Рабочая программа математического кружка в 8 классе
рабочая программа (8 класс)
. Актуальность программы состоит в том, что в содержание курса включены вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике. На занятиях данного курса предусмотрено проведение математических соревнований, игр. Они необходимы как для текущего контроля степени усвоения рассмотренного материала, так и для психологической подготовки к будущим олимпиадам и итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematicheskogo_kruzhka_v_8_klasse.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир математики»
научно-технического направления развития личности
обучающихся 8 класса
Составитель:
учитель математики
высшей категории
Т.Е. Горина
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 8-х классов к олимпиадам, конкурсам и итоговой аттестации по математике. Так как наибольших успехов в олимпиадах добиваются дети с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями, повышенной обучаемостью математики, то одним из путей подготовки учащихся к олимпиадам является развитие их математических способностей, мышления, интеллекта. Актуальность программы состоит в том, что в содержание курса включены вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике. На занятиях данного курса предусмотрено проведение математических соревнований, игр. Они необходимы как для текущего контроля степени усвоения рассмотренного материала, так и для психологической подготовки к будущим олимпиадам и итоговой аттестации. Одним из направлений для подготовки к олимпиадам является заочная работа в Всероссийской школе «Авангард». Уровень предлагаемых там задач очень высок, большинство идей в предлагаемых заданиях встречаются в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Внеклассная работа имеет свои особенности. В то время как классные занятия строятся по единым программам, внеклассные - учитывают запросы отдельной группы учащихся и индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности. Эти занятия организуются на строго добровольных началах, проводятся в разнообразных формах и позволяют учащемуся проявлять свой интерес к определённым видам занятий или труда, предусмотренным планом внеклассной работы.
Цель программы
- расширение математического кругозора детей через развитие творческих способностей учащихся
Задачи:
- обеспечить каждого ученика практическими заданиями соответственно его силам и способностям;
- рассматривать на занятиях кружка или теоретические вопросы, не входящие в школьную программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям учащихся, расширяя тем самым их кругозор;
- привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;
- на занятиях кружка подробнее рассказывать о жизни и деятельности отечественных и зарубежных учёных математиков, и, таким образом воспитывать у учащихся чувство интернационализма, национальной гордости и патриотизма;
- вовлекать участников кружка в общественно-полезную работу школы: выпуск математических газет, проведение тематических вечеров, занятия с отстающими, изготовление математических моделей и др.;
- проводить в течение года математические олимпиады, турниры, конкурсы для того, чтоб выявить учащихся, умеющих виртуозно и рационально использовать теоретический материал при решении задач повышенной сложности.
Для занятий математического кружка «Мир математики» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, порешать интересные задачи, познакомить учащихся с историческим развитием математики. Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Эти задания интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 8 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю (каждая пятница с 13.50 ч. до 14.35 ч.) (35 часов в год).
Формы занятий
∙ Беседы.
∙ Игра, как основная форма работы.
∙ Театрализация исторических событий становления математической науки.
∙ Конференция при подведении итогов какой-либо исследовательской работы.
∙ Работа с научно-популярной литературой
∙ Олимпиады, математические праздники, конкурсы решения задач.
∙ Фестиваль исследовательских работ.
- Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.
- Олимпиада как форма подведения итогов исследовательской работы, то есть работы кружка.
Итогом реализации программы являются:
- успешное участие в математических олимпиадах, конкурсах;
- наличие у учащихся навыков решения нестандартных задач, проведения мини-исследования;
- повышения уровня самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом, умения обосновывать свою точку зрения.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ. Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, конференциях, участие в математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание математической газеты и набора геометрических моделей, проектные работы учащихся.
Тематический план внеурочной деятельности | |||||
№ урока | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Формулы сокращённого умножения. Треугольник Паскаля. | 1 | |||
2 | Решение практических задач | 1 | |||
3 | Делимость целых чисел | 1 | |||
4 | Алгоритм Евклида | 1 | |||
5 | Олимпиадные задачи. Математическая карусель. | 1 | |||
6 | Введение в комбинаторику: включения и исключения, объединения и пересечения | 1 | |||
7 | Круги Эйлера, комбинаторные задачи | 1 | |||
8 | Вероятностные задачи | 1 | |||
9 | Задачи для самостоятельного решения | 1 | |||
10 | Логические задачи. Использование схем и таблиц | 1 | |||
11 | Различные способы решения логических задач. | 1 | |||
12 | Решение заданий заочной Всероссийской школы «Авангард», математической игры «Кенгуру» | 1 | |||
13 | Преобразование рациональных выражений | 1 | |||
14 | Самостоятельное решение заданий | 1 | |||
15 | Задачи на составление рациональных уравнений | 1 | |||
16 | Задачи для самостоятельного решения | 1 | |||
17 | Плоские фигуры и их площади | 1 | |||
18 | Геометрическое место точек на плоскости. Рене Декарт. | 1 | |||
19 | Метод математической индукции | 1 | |||
20 | Математическая регата | 1 | |||
21 | Устная олимпиада. Решение заданий | 1 | |||
22 | Олимпиадные задачи по арифметике | 1 | |||
23 | Решение практических задач | 1 | |||
24 | Тестовые (сюжетные) задачи | 1 | |||
25 | Задачи на движение и на работу | 1 | |||
26 | Задачи на проценты | 1 | |||
27 | Графическое представление текстовых задач | 1 | |||
28 | Схематическое представление текстовых задач | 1 | |||
29 | Олимпиадные задачи по геометрии | 1 | |||
30 | Задачи на вычисление площади фигур | 1 | |||
31 | Задачи на применение свойств биссектрисы, высоты и медианы треугольника | 1 | |||
32 | Задачи на подобие треугольников | 1 | |||
33 | Паркеты. Практические задачи. | 1 | |||
34 | Разбор геометрических задач Всероссийской олимпиады школьников | 1 | |||
35 | Презентации учащихся. Подведение итогов | 1 |
Содержание программы
1. Формулы сокращённого умножения. Треугольник Паскаля (2ч).
