Социальный проект в рамках программы духовно-нравственного воспитания школьников "Крепка семья-крепка Россия"
проект

Демидкова Лариса Сергеевна

Краткосрочный проект в рамках программы духовно-нравтвенного воспитания школьников, направленный на пропаганду семейных ценностей и традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt_krepka_semya-_semya_rossiya.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «КРЕПКА СЕМЬЯ – КРЕПКА РОССИЯ»

Краткосрочный проект, направленный на

сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

  1. ИДЕЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ.  ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Человек может стать человеком только путем воспитания.

Он — то, что делает из него воспитание.

Кант Иммануил

Изменения, происходящие сегодня в новой России, влияют на различные сферы человеческой жизни. Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у детей с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали детей в православной России, то увидим, что все нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Ведь основа духовно-нравственного воспитания закладывается у ребенка с рождения. Испокон веков воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, бабушки и дедушки. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.  Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие-люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, от того, как они  его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствуют доверие и уважение между всеми членами семьи.                        

Воспитание детей молодыми родителями ориентировано на раннее развитие, достижение успехов уже в начальной школе. К детям предъявляются довольно высокие требования, повышается учебная нагрузка, а теплоты и ласки дети получают все меньше. В связи с этим, у детей  формируются представления о семье, как об очень требовательном сообществе. Высокообразованные родители обрушают на детей массу воспитательных воздействий, надеясь подготовить ребенка к взрослой жизни наилучшим образом. При этом упуская  огромный пласт-воспитание семейных чувств, понимание ценности родственных связей. Именно поэтому существует необходимость формирования у детей начала семейных ценностей. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.

Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются: ценности, на основе которых строятся отношения между членами всей семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

Анализ работы с родительской общественностью показывает, что семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций постепенно утрачивается высокую значимость в современном мире.

Всё это ведёт к тому, что у дошкольников, младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознает актуальность данной темы и вряд ли знаком сам с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательного-образовательного процесса.

Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для данной работы. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологом), способными обеспечить ведение эффективной работы по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка, через сохранение и  распространение опыта семейных традиций.

Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Актуальность проекта становится очевидна по анализу Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации от 25.08.2014 №1618-р, где среди основных задач, является задача сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

Новизна проекта заключается в создании  взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта – формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством сохранения и передачи семейных традиций и ценностей.

Задачи проекта:

  1. Создать на базе МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова и реализовать педагогическую систему работы с семьями детей по выявлению и изучению опыта семейного воспитания, через включенность всех членов семьи в деятельность  воспитательных событий  с родителями «Крепка семья- крепка Россия»
  2. Воспитать у детей взаимоуважение друг друга, почитание старшего поколения, бережного отношения к культуре и традициям своей семьи (своего народа)

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Место реализации проекта – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лучесская основная школа им. В.Ф. Михалькова.

Этапы реализации проекта

Этап

Цель

Сроки

Основное содержание деятельности

1 этап

Проектный

Определение    готовности к построению воспитательного пространства и подготовка условий совершенствования воспитательного взаимодействия с родительской общественностью.

май - сентябрь 2019г.

  • Проанализировать образовательные возможности Учреждения.
  • Выявить потребности общественности (анкетирование, опрос)
  • Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

2 этап

Практический

Реализация проекта «Ценности, которым нет цены...»

Сентябрь 2019-май 2020 г.

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы с родителями.
  • Расширять и укреплять связи и отношения Учреждения с родителями.
  • Принимать участие в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях и акциях.
  • Проводить мониторинг реализации проекта.

3 этап

Аналитический

Анализ итогов реализации проекта.

июнь

2015 г.

  • Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
  • Спланировать работу на следующий период.

  1. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА

В основу реализации проекта заложены воспитательно-образовательные события. Работа строится на принципах добровольности, личной заинтересованности родителей. Родители на личном примере демонстрируют свой жизненный уклад, через включенность в различные виды деятельности. Основные этапы проекта реализуется под целенаправленным педагогическим воздействием по 2 направлениям:

1. Информационный блок. Просвещение родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей  в форме консультаций.

2. Организационный блок. Организация досуга семьи через воспитательные события.

Направления реализации проекта

Организационное:

  • построение воспитательного пространства;
  • подготовка условий совершенствования воспитательно-образовательного воздействия системы воспитания;
  • формирование условий, способствующих развитию инициативы и самодеятельности;
  • развитие нормативно-методической базы.

Информационное:

  • информирование родительской общественности о проекте;
  • анализ результативности реализации проекта.

1. Информационный  блок «Из уст в уста».

