Программа социализации обучающихся «Мир вокруг тебя».
рабочая программа по литературе (7 класс)

Бодунова Марина Владимировна

Данная программа предполагает обучение на 2 года, 1 час в неделю, 34 часа в год, всего 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializatsii.docx550.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по социализации обучающихся 7-8 класса

по литературе «Мир вокруг тебя» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования; основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Лучесской основной школы им. В.Ф. Михалькова по ФГОС, федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; учебному плану МБОУ Лучесской основной школы им. В.Ф. Михалькова. Программа воспитания и

социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа должна обеспечить:

- усвоение обучающимися нравственных и культурных ценностей;

- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для

конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;

- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

- приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям;

- формирование у обучающихся способности противостоять негативным

воздействиям социальной среды;

- формирование у обучающихся мотивации к труду;

- осознание обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

-формирование готовности к выбору жизненной позиции на основе осознания собственных возможностей.

 Цель реализации Программы– социализация обучающихся (усвоение нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию) посредством приобщения к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи

 1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной

культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.

 2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,

устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,

представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.

 3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.

 4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основными идеями программы являются:

1.Идея развития:

- развитие обучающегося, его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие личности обучающихся.

2. Идея творчества:

- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к

творчеству.

3. Идея сотрудничества:

- совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности:

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

5. Идея социальной активности:

- формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию

социально-значимой деятельности.

Программа «Мир вокруг тебя», построена на личностно-ориентированном,

деятельностном обучении литературе учащихся, а именно на совместной учебно- познавательной, творческой, игровой деятельности.

Ценностные установки и ориентиры программы

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего

образования по литературе (7-8 класс) построена на основе базовых национальных

ценностей российского общества.

Система базовых национальных ценностей:

- Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

- Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие

к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость,

равноправие, милосердие, честь, достоинство;

- Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское

общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и

вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

- Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье,

достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о

продолжении рода;

- Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя

гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и

человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

- Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

- Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни

человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на

основе межконфессионального диалога;

- Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

- Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов,

прогресс человечества, международное сотрудничество.

Сроки и этапы реализации программы

Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (13-15 лет).

Данная программа предполагает обучение на 2 года, по 34 часа в год, всего 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. На первом этапе обучения происходит расширение читательской компетенции, коммуникативного взаимодействия, вербального и невербального способов общения, начинает активно формироваться умение обучающихся

в решении практических упражнений различного характера и уровня. На втором этапе

формирования, углубления и развития способностей учащихся происходит создание

условий для развития комплекса компетенций, которые рассматриваются, как

способности человека реализовать свои замыслы в условиях

многофакторного информационного коммуникационного пространства.

Принципы формирования учебных групп

- развивающий и воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее

развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);

- научности содержания и методов учебного процесса;

-систематичности и последовательности;

-связи обучения с практикой;

-доступности обучения;

- максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

личности;

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии

педагога;

- насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;

- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.

 Межпредметные связи

- русский язык;

-литература;

- история;

- живопись;

- иностранный язык

- музыка

Принципы отбора содержания образования и организации процесса его освоения обучающимися

Программой предусмотрено изучение основ литературы с позиции этических норм.

Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей, обучающихся,

их культурных и социальных потребностей.

При реализации программы используются следующие методы работы:

- Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;

- Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов

и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций,

иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;

- Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение

технологических упражнений, игровая деятельность, написание эссе, разработка

презентаций, проектов;

- Метод проблемного изложения, исследовательский;

- Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов

деятельности.

Основными формами организации образовательной деятельности являются

фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется

работа в малых группах.

Виды учебной деятельности

Используются: чтение, пересказ, анализ текста, лекциия, беседа, занятия-консультации,

выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр,

конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,

тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание статей, тезисов, рассказов,

писем, сообщение, ролевые игры, турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа

с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование

предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газеты, плаката, защита

рисунков, проектов, создание диафильма, работа с комиксом, развёрнутый письменный

ответ на вопрос, создание вопроса, работа с афоризмом, просмотр фильма, слушание

музыки.

Ожидаемые результаты программы:

- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;

- повышение активной жизненной позиции обучающихся;

- осознание обучающимися своих возможностей;

- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к

которым у них есть способности;

- адаптация детей к социуму;

- повышение уровня владения детьми ключевыми общепредметными и социальными

компетенциями.

