Социальный проект в рамках программы духовно-нравственного воспитания школьников "Крепка семья-крепка Россия"
проект
Краткосрочный проект в рамках программы духовно-нравтвенного воспитания школьников, направленный на пропаганду семейных ценностей и традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_krepka_semya-_semya_rossiya.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«КРЕПКА СЕМЬЯ – КРЕПКА РОССИЯ»
Краткосрочный проект, направленный на
сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
- ИДЕЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ. ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Человек может стать человеком только путем воспитания.
Он — то, что делает из него воспитание.
Кант Иммануил
Изменения, происходящие сегодня в новой России, влияют на различные сферы человеческой жизни. Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у детей с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали детей в православной России, то увидим, что все нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Ведь основа духовно-нравственного воспитания закладывается у ребенка с рождения. Испокон веков воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, бабушки и дедушки. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие-люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствуют доверие и уважение между всеми членами семьи.
Воспитание детей молодыми родителями ориентировано на раннее развитие, достижение успехов уже в начальной школе. К детям предъявляются довольно высокие требования, повышается учебная нагрузка, а теплоты и ласки дети получают все меньше. В связи с этим, у детей формируются представления о семье, как об очень требовательном сообществе. Высокообразованные родители обрушают на детей массу воспитательных воздействий, надеясь подготовить ребенка к взрослой жизни наилучшим образом. При этом упуская огромный пласт-воспитание семейных чувств, понимание ценности родственных связей. Именно поэтому существует необходимость формирования у детей начала семейных ценностей. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.
Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются: ценности, на основе которых строятся отношения между членами всей семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)
Анализ работы с родительской общественностью показывает, что семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций постепенно утрачивается высокую значимость в современном мире.
Всё это ведёт к тому, что у дошкольников, младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознает актуальность данной темы и вряд ли знаком сам с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательного-образовательного процесса.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для данной работы. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологом), способными обеспечить ведение эффективной работы по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка, через сохранение и распространение опыта семейных традиций.
Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Актуальность проекта становится очевидна по анализу Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р, где среди основных задач, является задача сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.
Новизна проекта заключается в создании взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством сохранения и передачи семейных традиций и ценностей.
Задачи проекта:
- Создать на базе МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова и реализовать педагогическую систему работы с семьями детей по выявлению и изучению опыта семейного воспитания, через включенность всех членов семьи в деятельность воспитательных событий с родителями «Крепка семья- крепка Россия»
- Воспитать у детей взаимоуважение друг друга, почитание старшего поколения, бережного отношения к культуре и традициям своей семьи (своего народа)
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Место реализации проекта – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова.
Этапы реализации проекта
Этап | Цель | Сроки | Основное содержание деятельности | |
1 этап Проектный | Определение готовности к построению воспитательного пространства и подготовка условий совершенствования воспитательного взаимодействия с родительской общественностью. | май - сентябрь 2019г. |
| |
2 этап Практический | Реализация проекта «Ценности, которым нет цены...» | Сентябрь 2019-май 2020 г. |
| |
3 этап Аналитический | Анализ итогов реализации проекта. | июнь 2015 г. |
|
- ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
В основу реализации проекта заложены воспитательно-образовательные события. Работа строится на принципах добровольности, личной заинтересованности родителей. Родители на личном примере демонстрируют свой жизненный уклад, через включенность в различные виды деятельности. Основные этапы проекта реализуется под целенаправленным педагогическим воздействием по 2 направлениям:
1. Информационный блок. Просвещение родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей в форме консультаций.
2. Организационный блок. Организация досуга семьи через воспитательные события.
Направления реализации проекта
Организационное:
- построение воспитательного пространства;
- подготовка условий совершенствования воспитательно-образовательного воздействия системы воспитания;
- формирование условий, способствующих развитию инициативы и самодеятельности;
- развитие нормативно-методической базы.
Информационное:
- информирование родительской общественности о проекте;
- анализ результативности реализации проекта.
1. Информационный блок «Из уст в уста».
Формирование информационной культуры в вопросах сохранения семейных ценностях, семейного воспитания. Знакомство с важными международными документами: Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р (среди основных задач повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.
2. Организационный блок «Семья славится традициями». Направлен на привлечение учащихся и их родителей к установлению правил, норм поведения, обычаев, традиций т.е. потребность к формированию семейных ценностей через комплекс событий общественно-значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.
Привлечение детей к проявлению сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Привлечение родительской общественности к осмыслению и обсуждению вопросов формирования и поддержания семьи, традиционных семейных ценностей, ценности человеческой жизни, отцовства, материнства и детства, милосердия и помощи нуждающимся, отношений между людьми, ценностной модели восприятия семьи в современном общественном сознании.
Формы работы:
Методы работы:
В работе с детьми используются методы и приемы Ю. Бабанского:
1. Методы организации и осуществления деятельности:
словесные — убеждение, дискуссии, поощрение, отвлечённая тема, внушение, беседа, объяснение, пояснение, вопросы к детям, чтение детям, решение задач по различным жизненным ситуациям и др.;
наглядные – показ наглядных материалов, показ фильмов, и др.;
практические – упражнения, обыгрывание жизненных ситуаций, трудовые задания.