Формирование информационной культуры в вопросах сохранения семейных ценностях, семейного воспитания. Знакомство с важными международными документами: Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года,  Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р (среди основных задач повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

2. Организационный блок «Семья славится традициями». Направлен на привлечение учащихся и их родителей к установлению правил, норм поведения, обычаев, традиций т.е. потребность к формированию семейных ценностей через комплекс событий общественно-значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.

Привлечение детей к проявлению сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Привлечение родительской общественности к осмыслению и обсуждению вопросов формирования и поддержания семьи, традиционных семейных ценностей, ценности человеческой жизни, отцовства, материнства и детства, милосердия и помощи нуждающимся, отношений между людьми, ценностной модели восприятия семьи в современном общественном сознании.

Формы работы:

Методы работы:

В работе с детьми используются методы и приемы Ю. Бабанского:

1. Методы организации и осуществления деятельности:

словесные — убеждение, дискуссии, поощрение, отвлечённая тема, внушение, беседа, объяснение, пояснение, вопросы к детям, чтение детям, решение задач по различным жизненным ситуациям и др.;

наглядные – показ наглядных материалов, показ фильмов, и др.;

практические – упражнения, обыгрывание жизненных ситуаций, трудовые задания.

2. Методы стимулирования и мотивации деятельности (социально-поведенческие тренинги (направлены на обучение модели конструктивного поведения), разные виды игр – дидактические, интерактивные (игры на взаимодействие), ролевые, спортивные, подвижные, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, анализ поступков детей и взрослых, анализ детской деятельности, сообщение мотива детской деятельности и др.);

3. Методы контроля и самоконтроля (сравнение, приемы «бессловесного» педагогического воздействия – ненавязчивое назидание, мимика, жесты, личный пример своей деятельности и др.)

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Достижение цели и решение задач проекта «Крепка семья – крепка Россия» обеспечиваются путем реализации системы воспитательных событий на основе взаимодействия с родителями по основным направлениям деятельности. Основные ценностные установки семьи, которые реализуются в проекте:

1. Ценность сохранения традиций веры

2. Ценность любви и добра к родным и близким людям

3. Ценность безопасного образа жизни

4. Ценность передачи и сохранения кулинарных традиций

5. Ценность развития  творческого таланта в семье

6. Ценность укрепления здоровья

7. Ценность почитания старшего поколения

Головными исполнителями мероприятий проекта являются: администрация, педагогический коллектив МБОУ Лучесскй ОШ им. В.Ф. Михалькова. Они обеспечивают реализацию запланированных событий, предусмотренных в проекте.

Основные мероприятия программы

Блоки

Мероприятия

Информационно-правовой

«Из уст в уста»

  • Диагностика детей
  • анкетирование, изучение нравственных основ семьи, диагностика «Моя семья»
  • тематические беседы на темы ««Ребенок -главная ценность семьи», «Психологическая культура семьи, «Семейные ценности и семья как ценность»
  • создание с детьми информационных проектов «Я и семья», «Семейные традиции», «Мой дом» и др.

Организационный

«Ладушки-ладошки»

  • Праздник «Ценности, которым нет цены…» старт проекта;
  • День мамы «Целую руки мамочки своей…»;
  • День бабушки «Ладушки-ладошки»;
  • Кулинарный поединок;
  • Вечер «Дружной семьи»;
  • Акция «Лицо Победы»;
  • Вместе с папой «Сильные, смелые, ловки»;
  • Вечер «Дружной семьи»;
  • коллективная развлекательная игра «Дом, в котором мы живем…»
  • Акция «Позаботимся о родителях»
  • коллективная спортивная эстафета «Веселые старты» 
  • Мы за безопасность детей «Самая заметная семья на дороге»,

  1. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Функция в системе управления проектом

Перечень обязательств, необходимых для реализации данной функции

Наименование ответственной организации, группы физических лиц

Общее руководство проектом

Координация разработки и реализации проекта

Зам.директора МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова

Руководитель проекта

Исполнительная

Непосредственная реализация мероприятий проекта

Социальный педагог

Педагоги шклы

Информационная

Мониторинг информационного пространства и материалов, касающихся освещения хода реализации проекта

Зам.директора МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова № 40

Руководитель проекта

Стратегическое планирование

Планирование перспектив развития проектных мероприятий, проекта в целом

Педагогический коллектив коллектив

Проект относится к социально-педагогическим, затрагивающим  интересы большого количества людей и имеет специфику, которая заключается в том, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.

Количественная и качественная оценки связаны с созданием принципиально иной системы обучения и воспитания на основе системного, личностно-деятельностного, ресурсного подхода.

