(для учащихся 5-9 классов) Руководитель Данилова Л. Е. Пояснительная записка «Серебряное пёрышко»- литературный кружок, который объединил учащихся 5-9 классов МОУ СОШ № 2 КГО Челябинской области. Основная цель объединения - выявление, изучение и развитие творческих способностей детей. Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. К сожалению, молодого читателя сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, часто отталкивает. И чтобы вышел из школы читатель, который непременно постарается понять и разобраться в этом сложном поэтическом мире, и нужен кружок. Кружок «Серебряное пёрышко» дает возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа по литературе. Приобретая практические навыки (сочиняя стихи, литературные произведения), дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют свои личностные качества. Занятия кружка «Серебряное пёрышко» ориентированы на учащихся 5-9 классов в количестве 4-10 человек, проводятся 1 раз в неделю. Всего запланировано 34 часа в год. «Место жительства» кружка - школьный кабинет русского языка и литературы №8. На занятиях кружка учащиеся должны научиться показывать свою авторскую позицию, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Члены кружка должны стать активными участниками общешкольных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в школьных и городских конкурсах чтецов, предоставить творческие работы на городской конкурс «Серебряное пёрышко» и поучаствовать в нём. Цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны, края и мира, в постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами. Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу. В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения собственного сочинения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой. Цели программы - Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться создавать собственные произведения заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.
- Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.
- Учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
- Обучить учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.
- Развить у детей чувства прекрасного; умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.
- Обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.
- Привить чувство любви к родной природе через осмысление поэтической строки.
- Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-9 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение и т. д.)
- Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом.
10. Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их. Задачи программы В рамках школьного поэтического кружка хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие. Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь: · целостный анализ поэтического произведения · умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте · постижение поэтической идеи · знакомство с различными аспектами поэтического мастерства Вообще, то, на что мы сегодня вышли, должно быть обязательным элементом нормально организованной работы школы, потому что дополнительно к урокам у школьников формируется интерес к предмету, расширяются и углубляются знания по предмету: · лучше усваивается программный материал · совершенствуются навыки анализа текста · расширяется лингвистический кругозор · воспитывается языковое чутьё · развиваются творческие способности · повышается языковая культура и т. д. Для реализации воспитательной цели определены следующие задачи: • развитие творческих способностей детей, их литературного дара • помощь в самовыражении каждому кружковцу • стимулирование интереса к духовному богатству России, Урала, мировой культуры • развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств» • приобщение к миру искусства • воспитание эстетического вкуса • формирование исследовательских умений, навыков • формирование навыков общения в разных ситуациях. Умения и навыки учащихся Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования. Ожидаемый результат В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в школьных и городских конкурсах чтецов, в городском конкурсе «Серебряное пёрышко», к подборке и ежегодной публикации стихов собственного сочинения в сборнике «Серебряное пёрышко» для детей-Копейчан. В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают творческие способности, овладевают нормами грамотной устной речи. План работы на 2011 -2012 учебный год Цель: развитие творческих способностей детей, их литературного дара. Задачи: - развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
- формирование навыков общения, стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;
- приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.
Три направления работы: творческое: сочинение стихов; просветительское: выпуск стихов собственного сочинения; массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах, олимпиадах. Тематическое планирование кружка «Серебряное пёрышко» Работа кружка направлена на выработку у учащихся следующих ЗУН: - владение умениями выразительного чтения
- умение видеть в произведении автора, его отношение к поднятой проблеме, читателю
- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения
- умение самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты
- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм
- умение создавать творческие исследовательские работы
Так как работа кружка предполагает и сотворчество учащихся, некоторые занятия целесообразно проводить как индивидуальные.