2. Методы стимулирования и мотивации деятельности (социально-поведенческие тренинги (направлены на обучение модели конструктивного поведения), разные виды игр – дидактические, интерактивные (игры на взаимодействие), ролевые, спортивные, подвижные, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, анализ поступков детей и взрослых, анализ детской деятельности, сообщение мотива детской деятельности и др.);
3. Методы контроля и самоконтроля (сравнение, приемы «бессловесного» педагогического воздействия – ненавязчивое назидание, мимика, жесты, личный пример своей деятельности и др.)
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Достижение цели и решение задач проекта «Крепка семья – крепка Россия» обеспечиваются путем реализации системы воспитательных событий на основе взаимодействия с родителями по основным направлениям деятельности. Основные ценностные установки семьи, которые реализуются в проекте:
1. Ценность сохранения традиций веры
2. Ценность любви и добра к родным и близким людям
3. Ценность безопасного образа жизни
4. Ценность передачи и сохранения кулинарных традиций
5. Ценность развития творческого таланта в семье
6. Ценность укрепления здоровья
7. Ценность почитания старшего поколения
Головными исполнителями мероприятий проекта являются: администрация, педагогический коллектив МБОУ Лучесскй ОШ им. В.Ф. Михалькова. Они обеспечивают реализацию запланированных событий, предусмотренных в проекте.
Основные мероприятия программы
Блоки | Мероприятия |
Информационно-правовой «Из уст в уста» |
|
Организационный «Ладушки-ладошки» |
|
- СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Проект относится к социально-педагогическим, затрагивающим интересы большого количества людей и имеет специфику, которая заключается в том, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.
Количественная и качественная оценки связаны с созданием принципиально иной системы обучения и воспитания на основе системного, личностно-деятельностного, ресурсного подхода.
Вся система управления проектом в МБОУ НОШ № 40 будет оцениваться по двум критериям: критерий эффективности процесса управления и критерий действенности (результата) управления проектом (таблица № 1).
Таблица № 1
Показатели критериев оценки эффективности
системы управления воспитательным проектом
Критерии | Показатели |
Эффективность процесса управления |
|
Действенность (результат) управления |
|
7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
7.1. Ожидаемые результаты реализации проекта
Качественные результаты:
- Совершенствование и развитие системы работы с родителями;
- Воспитание нравственности, формирование культуры ценностей в семьях;
- Повышение квалификации классных руководителей по проблемам семьи и семейных ценностей;
- Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;
- Положительная оценка результата проекта родителями (законными представителями) участников проекта.
Количественные результаты:
- 100 % охват участия в проекте семей;
- успешное выступление участников проекта в школьных и городских мероприятиях и конкурсах, спортивных соревнованиях (не менее 80%)
- публичная диссеминация опыта семейного воспитания и наличия семейных традиций (не 50% участников проекта)
7.2. Критерии оценки эффективности проекта:
- количество привлеченных участников в реализации проекта;
- численность тех, для кого реализуется проект;
- разнообразие форм реализации проекта;
- количество собранных материалов по проведенной деятельности.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи. Конечным результатом реализации проекта должны стать сформированные семейные ценности у детей, такие как любовь к родным, кровное родство, здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.
Перспектива распространения проекта:
- Проблема организации работы с родителями актуальна и проект может стать моделью для других школ.
- Информационный центр освещает реализацию проекта в местной прессе.
- Информация о реализации проекта размещается на сайте Учреждения.
- Результаты мониторинга реализации проекта используются в учебно-воспитательной работе.
Мероприятия Проекта предусматривают решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Структурные подразделения школы | Применение | Источник финансирования и материальная база |
Кабинет начальных классов | Общение детей (Комната отдыха, игровая комната, соответствующая требованиям СанПин) | Материальная база Учреждения |
Спортивный | Занятие спортом, состязания | Материальная база |
Спортивная площадка | Проведение игр и мероприятий проекта, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база |
Актовый | Мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Материальная база Учреждения |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей и их родителей | Материальная база Учреждения |
Кабинет информатики | Пользование Интернет ресурсом, мультимедийным комплексом, оргтехникой | Материальная база Учреждения |
Фойе школы | Сборы детей, информационный стенд | Материальная база Учреждения |
Материально-техническое обеспечение
Игровой материал и инвентарь физкультурное оборудование | Мячи, физкультурные коврики, палки гимнастические, обручи, пособия и оборудование по формированию у детей здорового образа жизни, кегли, скакалки и др. |
Оборудование и материалы для художественно-эстетической деятельности | Мольберты, кисти, карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага разного формата и цвета, клей, бросовый материал, предметы искусства, краски, одежда для ряженья, музыкальные инструменты др. |
Пособия и материалы для познавательной деятельности | Логические игры, дидактические игры и пособия по темам «Моя страна», «Я человек», «Культура поведения» и др. |
Технические средства обучения | Интерактивные комплексы, магнитофон, телевизор, компьютер, проектор, принтер |
Оборудования и материалы для игровой деятельности (сюжетно-ролевой, спортивной и др.) |
Кадровое обеспечение
Должность | Ф.И.О. специалиста |
Директор | Исаева Наталья Петровна |
Руководитель проекта | Демидкова Лариса Сергеевна |
Педагог организатор | Барамзина Людмила Юрьевна |
Классные руководители 1-9 классов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Социальный проект как часть системы духовно-нравственного вопитания
Привлечение учащихся к созданию и реализации социальных проектов – один из современных способов решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...