Способы диагностики (формы контроля)

 С целью выявления уровня освоения программы предусмотрено проведение

контрольных занятий: входного контроля для определения степени подготовленности

детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков на начало

обучения в форме собеседования. Используется метод наблюдения. Выходной контроль в

виде письма- послания, эссе, анкеты «Обратная связь». Промежуточный контроль

проводится в форме защиты проекта. Используются различные формы: тестовые задания,

конкурсы, педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные

игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе - виды продуктивной

творческой деятельности как средство оценки уровня результативности работы

обучающихся по программе «Вокруг тебя – мир…».

Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Виды учебной деятельности

7 класс

1-2

Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль.

1

1

Беседа, рассказ, ответ на вопрос, знакомство с

комиксом, чтение фрагмента произведения Анри

Дюнана «Воспоминание о битве при Сольферино»,

работа со словом «храм», «лелеять», «картечь»,

«брань», эссе «Все мы братья!», «Достучаться до

сердец».

3-4

Общее счастье. Из фольклора.

1

1

Лекция. Беседа о жанре сказки, рассказ, пересказ,

ответ на вопрос, работа с афоризмом, письменный

развёрнутый ответ на вопрос: «Что бы просил у Общего

Счастья ты?», «Что ты делаешь, чтобы из вашей семьи

не уходило счастье?»

5-6

Вовремя сказать «Нет!» Татьяна Александрова «Светофорчик».

1

1

Чтение с элементами драматизации, беседа, ответ на

вопрос, письмо Светику, представление содержания

сказки в виде комикса, интервью

7-8

Жить - значит действовать…

Андрей Платонов «Неизвестный

цветок».

1

1

Работа со словарем, словом: «сказка- быль»,

«благоухание», «томиться», «тучная земля», «глодать»,

«превозмогать», «минувший», «мерцающий».

Письменный ответ на вопрос: «Какой была жизнь

цветка на пустыре?». Устный ответ на вопрос «Была ли у

цветка самая главная цель в жизни?». Ваш диалог с

цветком. Обмен мнениями. Иллюстрирование эпизода

сказки с выбором фрагмента для подписи к рисунку.

Работа с афоризмами и подбор их в качестве выводов к

произведению. Рассказ на тему «Корни рода»,

«История семьи.

9-12

О красоте души.

Оскард Уальд «Мальчик –

звезда».

1

3

Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со

словарём, словом: «саван», «философ», «обуять»,

«жернов», «подкидыш», «косец», «помыкать»,

«свирель», «недужный», «увечный», «прокажённый»,

«каштан», «стенания», «алебарда», «кольчуга»,

«тюрбан», «гяур», «мниться», «сторицей», «стократ»,

«ввергать», «потешаться», «скипетр», «пророчество»,

«отринуть», «сирый», «преемник», «тиран». Устный

ответ на вопрос. Составление кадров диафильма по

эпизоду разговора Мальчика-звезды с матерью».

Просмотр кадров фильма «Мальчик-звезда» и

соотнесение с собственными кадрами

13-16

Добро и зло…

Лев Николаевич Толстой.

Отрывки из романа «Война и

мир»

2

2

Прослушивание фрагментов оперы «Война и мир».

Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со

словарём, словом: «эсаул», «кафтан», «припускать»,

«бурка», «гусар», «мундир», «попона», «галоп»,

«нагайка», «панталоны», «стремя», «сконфуженный»,

«стремя», «высокоблагородие», «адъютант»,

«караулка», «изволок», «сажень», «яровое поле»,

«озябший», «лощина», «увязить коней», «шельма»,

«пластун», «староста», «миродёры», «блюсти»,

«кавалерия», «платье», «мушкетон», «обух»,

«колушки», «меренина», «чин», «оспа», «ладный»,

«негожающий», «шпажка», «задавать стречка»,

«маркитант», «фуга», «фура», «с Георгием в петлице»,

«чопорный», «ножны», «подпруга», «поводья»,

«плетень». Работа с афоризмами, соотнесение их с

поведением Пети Ростова. Описание переживаний

французского барабанщика. Создание текста- описания

внешности героев. Работа с афоризмом – выводом.

Письмо (президентам воюющих стран, или их внукам,

или их родителям), пронизанное мыслями Л.Н.

