Дельфины-люди моря
творческая работа учащихся (5 класс)
На Земле живёт много живых существ. Самое разумное существо на нашей планете-человек. Но в животном мире есть умные животные-дельфины. И мне хотелость бы выяснить , действительно ли дельфины разумные животные. Это и есть цель моего исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uir_delfiny.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 1.Место обитания………………………………………………………4
1.2. Анатомия и физиология……………………………………………..5
1.3. Поведение дельфинов……………………………………………….6
1.4. Еда дельфинов……………………………………………………….7
1.5. «Язык» дельфинов…………………………………………………...8
1.6. Дельфинотерапия……………………………………………………9-10
1.7. Интересные факты…………………………………………………11-12
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ……………………………13
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………......................14
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…………….....15
Введение
Проблема:
На Земле живёт много живых существ. Самое разумное существо на нашей планете – человек. Он мыслит, трудится, осваивает природу, живёт в коллективе. У человека есть различные науки: искусство, творчество, спорт, религия. У животных этого нет. Но в животном мире есть умные животные, например, обезьяны, слоны, собаки, дельфины. Я посмотрела фильм « « . Меня заинтересовала их жизнь и я решила узнать, можно ли назвать дельфинов нашими братьями по разуму.
Цель исследования: выяснить, действительно ли дельфины разумные животные.
Задачи исследования:
1. Найти и проанализировать информацию о дельфинах.
2. Сравнить, чем похожи и чем отличаются человек и дельфины.
3. Выяснить, есть ли у дельфинов свой язык.
4. Выяснить, можно ли обучить дельфина.
Объект исследования: дельфины.
Гипотеза исследования: если у дельфинов есть свой язык и они легко обучаются, то их можно считать разумными животными.
Методы исследования: анализ информации в литературе и интернете, сравнение, обработка данных, социологический опрос.
Практическая значимость исследования: выступление на научно-практической конференции перед учениками нашей школы с сообщением о дельфинах.
1. Место обитания
Виды семейства дельфиновых (Delphinidae) обитают во всех открытых морях и иногда заходят в устья крупных рек. Представители семейства пресноводных, или речных, дельфинов (Platanistodea) имеют гораздо более ограниченное распространение. Большей частью они населяют внутренние пресные водоёмы, хотя некоторые из них могут проникать в солоноватые эстуарии и даже в прибрежные зоны морей.
- Анатомия и физиология
Рыбообразное тело дельфинов идеально приспособлено для движения в воде и позволяет им очень быстро плавать. Этому также помогает очень эластичная и гладкая кожа, благодаря маслянистым выделениям, облегчающим скольжение в воде. Спинной плавник, если есть, обычно скорее серповидный, чем треугольный; если он не загнут, то очень высокий, как у самца косатки.
У большинства дельфиновых челюсти образуют хорошо развитый рот «клюв». Во рту находится от двух до 272 зубов — рекорд для млекопитающих. Зубы имеют форму остроконечных шипов, идеальную для удержания скользкой добычи.
- Поведение дельфинов
Дельфины — очень отзывчивые животные. Если кто-то из них попадает в беду, то начинает издавать определенные звуки — сигнал бедствия, — услышав который, все остальные находящиеся поблизости дельфины, забывая о собственной безопасности, бросаются на помощь. Одни отгоняют врагов, другие подныривают под раненого товарища и стараются вытолкнуть его на поверхность. Эти животные держатся семьями, где дружно живут несколько поколений дельфинов. Они любят играть возле проходящих кораблей, передвигаются в море стремительно и легко, затрачивая на это минимальные усилия. Дельфины обладают высокоразвитой нервной системой. Некоторые виды дельфинов хорошо уживаются в неволе, где проявляют способности в дрессировке. Дельфины наделены и другими необычными свойствами, которые давно уже привлекают внимание ученых всего мира.
- Что едят дельфины в море
Дельфины едят в основном различные виды рыбы и кальмаров, в зависимости от регионов, где они обитают. Они избирательны в еде, и не едят что попало, отдают предпочтение определенному виду рыбы. Они заглатывают рыбу целиком, так как их челюсти и зубы не предназначены для жевания. Еще дельфины едят моллюсков и ракообразных.
Дельфины обитающие в морях обычно не ныряют глубже 60—70 м, а вот живущие в океане могут нырять за рыбой и на глубины до 250 метров. Рыба которую они едят это: треска, хамса, пикша, барабуля, скумбрия, сельдь, мойва, сардина, сайра, макрель, хек, кефаль и даже летучие рыбы.
Количество съедаемой пищи зависит от ее жирности. Например, у макрели и сельди много жира, в то время как у кальмара жира мало, поэтому дельфинам для восполнения своей энергии, нужно съесть больше кальмаров, чем сельди.
