Программа социализации обучающихся «Мир вокруг тебя».
рабочая программа по литературе (7 класс)
Данная программа предполагает обучение на 2 года, 1 час в неделю, 34 часа в год, всего 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii.docx | 550.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по социализации обучающихся 7-8 класса
по литературе «Мир вокруг тебя» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования; основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Лучесской основной школы им. В.Ф. Михалькова по ФГОС, федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; учебному плану МБОУ Лучесской основной школы им. В.Ф. Михалькова. Программа воспитания и
социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа должна обеспечить:
- усвоение обучающимися нравственных и культурных ценностей;
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для
конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
- приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям;
- формирование у обучающихся способности противостоять негативным
воздействиям социальной среды;
- формирование у обучающихся мотивации к труду;
- осознание обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование готовности к выбору жизненной позиции на основе осознания собственных возможностей.
Цель реализации Программы– социализация обучающихся (усвоение нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию) посредством приобщения к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Задачи
1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.
4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основными идеями программы являются:
1.Идея развития:
- развитие обучающегося, его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
- развитие личности обучающихся.
2. Идея творчества:
- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к
творчеству.
3. Идея сотрудничества:
- совместная деятельность детей и взрослых.
4. Идея толерантности:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
5. Идея социальной активности:
- формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию
социально-значимой деятельности.
Программа «Мир вокруг тебя», построена на личностно-ориентированном,
деятельностном обучении литературе учащихся, а именно на совместной учебно- познавательной, творческой, игровой деятельности.
Ценностные установки и ориентиры программы
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования по литературе (7-8 класс) построена на основе базовых национальных
ценностей российского общества.
Система базовых национальных ценностей:
- Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие
к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость,
равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье,
достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о
продолжении рода;
- Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя
гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и
человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
- Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на
основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
- Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Сроки и этапы реализации программы
Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (13-15 лет).
Данная программа предполагает обучение на 2 года, по 34 часа в год, всего 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. На первом этапе обучения происходит расширение читательской компетенции, коммуникативного взаимодействия, вербального и невербального способов общения, начинает активно формироваться умение обучающихся
в решении практических упражнений различного характера и уровня. На втором этапе
формирования, углубления и развития способностей учащихся происходит создание
условий для развития комплекса компетенций, которые рассматриваются, как
способности человека реализовать свои замыслы в условиях
многофакторного информационного коммуникационного пространства.
Принципы формирования учебных групп
- развивающий и воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее
развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);
- научности содержания и методов учебного процесса;
-систематичности и последовательности;
-связи обучения с практикой;
-доступности обучения;
- максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии
педагога;
- насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;
- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.
Межпредметные связи
- русский язык;
-литература;
- история;
- живопись;
- иностранный язык
- музыка
Принципы отбора содержания образования и организации процесса его освоения обучающимися
Программой предусмотрено изучение основ литературы с позиции этических норм.
Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей, обучающихся,
их культурных и социальных потребностей.
При реализации программы используются следующие методы работы:
- Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
- Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов
и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций,
иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
- Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение
технологических упражнений, игровая деятельность, написание эссе, разработка
презентаций, проектов;
- Метод проблемного изложения, исследовательский;
- Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов
деятельности.
Основными формами организации образовательной деятельности являются
фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется
работа в малых группах.
Виды учебной деятельности
Используются: чтение, пересказ, анализ текста, лекциия, беседа, занятия-консультации,
выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр,
конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание статей, тезисов, рассказов,
писем, сообщение, ролевые игры, турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа
с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование
предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газеты, плаката, защита
рисунков, проектов, создание диафильма, работа с комиксом, развёрнутый письменный
ответ на вопрос, создание вопроса, работа с афоризмом, просмотр фильма, слушание
музыки.
Ожидаемые результаты программы:
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;
- повышение активной жизненной позиции обучающихся;
- осознание обучающимися своих возможностей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к
которым у них есть способности;
- адаптация детей к социуму;
- повышение уровня владения детьми ключевыми общепредметными и социальными
компетенциями.