Толстого.

17-21

Добро и зло…

Фёдор Глинка «Последнее

уничтожение на Бородинском

поле».

1

4

Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С.

Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа.

Работа со словарём, словом: «оправиться»,

«пристенок», «брага», «на авось», «земский»,

«окольный», «волость», «лангедок», «прованс»,

«гренадёр», «егерь», «мушкетёр», «орда»,

«благовоние», «Андалузия», «алтарь», «схима»,

«фиал», «кропильница», «кропило», «риза»,

«отшельник», «прозябение», «поселяне», «сотский»,

«писарь», «валовый итог». Развёрнутый письменный

ответ на вопрос: Как лично ты относишься к поступку

вдовы генерала Тучкова?».

Презентация-проект «На Бординском поле. По мотивам

русских художников»

22-23

Что есть совесть?..

Денис Давыдов. Отрывок из

дневника «1812 год».

1

1

Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С.

Бондарчук). Работа с портретом Д. Давыдова. Просмотр

кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук).

Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со

словарём, словом: «варварство», «натравить», «сих»,

«предрассудок», «кои», «спесивый», «корпус»,

«урядник», «надзирать», «квартира», «оный»,

«теснить», «приверженный». Выбор афоризма и

соотнесение с ответом на вопросы: «Для кого из

участников спора «орущие барабаны» заглушают голос

нравственного закона? У кого есть «нравственный

компас» - совесть? Обоснование мнения. Минисочинение- рассуждение о том, какими правами

должны обладать люди, оказавшиеся в плену?

24-26

Не падать духом.

Александр Куприн «Чудесный

доктор».

1

2

Рассказ, пересказ, анализ текста. Работа со словарём и

словом: «дюжий», «предания», «плачевно», «пустые

щи», «полозья», «залог», «поденная работа», «риза»,

«сюртук», «трактир», «ярлык», «сочельник», «слыть».

Развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли помочь семье

Мерцаловых?». Работа с композицией рассказа.

Знакомство с ответами сверстников. Рассуждениедискуссия на тему «Во всех случаях лучше надеяться,

чем отчаиваться». И. Гёте). Сочинение на тему: «В какие

чудеса следует верить людям?» или «Надо ли жизни

следовать совету Пирогова: «… главное- не падайте

никогда духом»?

27-28

Не предать…

Евгений Носов «Трудный хлеб»

1

1

Анализ текста. Работа со словарём и словом: «палые

листья», «сюртук», «кряква», «ситник», «крохаль»,

«спаниель», «кряква, «ягдташ», «подранок», «давеча»,

«плотвица», «двустволка». Письмо-отклик на газетную

статью с адресатом: хозяин убитой собаки, автор статьи,

дети охотника. Дискуссия на тему: «Должна ли быть от

собаки хоть какая-то польза?» Составление

собственного афоризма

29-33

Проект «Ангелы-хранители». Из

книги Ю. Хечинова « Ангелыхранители. Страницы истории

Отечества».

2

3

Моделирование ситуаций. Работа с афоризмами.

Формулирование одного из главных законов Мира.

Чтение текста. Анализ текста. Создание проекта

34

Письмо- послание «Вокруг меня

мир…». Выходной контроль

1

Письмо-эссе. Анкета «Обратная связь».

8 класс

1-2

Вводное занятие «Вокруг тебя -

Мир…». Входной контроль.

1

1

Знакомство. Беседа. Конкурс «Мир слова».

Анкетирование.

3-4

Тогда и теперь.

Миф «Пять веков»

1

1

Лекция «О мифах». Чтение, пересказ, анализ текста.

Ответ на вопросы, работа с эпитетами,

характеризующими «век». Работа со словарём и

словом: «блаженный», «тучный», «сумрачный»,

«обильный», «кара». Составление собственного мифа,

описывающего настоящий «век».

5-6

Тогда и теперь.

Р. Киплинг «Кошка, гулявшая

сама по себе».

1

1

Лекция «Р. Киплинг». Пересказ текста. Работа с часто

повторяющим словом «дикий». Работа со словом

«договор». Соотнесение поведения кошки и человека.

Дискуссия на тему: «Быть самим по себе - это

хорошо?». Соотнесение литературной и народной

сказки. Сравнение сказки с мифом Гесиода.

Рассуждение на тему: «Зачем людям нужны правила?»

