«Использование инновационных форм работы на занятиях художественной направленности как фактор социального воспитания».
методическая разработка (8 класс)
Как Как правильно направить социальное воспитание в интересах самого ребенка и прав его личности? Какие формы работы с детьми при этом нужны? Как научить ребенка с позиции творческой самоорганизации? Что нужно для содействия личностных возможностей учеников? Как способствовать их самоорганизации собственной жизни, при этом улучшить их нравственный потенциал? Сложившихся данных вопросов много, наша задача найти правильные ответы, при этом важно учитывать, что запросы у всех детей разные, так же, как и они сами.Размышляя над данными вопросами, я сделала такой вывод: мы, представители образовательных организаций, занимающиеся развитием и воспитанием нового поколения, должны принимать детей такими, какие они есть, любить их и стараться искать тропинки к душам, сердцам своих подопечных через новые формы, привлекательные для современных школьников, и деликатно развивать их духовный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie.docx | 20.49 КБ |
innovatsionnye_formy_raboty_1.pdf | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на научно- практической конференции
«Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования»
Слайд №1
Уважаемые участники научно-практической конференции! Разрешите поделиться опытом по предложенной теме форума. Тема моего выступления
«Использование инновационных форм работы на занятиях художественной направленности как фактор социального воспитания».
Слайд №2
В направлении формирования социального воспитания современной молодежи работают различные службы социальной поддержки – это социальные работники, психологи, педагоги, учителя, которые профессионально обеспечивают целесообразную деятельность этой всей системы единого воспитательного пространства.
Всё педагогическое сообщество находится в постоянном поиске различных прогрессивных путей движения в этом направлении.
Слайд №3
Как правильно направить социальное воспитание в интересах самого ребенка и прав его личности? Какие формы работы с детьми при этом нужны? Как научить ребенка с позиции творческой самоорганизации? Что нужно для содействия личностных возможностей учеников? Как способствовать их самоорганизации собственной жизни, при этом улучшить их нравственный потенциал? Сложившихся данных вопросов много, наша задача найти правильные ответы, при этом важно учитывать, что запросы у всех детей разные, так же, как и они сами.
Слайд №4-5
Размышляя над данными вопросами, я сделала такой вывод: мы, представители образовательных организаций, занимающиеся развитием и воспитанием нового поколения, должны принимать детей такими, какие они есть, любить их и стараться искать тропинки к душам, сердцам своих подопечных через новые формы, привлекательные для современных школьников, и деликатно развивать их духовный мир.
Слайд №6
Процесс моей работы в дополнительном образовании, большей частью можно обрисовать как творческий подход, основанный на интуитивном опыте с использованием воспитательных технологий, направленных большей частью своей на социальное и культурное самоопределение. Одной из моих задач в работе с детьми, ставлю создание условий для увеличения личностно и социально значимой деятельности через познание исторических и культурных наследий, приобщение к народным традициям, промыслам. Вот уже на протяжении нескольких лет с целью усовершенствования образовательного процесса в системе дополнительного образования, всячески стараюсь подбирать и разнообразить новые инновационные формы технологий направленных на создание условий для социализации личности школьника.
Слайд №7-8
И в этом качестве хорошо способствуют примеры таких инновационных форм воспитательных технологий, как арт-технологии, или по-другому их еще называют арт-терапевтическими технологиями.
Слайд №9
Разнообразие данной инновационной формы помогает в моей работе, как педагога дополнительного образования, лучше понять ребенка: его эмоционально-чувственный мир, кругозор, интересы. Чем больше мы познаем о воспитаннике, с которым занимаемся, тем это дает нам больше возможности с ним наладить сотрудничество, направить его в нужное русло, самопознания и открытия своего Я. Ведь, кроме стремлений к чему-то хорошему, у ребенка может быть пора тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиск себя, жизненной позиции, правды жизни. Особенно «тревожен» в этом плане переходный возраст, период стремлений, достижений, становления нравственности и обретение социальной позиции. Вот именно в применении арт-технологии много можно найти как для поддержки, так и для создания благоприятной ситуации, для создания процесса взаимодействия педагога и ребенка, то есть способствовать реальному включению обучающихся в различные социально значимые дела, проекты.
