Доклад :"Мордовский фольклор как средствоприобщения к истокам народной культуры"
методическая разработка
Мордовский фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается, что нет. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением и воспитанием детей. Проблема воспитания всегда актуальна, имеет не только теоретический, но и практический интерес. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для детей форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше про
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sadykova_m.a._.mordovskiy_folklor.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Принята на заседании Экспертного совета Управления образования администрации Рузаевского муниципального района Протокол № 2 от 22.06.2016 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
(дополнительная общеобразовательная программа)
«Мордовский фольклор»
Автор - составитель программы: Садыкова М.А. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Радуга» Рузаевского муниципального района структурного подразделения «Детский сад №10 комбинированного вида»
срок реализации программы -1 год,
возраст детей 5 – 6 лет.
Рецензенты: Князева Н.С. старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» Рузаевского МР,
Неясова Е.И. воспитатель высшей квалификационной категории ЧДОУ «Детский сад №114 ОАО «РЖД» г. Рузаевка
Рузаевский муниципальный район -2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается, что нет. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением и воспитанием детей. Проблема воспитания всегда актуальна, имеет не только теоретический, но и практический интерес. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Дополнительная общеразвивающая программа « Мордовский фольклор» имеет художественную направленность и рассчитана на детей дошкольного возраста, представляет собой документ, обеспечивающий предоставление комплексной образовательной услуги по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Нормативный срок освоения программы «Мордовский фольклор» - 1 год.
Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию и т.д.).
Актуальность.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которой дети черпают мордовские нравы, обычаи, и мордовский дух свободы и творчества. Процесс познания и усвоения должен начинать как можно раньше, как образно говорит·народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки. Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.
Образовательная программа «Мордовский фольклор» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирования бережного отношения и любви к ней.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
На рубеже 20 - 21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.
Одним из основных базисов изучения мордовского фольклора в городской среде является дополнительное образование детей.
В связи с выше изложенным дополнительная общеразвивающая программа
(дополнительная общеобразовательная программа) «Мордовский фольклор» видится руководителю творческого объединения как центр духовного общения детей и их родителей на основе совместного изучения народного творчества. Образовательная программа «Мордовский фольклор» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду является развитие речи, речевого общения.
Своеобразием и особенностью опыта является то, что решение задач речевого развития осуществляется в процессе ознакомления детей с народным наследием, а в частности с устным народным творчеством.
Наша работа была направлена на решение следующих задач:
- расширение, обогащение и активизация словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование правильной разговорной речи.
Новизна опыта состоит в создании в группе развивающей среды, включающей элементы русского декоративного – прикладного искусства, пособий в игровых уголках, самодельных кукол в национальных костюмах, различных видов театров.
Направленность программы - музыкально-эстетическая.
Отличительная особенность
Программа «Мордовский фольклор» направлена на развитие личности дошкольника к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе устно-народного творчества и традиций мордовского народа. Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, что в свою очередь
побуждают детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.
Новизна программы: В содержании образовательной работы реализуется программа «Валдоня», региональный модуль «Мы в Мордовии живем», но мною внесены некоторые дополнения: это ознакомление с традициями и культурой в соответствии народным календарем. Большое место уделяется формированию общих представлений о природе, как о среде обитания человека. О фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 1 года изучить и воспроизводить некоторые обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.
Цель программы:
Познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству, развитие творческих способностей, приобщение ребёнка к красоте и добру, к малым фольклорным жанрам и декоративно – прикладному искусству мордовского народа, формирование эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства мордовского народа.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание дошкольников, уважение к своему народу;
развивающие:
- развивать творческие способности дошкольников;
- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.
Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. Участие родителей в образовательном процессе не является обязательным, но всемерно приветствуется и поощряется. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении.
Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать воспитанников, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам. Содержание программы направлено на развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.