Письменный ответ на вопрос: «Может ли моя жизнь

организована по принципу: «Я сам по себе?»

7-8

Извечный спор: Кто лучше? Кто

сильнее?

Вальтер Скотт «Айвенго» (глава

11).

1

1

Лекция «Об авторе Айвенго». Доклад о произведении.

Доклад об эпохе, описываемой в произведении. Работа

по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом:

«саксы», «норманны», «Ричард Львиное сердце»,

«рожок», «упор», «фут» «шишак», «ревностный»,

«палица», «секира», «паж», «изваяние», «жезл»,

«увалень». Ответ на вопрос: «Каким вы можете себе

представить рыцарский турнир сегодня?»

9

Извечный спор: Кто лучше? Кто

сильнее?

А. Дюма «Три мушкетёра» (глава

5)

1

Лекция «А. Дюма». Доклад о произведении. Доклад «О

дуэли». Анализ стихотворения. Работа по вопросам в

группах. Работа со словарём и со словом: «дуэль»,

«авион». Рассуждение на тему «Разрушительные

последствия войны».

10-11

Право безоружного.

Дж. Ф. Купер «Последний из

могикан» (отрывок из романа).

1

1

Лекция «Дж. Ф. Купер». Чтение и анализ отрывка

произведения. Работа со словарём и со словом:

«гуроны, лепаны, делавары». Работа по вопросам.

12-14

Право безоружного.

Константин Воробьёв «Немец в

валенках»

1

2

Чтение пересказ и анализ произведения. Работа со

словарём и со словом: «штрафники», «битва под

Москвой», «конвоиры», «барак», «френч», «эрзац»,

«исступленный», «суетно», «праведно». Доклад о

Женевской конвенции 1949г. Работа по вопросам.

Анализ высказываний А. Суворова «Воину надлежит

мощь вражескую сокрушать, а не безоружного

поражать». Сочинение «Всякий ли пленный вызывает

сострадание?»

15-16

Возможности человека

безграничны.

Г.- А. Бюргер. Баллада «Песнь о

благородном человеке».

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «баллада». Работа со словарём

и со словом: «Рейн», «дукат», «таможенник»,

«коловращение», «гранитные быки», «SOS».

Нахождение подтверждение ответам на вопросы в

тексте. Работа с описательными художественными

средствами. Сочинение-рассуждение «Какого человека

можно назвать благородным?»

17-18

Возможности человека

безграничны.

Г. Бочаров. Статья «Что человек

может?»

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «статья». Обсуждение

основных проблемных вопросов статьи. Работа со

словарём и со словом: «Красный Крест», «Красный

Полумесяц». Доклад-презентация «Российское обществ

Красного Креста». Работа с текстом, оглавление

главных частей, составление плана. Рассуждение на

тему «Важно, чтобы каждый человек мог рассчитывать

на помощь»

19-20

Возможности человека

безграничны.

А.С. Новиков-Прибой «Цусима»

(фрагмент из романа).

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «роман». Пересказ. Работа по

вопросам. Работа со словарём и со словом:

«броненосец», «киль», «кингстон», «корма», «таран»,

«шлюпка», «зюйдовый ветер», «спасательный

нагрудник», «крейсер», «штурман». Анализ эпизода

«Гибель броненосца «Ушаков». Работа с опорными

словами. Работа с афоризмами, отражающими

основную мысль текста. Работа с картинами

Айвазовского И.К. «Чесменский бой» (1848). Сочинение

по темам «Право безоружного» и «S.O.S»

21-22

Порочный круг.

Фрагмент из летописи «Повесть

временных лет» «Месть Ольги».

1

1

Лекция «Древнерусская литература». Рассказ о жанре

«летопись». Чтение и обсуждение основных проблем

«Что такое месть?», «Имеет ли человек право на

месть?». Работа с переводами детской писательницы

А.О. Ишимовой и историка С.М. Соловьёва -

сравнительный анализ. Работа со словарём и со

словом: «древляне», «ладья», «величаться», «тризна».

Работа над статьёй «О мести».

23-24

Порочный круг.

Фрагмент из повести В.А.

Закруткина «Матерь

человеческая».

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «повесть». Пересказ фрагмента

повести. Работа по вопросам. Работа со словарём и со

словом: «мстительная решимость» и «высшая

справедливость»- дискуссия. Письмо- рассуждение

«Опасна ли месть во время войны?».

