"Уроки здоровья"
рабочая программа (7 класс)

Людмила Григорьевна Клименко

Адаптированная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya_7b.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Шолоховская школа-интернат»

                 РАССМОТРЕНО                                                         «СОГЛАСОВАНО»                                            «УТВЕРЖДАЮ»

                 НА ЗАСЕДАНИИ МО

                     ПРОТОКОЛ №___ ОТ __________                                   ПРОТОКОЛ №___ОТ_________                                      ПРИКАЗ №___ОТ________

                       Руководитель МО                                                                           Председатель МС                                                                         Директор школы-интерната

                        _____________ С.В. Бурко                                             _________М.А. Мишина                                    __________Н.А. Попов

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБЛАСТЬ                                                                     внеклассная деятельность

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ                                                            

ПРЕДМЕТ                                                                                                             «Уроки здоровья»

КЛАСС                                                                                               7 «б»

УЧЕБНЫЙ ГОД                                                                                                   2019-2020

ВОСПИТАТЕЛЬ                                                                                                   Клименко Л.Г.

п. Шолоховский

2019

Содержание

Пояснительная записка

Литература

Принципы реализации программы

Цель программы

Задачи программы

Алгоритм реализации программы

Методы работы

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения

Содержание программы

Календарно – тематическое планирование

Список воспитанников

График работы

 

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)

Адаптированная рабочая программа  в 7  классе  разработана  на основе:

-Адаптированной  образовательной программы  основного общего образования ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»

-Авторская программа : Кашапова Венера Ханифовна, Рахматуллина Римма Мирхатовна, Галимова Наиля Энгеловна 

Нормативные  правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373»;
  4. Приказ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373»;
  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Пояснительная записка

     Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья. Его гражданские социально-экономические изменения, в нашей стране в конце XX  века и в начале XXI века привели к катастрофическому снижению человеческого потенциала.
Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. Как следствие – деградация современного человека, гиподинамия, недостаток естественных движений. А это патология сердечнососудистой системы и отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.
     По словам В. А. Фетисова, более 50% юношей и девушек, оканчивая школы, уже имеют 2-3 хронических заболевания, и в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние 12 лет годных к военной службе с 92% сократилось до 67%, а временно не годных возросло в 5 раз. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовленности. Таким образом, в России на сегодняшний день сложилась тревожная ситуация, судящая довольно мрачные перспективы развития государства.
     Ребенок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровья сбережения может помочь ребенку сохранить здоровье.
     Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности. Они не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к Федеральному Собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье, поэтому реализация именно этой программы внесет свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.

Литература

1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005, - 202-209 с.

2. Баныкина С.В., Башмакова Е.А., Гусаченко О.И., Онишина В.В., Чернова-Бахметова И.И., Шепель В.М. Методика апробации и внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательную практику (С вариантами программ). - М.; ГОУ Педагогическая академия, 2008.

3. Бахметов А.В., Башмакова Е.А., Жданова О.И., и др. Методическое сопровождение процесса формирования культуры питания обучающихся и родительской общности: метод.пособие. – М .: ГОУ Педагогическая академия, 2011. – 152 с.

4. Здоровьесберегающие технологии в школе. Теория и практика внедрения. / Под ред. Баныкиной С.В. ГОУ Педагогическая академия, М.: 2008. – 200 с.

5. Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. - М., 2004.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005, - 122 с.

7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. /под общ. Ред. Сократова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Хрестоматия «Определение путей, методов и форм работы с учащимися по формированию у них здорового образа жизни».

9. Хрестоматия «Создание здоровьесберегающей среды в школе»

10. Хрестоматия «Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога».

11. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1990 – 180с.

Принципы реализации программы

ФГОС второго поколения определяет следующие требования к результатам воспитания школьников:

личностные

* формирование мотивации к здоровому образу жизни,

* осознание ценностно-смысловой установки, отражающей личную позицию,

* формирование коммуникативности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми (работа в социуме);

мета предметные

* применение освоенных меж предметных понятий и универсальных учебных действий в социальной практике (физическое совершенство и здоровье),

* умение работать в группе, находить общее решение, разрешать конфликты и отстаивать своё мнение, аргументируя его;

предметные

* умение самостоятельно правильно отбирать физические упражнения для формирования правильной осанки,

* пополнение опыта совместной деятельности в организации форм досуга,

* расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств (упражнения на координацию движений),

* способности применения знаний по технике безопасности, полученных на занятиях.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. В результате ухудшения социально-экономических и экологических условий за последние десятилетия в стране произошли неблагоприятные перемены в состоянии здоровья детского населения: увеличение количества детей с нарушением физического развития, прогрессирующий рост распространенности хронической патологии, рост социально обусловленной патологии (социальное сиротство, туберкулез), повышение эпидемической заболеваемости.

Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Такое положение вызывает острую необходимость в разработке воспитательной программы по здоровье сбережению. В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в группе, сознательное

отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровье сберегающей деятельности воспитателя является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников в рамках воспитательной работы. В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Каждый ребенок за время пребывания в школе - интернате получает знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.

В соответствии с этим, целью программы «Уроки здоровья» является:

* сохранение и укрепление состояния здоровья детей,

* повышение мотивации на действенное укрепление здоровья, обеспечение детей необходимой для этого информацией.

* формирование ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

* развитие активной здоровье сберегающей среды;

* создание системы мотивации детей и их родителей на сохранение и укрепление здоровья;

* освоение основ культуры здоровья;

* расширение физического потенциала, укрепление психического и нравственного здоровья;

* внедрение современных методов мониторинга физического развития детей;

* использование методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье.

Принципы реализации программы

* Понимание человека как саморегулирующейся системы, знание особенностей и состояния личного здоровья.

* Понимание принципов и ценностей культуры здоровья; знание о единстве физического, психического и духовного здоровья и путей его сохранения.

* Умение организовать активный отдых, используя различные спортивные игры, туризм и т.д.

* Формирование здорового образа жизни; осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни.

* Учет физиологических и психологических особенностей развития воспитанников и возрастных особенностей восприятия знаний.

Алгоритм реализации программы

1 этап (диагностический) – выявление и анализ знаний детей о ЗОЖ.

2 этап (деятельностный) – осуществление запланированных мероприятий.

3 этап (итоговый) – анализ и подведение итогов работы, мониторинг владения учащимися знаниями о ЗОЖ.

Деятельность воспитателя по формированию здорового образа жизни:

* планировать работу по здоровье сбережению;

* анализировать данные мониторинга учащихся;

* организовывать совместную деятельность «воспитанник – воспитатель- родитель»;

* сотрудничать со специалистами школы;

* отслеживать результативность деятельности.

Методы работы

В работе с детьми по формированию знаний о ЗОЖ применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаются следующие:

* метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей

* метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

Формы работы

* тематические часы общения, беседы, лекции;

* конкурсы газет, рисунков, сочинений;

* практические занятия;

* тренинги; ролевые игры;

* индивидуальные и групповые консультации;

* тесты и анкетирование;

* внеурочные мероприятия, соревнования;

* просмотр фильмов о влиянии вредных привычек на здоровье;

* просмотр фильмов о людях, ведущих здоровый образ жизни,

* работа с родителями;

* спортивные мероприятия;

* походы

* экскурсии

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

* увеличение числа учеников, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;

* формирование у подростков навыков ЗОЖ.

Программа построена на сотрудничестве воспитателя с другими педагогами, родителями учащихся, медицинскими работниками, психологами школы.

Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность.

Срок реализации программы: 3 года.

Результатом первого года реализации программы будет являться:

* овладение воспитанниками навыками личной гигиены и здорового образа жизни;

* выполнение правил гигиены;

* знания об изменениях в организме подростка в пубертатный период;

* поддержание физической формы;

* соблюдение гигиены умственного труда;

* знания о влиянии алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

* оформление фотоальбома «Отдых, спорт, веселье».

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю (34учебных недель) в 7 классе продолжительность занятия 40 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированности основ российской, гражданской идентичности;
  • мета предметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «уроки здоровья» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Мета предметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на лекции.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в материале, который предложит преподаватель (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Содержание программы:

1.Введение (1ч)

Раскрыть понятие «здоровье».

2.Человек и его здоровье (4ч)

Раскрыть понятие «здорового образа жизни», его составляющие, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей,

3 Рациональная организация жизнедеятельности. (3) ч. Составление режима семиклассника, практические занятие по практике «Цигун».

4. Основы гигиены (5ч) Уход за волосами, руками, ногами, зубами. За телом. Забота об организме человека.

5. Иммунитет (9ч)

Показать значимость двигательной активности в формировании систем органов и развития выносливости, повышение работоспособности, научить составлять комплекс упражнений, наиболее приемлемых для данного возраста. Рассмотреть влияние различных видов спорта на здоровье человека.