Слайд №10
Что же главное в методике арт-технологий? Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить конечную цель данной технологии. Она заключается в создании условий для решения воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира ребенка, развития его личности. Если разложить понятие «арт-технология» на части, то мы получим – арт (от англ. Art) - визуальное искусство, а технология – сочетание психолого-педагогических установок, раскрывающих специальный комплект и модель, методов, способов и приемов воспитательных возможностей. Отсюда получаем, что арт-технология – это способы логических действий педагога, направленных на решение воспитательных задач, с применением разнообразных видов искусства.
Слайд №11
Основной стержень данной технологии - нацеливание на включение обучающихся в ситуацию творческой деятельности. В области социального воспитания мы не можем обойти тот важный слой современной культуры, который формируется искусством: театр, литература, изобразительное искусство, музыка. Арт-технология – это своего рода лечение с помощью средств искусства. В ходе данной терапии ребенку предлагается создать свой продукт – нарисовать, сыграть, собрать и т.д. Методы этой технологии охватывают: личностный подход, развитие коммуникативных навыков, управление эмоциями (страхи, агрессия, стресс и т.д.), развитие творческих возможностей, самовыражение ребенка.
Слайд№12
В предложенных временных рамках я остановлюсь лишь на описании некоторых методов арт-технологий, которые можно с успехом использовать в работе с детьми как младших, так и старших школьников - это сказкотерапия, изотерапия, коллажирование. Все перечисленные приемы технологий взаимосвязаны.
Сказкотерапия – это духовная направленность работы, развернутая на метафорическом понятии сказки. Сказочные образы дают представление о морали, справедливости. Мир сказок представлен всегда в интересных сюжетах, вызывая добрые чувства, улыбки, смех. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Встреча обучающихся с героями сказок не оставляет их равнодушными, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное, развивает интерес, воображение, образ. Через сказочные элементы педагог может найти путь в сферу эмоций как младших, так и более старших по возрасту детей. В своей работе по данному направлению использую темы занятий: «Я все могу», «Путь к успеху», «Мир полон чудес», «Банка Здоровья».
Изотерапия – основана на методах изобразительного искусства. Методы изотерапии имеют как созерцательную форму – то есть, использование реальных произведений искусства, и более активную – создание личных рисунков. Например, на занятии по теме «Труд на радость себе и людям» можно продемонстрировать фотографии врачей, социальных работников, медсестер, учителей и т.д. Затем дать время на обсуждение, что позволяет понять какими личностными качествами должен обладать каждый работник. Далее можно предложить выполнить рисунок с помощью знаков и символов, соответственно раскрыв суть выбранной профессии, работу с подростками можно проводить как индивидуально, так и в паре, группе. В своей практике использую разные техники: акватипию, акватушь, ниткография, монотипию, рисунок «Образный автопортрет», «Поочередное рисование», «Парное рисование», «Рисование с помощью цифр, рисунок «Дом», «Рисование на воде», «Рисование на стекле».
Коллажирование – использование сей технологии помогает в борьбе с проявлением страха, вызванному мнимым или настоящим недостатком художественных наклонностей. Коллаж (от французского collage – наклеивание), составление на какой-нибудь основе разной по фактуре и цвету материалов. Коллаж применим прежде всего там, где есть возможность усилить эмоциональную силу от увиденного результата, дает впечатление необычного, интересного от составленной композиции с разными элементами. В моей практике на занятиях с успехом использую следующие темы: «Мечта», «Счастье», «Творец», «Моя яркая, интересная жизнь». Виды коллажа: индивидуальный или групповой.
