Внеклассное занятие на тему: "Самостоятельные части речи"
план-конспект занятия (7 класс)

Кротова Наталья Николаевна

Данное занятие расчитано на обучащихся 7 класса коррекционной школы.

Цель занятия: привитие интереса к изучению русского языка, расширение, применение в сходной ситуации знаний детей, полученных ранее

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Мантуровская школа-интернат Костромской области для детей

 с ограниченными возможностями здоровья»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: «Самостоятельные части речи»

                                    Учитель: Кротова Н.Н

Мантурово 2017

Форма  занятия:  КВН  

Тема:  Самостоятельные части речи.

Цель: привитие интереса к изучению русского языка, расширение, применение в сходной ситуации знаний детей, полученных ранее.

Задачи:

Образовательная: формировать  у учащихся представление о самостоятельных частях речи;

Коррекционно - развивающая: коррегировать внимание обучающих путём выполнения различных заданий, развивать логическое мышление учащихся, их творческие способности, память, внимание, слуховое восприятие;

Воспитательная: воспитывать умение работать в парах, в команде.

Оборудование: фонограмма песни « Мы начинаем КВН», картоки с названиями команд, разрезные буквы, карточки со  словами, ёлка, звёзды, ребусы, пословицы, крточки с изображением животных, медали.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Коррекционная работа

Организационный этап

 Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: ”Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…”

 Звучит песня «Мы начинаем КВН»

Мы начинаем КВН! Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне Никого! Никого!

Пусть не решить нам всех проблем

Не решить всех проблем,

Но станет радостнее всем,

Веселей, станет всем!

Установка на работу. Готовность учащихся слушать и воспринимать задания.

3 мин

Коррекция  внимания

2. Основная часть занятия. Сообщение темы и цели занятия.

 Приветствие команд.

1команда. Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать, 
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.

2команда. И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

3команда. Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

- Сегодня у нас необычный урок русского языка, урок КВН (клуб веселых и находчивых) по теме “Части речи ”. Ваши знания по этой теме будет оценивать жюри:

4.Приветствие жюри:

Вам и слава и почет!
Все мы любим точный счет.

Сегодня будут играть 3 команды

5.Представление команд

Представление I команды.

Имя существительное очень удивительное.

На вопросы кто? и что? отвечать оно должно.

- Как называется команда? (Имя существительное)

Представление 2 команды.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

- Как называется команда? (Имя прилагательное)

Представление 3 команды.

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет.

- Как называется команда? (Глагол)

6. Конкурс – разминка «Назови одним словом»

Ведущий, обращаясь поочередно к каждой команде, называет словосочетания, вместо которых члены команды должны сказать одно слово – имя существительное:

храбрый человек (храбрец) болтливый (болтун)

ленивый человек (лентяй) мудрый человек (мудрец)

богатый человек (богач) грубый человек (грубиян)

сильный человек (силач) веселый человек (весельчак)

хитрый человек (хитрец)

7. Конкурс «В гости к гласным»

Здесь 10 букв. Составьте из этих букв разные имена существительные, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных. На это задание вам 3 минуты.

с а м е н л р о п т

село, нора, сало, сера, роса, нота, масло, носы, леса, тело, нота, сено, море, лето…

8. Конкурс «В гости к согласным»

Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо одних слов были другие.

Фара - хата - лев –

Игра - кочка - роща –

Крыса - чайка - парта –

9. Конкурс капитанов. Каждый капитан должен выбрать только свои слова.

Высокие, ягода, читает, бегает, вкусная, школа, озеро, учатся, прилежный, работают, синий, интересные, домишко, синеть, трусость, трусливый, синева, трусить.

В это время команда работает со следующим конкурсом.

10. Конкурс « Собери слова»

Перед вами необычная елка. На ней вместо игрушек висят звездочки с частями слова. Составьте из них за 3 минуты существительное, прилагательное, глагол.

и ов л по за ун ход н к а ой

11. Конкурс « Пиши – не спеши» Добавь подходящие слова на месте пропусков.

Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошел. Мокрая трава блестит на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну. Красивыми огоньками сверкает утренняя роса.