Способы диагностики (формы контроля)
С целью выявления уровня освоения программы предусмотрено проведение
контрольных занятий: входного контроля для определения степени подготовленности
детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков на начало
обучения в форме собеседования. Используется метод наблюдения. Выходной контроль в
виде письма- послания, эссе, анкеты «Обратная связь». Промежуточный контроль
проводится в форме защиты проекта. Используются различные формы: тестовые задания,
конкурсы, педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные
игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе - виды продуктивной
творческой деятельности как средство оценки уровня результативности работы
обучающихся по программе «Вокруг тебя – мир…».
Содержание программы
№ | Тема | Теория | Практика | Виды учебной деятельности |
7 класс | ||||
1-2 | Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль. | 1 | 1 | Беседа, рассказ, ответ на вопрос, знакомство с комиксом, чтение фрагмента произведения Анри Дюнана «Воспоминание о битве при Сольферино», работа со словом «храм», «лелеять», «картечь», «брань», эссе «Все мы братья!», «Достучаться до сердец». |
3-4 | Общее счастье. Из фольклора. | 1 | 1 | Лекция. Беседа о жанре сказки, рассказ, пересказ, ответ на вопрос, работа с афоризмом, письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Что бы просил у Общего Счастья ты?», «Что ты делаешь, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?» |
5-6 | Вовремя сказать «Нет!» Татьяна Александрова «Светофорчик». | 1 | 1 | Чтение с элементами драматизации, беседа, ответ на вопрос, письмо Светику, представление содержания сказки в виде комикса, интервью |
7-8 | Жить - значит действовать… Андрей Платонов «Неизвестный цветок». | 1 | 1 | Работа со словарем, словом: «сказка- быль», «благоухание», «томиться», «тучная земля», «глодать», «превозмогать», «минувший», «мерцающий». Письменный ответ на вопрос: «Какой была жизнь цветка на пустыре?». Устный ответ на вопрос «Была ли у цветка самая главная цель в жизни?». Ваш диалог с цветком. Обмен мнениями. Иллюстрирование эпизода сказки с выбором фрагмента для подписи к рисунку. Работа с афоризмами и подбор их в качестве выводов к произведению. Рассказ на тему «Корни рода», «История семьи. |
9-12 | О красоте души. Оскард Уальд «Мальчик – звезда». | 1 | 3 | Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «саван», «философ», «обуять», «жернов», «подкидыш», «косец», «помыкать», «свирель», «недужный», «увечный», «прокажённый», «каштан», «стенания», «алебарда», «кольчуга», «тюрбан», «гяур», «мниться», «сторицей», «стократ», «ввергать», «потешаться», «скипетр», «пророчество», «отринуть», «сирый», «преемник», «тиран». Устный ответ на вопрос. Составление кадров диафильма по эпизоду разговора Мальчика-звезды с матерью». Просмотр кадров фильма «Мальчик-звезда» и соотнесение с собственными кадрами |
13-16 | Добро и зло… Лев Николаевич Толстой. Отрывки из романа «Война и мир» | 2 | 2 | Прослушивание фрагментов оперы «Война и мир». Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «эсаул», «кафтан», «припускать», «бурка», «гусар», «мундир», «попона», «галоп», «нагайка», «панталоны», «стремя», «сконфуженный», «стремя», «высокоблагородие», «адъютант», «караулка», «изволок», «сажень», «яровое поле», «озябший», «лощина», «увязить коней», «шельма», «пластун», «староста», «миродёры», «блюсти», «кавалерия», «платье», «мушкетон», «обух», «колушки», «меренина», «чин», «оспа», «ладный», «негожающий», «шпажка», «задавать стречка», «маркитант», «фуга», «фура», «с Георгием в петлице», «чопорный», «ножны», «подпруга», «поводья», «плетень». Работа с афоризмами, соотнесение их с поведением Пети Ростова. Описание переживаний французского барабанщика. Создание текста- описания внешности героев. Работа с афоризмом – выводом. Письмо (президентам воюющих стран, или их внукам, или их родителям), пронизанное мыслями Л.Н. Толстого. |
