Историко-краеведческий проект «Родная улица моя»
материал
Историко-краеведческий проект «Родная улица моя» как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_nravstvennyy_podvig_uchitelya.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Историко-краеведческий проект «Родная улица моя» как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Ковтун Н.В., учитель русского языка и литературы
Ковтун В.В., учитель информатики
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4» г. Ачинск
Аннотация: работа посвящена проблеме поиска эффективных средств и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательной школы. Авторы раскрывают возможности организации историко-краеведческой деятельности с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, как средства духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), духовно-нравственные ценности: уважение к людям и результатам их труда, положительное оценочное отношение к своим землякам, родному городу, любовь к Родине.
В числе важнейших задач, стоящих перед современным Российским обществом и требующих безотлагательного решения, находятся вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Потеря человеком, особенно молодым, нравственных ориентиров и ценностей, часто используется различного рода экстремистами, порождает распущенность и эгоизм, нетерпимость и ожесточение, разрушительные для личности и государства. В действующей системе образования само понятие «воспитание» часто подменяется термином «адаптация к социуму», предполагающему более утилитарное значение. Поскольку духовно-нравственные качества: доброта, милосердие, уважение к людям и результатам их труда, ответственность, составляют основу личности человека, важно организовать целенаправленную деятельность по их воспитанию.
В условиях современной общеобразовательной школы, реализующей идеи инклюзивного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с интеллектуальными нарушениями, требуют особого внимания и заботы в плане духовно-нравственного воспитания. В силу специфики заболевания у таких детей снижена критичность мышления, они легко внушаемы и поэтому могут быстро поддаваться негативному влиянию социального окружения.
В этих условиях у педагогов возникает острая потребность в доступных, надежных инструментах – технологиях, методиках, средствах, позволяющих организовать образовательную деятельность с учетом индивидуальных возможностей обучающихся и достигать желаемых результатов по воспитанию у школьников нравственных чувств, ценностей, качеств и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого ребёнка в практическую, социально-направленную деятельность. Реализация задач духовно-нравственного воспитания охватывает все стороны образовательного процесса: урочную, внеурочную и внеучебную деятельность.
Достижение результатов образовательной деятельности обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.
В качестве положительного примера педагогического опыта по организации деятельности детей, направленной на духовно-нравственное воспитание, можно привести межпредметный учебный проект историко-краеведческой направленности «Родная улица моя», разработанный и реализованный в МБОУ «Средняя школа № 4» г. Ачинска (ссылка). Идея проекта возникла при изучении темы «Моя Родина» учебного предмета «Чтение» в пятом классе для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
Микроучасток школы находится в исторической части города и названия рядом расположенных улиц связаны с историческими событиями, знаменитыми людьми, оставившими заметный след в истории. В ходе беседы с обучающимися, выяснилось, что ребята хорошо знают названия улиц, на которых они живут, однако, совершенно не осведомлены о том, в честь какого человека или события была наименована та или иная улица. Кроме того, дети затруднились в обозначении и описании зданий, объектов социального назначения, расположенных на тех улицах, где они проживают, не смогли назвать этажность зданий, материалы из которых они построены, затруднились в выполнении рисунка улицы.
В качестве творческого задания детям было предложено побеседовать с родителями, родственниками, соседями и узнать в честь какого человека или события наименована улица, как она называлась ранее, а также обратить внимание на дома и объекты, расположенные на улице. Для сбора информации были разработаны опорные карточки. Анализ результатов решения обучающимися поставленных задач, позволил сделать следующие выводы: тема проекта «Родная улица моя» оказалась детям близка и интересна, однако, в большинстве случаев из беседы с родителями, родственниками, соседями не удалось узнать историю наименование улицы, а также ее прежние названия. Некоторые ребята обратили внимание на мемориальные доски, установленные на исторических зданиях. Вместе с тем, результаты показали, что значительная часть детей испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за особенностей интеллектуального развития, отсутствия необходимого жизненного опыта, недостаточной заинтересованности родителей в достижении значимых результатов образовательной деятельности их детей.
На следующем этапе проекта в рамках внеурочной деятельности совместно с педагогами были организованы: поиск информации по теме проекта в сети интернет; экскурсия в краеведческий музей им. Д.С. Каргаполова; экскурсия по улицам старого города, с целью изучения исторических зданий и памятных мест.
