Сохраним природную красоту родного аула
учебно-методический материал (9 класс)

Кахужева Нафисет Султановна


Родная земля! Красивы твои высокие горы, бескрайни плодородные поля, быстротечны твои реки, мужественны твои сыны. Здесь ценят дружбу, радуются счастью, смеются солнцу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_prirodnuyu_krasotu_rodnogo_aula.docx972.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Пакова Альбина,    МБОУ СОШ №3 а.Джеракай

Сохраним природную красоту моего аула.  

(исследовательская  работа)                                                                                                                                                          

     Родная земля!  Красивы твои высокие горы, бескрайние плодородные поля, быстротечны твои реки, мужественны твои сыны. Здесь ценят дружбу, радуются счастью, смеются солнцу.

                                                Здесь шумят по-адыгски ветра, водопады,

                                                Говорят родники и поет соловей.

                                                Дни встречая зарей, провожая закатом,

                                                Здесь и горы молчат на моем языке.

    В жизни каждого человека огромную роль играет то место, в котором он родился. Моей малой родиной является аул Джеракай.

     Дже-ра-кай! Это маленький живописный уголок. Край   лесов, полей, рек, цветущих садов! По давно усвоенным адыгским законам, он  притеснился к реке. Летом аул утопает в зелени верб и акаций, он прекрасен весной и осенью, а зимой одевается в белоснежный наряд. В нем тихо и спокойно, но при этом весело и нескучно.

   Какой турист не захотел бы увидеть нашу нетронутую природу! Я думаю, все захотели бы вдохнуть этот благоуханный  воздух, пройтись по лесам и долинам с пышной растительностью, попробовать чистую студеную воду. Действительно, здесь очень много прекрасных мест, где можно от души отдохнуть.  

   Особые чувства я испытываю к одной из самых красивых рек в Адыгее - Фарс. Это река моего детства. Она величава, таинственна,  не  очень  многоводна,  но  полна  неожиданностей.  В  некоторых  местах  едва  течет, будто лежит  вода, дремлет и раздумывает, куда бы отправиться. Решившись, убыстряет течение, неся свои светлые воды другим аулам.

    Я  люблю смотреть за тем, как бежит речка, наблюдать  за  рыбками, которые пугливо  уплывают,  иногда   пройтись вдоль  берега, вспоминая  свое  детство, когда   босиком  бегала  по  зеленой  травке, по  лужам.  Однажды  посетив  это сказочное  место,   хочется вернуться  сюда  снова  и  снова,  чтобы  пройтись,  полюбоваться   роскошными  зелеными  ивами  с опущенными в речку ветками.  Здесь  я  могу  спокойно  подумать,  разобраться  в  своих проблемах. И очень больно, когда идешь по берегу и видишь мусорные свалки.  Речка, протекающая через весь аул, – единственная отрада в жаркий летний день. Но  над этим маленьким кусочком природы нависла опасность. Эта речушка загрязняется сточными водами с полей  и складов  ядохимикатов, которые  несут с собой гербициды    и различные отравляющие вещества.   К сожалению, это  яркий  пример  пагубной деятельности человека на природу.

    Да,   мой  аул  может превратиться  в  цветущий сад, если все жители почувствуют  ответственность за окружающую нас среду,  приложат  усилия  для  поддержания  чистоты, т.е.  не  выбрасывать  мусор   где попало и озеленять районы проживания.  Природа - основа и источник жизни на Земле, родной дом, который мы передадим по наследству будущим поколениям. Чтобы  его  сохранить,  мало усилий одних экологов, необходимо участие власти и общественности. И чем больше мы все осознаем свою ответственность за судьбу нашего дома, улицы, аула (хутора), района и всей планеты,  тем  надежнее убережем от беды уникальную природу родного края, наше   здоровье.

     В  моей школе особое внимание  уделяется  проблемам экологии, участию в экологических акциях,  субботниках и трудовых десантах. Всем классом участвуем в проектах, направленных на благоустройство территории школы, на улучшение качества окружающей среды, на организацию разных социальных акций.   Регулярно принимаем участие в акциях «Чистый четверг», «Чистый аул», ставшие традиционными, ухаживаем за памятником мемориального комплекса погибшим  аульчанам.  

        Издавна у нас считается: посадить дерево – святая обязанность человека.  В прошлом году мы высадили  розарий во дворе школы, а в этом – фруктовый сад. 240 яблонь и груш приобрел  для школьного сада мой земляк, выпускник нашей школы  Кагазежев Мурат.  Он  неравнодушен к  проблемам  школы и аула, заботится о красоте родных мест Фруктовый сад -  это маленькая часть его участия в сохранении и бережном отношении к экологии моего аула.  Деревья   приживаются, мы их поливаем, ухаживаем. Недавно посадили еще сорок саженцев.  Мальчики   заново отремонтировали школьную ограду, провели водопровод,   И теперь нас радует своей красотой школьный сад. Особенно  сад  красив осенью, он расцвечён всеми красками.                                                                                                                                                                                    Наш школьный двор хорош тем, что он очень большой. При входе в школу меня встречают белоствольные кудрявые берёзы. Они посажены   в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне учащимися школы.   Сейчас   эта большая прекрасная березовая роща – любимое место отдыха детей во время перемен. По роще хорошо гулять в теплую погоду, особенно весной.  Там так красиво!  