Учебно-тематический план № разделов и тем | Название разделов и тем | Вид занятий | Количество часов |
|
|
|
|
| Всего | Теория | Практика | 1. | Теория литературы. Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). | Лекции, практическая часть.
| 3 | 2 | 1 | 2. | Детская литература, стихотворения С.Я. Маршака. | Практическая часть. | 1 | 0 | 1 | 3. | Теория литературы. Рифма и её разновидности (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная). Системы рифмовки. | Лекции, практическая часть.
| 4 | 3 | 1 | 4.
| Пейзажная осенняя лирика, ее художественные особенности (на примере текстов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева,
С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, И. А. Бунина). | Практическая часть. | 2 | 0 | 2 | 5. | Теория литературы. Строфа (четверостишия, октавы, терцины, онегинские, балладные, одические, сонеты, лимерики). | Лекции, практическая часть.
| 4 | 3 | 1 | 6. | Творческая лаборатория, посвященная осеннему пейзажу. | Практическая часть, индивидуальная работа. | 1 | 0 | 1 | 7. | Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный стих, смешанный стих, верлибр, белый стих, стихи в прозе). | Лекции, практическая часть.
| 4 | 3 | 1 | 8. | Зима в стихотворениях С. Есенина, А. С. Пушкина, К. Бальмонта. | Практическая часть. | 1 | 0 | 1 |
9.
| Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу. | Практическая часть, индивидуальная работа. | 1 | 0 | 1 | 10.
| Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи, тавтология, синонимы, плеоназмы, параллелизмы, чистота речи, архаизмы, неологизмы, варваризмы, провинциализмы, слова на- родные). | Лекции, практическая часть.
| 6 | 5 | 1 | 11. | Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам «Мне холодно. Прозрачная весна…», С. Есенин «Сыплет черемуха снегом», Н. Клюев «Оттепель – баба – хозяйка». | Практическая часть. | 1 | 0 | 1 | 12.
| Творческая лаборатория, посвященная весеннему пейзажу. | Практическая часть, индивидуальная работа. | 1 | 0 | 1 | 13. | Теория литературы. Изобразительность речи. Эпитеты. Сравнения. Тропы (метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония). Фигуры (обращение, повторение, градация, антитеза, умолчание, восклицание). | Лекции.
| 4 | 4 | 0 | 14. | Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов «Вечер после дождя», А.Кольцов «Цветок», М.Цветаева «Бузина», С.Есенин «Задымился вечер, дремлет кот на брусьях», Н.Клюев «Дремны плески вечернего звона…»). Словесное рисование. Летний пейзаж | Практическая часть, индивидуальная работа. | 1 | 0 | 1 |
Почасовое планирование - Теория литературы. Метры, стопы и размеры стиха. Ямб. Хорей.
- Теория литературы. Метры, стопы и размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест.
- Практикум. Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам. Чтение уже написанных текстов.
- Заседание поэтического кружка, посвященное детской литературе и творчеству С. Я. Маршака.
- Теория литературы. Рифма и её разновидности (мужская, женская, дактилическая).
- Теория литературы. Рифма и её разновидности (гипердактилическая, точная и неточная).
- Теория литературы. Системы рифмовки.
- Практикум. Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам. Чтение уже написанных текстов.