Обобщение полученных результатов совместной исследовательской деятельности оформлено в формате восьми мультимедийных презентаций, включающих фотографии детей, их семей на фоне улиц, сделанные родителями. Все ученики подготовили рассказы об истории своей улицы. На завершающем этапе проекта ребята выступили с презентациями об улицах города на классных часах в других классах. Отдельные презентации были размещены на сайте школы (ссылка). Презентуя результаты своего труда, дети получили эмоциональное удовлетворение, смогли осознать социальную значимость собственной деятельности, почувствовать уверенность в своих силах. Кроме того, деятельность по проекту смогла расширить кругозор детей, привлечь внимание к изучению родного города, истории его жителей, результатов их труда, а также вовлечь родителей в организацию совместной деятельности с детьми, тем самым способствовала формированию позитивных детско-родительских отношений, укреплению семейных связей и ценностей.
Возникнув в рамках одного учебного предмета, проект постепенно стал межпредметным. Деятельность детей не ограничилась рамками дисциплин, предусмотренных учебным планом для пятого класса. В ходе реализации поставленных задач ребята под руководством учителя информатики смогли познакомиться с простейшими способами поиска информации в сети интернет, научились копировать и сохранять информацию, познакомились с программой создания мультимедийных презентаций PowerPoint и с помощью педагогов смогли подготовить тематические мультимедийные презентации: выбирали фон, цвет шрифта, вставляли изображения и формулировали текст. На уроках изобразительного искусства дети познакомились с изображением герба города Ачинска, придумывали герб для своей улицы. Если на начальном этапе проекта тематические рисунки детей отличались схематизмом изображения улиц, домов, отсутствием привязанности к конкретной местности, то на завершающем этапе рисунки стали более реалистичными, отражающими узнаваемые объекты городской инфраструктуры: парк, памятники, дома. В рисунках дети стали больше внимания уделять деталям: изображая первый этаж дома кирпичным, а второй – деревянным, как в реальности, или изображая на доме мемориальную доску.
В ходе экскурсии по улицам исторического центра города ребята возложили цветы к братской могиле и памятному кресту, установленным в Троицком парке на месте уничтоженного в годы советской власти Православного храма.
Все виды деятельности по проекту были доступны для обучающихся, не вызывали переутомления, поскольку основывались на привычных для детей занятиях: прогулка, беседа, рисование; сопровождались постоянной поддержкой со стороны педагогов. Удовлетворенность от реализации проекта проявилась в желании детей продолжить изучение истории родного города, выступать с сообщениями перед аудиторией. Согласно проведенному опросу, интересы детей разделились. Часть детей хотела бы подробнее узнать о людях, именами которых названы улицы или в честь которых установлены мемориальные доски на зданиях, другие дети, больше заинтересовались историей своей семьи.
Совместная работа в проекте позволила повысить заинтересованность и степень участия родителей в образовательной деятельности детей. Для родителей данной категории обучающихся это особенно важно, поскольку часто они испытывают ложный стыд и тревогу, негативные чувства из-за не успешности своих детей, а по отношению к школе – чувство недоверия. Общая посильная деятельность сплачивает семью, объединяет детей, родителей и школу для совершения добрых дел.
Полученный опыт реализации проекта «Родная улица моя» показывает необходимость дальнейших усилий по поиску согласованного решения проблемы духовно- нравственного воспитания, по составлению комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию личности, формированию у нее нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"
Представлена программа кружка....
Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"
Работа кружка направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,...
Школьный Историко-краеведческий кружо к" Родные истоки".
Этапы кружковой работы....
Планирование историко-краеведческого цикла "Родные истоки"
Календарно-тематическое планирование историко-краеведческого цикла "Родные истоки" для учащихся 7 класса....
Телекоммуникационный проект «По улицам родного города»
Два года (2008-2009 гг.) мы реализовывали телекоммуникационный проект "По улицам родного города" на Омском образовательном портале по адресу: http://www.omsk.edu.ru/ Проект посвящен г. Омску...
Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов» (приложение к программе развития)
Проект направлен на обеспечение реализации программы развития школы...
Презентации к историко-краеведческим газетам "Маршрутами родного края": №1 (2019), №2 (2020)
Цель проекта: посредством подготовки и издания историко-краеведческой газеты пробудитьинтерес у учащихся лицея №4 к познанию истории своей малой Родины, а также к поисково-исследоват...