Структурное содержание программы построено с учётом пяти образовательных областей, предусмотренных нормативами ФГОС:
Речевое развитие- предполагает знакомство с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей тела, одежды и предметов обихода древней и современной мордвы, а также включает в образовательный процесс мордовский фольклор (народные сказки, легенды, мифы, калядки, заклички, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки), а также произведения мордовских писателей и поэтов (переводы произведений устного народного творчества, стихи, рассказы, повести, сказки).
Познавательное развитие- направлено на знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с г. Саранск – столицей Мордовии, с другими городами и населенными пунктами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Мордовии; с картой Мордовии; с климатом, географическим положением, природой Мордовского края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками Мордовии.
Социально – коммуникативное развитие включает в себя ознакомление с народами, населяющими Мордовию (мордва – мокша и эрзя, татары, русские и др.), их национальными праздниками, традициями и обычаями; формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание 8 толерантного отношения к людям разных национальностей; развитие чувства гордости за достижения уроженцев Мордовии, которые внесли в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков – героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн.
Художественно – эстетическое развитие-направлено на ознакомление с мордовской народной игрушкой (птичкой- свистулькой, стилизованной игрушкой-матрешкой) и изделиями, изготовленными на территории Мордовии (керамической и деревянной посудой, изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, ложкарница); с частями одежды мокшан и эрзян, а также знакомство с мордовским музыкальным фольклором и музыкальными произведениями композиторов Мордовии.
Физическое развитие–использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, мордовских подвижных игр для физического здоровья детей.
Содержание программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
- Предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
- Характер взаимодействия с взрослыми;
- Характер взаимодействия с другими детьми;
- Система отношения ребёнка к миру, другим людям, себе самому.
Порядок и условия приёма в творческое объединение «Мордовский фольклор»
1.) В группу принимаются дети, которым исполняется 5-7 лет
2.) Зачисление детей в группу осуществляется на добровольной основе - основание заявление родителей (законных представителей).
Организация образовательного процесса в группе.
1. Организация образовательного процесса в группе детей регламентируется расписанием занятий, согласованным со старшим воспитателем Князевой Н.С., ответственным за работу.
2. Занятия в группе проводятся один раз в неделю. Расписание занятий составляется с учётом санитарно – гигиенических требований СанПиН 2.4.4.3172 -14. Занятия проводятся подгруппами по 25 - 30 минут с перерывами продолжительностью 10 минут.
3. Наполняемость учебной группы по требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 не более 15 детей.
4. Детям, обучающимся в творческом объединении, предлагаются интегрированные учебные занятия согласно программы.
5. Обучение в группе добровольное - по желанию родителей (законных представителей). Содержание предлагаемой программы адаптировано для детей, посещающих старшую группу. Мероприятия, проводимые руководителем творческого объединения в течение года: «День открытых дверей» (для родителей), мастер – классы для педагогов в дошкольных учреждениях, семинары – практикумы для молодых специалистов по теме «Мордовский фольклор», праздники «Шумбрат, Мордовия!», «Шачем крайняй» и т.д.
- развивать речевые и исполнительские способности.
Предполагаемые результаты реализации программы « Мордовский фольклор»
воспитанник должен знать:
- детские жанры народно – песенного творчества (считалки, песни - игры, игры – загадки);
- виды хороводов (круг, ручеёк);
- обыгрывают образы героев в песнях и играх.
- основные праздники народного календаря;
- песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, заклички, частушки, скоморошины;
воспитанник должен уметь:
- исполнять песни, потешки, дразнилки, выполнять игровые, хороводные движения;
- выразительно декламировать;
- выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая)
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;
- -использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.