17-21 | Добро и зло… Фёдор Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле». | 1 | 4 | Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «оправиться», «пристенок», «брага», «на авось», «земский», «окольный», «волость», «лангедок», «прованс», «гренадёр», «егерь», «мушкетёр», «орда», «благовоние», «Андалузия», «алтарь», «схима», «фиал», «кропильница», «кропило», «риза», «отшельник», «прозябение», «поселяне», «сотский», «писарь», «валовый итог». Развёрнутый письменный ответ на вопрос: Как лично ты относишься к поступку вдовы генерала Тучкова?». Презентация-проект «На Бординском поле. По мотивам русских художников» |
22-23 | Что есть совесть?.. Денис Давыдов. Отрывок из дневника «1812 год». | 1 | 1 | Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Работа с портретом Д. Давыдова. Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «варварство», «натравить», «сих», «предрассудок», «кои», «спесивый», «корпус», «урядник», «надзирать», «квартира», «оный», «теснить», «приверженный». Выбор афоризма и соотнесение с ответом на вопросы: «Для кого из участников спора «орущие барабаны» заглушают голос нравственного закона? У кого есть «нравственный компас» - совесть? Обоснование мнения. Минисочинение- рассуждение о том, какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену? |
24-26 | Не падать духом. Александр Куприн «Чудесный доктор». | 1 | 2 | Рассказ, пересказ, анализ текста. Работа со словарём и словом: «дюжий», «предания», «плачевно», «пустые щи», «полозья», «залог», «поденная работа», «риза», «сюртук», «трактир», «ярлык», «сочельник», «слыть». Развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли помочь семье Мерцаловых?». Работа с композицией рассказа. Знакомство с ответами сверстников. Рассуждениедискуссия на тему «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». И. Гёте). Сочинение на тему: «В какие чудеса следует верить людям?» или «Надо ли жизни следовать совету Пирогова: «… главное- не падайте никогда духом»? |
27-28 | Не предать… Евгений Носов «Трудный хлеб» | 1 | 1 | Анализ текста. Работа со словарём и словом: «палые листья», «сюртук», «кряква», «ситник», «крохаль», «спаниель», «кряква, «ягдташ», «подранок», «давеча», «плотвица», «двустволка». Письмо-отклик на газетную статью с адресатом: хозяин убитой собаки, автор статьи, дети охотника. Дискуссия на тему: «Должна ли быть от собаки хоть какая-то польза?» Составление собственного афоризма |
29-33 | Проект «Ангелы-хранители». Из книги Ю. Хечинова « Ангелыхранители. Страницы истории Отечества». | 2 | 3 | Моделирование ситуаций. Работа с афоризмами. Формулирование одного из главных законов Мира. Чтение текста. Анализ текста. Создание проекта |
34 | Письмо- послание «Вокруг меня мир…». Выходной контроль | 1 | Письмо-эссе. Анкета «Обратная связь». |
8 класс | ||||
1-2 | Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль. | 1 | 1 | Знакомство. Беседа. Конкурс «Мир слова». Анкетирование. |
3-4 | Тогда и теперь. Миф «Пять веков» | 1 | 1 | Лекция «О мифах». Чтение, пересказ, анализ текста. Ответ на вопросы, работа с эпитетами, характеризующими «век». Работа со словарём и словом: «блаженный», «тучный», «сумрачный», «обильный», «кара». Составление собственного мифа, описывающего настоящий «век». |
5-6 | Тогда и теперь. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе». | 1 | 1 | Лекция «Р. Киплинг». Пересказ текста. Работа с часто повторяющим словом «дикий». Работа со словом «договор». Соотнесение поведения кошки и человека. Дискуссия на тему: «Быть самим по себе - это хорошо?». Соотнесение литературной и народной сказки. Сравнение сказки с мифом Гесиода. Рассуждение на тему: «Зачем людям нужны правила?» Письменный ответ на вопрос: «Может ли моя жизнь организована по принципу: «Я сам по себе?» |
7-8 | Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? Вальтер Скотт «Айвенго» (глава 11). | 1 | 1 | Лекция «Об авторе Айвенго». Доклад о произведении. Доклад об эпохе, описываемой в произведении. Работа по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом: «саксы», «норманны», «Ричард Львиное сердце», «рожок», «упор», «фут» «шишак», «ревностный», «палица», «секира», «паж», «изваяние», «жезл», «увалень». Ответ на вопрос: «Каким вы можете себе представить рыцарский турнир сегодня?» |