Каждый день дельфин съедает от 10 до 25 кг рыбы, ведь это теплокровные животные, и им нужно постоянно поддерживать достаточно высокую температуру своего тела в холодной воде. Для удержания температуры тела им служит подкожный слой жира, но запасы жира нужно постоянно пополнять, поэтому днем они постоянно охотятся за рыбой.
Где рыба там и дельфины. Плотным полукольцом они быстро окружают рыбную стаю, и ведут ее к берегу. После чего, прижимают рыбу к пляжу, и выталкивают ее на самое мелководье, где и поедают.
- Язык дельфинов
Язык дельфинов можно разделить на 2 группы:
- Язык жестов (язык тела) — различные позы, прыжки, повороты, различные способы плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками.
- Язык звуков (собственно язык) — звуковая сигнализация, выраженная в виде звуковых импульсов и ультразвука. Примерами таких звуков могут быть: щебет, жужжание, визги, скрежет, щёлканье, чмоканье, скрипы, хлопки, писк, рёв, вопли, крики, кваканье, свисты.
Наиболее выразительными являются свисты, которых у дельфинов насчитывается 32 вида. Каждый из них может обозначать определённую фразу (сигналы боли, тревоги, приветствия и призывный клич «ко мне» и т. д.). Учёные исследовали свист дельфинов, применив метод Зипфа, и получили такой же коэффициент наклона, что и у человеческих языков, то есть свист можно признать несущим информацию. В последнее время у дельфинов обнаружено около 180 коммуникационных знаков, которые пытаются систематизировать, составляя словарь общения этих млекопитающих. Предположительно, язык дельфинов является звуко-графическим, и часть передаваемых сигналов являются аналогами эхо-сигналов, получаемых дельфинами от различных предметов.
- Дельфинотерапия
Общение с дельфинами благотворно влияет на здоровье человека. Но далеко не все имеют представление, чем обусловлены лечебные качества такого общения и в чем заключается смысл дельфинотерапии. Дельфинотерапия – комплексное воздействие, оно включает в себя излучаемые морскими животными ультразвуковые волны, нахождение больного в морской воде, двигательную активность… Добавьте к этому сильнейшее психологическое воздействие – и в целом получится целебное воздействие на весь человеческий организм.
Как это происходит? Дельфины – настолько дружелюбные существа, что сами предлагают человеку, находящемуся вместе с ними в бассейне, общение. В результате совместного плавания, игровых действий, обмена невербальной информацией происходит мощное позитивное воздействие, которое не в силах обеспечить даже самые современные лекарства.
Главный элемент дельфинотерапии – ультразвук. Медики знают о его эффекте и используют его в медицине уже примерно сорок лет. Ценность этого метода лечения заключается в том, что ультразвук воздействует не на какие-то отдельные органы, а на клетки организма. Конечно, сегодня воспроизвести ультразвук могут специально изготовленные установки, применяющиеся в лабораторных условиях. Однако доказано: природный, естественный ультразвук имеет вдвое более высокую ценность по сравнению с «механическим», неживым. Именно такой природный ультразвук способны испускать дельфины, и в этом – уникальность этих морских животных. Под воздействием ультразвука «раскрываются» клетки, а значит, полезные вещества проникают внутрь организма быстрее. В результате межклеточный обмен веществ становится более качественным. Жидкость, скопившаяся в тех или иных зонах организма, разгоняется и начинает двигаться быстрее. Кроме того, дельфины, испуская ультразвук, помогают человеку бороться с болевыми ощущениями: производится обезболивающее воздействие. Нельзя недооценивать и психологическое взаимодействие дельфина и человека. Эти животные удивительно умны, добры и общительны. Любой пациент, находясь в воде рядом с дельфинами, не ощущает никакой опасности, наоборот – он чувствует исходящее от дельфинов доброжелательное любопытство. Кроме того, дельфины вызывают чувство защищенности. Если понаблюдать за тем, как дельфины и люди вместе выполняют различные задания, можно сделать вывод: чуткость этих животных поистине удивительна, они всегда готовы помочь человеку и поддержать его. Такое поведение сильных и умных животных помогает разрушить или хотя бы ослабить психические барьеры человека, «развернуть» ошибочные психологические установки. Как лечиться с помощью дельфинотерапии? Очень важно понять: чтобы достичь эффекта, необходимо сделать занятия с дельфинами не эпизодическими, а регулярными. Существуют разработанные курсы определенной длительности, подготовленные на основании специальных терапевтических программ. На каждом занятии человек и дельфин выполняют набор определенных действий, количество и сложность упражнений изменяются от занятия к занятию. Необходимо постоянно усложнять задачу, в противном случае положительной динамики не будет. Для каждого пациента врачи разрабатывают индивидуальный курс, учитывающий особенности его состояния. Дельфин проходит предварительное обучение. За сеансами обязательно наблюдает терапевт, который в случае необходимости вносит изменения и дополнения в программу. Прежде, чем начать курс дельфинотерапии, рекомендуется
обследоваться у невропатолога, психотерапевта и эндокринолога.
