Методическая разработка классного часа "Россия, устремленная в будущее"
классный час (6 класс)
В классном часе представлен обобщенный опыт работы в применении элементов технологии развития критического мышления кадет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект классного часа | 151.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство обороны Российской Федерации Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище» | ||
УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника училища (по воспитательной работе) _____________________________________ «___» ____________ 201_ г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
«Россия, устремленная в будущее»
классный час
(с использованием элементов диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)
Рассмотрено на заседании (метод. объединения курса) ________________________________ «___» ____________ 201_ г. Протокол №___ от «___»____________201_ г. | Воспитатель учебного курса: Юнкин В.В. |
Ставрополь, 201_
Цель: формирование представлений у воспитанников о социальных и экономических проблемах Современной России, пути их решения.
Методическая цель: эффективное применения игровой технологии и технологии «критического мышления» на классном часе патриотической направленности.
Задачи:
Когнитивные:
- Познакомить с приоритетными направлениями социально-экономического развития России, отраженных в проекте Стратегии долгосрочного социально-экономического развития до 2035 года, разрабатываемой в настоящее время правительством РФ;
- Сформировать наиболее полное представление о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», как о категории нравственного и патриотического компонента личности.
- Способствовать расширению кругозора воспитанников.
- Повышение интереса к истории Отечества;
Аксиологические:
- Привитие чувства любви к своей Родине;
- Воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
- Воспитание патриотизма к Родине.
Операциональные:
- Совершенствовать знания воспитанников по истории Российской символики.
- Развивать эмоциональную сферу воспитанников.
- Формировать гражданскую ответственность, правое самосознание.
- Развивать устную речь воспитанников, пополнять их словарный запас.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные:
1. Воспитание чувства гордости и сопричастности за судьбы Родины, ответственности молодёжи за будущее России.
Познавательные:
- Целеполагание, мотивация на установление причинно-следственных связей.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрации), обобщать, делать выводы..
- Умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в познавательном диалоге, делать выводы.
Регулятивные:
- Научиться основам прогнозирования, как предвидения будущих событий.
- Умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.
- Формировать способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова.
Коммуникативные:
- Умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.
- Умение соблюдать диалоговый этикет.
- Следовать морально-этическим и психологическим принципам на основе уважительного отношения к партнерам.
- Работать в группе, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других.
Предметные: осознание связи проблем Современной России и нынешних поколений.
В социализации: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности воспитанников; формирование навыков формулирования собственного мнения, обеспечение механизма самоопределения воспитанника в условиях выбора.
Методы: игровой, словесный, наглядно-иллюстрационный, проблемно-поисковый.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Время проведения: 45 минут
Место проведения: ГП 1, каб. 218
Учебно-материальное обеспечение:
- Оборудование аудитории: конспект классного часа, стулья по количеству воспитанников, презентация, мультимедийное оборудование, подобранный материал к теме.
- Мультимедийная презентация – сопровождение классного часа.
- Для каждого воспитанника – рабочий лист к классному часу.
- Видеоролик «Россия, устремленная в будущее».
Ход мероприятия:
Распре деление времени: | Этап мероприятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
5 мин. | Вводная часть. | Подготовка групп Актуализация темы мероприятия, целеполагание. Организация обсуждения по содержанию прочитанного стихотворения. | Обсуждение и анализ предполагаемой темы мероприятия «Россия, устремленная в будущее». Делятся на группы, определяют правила работы в группе. |
35 мин. | Основная часть | ||
Рассматриваемые вопросы | |||
8 мин. | Работа с эпиграфом. | Формулирует задание, уточняет понимание воспитанниками темы урока. | Формулируют тему урока. |
12 мин. | Понятие «Родина», «Отечество», «Патриот». Просмотр видеофрагмента. | Организация дискуссии, комментарии высказываний. | Выступления кадет, работа в группах – ответы на вопросы, решение логических задач. Анализ дискуссии. |
15 мин. | Игра-викторина. Физминутка | Организация игры, работы в группах, знакомит воспитанников с правилами игры, критерием оценивая и бальной системой. -Обсуждение понятия физическая сила. | Участие в игре. Работают с карточками Выбирают категорию и проблему, ищут пути решения, работа в группе |
5 мин. | Заключительная часть Подведение итогов мероприятия/ рефлексия. | Анализ оценочных листов. Организация экспресс – опроса. Оценивает работу групп Вручает грамоты за участие | Участие в экспресс – опросе. Осмысление значимости темы, высказывание собственного мнения по вопросу. Самоанализ |
Вступительная часть:
Воспитатель:
- Принимает доклад от дежурного по классу.
