урок по теме "Самостоятельные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: "Самостоятельные и служебные части речи".
Цель урока: 1) познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи, 2) закрепить знания по морфологии, 3) выработать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
Ход урока
I. Синтаксичесая пятиминутка.
Сделайте разбор предложения:
Над ш…рокими п…лями
Обл…ка плывут.
В тихой роще (над) р…кою
Сол…вьи поют.
Я к з…мле могучей, сильной
Сер…цем прикоснусь.
Ты живи моя Россия,
Дорогая Русь.
Выписать из предложения все слова с орфограммами.
II. Словарная диктовка:
- Грам..атическая основа
- чуде..ный
- благ..дарю
- разг..дать
- пожалу..ста
- объед..нять
III. Вспомним разделы языкознания (соединить линиями раздел и его определение):
1.Фонетика | А Словосочетание и предложение |
2.Лексика | Б.Правила написания слов |
3.Синтаксис | В. Части речи |
4.Морфология | Г. Знаки препинания |
5.Пунктуация | Д. Произношение и ударение |
6.Орфография | Е. Звуки |
7.Орфоэпия | Ж. Значение слова |
IV. Работа по новой теме.
Давайте представим себе страну Языкознание. Из скольких областей она будет состоять? (Рисуем карту и раскрашиваем её).
Представьте себе, что в республике Морфология произошло недоразумение. После землетрясения все части речи перепутались и не могут разобраться, что им делать. Давайте поможем жителям этой республики. Для этого нам надо разложить всё по полочкам. А что обозначает фразеологизм "разложить по полочкам"?
Работа у доски : дети раскладывают части речи на две колонки - слова имеющие лексическое значение и не имеющие его. Делается вывод о том, какие части речи являются самостоятельными, а какие нет, для чего служат служебные части речи.
V. Физкультминутка.
На экране по очереди появляются слова разных частей речи, в зависимости от того самостоятельная или служебная это часть речи дети поднимают руки или разводят их в стороны. Самым последним словом, появившимся на экране, будет слово "МЯУ". Это вводит детей в затруднение. Даётся объяснение понятия "звукоподражательные слова ".
VI. Буквенный диктант. Выписать только название частей речи, встретившихся в стихотворении.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Проверка выполненной работы.
VII. Занимательная лингвистика.
Что общего между словами капитан и капуста? Кажется ничего. Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Впрочем, подождите. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы.
Данные русской этимологии говорят, что совпадение "кусочка" кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.
Слово капуста произошло от латинского "капут" - "голова" = "кочан, головка капусты". А слово капитан = "голова, начальник".
Лопух и лопата.
Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти - родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно.
Постойте - постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.
VII. Готовимся к ЕГЭ.
На парте у каждого ребенка лежит листок с заданием.
Задание. Прочитайте предложения.
- 1. Со всего, что дор…го сер…цу ч…ловека.
- 2. Ведь если в сер…це нет любви ко всем этим людям, в…щам и …влениям – то откуда же там взяться любви к Родине.
- 3. Любовь к Родине нач…нается с детства с р…дного дома любимой улицы обожаемого города с с…мьи друзей природы р…дных и близких людей.
- - В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?
- В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?
- а) 1,2,3. б) 3,2,1. в)1,3,2
Вопросы:
1) Что вы знаете о тексте? Перепишите текст.
2) Назовите виды орфограмм и самостоятельно вставьте пропущенные буквы в тексте.
3) Назовите и объясните пунктограммы в предложении 3. Начертите к ним схемы.
VIII. Работа по упражнениям учебника (упр. 129)
IХ. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
IХ. Домашнее задание: Сочинение на тему
"Край мой Рязанский» (выполнить на листах формата А4)
Подготовиться к словарному диктанту по упр.145
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи
Цель урока: познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...
Обобщающий урок по теме: "Части речи" 7 класс
Открытый урок проведён в рамках районного семинара завучей....
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».
Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы». Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...
Комментарии
Интересный урок. Но как
Интересный урок. Но как соотносится домашнее задание с темой и целью урока?