12. Конкурс “Отдохнем!”

- Послушай, подскажи, но не ошибись! Отвечать вы будете молча, вместо ответа будете показывать этого животного, а определять его будете по именам прилагательным.

косой сохатый серый хитрая

колючий рогатый косолапый ядовитая

13. Письмо от бабушки «Загадушки»

Отгадайте загадки и припишите к ним однокоренные слова: одно существительное, другое - прилагательное, третье – глагол.

1. Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит.

2. В воде она живет, нет клюва, а клюет.

3. Я антоним к слову «лето», в шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, потому что я …

14. Конкурс «Отгадай скорее ребус»

Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. как же называются такие необычные загадки? …. Правильно, такие загадки называются ребусами. Начинаем новый конкурс.

Оценка жюри

15. Конкурс «Наборщики»

Ведущий называет слово картофель, а дети должны за 5 минут составить из букв этого слова как можно больше слов и записать их.

Кофта, ель, торф, толь, факт, кафель, кафе, форель, катер, ток, лак, кот, ток, рот, роль, так, тело, лето, отель, трек, трал, трель, кол, акт, река, лекарь, токарь, рак, крот, кора…

16. Конкурс «Отгадай пословицы»

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам

ПОГИБАЙ, ВЫРУЧАЙ

СВЕТ, ТЬМА

ТРУД, ЛЕНЬ

17. Конкурс «Раскрой смысл выражений»

Ваше задание – раскрыть смысл крылатых выражений.

1команда

Рукой подать. Засучив рукава. Клевать носом.

2 команда

В час по чайной ложке. Ни пуха, ни пера. Унести ноги.

3 команда

Морочить голову. Зарубить на носу. Чесать языки.


18. Поединок грамотеев. Найти ошибки и исправить их.

Пришла зема. Всуду бальшые сугроб . замерзли лужы, азера и реки. Паля и халмы пакрылис пушистым белым кавром. Ниские деревя и кусты засыпало знегом. Стаят силные марозы, дует халодный ветир. Трудно теперь птицам, целый день ищют они пищю.

Учащиеся приветствуют присутствующих в зале.

Выставляют  на стол карточку с именем существительным.

Выставляют на стол карточку с именем прилагательным.

Выставляют  на стол карточку – глагол.

Учащиеся стараются заменить словосочетание именем существительным

Составляют слова из разрезных букв. Кто быстрее.

Работа со словами.

Капитан в карточке выбирает только свои слова, относящиеся к своей части речи.

Составляют слова различных частей речи.

Работа с карточками- покажи животного.

Отгадывают загадки.

Отгадывают ребус.

Нужно составить как можно больше слов.

Отгадывают пословицы по двум словам.

Объясняют смысл ылатых выражений.

Исправляют ошибки, допущеные в диктанте.

24мин

Корекция и развитие мыслительной деятельности

3. Итог занятия.

Изучение русского языка Нелегко нам дается пока.

Но идет по земле новый век. Должен грамотным быть человек.

 Награждение команд:

Номинации

  • «За отличное знание темы «Части речи»
  • «За хорошие знания темы «Части речи»
  • «За дружную работу

Обучающиеся подводят итог мероприятию, учатся выражать свои чувства.

3мин

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально- волевой сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

Конспект коррекционного внеклассного занятия по ИЗО и Развитию речи. Тема: Раскрашивание предметных картинок масляными красками. Формирование обобщённых понятий.

Конспект коррекционного внеклассного занятия по ИЗО и Развитию речи. Тема: "Раскрашивание предметных картинок масляными красками. Формирование обобщённых понятий".  Занятие в 6 классе для детией ...

урок по теме "Самостоятельные части речи"

Урок по учебнику Разумовской...

Внеклассное занятие по развитию слуха и речи "Осенние изменения в природе"

Основная цель данного занятия - коррекция и развитие речи учащихся с нарушеним слуха. В ходе занятия используются различные виды работ: работа над словарем, мультимедийная презентация "Признаки осени"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта учебного занятия. Имя прилагательное как часть речи

Консрект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи"....