6.Безопасность жизнедеятельности. (11 ч.)

Предупреждение пагубных привычек. Выход из чрезвычайных ситуаций, как на природе. Так и в быту.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Часы

1

05.09

Введение. Раскрыть понятие «здоровье»

Беседа - общение

1 ч.

2

12.09

Здоровье и болезнь. Взаимосвязь компонентов здоровья.

Лекция

4 ч.

3

19.09

«Крепкий организм».

Игры на свежем воздухе

4

26.09

Я становлюсь старше.

Видео материал

5

03.10

Семья и мое здоровье

Диспут

6

10.10

Помогу себе сам. Практическое занятие: составление режима дня семиклассника

Лекция

3ч.

7

17.10

Хочу быть стройным и сильным. Практическое занятие: разучивание комплекса утренней гимнастики по учению «Цигун»

Практикум  

8

24.10

В школу с радостью. Настроение и здоровье

Практикум

9

07.11

Изучаем кожу своего лица. Дары природы

Лекция. Видеоматериал

5ч.

10

14.11

Красивые волосы – показатель здоровья. Дары природы

Беседа

11

21.11

Ухоженные руки и ноги. Дары природы

Практическая работа

12

28.11

Белозубая улыбка на всю жизнь. Дары природы

Видеоматериал

13

05.12

Разговор о душе и теле

Занятие

14

12.12.

Что такое иммунитет

Беседа

15

19.12

Движение – это жизнь

Видео материал

16

26.12

Вкусно и полезно

Видеоматериал

17

16.01

Основные правила питания

Видеоматериал

18

23.01

Знакомство с различными системами питания

Практическая работа

19

30.01

Витамины, их значение для  здоровья человека

Чаепитие

20

06.02

Закаливание организма. Принципы закаливания

Лекция

21

13.02

Баня парит – баня правит

Практическое занятие

22

20.02

Очищение организма. Некоторые методики очищения организма

Беседа.

23

27.02

Инфекционные заболевания.  Уход за больным человеком. Растения лекари

Лекция. Фитотерапия

11 ч.

24

05.03

Желудочно-кишечные и глистные заболевания. Уход за больным человеком. Растения лекари

Презентация

25

12.03

Пищевые отравления. Растения – друзья и растения – враги

Практика  - инструктаж

26

19.03

Заболевания органов дыхания (воспаление легких, бронхит) Профилактика. Растения лекари

Лекция. Просмотр видеоматериала

27

02.04

Курение и здоровье

Беседа – инструктаж.

28

09.04

Алкоголь и здоровье

Беседа - инструктаж

29

16.04

Наркомания, токсикомания, СПИД

Беседа.

30

23.04

Предупреждение бытового травматизма. Оказание первой медицинской помощи.

Презентация

31

30.04

Ожоги и обморожения. Оказание первой медицинской помощи.

Презентация

32

07.05

Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы насекомых. Оказание первой медицинской помощи

Видео  материал

33

14.05

Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы змей Оказание первой медицинской помощи.

Видеоматериал

34

21.05

Урок – обобщение: «Человек – творец своего здоровья!»

Урок - обобщения

Список воспитанников

  1. Баринов Роман (31.07.2005)
  2. Барышев Антон (01.02.2006)
  3. Дюжикова Анастасия (21.12.2005)
  4. Емцова Татьяна (08.10.2004)
  5. Кабаков Александр (30.08.2003)
  6. Михеева Мария (23.01.2006)
  7. Некрасова Ева (18.10.2005)
  8. Сурженко Вера (03.03.2006)
  9. Фатеев Евгений (28.08.2006)
  10. Хрипкова Алина (26.03.2006)
  11. Шевердяев Максим (29.03.2005)

График работы

Четверг 15.00 – 15.40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья по информатике и ИКТ:"Курить - здоровью вредить"

Урок информатики с практической работой с электронными таблицами, охватывающий такую проблему как курение.Работа содержит презентацию, план урока и раздаточный материал....

Урок здоровья "Новое поколение за здоровый образ жизни!"

Урок предназначен для учащихся старших классов по теме "Здоровый образ жизни"...

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

УРОК ЗДОРОВЬЯ «Докажем мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!»

УРОК ЗДОРОВЬЯ«Докажем  мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!» звучит песня о здоровье голос за кадром Сегодня праздник в 31-ой школе!Пусть возвестят ...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...