Слайд №13
Приведу в пример описание одного занятия. Возраст обучающихся 12-17 лет. Арт-терапевтическое упражнение: «Моя яркая, интересная жизнь».
Тема «Моя яркая, интересная жизнь» выбрана целенаправленно, так как формирование жизнеутверждающего нормативного поведения, профилактика суицидальных настроений, поиск путей самосовершенствования и улучшения качества жизни, взгляд со стороны на свои достижения, ресурсы и перспективы, осознание собственного эмоционального состояния как никогда актуально именно в подростковом возрасте.
Цель: развитие чувственной сферы, поиск собственного жизненного пути.
Продолжительность занятия: 20-25 минут.
Необходимые материалы: ватманы, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы, журналы разной тематики.
Слайд №14-16
Содержание занятия:
В начале занятия подросткам предлагается разбиться на группы (их может быть 2-3 группы). А затем в процессе работы предлагается создать собственное произведение в форме коллажа. После озвучивания темы, предлагаю ребятам на минутку закрыть глаза. Представить себе ту жизнь, которой бы они хотели бы жить. Она должна быть в их понимании яркой, интересной, насыщенной событиями. Затем, прошу открыть глаза и взять журналы. Предлагаю им начать листать, выбирать те картинки из страниц журналов, которые отзываются в их душе. Также, говорю, что хорошо отметить созвучные заголовки, слоганы, надписи. Можно вырвать листы с этими образами, или просто загнуть уголок странички. После того, как ребята почувствуют: все, картинок хватит, — пусть начнут их вырезать, можно даже где-то и просто обрывать, если это будет уместно. Ну, а дальше творческий процесс:
- нужно разложить все картинки на ватмане.
-менять их местами, передвигать до ощущения «вот так здорово!».
-приклеить все вырезанные элементы.
После всей выполненной работы нужно придумать и подписать заголовок.
Самостоятельная работа выполняется под классическую музыку.
Слайд №16-17
Заключительный этап - рефлексивный блок. Предлагаю от каждой команды сделать небольшой обзор проделанной работы. Посмотреть на своё творение и ответить на вопросы:
1.Если бы коллаж мог говорить, чтобы он вам сказал?
2.Что, на ваш взгляд, может помочь сделать нашу жизнь яркой, красочной, интересной?
И в заключении, хотелось бы отметить практическую значимость арт-технологий в дополнительном образовании, их успешное использование на занятиях разной направленности, обеспечивающее повышение интереса обучающихся к занятиям, пробуждению желания понять себя, свою значимость в этом мире, помогают осознанию собственного эмоционального состояния обучающегося. Также это дает школьникам почувствовать радость, самоуверенность и чувство собственного достоинства от выполненной работы, одновременно решая проблему социального развития детей посредством приобщения их к духовно-нравственным ценностям, через искусство.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных форм работы на занятиях кружка
Использование интерактивных форм работы на занятиях кружкаДоценко Т.Н. из книги «Организация обучения лидеров самоуправления детей и учащейся молодежи» Занятия кружка центра дополнительного ...
Использование инновационных форм и методов обучения и воспитания с целью совершенствования качества образования через обучающие структуры при изучении физики.
В условиях современной педагогической действительности необходимы методы, способствующие решению прикладных задач. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятел...
Использование инновационных форм работы с учащимися на уроках истории
В разные периоды развития школы цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением.На современном этапе, в наиболее последовательной форме &nda...
Использование метода правополушарного рисования на занятиях художественной направленности
Основоположницей метода праополушарного рисования считается американская художница Бетти Эдварс.Именно она разработала специальные упражнения , которые помогают переходить в так называемый ""...
Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»
Применение технологии критического мышления (прием Кроссенс), технологии «Кейс-стади», технологии «Интеллект-карты» на уроках русского языка и литературы при подготовке к ...
Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на ур...
Использование инновационных форм работы на уроках технологии с целю повышения качества образовательного процесса
Использование инновационных форм работы на уроках технологиис целю повышения качества образовательного процесса...