Теоретические аспекты. Неконструктивное решение задач. Задачи с использованием формул сокращённого умножения, используя треугольник Паскаля. Задачи для самостоятельного решения.
2.Делимость целых чисел (3ч).
Признаки делимости. Остаток от деления. Делимость целых чисел. Алгоритм Евклида.
3. Круги Эйлера, комбинаторные задачи, вероятностные задачи (4ч).
Введение в комбинаторику и вероятность. События, пересечения и объединения. Круги Эйлера. Жизненные задачи.
4.Логические задачи (3ч).
Различные способы решения логических задач. Использование всевозможных таблиц и схем. Решение заданий заочной Всероссийской школы « Авангард», « Кенгуру».
5. Преобразование рациональных выражений и задачи на составление рациональных уравнений (4ч).
Нестандартные уравнения с двумя переменными. Комбинированные уравнения.
Способы преобразования рациональных выражений.
6. Плоские фигуры и их площади (2ч).
Виды фигур на плоскости. Формулы для вычисления площадей плоских фигур. Фигуры на клетчатой бумаге. Решение задач ГИА и ЕГЭ.
7. Метод математической индукции (5ч).
Метод математической индукции. Применение метода в решении практических и олимпиадных задач. Задачи для самостоятельного решения.
8.Тестовые (сюжетные) задачи (4ч).
Задачи на движение и на работу. Задачи на проценты. Провоцирующие задачи.
Графическое и табличное представление текстовых задач.
9.Олимпиадные задачи по геометрии (7ч).
Задачи на вычисление площади фигур. Задачи на применение свойств биссектрисы, высоты, медианы треугольника .Задачи на подобие треугольников. Паркеты. Практические задачи. Решение задач из сборника для подготовки к итоговой аттестации.
Ресурсное обеспечение программы
Для реализации программы кружка необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, классная доска, мел. | -Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет |
Литература
- Е.Г. Коннова. Учебно- методическое пособие «Поступающим в ВУЗ по результатам Олимпиад». Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2008.
- .А.В.Фарков «Готовимся к олимпиадам по математике». Учебно-методическое пособие. Издательство «Экзамен», Москва, 2006.
- «Час занимательной математики». Под редакцией Л.Я. Фальне. – М: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2005.
- А.В.Фарков « Как готовить учащихся к математическим олимпиадам». Издательство «Чистые пруды»,Москва,2006.
- Учебно-методическая газета « Математика »№3,№7 2009, №23 2006,№47 2004, №23 2007.
- Дихтярь М.Б. « Математическая индукция». СарИпКРО,Саратов,2007.
- В.В.Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике».Издательство «Глобус»,Москва,2008.
Планируемые результаты
Личностными результатами в работе кружка «Математическая шкатулка» является формирование следующих умений:
• Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
• Составлять план решения проблемы (задачи) .
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .
• В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .
• Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
• Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
• Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
• Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
• Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
После завершения обучения по данной программе учащиеся должны:
• иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
• уметь применять методику решения типичных задач курса 6-7 классов;
• ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения.
По окончании обучения дети смогут:
• освоить анализ и решение нестандартных задач;
• освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;
• расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;
• освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;
• познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...
Рабочая программа математического кружка (5 класс)
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя...
Рабочая программа математического кружка для 9 класса «Школа точной мысли»
Программа разработана на основе «Программы кружка по математике для учащихся 5 - 6 классов «Школа точной мысли»; Автор: Дронова Е.А– учитель математики МОУ Кытмановская СОШ №1, в соответст...
Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .
Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...
Рабочая программа математического кружка в 6 классе.
Рабочая программа кружка "Математическая карусель" содержит пояснительную записку, тематическое планирование на 38 часов, краткое содержание, список литературы....
Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"
Данный материал полезен для кружковой работы по математике...