Вся система управления проектом в МБОУ НОШ № 40 будет оцениваться по двум критериям: критерий эффективности процесса управления и критерий действенности (результата) управления проектом (таблица № 1).

Таблица № 1

Показатели критериев оценки эффективности

системы управления воспитательным проектом

Критерии

Показатели

Эффективность процесса управления

  • проводится целесообразная систематическая учеба педагогического коллектива по актуальным проблемам семейного воспитания;
  • рекомендуемые методики используются педагогическим коллективом в практической деятельности;
  • педагоги активно используют форму индивидуальных консультаций;
  • педагоги переведены на рефлексивное управление: самоконтроль, самоанализ, самооценку;
  • основными формами реализации педагогических целей становятся сотрудничество, взаимодействие с родителями;

Действенность (результат) управления

  • у педагогов сформирована потребность к повышению профессионального мастерства, коллектив мотивирован  на творческую деятельность, педагоги восприимчивы к инновациям;
  • управление является системным, так как выходит на все звенья педагогического процесса: педагогов, воспитанников, их родителей, внешнюю среду;
  • повышается компетентность участников проекта, сохраняется здоровье, и эта тенденция носит устойчивый характер.

7. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,

ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

7.1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Качественные результаты:

  • Совершенствование и развитие системы работы с родителями;
  • Воспитание  нравственности, формирование культуры ценностей в семьях;
  • Повышение квалификации классных руководителей по проблемам семьи и семейных ценностей;
  • Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;
  • Положительная оценка результата проекта родителями (законными представителями) участников проекта.

Количественные результаты:

  • 100 % охват участия в проекте семей;
  • успешное выступление участников проекта в школьных и городских мероприятиях и конкурсах, спортивных соревнованиях (не менее 80%)
  • публичная диссеминация опыта семейного воспитания и наличия семейных традиций (не 50% участников проекта)

7.2. Критерии оценки эффективности проекта:

  • количество привлеченных участников в реализации проекта;
  • численность тех, для кого реализуется проект;
  • разнообразие форм реализации проекта;
  • количество собранных  материалов по проведенной  деятельности.

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.  Конечным результатом реализации  проекта должны стать сформированные семейные ценности у детей, такие как любовь к родным, кровное родство, здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Перспектива распространения проекта:

  • Проблема организации работы с родителями актуальна и проект может стать моделью для других школ.
  • Информационный центр освещает реализацию проекта в местной прессе.
  • Информация о реализации проекта размещается на сайте Учреждения.
  • Результаты мониторинга реализации проекта используются в учебно-воспитательной работе.

Мероприятия Проекта предусматривают решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.

                         

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Структурные подразделения школы

Применение

Источник финансирования и материальная база

Кабинет начальных классов

Общение детей

(Комната отдыха, игровая комната, соответствующая требованиям СанПин)

Материальная база Учреждения

Спортивный
зал

Занятие спортом, состязания

Материальная база
Учреждения

Спортивная площадка

Проведение игр и мероприятий проекта, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база
Учреждения

Актовый
зал

Мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база Учреждения

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей и их родителей

Материальная база Учреждения

Кабинет информатики

Пользование Интернет ресурсом, мультимедийным комплексом, оргтехникой

Материальная база Учреждения

Фойе школы

Сборы детей, информационный стенд

Материальная база Учреждения

Материально-техническое обеспечение

Игровой материал и инвентарь физкультурное оборудование

Мячи, физкультурные коврики, палки гимнастические, обручи, пособия и оборудование по формированию у детей здорового образа жизни, кегли, скакалки и др.

Оборудование и материалы для художественно-эстетической деятельности

Мольберты, кисти, карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага разного формата и цвета, клей, бросовый материал, предметы искусства, краски, одежда для ряженья, музыкальные инструменты др.

Пособия и материалы для познавательной деятельности

Логические игры, дидактические игры и пособия по темам «Моя страна», «Я человек», «Культура поведения» и др.

Технические средства обучения

Интерактивные комплексы, магнитофон, телевизор, компьютер, проектор, принтер

Оборудования и материалы для игровой деятельности (сюжетно-ролевой, спортивной и др.)

Кадровое обеспечение

Должность

Ф.И.О. специалиста

Директор

Исаева Наталья Петровна

Руководитель проекта

Демидкова Лариса Сергеевна

Педагог организатор

Барамзина Людмила Юрьевна

Классные руководители 1-9 классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Социальный проект как часть системы духовно-нравственного вопитания

Привлечение учащихся к созданию и реализации социальных проектов – один из современных способов решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...