9 | Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? А. Дюма «Три мушкетёра» (глава 5) | 1 | Лекция «А. Дюма». Доклад о произведении. Доклад «О дуэли». Анализ стихотворения. Работа по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом: «дуэль», «авион». Рассуждение на тему «Разрушительные последствия войны». | |
10-11 | Право безоружного. Дж. Ф. Купер «Последний из могикан» (отрывок из романа). | 1 | 1 | Лекция «Дж. Ф. Купер». Чтение и анализ отрывка произведения. Работа со словарём и со словом: «гуроны, лепаны, делавары». Работа по вопросам. |
12-14 | Право безоружного. Константин Воробьёв «Немец в валенках» | 1 | 2 | Чтение пересказ и анализ произведения. Работа со словарём и со словом: «штрафники», «битва под Москвой», «конвоиры», «барак», «френч», «эрзац», «исступленный», «суетно», «праведно». Доклад о Женевской конвенции 1949г. Работа по вопросам. Анализ высказываний А. Суворова «Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать». Сочинение «Всякий ли пленный вызывает сострадание?» |
15-16 | Возможности человека безграничны. Г.- А. Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке». | 1 | 1 | Беседа. Рассказ о жанре «баллада». Работа со словарём и со словом: «Рейн», «дукат», «таможенник», «коловращение», «гранитные быки», «SOS». Нахождение подтверждение ответам на вопросы в тексте. Работа с описательными художественными средствами. Сочинение-рассуждение «Какого человека можно назвать благородным?» |
17-18 | Возможности человека безграничны. Г. Бочаров. Статья «Что человек может?» | 1 | 1 | Беседа. Рассказ о жанре «статья». Обсуждение основных проблемных вопросов статьи. Работа со словарём и со словом: «Красный Крест», «Красный Полумесяц». Доклад-презентация «Российское обществ Красного Креста». Работа с текстом, оглавление главных частей, составление плана. Рассуждение на тему «Важно, чтобы каждый человек мог рассчитывать на помощь» |
19-20 | Возможности человека безграничны. А.С. Новиков-Прибой «Цусима» (фрагмент из романа). | 1 | 1 | Беседа. Рассказ о жанре «роман». Пересказ. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «броненосец», «киль», «кингстон», «корма», «таран», «шлюпка», «зюйдовый ветер», «спасательный нагрудник», «крейсер», «штурман». Анализ эпизода «Гибель броненосца «Ушаков». Работа с опорными словами. Работа с афоризмами, отражающими основную мысль текста. Работа с картинами Айвазовского И.К. «Чесменский бой» (1848). Сочинение по темам «Право безоружного» и «S.O.S» |
21-22 | Порочный круг. Фрагмент из летописи «Повесть временных лет» «Месть Ольги». | 1 | 1 | Лекция «Древнерусская литература». Рассказ о жанре «летопись». Чтение и обсуждение основных проблем «Что такое месть?», «Имеет ли человек право на месть?». Работа с переводами детской писательницы А.О. Ишимовой и историка С.М. Соловьёва - сравнительный анализ. Работа со словарём и со словом: «древляне», «ладья», «величаться», «тризна». Работа над статьёй «О мести». |
23-24 | Порочный круг. Фрагмент из повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая». | 1 | 1 | Беседа. Рассказ о жанре «повесть». Пересказ фрагмента повести. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «мстительная решимость» и «высшая справедливость»- дискуссия. Письмо- рассуждение «Опасна ли месть во время войны?». |
25-26 | Порочный круг. В. Солоухин «Мститель». | 1 | 1 | Беседа. Рассказ о жанре «рассказ». Пересказ рассказа от лица героя Витька. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «теплинка», «катыш». Работа над композицией (кульминация) и содержанием рассказа. Составление плана по теме «Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? Конкурс иллюстраций по теме «На что похожа месть?» (нарисовать и обозначить одним словом). Подбор ряда однокоренных слов к слову «месть». Сравнительный анализ слов «месть» и «возмездие». Понятие «эстафета мщения». Рассуждение на тему «Месть в нашей жизни». Письменный отзыв на произведение. |
