План-конспект классного часа "Толерантность - путь к миру"
план-конспект занятия (10 класс)
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_-_put_k_miru.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерство обороны Российской Федерации»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Классный час на тему:
«Толерантность – путь к миру»
Ульяненко В.А., воспитатель 1 взвода 7 курса
УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель (начальник 7 курса)
В. Ковыршин
« » ноября 2019 г.
План-конспект классного часа «Толерантность – путь к миру».
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательные:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;
2. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
3. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающие:
1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
3. Развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные:
осознание себя как личности.
Коммуникативные:
умение вести диалог, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Регулятивные:
планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно его оценивать.
Познавательные:
анализировать информацию, самостоятельно делать выводы
Применяемые технологии:
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе | Этапы мероприятия, на которых технологии применяются |
11 | Элементы ИКТ, здоровье сберегающих технологий | На всех этапах мероприятия |
22 | Элементы технологии развивающего обучения. | Этап мотивации и целеполагания. |
33 | Элементы информационно-коммуникационных технологий | Организационно-деятельностный этап |
44 | Элементы технологии развития критического мышления | Этап рефлексии |
Оборудование: телевизор, компьютер.
Форма проведения: беседа с элементами диспута.
Класс, взвод: 11 класс, 1 взвод 7 рота
Дата проведения: 20. 11. 2019 г.
Время: 15.10 – 15.55
Воспитатель учебного курса В. Ульяненко
Сценарий классного часа
1. Организационный этап
рапорт ЗКВ о готовности к занятию;
приветствие.
2. Этап мотивации и целеполагания
Слайд № 2.
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Слайд № 3.
Задачи:
Образовательные:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;
2. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
3. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающие:
1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
3. Развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости.
Воспитатель. Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно. (Читаю притчу)
Притча «Ладная семья» Слайд № 4
Взвод – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Воспитатель. Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Суворовцы: любовь, терпение, прощение. (Слайд № 5)
Воспитатель. Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Суворовцы: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Воспитатель. Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
Воспитатель. Ребята, современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Слайд № 6.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Слайды № 7-8. Талейран Перигор
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
Работа в группах:
Давайте прочитаем определения толерантности разных народов мира и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
Слайд № 9.
• Толерантность – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. (Испанский)
• Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
• Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
• Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
• Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Немецкий)
• Толерантность, терпимость (русский) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Воспитатель. Что общего в этих определениях?
Суворовцы: Умение жить в мире и согласии со всем миром.
Воспитатель. В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Суворовцы: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Воспитатель. Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
Работа в группах.
Суворовцы зачитывают высказывания и соотносят с заповедью. (Слайд № 10).
• «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего)
• «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (Не убий)
• «Не делай другому того, от чего больно тебе». (Золотое правило)
• «Ничто притворное не может быть продолжительным». (Не лги)
• «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою)
• Воровство порождает лень и жадность. (Не кради)
Слайд № 11. Давайте проверим. Ответы.
Воспитатель. Итак, быть толерантным, значит: (Слайд № 12)
• Уважать другого.
• Любить ближнего своего.
• Не злиться.
• Быть добрым, терпимым.
• Сострадать.
Воспитатель. Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная и интолерантная личности. (Слайд №13).
Работа в группах:
Мы разделимся на 2 группы. Пусть I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.
Слайд № 14.
Качества:
• Терпимость
• Бессердечность
• Конфликт
• Сострадание
• Прощение
• Вспыльчивость
• Желание что-либо делать вместе
• Милосердие
• Злорадство
• Ложь
• Сотрудничество
• Уважение прав других
• Раздражение
• Принятие другого таким, какой он есть
• Зависть
Слайд № 15. Проверяем. Ответы.
Воспитатель. Итак, такими качествами должна по вашему мнению обладать толерантная личность.
Ребята, все качества, которые относятся к толерантной личности, отмечены в эмблеме, созданной немецким художником Хельмутом Лангером. Она известна под названием «Эмблема толерантности».
Эмблема Толерантности: (Слайд № 16).
• Толерантность – это прощение.