9-10. Пейзажная осенняя лирика, ее художественные особенности (на примере текстов А.С.Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Блока, А Ахматовой, И. А. Бунина). 11. Творческая лаборатория, посвященная осеннему пейзажу. 12. Теория литературы. Строфа (четверостишия, октавы). 13. Теория литературы. Строфа (терцины, онегинские, балладные). 14. Теория литературы. Строфа (одические, сонеты, лимерики). 15. Практикум. Написание собственных произведений, обсуждение написанных текстов. 16. Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный стих). 17. Теория литературы. Разновидности стихотворений (смешанный стих, верлибр). 18. Теория литературы. Разновидности стихотворений (белый стих, стихи в прозе). 19. Практикум. Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам. Чтение уже написанных текстов. 20. Зима в стихотворениях С.Есенина, А.С.Пушкина, К. Бальмонта. Поэтический анализ стихов. 21. Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу. Написание собственных произведений. 22. Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи). 23. Теория литературы. Требования к слогу писателя (тавтология, синонимы, плеоназмы). 24. Теория литературы. Требования к слогу писателя (параллелизмы, чистота речи). 25. Теория литературы. Требования к слогу писателя (архаизмы, неологизмы, варваризмы). 26. Теория литературы. Требования к слогу писателя (провинциализмы, слова народные). 27. Практикум. Написание собственных произведений. 28. Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам «Мне холодно. Прозрачная весна…», С.Есенин «Сыплет черемуха снегом», Н.Клюев «Оттепель – баба – хозяйка». 29. Творческая лаборатория, посвященная весеннему пейзажу. 30. Теория литературы. Изобразительность речи. Эпитеты. Сравнения. 31-32. Теория литературы. Тропы (метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония). 33. Теория литературы. Фигуры (обращение, повторение, градация, антитеза, умолчание, восклицание). 34. Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов «Вечер после дождя», А.Кольцов «Цветок», М.Цветаева «Бузина», С.Есенин «Задымился вечер, дремлет кот на брусьях», Н.Клюев «Дремны плески вечернего звона…»). Словесное рисование. Летний пейзаж. Список литературы для учителя 1. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985г. 2. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе М. «Просвещение» 1985г. 3. М.М. Гиршмон «Анализ поэтических произведений АСП, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, М. «Высшая школа 1981 г.» 4. Н. Гордеев, В. Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину». 5. А. И. Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1981 г. 6. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г. Список литературы для учащихся 1. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Кольцова, О. Мандельштама, С. Есенина, М. Цветаевой, Н. Клюева, К. Бальмонта, С. Клычкова, Л. Толстого, В. Астафьева, М. Пришвина. 2. В.Г. Белинский «Сочинения А. С. Пушкина». М. «Советская Россия» 1984г. 3. Толковый словарь. 4. Краткий словарь литературоведческих терминов. «Массовая работа» 1. Массовые мероприятия учебного характера (выпуск газет, участие в конкурсах, концертах). 2. Мероприятия воспитательного характера (чтение стихов клубные дни, участие в предметной неделе). 3. Работа с родителями учащихся (дни открытых дверей). «Личный творческий план» Работа кружка отражает деятельность по повышению собственной профессиональной педагогической квалификации, так как работаю над темой «Личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и уроки русского языка и литературы». Считаю, что целью современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Это дает возможность развивать индивидуальные способности ученика, формировать всесторонне развитую личность, приобретать умения и навыки, основанные на сотрудничестве учителя и ученика, взаимопонимании; развитие творческих ЗУН, предполагающих интеграцию предметов (литература, русский язык, история, музыка, живопись). Приложение к занятиям Занятия 9-10 Пейзажная осенняя лирика, её художественные особенности. "Настала осень золотая" Цель: - показать красоту и разнообразие природы через поэзию.
Задачи: - познакомить с произведениями А.С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, И. А. Бунина, посвященными осени;
- совершенствовать у учащихся умение читать и воспринимать пейзажную лирику;
- обучить подбору рифмы;
- обучить работе со словарем;
- научить сопоставлять различные произведения.
- развить творческие способности учащихся;
- развить чувство языка;
- воспитать любовь к родной природе;
- воспитать любовь к поэтическому слову.
I. Проверка домашнего задания. На прошлом поэтическом заседании мы работали с текстами С.Я. Маршака и писали четверостишья, посвященные братьям нашим меньшим. Мы договорились доработать написанное дома, а теперь хотелось бы послушать ваши тексты.