27-28 | Жестокие игры. Л.Н. Толстой «Детство» (глава 19 «Ивины»). | 1 | 1 | Лекция «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого». Чтение и пересказ эпизодов, анализ эпизодов. Рассуждениерассказ о «ролях» в группе мальчиков «лидер, вожак», «преследователи», «жертва». Работа со словом. Игра «Продолжи предложение»: «настоящий лидер – это…». Сочинение по теме «Радость и боль Николеньки» |
29-30 | Жестокие игры. Фрагмент из повести В. Железникова «Чучело». | 1 | 1 | Беседа. Пересказ фрагмента. Просмотр кадров фильма. Работа по вопросам. Рассуждение на тему: «Можно ли допустить унижение достоинства другой личности?», «Что потерял город?» Оценка собственных поступков. |
31-33 | Твой выбор. Е. Носов «Тридцать зёрен». | 1 | 2 | Чтение и пересказ текста. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический». Рассуждение на тему «Человек и природа». Подбор однокоренных слов к слову «человек». Создание собственных вопросов по теме «Человек в ответе за Мир» с представление о том, кому можно задать данные вопросы. Эссе на тему « Я Человек» |
34 | Эссе «Это мой выбор». Выходной контроль. | 1 | Эссе «Это мой выбор» |
Учебно-методические средства обучения
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение, 1987
2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И.
Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.
3. «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю.
Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996
4. «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз,
В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999Винокуров Г.О. Культура
языка. – М., 1989, с.38.
5. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: Дрофа, 2007
6. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я.
Дерягин.– М.: Знание, 1976.
7. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По
произведения русских писателей XVIII-XX вв.- М.: Дрофа, 2007
8. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. /
Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994.
9. Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007
Материально-техническое обеспечение:
1)Технические средства:
компьютер;
проектор;
экран
2) Комплекты:
видеофильмов, аудиокассет;
портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации
3) Программное обеспечение:
операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
текстовый редактор MS Word;
4) Электронные пособия:
Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО
«Дрофа» 2012, ООО «Физикон», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/
Размышления о стихотворении А.С.Пушкина«Если жизнь тебя обманет…»М.В.Чикинучитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"г.Новомосковск Тульской области...
Тебя родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!
В 1991 году был принят конституционный закон РК « О государственной Независимости РК».За ним закрепилось его исключительная собственность на земле и ее недра, воды, воздушное пространство,...
О,РУСЬ,ПОКОЙНЫЙ УГОЛОК,ТЕБЯ ЛЮБЛЮ,ТЕБЕ И ВЕРУЮ
Презентация была создана на конкурс "Моя малая Родина"...
Сценарий концертной программы «Я люблю тебя, Россия!»
Сценарий концертной программы «Я люблю тебя, Россия!»...
Сценарий «Тебе весна моя – тебе моя Победа», посвященный дню открытых дверей
Сценарий«Тебе весна моя – тебе моя Победа»,посвященный дню открытых дверей Место проведения: МОУ «СОШ №93Время проведения: 26.04.2014 г. в 12.00Участники: учителя, у...
Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!
Открытый классный час в 5 классе, посвященный Дню независимости Республики Казахстан...
Программа лагерной смены ЛДП "Синема, синема, от тебя от тебя!"
Программа посвящена тематике " Год российского кино". Данная разработка предназначенна для смены в лагере дневного пребывания....