- Интересные факты о дельфинах
Можно с уверенностью сказать, что дельфины - самые необычные существа планеты. Об этом гласят 10 интересных фактов о дельфинах.
- Древние греки почитали дельфина в качестве божества и дали ему название «священная рыба». Статуя Аполлона в Дельфах имела образ этого животного.
- Римляне в руки умерших при захоронении вкладывали статуэтки дельфинов. По преданию, они должны были сопроводить человека в загробный мир.
- В пустыне Иордании были найдены статуэтки дельфинов. Удивителен тот факт, что эта страна находится далеко от места обитания животных.
- Дельфины имеют зубы, но не пользуются ими, чтобы жевать, так как их челюсти не обросли мышцами.
- Эти животные понимают человеческую речь, если непосредственно общаются с людьми. Они могут запомнить до шестидесяти слов.
- Если в легких дельфина окажется одна столовая ложка воды, то он погибнет. При этом сухопутный житель, человек, погибает от двух столовых ложек воды.
- Самки дельфинов помогают друг другу произвести на свет потомство. Все остальные сородичи в это время осуществляют охрану.
- Дельфины не различают запахи, но имеют вкусовые рецепторы, поэтому они могут обидеться на подарок в виде перца чили и поблагодарить за конфету.
- Дельфину весом в сто двадцать килограмм необходимо в день съедать тридцать три килограмма рыбы, при этом животные не полнеют и не страдают ожирением.
- Дельфины помогают рыбакам заниматься промыслом. Они сообщают, когда в сетях накапливается много рыбы и ее пора вытаскивать.
Все интересные факты о дельфинах связаны с их уникальными способностями и талантами, а также с «человеческими» особенностями вида.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
Мы вместе с учителем составили сравнительную таблицу, чтобы выяснить, чем похожи и чем отличаются человек и дельфины.
Параметры сравнения | Человек | Дельфины |
Где обитают | На суше | В воде |
Строение тела | Голова, туловище, верхние и нижние конечности (руки, ноги) | Голова, туловище, хвост, плавники |
Способ передвижения | Ходьба, бег, плавание, ползание, лазание, прыжки | Плавание, прыжки из воды |
Головной мозг | Весит около 1500 г | Весит около 2000 г |
Язык | Речь, жесты, мимика | Есть свой язык: язык тела и язык звуков |
Законы жизни | Живёт в коллективе, подчиняется законам | Живут семьями, есть свой уклад жизни |
Обучение потомства | Передаёт опыт новым поколениям | Обучает своих детёнышей |
Воздействие на окружающий мир | Строит, творит, создает, но может и разрушать | Живёт в гармонии с окружающим миром |
Выводы: у дельфинов есть много общего с человеком. Так же, как и у человека, у дельфинов есть собственный язык, свои законы жизни. Они обучают своё потомство. Головной мозг дельфина весит больше, чем у человека. В отличие от человека дельфины не разрушают природу, а живут в гармонии с ней. Они очень дружелюбны и способны лечить людей. Человеку есть чему поучиться у дельфинов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дельфины – необычные существа. Этих животных называют «людьми из моря», потому что они очень умные, а учёные говорят, что мозг у них работает не хуже, чем у людей. У дельфинов есть свой собственный язык. Они легко обучаются. Дельфины не только хорошо запоминают информацию, но и умеют пользоваться ею. Они живут с гармонии с окружающим миром. Наша гипотеза о том, что дельфинов можно считать разумными животными, подтвердилась.
Пусть дельфины и не разумны в такой степени, в какой разумен человек, – это всё же смышлёные создания, понять которых в полной мере людям ещё предстоит. Некоторые учёные считают, что первым животным, которое вступит с человеком в сознательный контакт, будет именно дельфин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас животных. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С. 79,87.
2. Дельфиновые. (Электронный ресурс). - http://ru.wikipedia.org.
3. Дельфины. (Электронный ресурс). – http://more-delfin.com.
4. Малютин О.И. Атлас подводного мира: Науч.-поп. изд. для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 63 с.
5. Правдина И.В. Большая энциклопедия живой природы. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – С.174-175.
6. Это интересно. (Электронный ресурс). - http:// geofocus.ru.
7. Я познаю мир: Животные: Энцикл./ Авт.-сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – С.11-14.
8. Язык дельфинов. (Электронный ресурс). – http://dic.academic.ru.
9. http://www.prelest.com/life/zhenskoe-zdorovie/delfiny-i-delfinoterapiya-polza-i-lechenie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"
Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана.
конспект урока географии в 6 классе (VIII...
Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"
Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...
Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.
Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....
"У моря, Японского моря"
Сценарий выступленияе агитбригады на экологическом фестивале «Моря верные друзья – это мы и вы, и я!», посвященный Всемирному Дню моря (24.09.2020).Ссылка на видео: https://youtu.be/...