- Чтение работ детей. II. Сегодняшняя же встреча посвящена осени, замечательному времени года. Давайте посмотрим, какое определение дает словарь С.И.Ожегова слову «осень». Осень - время года, следующее за летом. Скудные строчки, несущие лишь конкретную информацию, не отражающие отношение говорящего к предмету разговора. III. Давайте же обратимся к поэтическим текстам и посмотрим, какой предстанет осень в стихах. 1. А.С. Пушкин Осень (отрывок) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прекрасная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. 2. Ф.И. Тютчев *** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... (22 августа 1857 г. По дороге из Овстюга в Москву) 3. С. Есенин Осень Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень - рыжая кобыла - чаще гриву Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник - ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным. И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. 4. А. Блок *** Золотистою долиной Ты уходишь, нем и дик. Тает в небе журавлиный Удаляющийся крик. Замер, кажется, в зените Грустный голос, долгий звук. Бесконечно тянет нити Торжествующий паук. Сквозь прозрачные волокна Солнце, света не тая, Праздно бьет в слепые окна Опустелого жилья. За нарядные одежды Осень солнцу отдала Улетевшие надежды Вдохновенного тепла. (29 августа 1902г.) 5. А. Ахматова *** Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни? Изумрудного стала вода замутненных каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней. Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник, И весенняя осень так жадно ласкалась к нему, Что казалось - сейчас забелеет прозрачный подснежник... Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему. 6. И.А. Бунин *** Таинственно шумит лесная тишина, Незримо по лесам поет и бродит осень... Темнеет день за днем, - и вот опять слышна Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен. «Пусть по ветру летит и кружится листва, Пусть заметет она печальный след былого! Надежда, грусть, любовь - вы, старые слова, Как блеклая листва, не расцветете снова!» Угрюмо бор гудит, несутся листья в даль... Но в шумном ропоте и песне безнадежной Я слышу жалобу: в ней тихая печаль, Укор былой весне, и ласковый, и нежный. (1898 г.) После прочтения каждого стихотворения проводится беседа по следующему примерному плану: 1. Какое настроение навевает это стихотворение? 2. Какая осень в описании данного поэта? В чем это выражается? 3. Все ли слова понятны? На доске записывается ряд «определений» осени (сравнения, эпитеты,...) Делаем вывод, что осень у каждого поэта своя. Зачастую поэты через описание природы передают свое душевное состояние. Надо сказать, поэзия не может говорить о чем бы то ни было, не соотнося это с человеком. Любое описание предмета или пейзажа так или иначе будут говорить о поэте. IV. Поэзии близка музыка. Послушайте, как выразил свои чувства, показал свое понимание и восприятие осени Вивальди. Звучит фрагмент «Времен года».
V. Ребят старшей возрастной группы я просила пофантазировать на тему осени, принести стихи, пейзажные зарисовки на эту тему. Предлагаю ребятам прочитать свои стихи, миниатюры, объяснить свое видение осени.
VI. И, конечно же, мне бы очень хотелось, чтобы вы прямо сейчас попробовали что-нибудь написать. Я предлагаю вам форму терцена (трехстишья) с опорой на глаголы прошедшего времени.
Например: Осень. Листья пожелтели, Птички улетели, Копеек всего восемь. Осень! Ребята пишут, читают получившиеся стихи. Звучит фрагмент из «Времен года» Чайковского. Занятие 4 Заседание поэтического кружка, посвященное детской литературе и творчеству С. Я. Маршака. Цель: - привлечь учащихся к работе поэтического кружка, показав возможность развития речи, сотворчества, творчества.
Задачи: - познакомить с жизнью и творчеством С.Я.;
- развить чувство языка, показав красоту поэтического слова ;
- развить творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову;
- воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
I. Поэтическая речь необычна. Даже в Библии дано объяснение ее возникновения: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин., 1:14). Действительно, к стихотворной речи приближены хорошо всем известные христианские мотивы. Стихотворную речь мы слышим с колыбели, засыпая под песни мамы, слушая сказки А.С. Пушкина, загадки и прибаутки.
II. Сегодня мы с вами познакомимся с детскими стихотворениями, а, может быть, вспомним то, что с детства до боли знакомо.