Тематический план работы
творческого объединения «Мордовский фольклор»
1 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи. Организационные вопросы. Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении. | 1 | 1 | — | |
2 | Понятие фольклор | 2 | 2 | - | |
3 | Устное народное творчество мордовского народа | 3 | 1 | 2 | |
4 | Разучивание прибауток, считалок, пестушек, дразнилок | 6 | 1 | 5 | |
5 | Пословицы, поговорки, потешки, заговоры | 6 | 1 | 5 | |
6 | Мордовские подвижные игры | 4 | 2 | 2 | |
7 | Викторина «Фольклор» | 1 | - | 1 | |
8 | Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами | 5 | 1 | 4 | |
9 | Подготовка и проведение праздника «Шумбрат, Мордовия!», «Шачем крайняй!» | 3 | 1 | 2 | |
10 | Национальный мордовский костюм | 1 | 1 | - | |
11 | Экскурсия в музей детского сада №10 | 1 | - | 1 | |
12 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Всего: | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы
Раздел 1.
Вводное занятие.
Цели и задачи творческого объединения. Организационные вопросы.
Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении.
Раздел 2.
Понятие фольклор.
Знакомство с мордовским фольклором. Дать представление о мордовской культуре. Отразить национальные особенности мировоззрения, характера мордвы, ее традиции, историю быт.
Раздел 3.
Устное народное творчество мордовского народа.
Это средство активизации речевой деятельности. Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения).
Устный фольклор: «Ефксонь – моронь эшиня»
Музыкальный фольклор: « Вай сезьгата, сезьгата»
Раздел 4
Разучивание прибауток, считалок, пестушек, дразнилок
Устный фольклор: считалки, прибаутки, пестушки.
Музыкальный фольклор: «Гиндя, гиндя, гиндя, гок. Деголь, деголь.декшке».
«Ай, люкуня, люкуня» («Ай люкушки, люшеньки»)
«Ай, катоня, катоня» («Ай кисонька, кисонька»)
«Ай, шякшата, шякшата» («Ай, дятел, дятел»).
«Салдат-балдат» («Солдат-балдат»).
«Диги, диги, Ерма» («Диги, диги, Ерема»).
Раздел 5.
Разучивание пословиц, поговорок, потешек, заговоров.
Устный фольклор: Валмуворкст - пословицы, («Кодама кяльце - стама и мяльце», « Мезе азат - сянь кулят»).
Музыкальный фольклор: потешки - «А тяпуня, тяпуня» («А тяпушки, тяпушки»).
«Ой, ацинят, ацинят» («Ой, ладушки,ладушки») «Пизек, пизек, пиземня» («Дождик, лей, пуще лей»), «Панчк, панчк панжемкай» («Откройся, откройся замочек мой»).
Раздел 6.
Мордовские подвижные игры.
Знакомство детей с мордовскими народными играми. Дать информацию о прошлом, передать традиции, свойственные менталитету народа, соответствовать детской природе, удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развитие воображения и творческих наклонностей.
Раздел 7.
Викторина - фольклор
Раздел 8.
Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками, обрядами. Теоретические сведения об осенних, зимних, весенних праздниках, народные обычаи и обряды.
Устный фольклор: осенние, зимние, весенние заклички, считалки, пословицы, скроговорки. Сексень ши–праздник урожая. «Покрав» (« Покров»), «Святки», «Од киза» (Новый год») «Роштувонь куд», «Масленица», «Пасха»
Театрализация: «Святочные вечера»
Музыкально - фольклорные игры: «Капста пряса» («В капусту»), «Атякшке» («Петухи»), « Платочки» («Пацинять»), «Ручеек».
Музыкальный фольклор: шуточные гадания, колядки, заклички
«Ай каляда, каляда», «Шиня листь, листь, листь» («Солнышко, всходи, взойди, взойди»)
Раздел 9.
Подготовка и проведение праздника «Шумбрат, Мордовия!»
Разучивание стихов на мордовском языке, песен, игр, хороводов.
«Луганяса келунясь», «Роман Аксясь»
Раздел 10.
Национальный мордовский костюм. Знакомство с национальным костюмом.
Раздел 11.
Экскурсии. Посещение музея детского сада №10.
Раздел12.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка «Мордовский фольклор» за год. Отчетный - концерт. «Цвети мой край, Мордовия моя!»
Методическое обеспечение программы
Формы и методы обучения.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
- практические тематические занятия;
- беседы;
- мастер-класс;
- фольклорные праздники;
- отчетные концерты;
- экскурсии;
- совместный досуг детей и родителей.