• Толерантность – это сострадание.
• Толерантность – это уважение прав других.
• Толерантность – это сотрудничество.
• Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
• Толерантность – это дружба.
• Толерантность – это гармония в многообразии.
• Толерантность – мир и согласие.
• Толерантность – милосердие.
Воспитатель. Личность человека с такими качествами будет выглядеть также ярко и эффектно, как этот цветок.
Воспитатель. Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Суворовцы:Нет, ссоримся…
Воспитатель. Все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуации.
Проверяем толерантность.
У детей листочки, карандаши или ручки красного и синего цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, еслисогласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.
Ситуации. (Слайд № 17)
1)Младший брат сломал игрушку:
- ты его постараешься успокоить
- ты ударишь его
Слайд № 18.
2)Ты поссорился со своей сестрой:
- находишь выход
-обижаешься и мстишь
Слайд № 19.
3) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:
- идешь гулять
- устраиваешь истерику
Слайд № 20.
4) Как вы поступите в такой ситуации:
Ты не согласен с кем – нибудь…
- ты всё-таки слушаешь его
- ты не даёшь ему говорить
Слайд № 21.
5) В классе ты уже ответил…
- тебе хочется ответить ещё
- ты предоставишь другим возможность ответить
Слайд № 22.
6) Саша плохо одет:
- это неважно
- я подсмеиваюсь над ним
Слайд № 23.
7) К тебе подошёл ребёнок - инвалид:
- ты брезгливо отвернулся от него
- он такой же, как все!
Воспитатель. Ребята, встаньте, у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны.
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Суворовцы: Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Воспитатель. А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка. (Слайд № 24)
• Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
• Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
• Имей терпение выслушать собеседника.
• Спокойно объясни свою точку зрения.
• Подумай, из-за чего возник спор.
Воспитатель. Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какая заповедь помогает жить в мире?
Суворовцы: Золотое правило: «Не делай другому того, от чего больно тебе».
(Слайд № 25).
Воспитатель. А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
Ответы учащихся.
- Человек должен стремиться изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Знать и соблюдать заповеди. Быть толерантным.
4. Этап рефлексии
-Вам понравился наш сегодняшний разговор?
Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
-Что больше всего понравилось?
Выскажите свое мнение: (Слайд № 26)
-Привлекло меня тем,……..
-Показалось интересным,……..
-Заставило задуматься……….
-Навело меня на мысли……..
Воспитатель. Тема нашего классного часа «Что такое толерантность?», и мы с вами выяснили, что толерантность- это путь к миру, и пойдём мы к нему по дороге добра. Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветной бумаги в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «Дорога добра!»
«В добрый путь». Звучит песня «Иди дорогою добра» (Слайд № 27)
Всем ученикам раздаю памятки «Мои пожелания». (Слайд № 28)
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
И всё это вам поможет жить в мире.
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
(Слайд № 29)
Приложение № 1
Анкетирование «Насколько вы терпимы?»
- Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?
Анкета «Насколько вы терпимы?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себякакие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена.Как вы "реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы
1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-б, 8-б, 9-а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Приложение № 2
Памятка
«Как реализовать принципы толерантности»
Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.
Относись ко всему с чувством юмор: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."
Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес ...
План-конспект урока по теме "Климат в мире. Погода"
Цель данного урока - систематизация навыков и умений по теме...
План конспект урока по курсу "История Древнего мира". 5 класс
Тип урока: повторительно-бобощающий, с элементами игры. Форма проведения: урок путешествие по Египту....
план-конспект урока "Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"
план-конспект урока для 8 класса по курсу новой истории...
план -конспект урока МХК "Художественные традиции народов мира"
Данный урок разработан на основе УМК Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа». 2013 год. Издание 15 -е.,стереотипноеЭто 1-ой у...
План-конспект открытого урока "На пути к жизненному успеху"
Изучение нового материала по данной теме....
План-конспект открытого урока по теме "В мире профессий"- 5 класс
Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 5-ом классе по теме "Вмире профессий" в соответствии с требованиями ФГОС....