       Каждую весну у нас бывают субботники, на которых  белим и сажаем новые деревья. Весна хороша тем, что в роще все цветет и пахнет. Смотришь, и душа радуется. Все ученики любят нашу рощу и  бережно ухаживают за  ней.

     Таким образом,  у нас формируется  потребность бережного обращения к природе, ресурсам, воспитывается экологическая  культура.   Недавно  в  старших  классах  проведен  «круглый стол» «Что век грядущий нам готовит?» (о  здоровье подрастающего поколения  и экологических проблемах   аула и хутора). Сюда были приглашены врач районной детской больницы,  эколог МО «Шовгеновский район», директор школы, глава сельского поселения, представители общественности.                                                                                                                                                            Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.    У  меня   есть  любимое место,  куда я часто хожу, где мне всегда хорошо.  Это тутовый сад на окраине аула.  Он  был заложен более ста лет назад по инициативе Евтыха Цука, отчима моей бабушки,  и находится недалеко от моего родного дома.   Цук сажал этот сад вместе с жителями аула.   Выращивать  сады и леса мой родственник считал очень важным делом. «Надо беречь природу, сажать новые леса. И тогда нам всем будет очень хорошо жить на земле. Именно они защищают   от пыли и дают нам  много кислорода»,-  убеждал он. Его давно нет с нами. А фруктовый сад продолжает жить и радовать нас.                                                                                                                                                                                              

     Действительно,  у нас  всегда чистый воздух.  Эти огромные деревья растут на поляне, вдоль берега реки, спускаются к воде и купают свои ветви в Фарсе.  Здесь очень красиво в любое время года.

   Тутовый сад сегодня – одно из посещаемых мест отдыха жителей не только аула и хутора, но и района.  Часто в эти места мы всей школой совершаем увлекательные походы. Два раза в год  (весной и осенью)  мы проводим акцию «Защитим родную природу»:  собираем мусор, сжигаем или вывозим на свалку. Учителя, техперсонал и учащиеся школы, «вооруженные» вполне мирными средствами защиты окружающей среды – перчатками, мешками и хорошим настроением, - очищаем  обочины трассы, площадки для отдыха и пойму реки Фарс от пластиковых бутылок, пакетов и прочего хлама, наводим идеальный порядок. К сожалению, отдыхающие оставляют мусор в самом  живописном уголке аула. Эта территория – наглядный пример варварского отношения к природе в целом, к своему аулу, который мы считаем своим домом. Мы навели порядок, убрали весь мусор, но надолго ли? Было время, когда сад благоухал множеством различных плодовых деревьев. Многие  со спокойной совестью вырубали их для топки. К счастью, эта проблема решена в связи с проведением газа в ауле. Сад стал заметно редким и нуждается в восстановлении. Мы хотим решить эту проблему, но без участия взрослых, наших властей сделать это будет трудно. Хочу, чтобы  моя  работа стала  ещё одним призывом к сохранению  природной красоты, чистоты.

    2013 год  был  Годом  охраны окружающей среды. Пусть это будет стимулом для тех, кто еще не привык наводить порядок в своем ауле, селе. Пусть нашему примеру  последуют все, найдет отклик в душе каждого. Пусть люди, живущие в этом крае, не   только восхищаются, но и приумножают  природные богатства. Наша природа очень богата и заслуживает того, чтобы мы ее берегли.

     Я очень люблю свою родную землю, потому что здесь  родилась и живу. Мне никогда не забыть те места, где люблю бывать, и тех людей, с которыми живу. Мне хочется, чтобы   мой аул, оставался таким  же прекрасным, каким является сейчас. Хочу, чтобы люди, живущие в нем, всегда прославляли, сберегали и защищали его. Пусть всегда здравствует эта прекраснейшая земля – мой  Джеракай!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Экологическая агитбригада "Сохраним природное наследие нации!"

Экологическая агитбригада содержит материал о памятниках природы Чамзинского района Республики Мордовия. В районе четыре водных памятника. Показано бережное отношение мордвы к воде в образе Ведявы, со...

Красота родной природы

Урок «Красота родной природы» познакомит ребят с произведениями живописи И. Левитана, В.Бакшеева, А. Саврасова, а также с творчеством поэтов Ф. Тютчев, А. Фета, музыкальным произведением  П.Чайко...

Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".

Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

Республиканский конкурс "Сохраним красоту родного языка"

Республиканский конкурс "Сохраним красоту родного языка" на алтатайском языке...

Образовательный проект «Сохраним мир природы родного края»

С раннего детства ребенок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. Он радуется, увидев распустившийся цветок, восхищается подвижными жучками и бабочками, быстро бегающими муравьями. С каж...