25-26

Порочный круг.

В. Солоухин «Мститель».

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «рассказ». Пересказ рассказа

от лица героя Витька. Работа по вопросам. Работа со

словарём и со словом: «теплинка», «катыш». Работа

над композицией (кульминация) и содержанием

рассказа. Составление плана по теме «Какие этапы в

своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»?

Конкурс иллюстраций по теме «На что похожа месть?»

(нарисовать и обозначить одним словом). Подбор ряда

однокоренных слов к слову «месть». Сравнительный

анализ слов «месть» и «возмездие». Понятие «эстафета

мщения». Рассуждение на тему «Месть в нашей

жизни». Письменный отзыв на произведение.

27-28

Жестокие игры.

Л.Н. Толстой «Детство» (глава 19

«Ивины»).

1

1

Лекция «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого». Чтение и

пересказ эпизодов, анализ эпизодов. Рассуждениерассказ о «ролях» в группе мальчиков «лидер, вожак»,

«преследователи», «жертва». Работа со словом. Игра

«Продолжи предложение»: «настоящий лидер – это…».

Сочинение по теме «Радость и боль Николеньки»

29-30

Жестокие игры.

Фрагмент из повести

В. Железникова «Чучело».

1

1

Беседа. Пересказ фрагмента. Просмотр кадров фильма.

Работа по вопросам. Рассуждение на тему: «Можно ли

допустить унижение достоинства другой личности?»,

«Что потерял город?» Оценка собственных поступков.

31-33

Твой выбор.

Е. Носов «Тридцать зёрен».

1

2

Чтение и пересказ текста. Работа по вопросам. Работа

со словарём и со словом: «гуманный»,

«гуманитарный», «гуманистический». Рассуждение на

тему «Человек и природа». Подбор однокоренных слов

к слову «человек». Создание собственных вопросов по

теме «Человек в ответе за Мир» с представление о том,

кому можно задать данные вопросы. Эссе на тему « Я Человек»

34

Эссе «Это мой выбор». Выходной

контроль.

1

Эссе «Это мой выбор»

Учебно-методические средства обучения

1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение, 1987

2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И.

Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.

3. «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю.

Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996

4. «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз,

В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999Винокуров Г.О. Культура

языка. – М., 1989, с.38.

5. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: Дрофа, 2007

6. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я.

Дерягин.– М.: Знание, 1976.

7. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По

произведения русских писателей XVIII-XX вв.- М.: Дрофа, 2007

8. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. /

Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994.

9. Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007

Материально-техническое обеспечение:

1)Технические средства:

компьютер;

проектор;

экран

2) Комплекты:

видеофильмов, аудиокассет;

портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;

программные иллюстрации

3) Программное обеспечение:

операционная система Windows 98/Me (2000/XP);

текстовый редактор MS Word;

4) Электронные пособия:

Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО

«Дрофа» 2012, ООО «Физикон», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/

Размышления о стихотворении А.С.Пушкина«Если жизнь тебя обманет…»М.В.Чикинучитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"г.Новомосковск Тульской области...

Тебя родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!

В 1991  году был принят конституционный закон РК « О государственной Независимости РК».За ним закрепилось его исключительная собственность на земле и ее недра, воды, воздушное пространство,...

О,РУСЬ,ПОКОЙНЫЙ УГОЛОК, ТЕБЯ ЛЮБЛЮ,ТЕБЕ И ВЕРУЮ

Презентация была создана на конкурс  "Моя малая Родина"...

Сценарий концертной программы «Я люблю тебя, Россия!»

Сценарий концертной программы  «Я люблю тебя, Россия!»...

Сценарий «Тебе весна моя – тебе моя Победа», посвященный дню открытых дверей

Сценарий«Тебе весна моя – тебе моя Победа»,посвященный  дню  открытых дверей Место проведения: МОУ «СОШ №93Время проведения: 26.04.2014 г. в 12.00Участники:  учителя, у...

Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!

Открытый классный час в 5 классе, посвященный Дню независимости Республики Казахстан...

Программа лагерной смены ЛДП "Синема, синема, от тебя от тебя!"

Программа посвящена тематике " Год российского кино". Данная разработка предназначенна для  смены в лагере дневного пребывания....