Итак, Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964). Это крупнейший поэт, драматург, переводчик, создатель большой поэзии для маленьких. Вот об этом сегодня и хочется поговорить поподробнее. В творчестве Маршака для детей поражает как разнообразие содержание книг, так и разнообразие их литературных жанров. Им написаны веселые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька - Встанька», «Усатый - полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.) и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Веселое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы о подвигах и труде человека («Паспорт», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров».) В произведениях Маршака отражены и волнующие события жизни нашего народа: «Война с Днепром» (о строительстве Днепрогэса ), «Почта военная ( о сражающихся
за Родину), «Быль-небылица» (о дореволюционной жизни). Написал он и юмористические книги: «Человек рассеянный», «Багаж», «Пудель», По мотивам народного творчества созданы им замечательная сказка «Курочка Ряба и десять утят», сказки-пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др. Он перевел много произведений с английского языка: сонеты Шекспира, стихи Бернса, Байрона. Характерной особенностью его творчества является то, что его стихи с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. А это и есть признак настоящего искусства слова! - Как вы думаете, почему этот серьезный человек писал стихи для самых маленьких? (Веселый сюжет, хорошая шутка помогают преподнести материал для воспитания лучших качеств человека). В. Г. Белинский писал: «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый». Сам же Маршак считал, что «не надо делать никаких скидок на детскую литературу. Мы не кормим детей худшими продуктами, чем взрослых. Требование простоты и ценности в детской книжке не должно вести к упрощению мыслей и обеднению чувств». III. Выразительное чтение произведений С. Я. Маршака
1. Усатый - полосатый. 2. Великан. 3. Сказка о глупом мышонке. 4. Детки в клетке. 5. Круглый год (календарь). 6. Про все на свете (Азбука в стихах и картинках). - Какие стихотворения вам больше понравились и почему?
- Какие средства выразительности чаще других использует автор? (эпитеты и сравнения). IV. Сегодня мы с вами попробуем «посадить» своих «деток в клетки», попытаемся написать стихотворения о зверятах, которых мы знаем лучше всего, которые нам ближе.
Я предлагаю вам возможные начала стихотворений. Где ты, серенький мышонок?
(Голосок твой тонок, звонок, Сколько можешь ты пищать, Ребятишкам спать мешать?) Я - котенок - шалунишка.
(Где твоя, дружочек, книжка? Да сгодится и тетрадка: Рвать ее листочки сладко...) Я - рыжий, задорный, веселый щенок.
(К тебе, милый друг, я лечу со всех ног. Я жду тебя преданно у дверей. Дай косточку мне иль конфетку скорей!) Трусливый, серый и косой
(Не хотел дружить с лисой И всего один лишь раз Пробежал он мимо нас.) Рыжехвостая хитрунья -
( Самая большая лгунья. Хвостиком махнет - обман, Что ни слово — все туман).
Серый глупенький волчонок (Часто воет он спросонок. Лишь посмотрит на луну В вое катится ко дну). Предложенные начала строчек учитель при домашней подготовке обыгрывает сам, смотрит, с чем легче справиться детям. Процесс творчества может сопровождаться музыкой Шаинского. Примечание Анализ поэтического текста - Автор, название, дата написания стихотворения.
- Реально биографический и фактический комментарий.
- Жанр (драма, лирика, лироэпика, эпос).
ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение. ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк. - Тема (о чём стихотворение).
- Основная мысль, идея (что хотел автор сказать читателю).
- Смысл названия (название отражает основную тему и идею стихотворения).
- Основные образы.
- Использование изобразительно-выразительных средств языка ( тропы, художественные приёмы, синонимы, омонимы, антонимы).
- Цветовая гамма.
- Особенности построения.
- Стихотворный размер Ямщик ходит, ямб, хорей (двусложные)
Амёба дакает амфибрахий, дактиль, Ан не всякая. анапест (трёхсложные) - Рифма (парная - ААББ, перекрёстная – АБАБ, кольцевая или опоясывающая – АБАБ).
- Интонация, смысловые и ритмические паузы.
- Вывод (моя оценка).
Титульный лист
Название программа поэтического кружка «Серебряное Пёрышко» для учащихся 5-9 классов Фамилия, имя, отчество Данилова Любовь Евгеньевна Должность учитель русского языка и литературы Название учреждения МОУСОШ №2 Копейского городского округа Челябинской обл. Название предмета, класс литература, 5-9 классы Список литературы |