рубрики и оформления вашей страницы журнала текстовый и наглядный материал;
5) красиво и аккуратно подпишите на журнальной страничке вашу рубрику с обеих сторон;
6) вырежьте аккуратно этот материал, оформите интересно и эстетично вашу страничку (если вы нечаянно испортите журнальную страничку, то у вас есть запасная страничка), будьте внимательны;
7) продумайте ваше выступление перед классом;
8) выберете выступающего;
9) расскажите о вашей работе и познакомьте класс с вашей подборкой материала к журналу.
- Ребята, ваша рубрика журнала называется
«Наши меньшие братья»
(интересные наблюдения за птицами, домашними и дикими животными)
Алгоритм работы вашей группы:
1) внимательно прочтите и ознакомьтесь с материалами;
2) обсудите, что вам показалось интересным и что новым для вас;
3) работайте дружно, прислушивайтесь к мнению каждого и уважайте друг друга;
4) выберите из предложенного понравившийся вам для освещения вашей
рубрики и оформления вашей страницы журнала текстовый и наглядный материал;
5) красиво и аккуратно подпишите на журнальной страничке вашу рубрику с обеих сторон;
6) вырежьте аккуратно этот материал, оформите интересно и эстетично вашу страничку (если вы нечаянно испортите журнальную страничку, то у вас есть запасная страничка), будьте внимательны;
7) продумайте ваше выступление перед классом;
8) выберете выступающего;
9) расскажите о вашей работе и познакомьте класс с вашей подборкой материала к журналу.
- Ребята, ваша рубрика журнала называется
Творческая мастерская «Вдохновение»
(стихи и рассказы о природе, животных…)
Алгоритм работы вашей группы:
1) внимательно прочтите и ознакомьтесь с материалами;
2) обсудите, что вам показалось интересным и что новым для вас;
3) работайте дружно, прислушивайтесь к мнению каждого и уважайте друг друга;
4) выберите из предложенного понравившийся вам для освещения вашей
рубрики и оформления вашей страницы журнала текстовый и наглядный материал;
5) красиво и аккуратно подпишите на журнальной страничке вашу рубрику с обеих сторон;
6) вырежьте аккуратно этот материал, оформите интересно и эстетично вашу страничку (если вы нечаянно испортите журнальную страничку, то у вас есть запасная страничка), будьте внимательны;
7) продумайте ваше выступление перед классом;
8) выберете выступающего;
9) расскажите о вашей работе и познакомьте класс с вашей подборкой материала к журналу.
- Ребята, ваша рубрика журнала называется
«Сделай сам»
(полезные советы и описание поделок из природных материалов)
Алгоритм работы вашей группы:
1) внимательно прочтите и ознакомьтесь с материалами;
2) обсудите, что вам показалось интересным и что новым для вас;
3) работайте дружно, прислушивайтесь к мнению каждого и уважайте друг друга;
4) выберите из предложенного понравившийся вам для освещения вашей
рубрики и оформления вашей страницы журнала текстовый и наглядный материал;
5) красиво и аккуратно подпишите на журнальной страничке вашу рубрику с обеих сторон;
6) вырежьте аккуратно этот материал, оформите интересно и эстетично вашу страничку (если вы нечаянно испортите журнальную страничку, то у вас есть запасная страничка), будьте внимательны;
7) продумайте ваше выступление перед классом;
8) выберете выступающего;
9) расскажите о вашей работе и познакомьте класс с вашей подборкой материала к журналу.
Ребята, ваша рубрика журнала называется
«Клуб знатоков»
(загадки, шарады, кроссворды о растениях и животных)
Алгоритм работы вашей группы:
1) внимательно прочтите и ознакомьтесь с материалами;
2) обсудите, что вам показалось интересным и что новым для вас;
3) работайте дружно, прислушивайтесь к мнению каждого и уважайте друг друга;
4) выберите из предложенного понравившийся вам для освещения вашей
рубрики и оформления вашей страницы журнала текстовый и наглядный материал;
5) красиво и аккуратно подпишите на журнальной страничке вашу рубрику с обеих сторон;
6) вырежьте аккуратно этот материал, оформите интересно и эстетично вашу страничку (если вы нечаянно испортите журнальную страничку, то у вас есть запасная страничка), будьте внимательны;
7) продумайте ваше выступление перед классом;
8) выберете выступающего;
9) расскажите о вашей работе и познакомьте класс с вашей подборкой материала к журналу.
Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Вентана-Граф, 2019.- 160 с.: ил.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОРФОГРАФИЯ»
(8 класс)
Программа составлена учителем
русского языка и литературы
Бабановой А.З.
МСОШ № 9
2016-2017 год
Программа курса
"Занимательная орфография".
Пояснительная записка
Актуальность работы в школе курса "Занимательная орфография" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 34 часа.
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
Курс «Занимательная орфография» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В данной программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения программы обучаемый должен знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Краткое содержание | Знания, умения, навыки |
1. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 1 | Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. | Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов. |
2. | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. | 1 | Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. | Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их. |
3. | Правописание о/ё после шипящих в корне слова. | 1 | Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё. | Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов. |
4. | Правописание приставок на -з / -с. | 1 | Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с. | Знать три группы приставок в зависимости от их правописания. |
5. | Написание ы в начале корня после приставок на согласный. | 1 | Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы. | Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило. |
6. | Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. | 2 | Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. | Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться. |
7. | Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. | 1 | Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. | Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова. |
8. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 3 | Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн- Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я). | Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием. |
9. | Разделительный Ъ. | 2 | Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. | Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-. |
10. | Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. | 2 | Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц. | Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости. Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы. |
11. | Употребление приставок пре- и при-. | 2 | Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их. | Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). |
12. | Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | 1 | Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. |
13. | Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | 1 | Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). |
14. | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск-). | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных. |
15. | Правописание суффиксов глаголов. | 2 | Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению. |
16. | Правописание суффиксов причастий. | 2 | Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. | Знать суффиксы причастий и условия их употребления. |
17. | Написание не с именами существительными, именами прилагательными. | 2 | Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными. | Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы. |
18. | Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями. | 2 | Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не. | Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах. |
19. | Написание не с причастиями. | 2 | Формировать навык употребления н и нн в причастиях. | Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями. |
20. | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-. | Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании. |
21. | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. | 1 | Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных. | Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме. |
22. | Употребление прописных букв. | 1 | Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв. | Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. |
23. | Правила переноса. | 1 | Закрепить правила переноса слов. | Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме. |
Итого: 34 занятия. |
Список используемой литературы.
- Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
- Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
- Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
- Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
- Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
- Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
- Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
- Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
- Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
- Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
- Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
- Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
- Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
- Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
- Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
- Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
Предварительный просмотр:
Программа занятий
по внеурочной деятельности
«Учись писать грамотно
(трудные случаи правописания)»
(9 класс)
Программа составлена учителем
русского языка и литературы
Бабановой А.З.
МСОШ №9
2016 год
Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая программа для 9 класса создана на основе программы Потемкиной Т.В. (Потемкина Т.В. Учись писать грамотно (трудные случаи). / Сост. Е.Е.Вяземская. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам. – М.: АПКиПРО, 2003.)
Программа рассчитана на учащихся 9-х классов.
Количество часов – 34.
Цель курса: обобщить полученные знания по правописанию за курс 5-8 классов, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно - деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.
Раздел II. Содержание тем учебного курса
Тема 1. Правописание приставок. Правописание частиц (3ч.)
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слова (3ч.)
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок; О и Ё после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ (3ч.)
Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Тема 4. Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий (3ч.)
Тема 5. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов. (6ч.)
Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных.
Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
Тема 6. Правописание предлогов, союзов, частиц (4ч.)
Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НЕ и НИ, их различение на письме.
Тема 7. Употребление тире, двоеточия в простом и сложном предложении (3ч)
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.
Тема 8. Знаки препинания при однородных членах предложения (2ч.)
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения (4ч.)
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом «как».
Тема 10. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения. (2ч.)
Обращения. Вводные слова.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Часы учебного времени |
Тема 1. Правописание приставок. Правописание частиц (3ч.) | ||
1 | Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. | 1 |
2 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | 2 |
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слова (3ч.) | ||
3. | Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. | 2 |
4 | Ы и И после приставок; О и Ё после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, Е//И | 1 |
Тема 3. Употребление Ь и Ъ (3ч.) | ||
5 | Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. | 1 |
6 | Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 2 |
Тема 4. Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий (3ч.) | ||
7 | Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий | 3 |
Тема 5. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов. (6ч.) | ||
8 | Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных | 2 |
9 | Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных | 2 |
10 | Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. | 1 |
11 | Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. | 1 |
Тема 6. Правописание предлогов, союзов, частиц (4ч.) | ||
12 | Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. | 2 |
13 | Частицы НЕ и НИ, их различение на письме. | 2 |
Тема 7. Употребление тире, двоеточия в простом и сложном предложении (3ч) | ||
14 | Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении. | 3 |
Тема 8. Знаки препинания при однородных членах предложения (2ч.) | ||
15 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. | 2 |
Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения (4ч.) | ||
16 | Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. | 2 |
17 | Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом «как». | 2 |
Тема 10. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения. | ||
18 | Обращения. Вводные слова. | 2 |
Резервный час |
Список используемой литературы
- Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание. Интенсивный курс. – Симферополь: «Таврида», 2008.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1991.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. – М., 2002.
- Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. – М., 1962.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по изготовлению детского развивающего коврика "Цифры"
Методическая разработка создана для проведения занятий в кружках технического творчества по профессиям швейного профиля. Целью является знакомство обучающихся с инновационными технологиями изготовлени...
Интегрированное внеурочное занятие в 4 классе "Создание мультфильма Приключения Капитошки" (английский язык + видеостудия)
В Иванинской школе много лет работает видеостудия. Ребята создают ролики, видеоклипы, игровое кино. Занятие предполагает создание мультфильма. Работа ведется на русском и английском языке. Мультфильм ...
Внеурочная проектная деятельность. План занятия "Создание Путеводителя по Альметьевску"
Представлена разработка второго занятия внеурочной работы по английскому языку "Проектная деятельность. Создание путеводителя по Альметьевску"....
Конспект фрагмента интегрированного занятия курсов внеурочной деятельности «Литературный кружок» и «Занимательные задания по математике» по теме «Работа над проектом: создание статьи журнала «Математический альманах»
Цель: создать макет страницы для проекта «Математический альманах».Задачи:· развивать у учащихся способность аналитически мыслить: кл...
Конспект фрагмента интегрированного занятия курсов внеурочной деятельности «Литературный кружок» и «Занимательные задания по математике» по теме «Работа над проектом: создание статьи журнала «Математический альманах»
Цель: создать макет страницы для проекта «Математический альманах».Задачи:· развивать у учащихся способность аналитически мыслить: кл...
Технологическая карта внеурочного занятия «Создание музея одного произведения» (на основе рассказа Валентины Осеевой «Бабка»)
Внеурочное занятие в рамках программы внеурочной деятельности «Проектная мастерская». Направление: общеинтеллектуальное. Предмет: литература. Класс: 5 класс...
Сценарий внеурочного занятия "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: РЕШАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ"
В ходе внеурочного занятия обучающиеся "перелистывают страницы" устного журнала, изучают естественно - научные тексты о бережном отношении к электроэнергии, воде , лесе и решают задачи с эко...