Методы и приемы освоения материала: Беседы, чтение, разучивание стихов, песен, рассматривание репродукций картин, художественно - продуктивная деятельность, инсценировки, театрализованная деятельность, праздники, развлечения.
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, готовят традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.
Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: игры (музыкальные и словесные), считалки дразнилки, загадки, пословицы потешки. Участники фольклора впервые знакомятся с народным календарем, народными праздниками и обрядами.
2. Материально- техническое обеспечение:
- специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;
- музыкальные инструменты: бубен, трещотка и.т.д.;
- технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,
- наборы СD - дисков, микрофоны и др.;
- зал для проведения праздников;
- национальные костюмы.
3. Методическое обеспечение:
- дидактический и раздаточный материал;
- пособия по народному творчеству;
- комплект методической и теоретической литературы;
Разработанные сценарии игр и праздников.
Учебно-материальная база
Перечень дидактических материалов
Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н. Антоновой, А.Н. Куликовой.
2. Аудиозапись русских народных песен в исполнении Н. Кадышевой.
3. Диск «Сказки финно-угорских народов».
4.Аудиозапись мордовских песен в ДОУ.
Видеоматериалы сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации специалистов, реализующих программу:
- соответствие должности педагога дополнительного образования, владеющий мордовским языком, имеющий музыкальный слух, знающий традиции и обряды мордовского народа, обладающий высоким уровнем педагогической и профессиональной компетентности, гуманистической направленностью, владение высокими образцами труда (мастерство), поиск нового (новаторство);
- созможность повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: участие в методических объединениях, семинарах, вебинарах, конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации;
- разработка собственных методических пособий и дидактического материала.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, оборудованный, столами, стульями, общим освещением.
Список источников
Для педагога:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., рег № 19644).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.
- Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.
- М.Е. Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск. 1998
- Л.В. Седова. Родники народной мудрости. Саранск. 2007
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2003. – 432 с.
- Власова Г. В. Краеведение в системе дошкольного воспитания / Г. В. Власова // Начальная школа плюс ДО и после. – 2003. – № 5. – С. 5458.
- Деркач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Деркач //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2.С.
- Все о Мордовии / сост. Е. М. Голубчик, В. Д. Еремкин, В. С. Ионова, А. С. Лузгин. – Саранск:
- Мордов. кн. Изд-во, 1997. – 720
- Мы в Мордовии живем: примерные региональные модульные программы дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. / – Саранск: Мордовское кн. Изд-во, 2011. – 104 с.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. О. Е. Лебедева. —2010.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа, Составители:
- Э.Н. Путушкин, Н.В. Каледкина, А.П. Таракина. Саранск, 1978.
- Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
- Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1969.
Интернет - ресурсы:
- http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
- http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
- http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей]
- http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
- http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
- http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
- http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
- www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
- http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
- http://www.mioo.ru [Сайт Московского института открытого образования];
- http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
- http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
- http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
- http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
- http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
- http://easyen.ru [Современный учительский портал];
- http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
- http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- www.mordva.ru
для детей и родителей:
- Кошелева Н. Вирень ефкс. Саранск,1999.
- Люлякина С.М. Тонеть, Мордовия моран. Саранск. 1990.
- Одинокова Т.И. Мордовская музыка в ДОУ. Саранск, 1994.
- Одинокова Т.И. Мордовский детский фольклор в ДОУ,Саранск,1994.
- Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.,
- Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. М.: Современник, 1991.
- Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие.
- Покровский Е.А. Детские игры. СПб., 1994.
- Журнал «Чилисема»
- Журнал «Якстерь тяштеня»
Интернет - ресурсы:
- www.mordva.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей....
Конспект открытого занятия по приобщению любви у детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
"Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой"...
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры...
Консультация для родителей."Мордовский фольклор как средство развития детей" (в рамках проектной деятельности "Традиции и обычаи мордовского народа")
Мордовский фольклор как средство развития детей....
Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...