- Проверяет готовность к занятию, «установление» рабочей обстановки.
- Объявляет тему занятия, ее цель, учебные вопросы.
Основная часть:
- Понятие «Родина», «Отечество», «Патриот».
Эпиграф
Воспитатель:
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос «Как будет звучать тема нашего занятия?»
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
Воспитатель: Вы правы, тема нашего занятия «Россия, устремленная в будущее». Впервые древнерусское государство упоминается в летописях 862 года, а значит, ему исполнилось в 2017 году 1154 года. Если вопрос касается современной России, то дата основания Российской Федерации 25 декабря 1991 года. Давайте посмотрим на карту России. Все знают, что Россия – огромная страна. Но знаете ли вы, что ее площадь можно сравнить с площадью целой планеты под названием Плутон. При этом Россия занимает на земном шаре площадь 17 млн. кв. км, а планета – даже меньше, около 16,6 кв. км. Еще одним интересным географическим фактом про Россию является то, что эта страна единственная в мире омывается сразу 12-ю морями! Многие иностранцы искренне считают, что в России очень холодно. Но это далеко не так: все ее крупные центры находятся в умеренном климатическом поясе, а вовсе не за полярным кругом. Сегодня мы живем в мире, где есть практически все, что человек может пожелать. Но так было не всегда. Человечество долго и кропотливо создавало такие условия. Сложно представить, что раньше люди обходились без современных благ цивилизации. Россия, безусловно, является локомотивом прогресса. Каждый человек нашей великой страны должен знать о её достижениях и гордиться ими. Это наше достоинство, наследие и история. Какие достижения России вы могли бы назвать? Имена каких выдающихся граждан нашей страны вы знаете? Чем мы, русские, можем гордиться?Воспитатель: Сегодняшний классный час пройдет в форме слайд-игры. Вашему вниманию будут представлены задания и вопросы, которые необходимо выполнить в команде.
Воспитатель: Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем….
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА»?
На доске запись словом «Родина». Кадеты должны подобрать ассоциации к каждой букве.
Например:
Р - родной
О - отважный
Д - добрый
И - интересный
Н - надёжный
А – активный
Воспитатель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Как дом родной называют отчим домом, так Родину называют ещё Отчизной. Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
«Собери пословицу».
Воспитатель: Сейчас я предлагаю следующее задание. Каждая команда получит пословицы о России, но пословицы рассыпались. Ваша задача их собрать.
1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2.Родная сторона – мать , чужая –мачеха.
3.Всякому мила своя сторона.
4.Где родился, там и пригодился.
5.Кто Родине изменяет, того народ презирает.
6.Кто за Родину горой – тот истинный герой. (приложение 1).
Просмотр видеоролика «Россия, устремленная в будущее».
Воспитатель: Нашу страну по праву можно назвать самой удивительной страной в мире. Сейчас мы с вами в этом убедимся. У вас на партах лежат памятки с интересными фактами о нашей стране, давайте прочитаем их. (читают памятку по цепочке).(приложение 2)
Слайд 1(название)
- Наша страна по территории самая большая. Её площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Находится на материке Евразия. На нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия. Площадь России приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон (слайд 2)
- Нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи и другие народы. (слайд3)
- Сибирское озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире и самый крупный источник пресной воды на планете. В Байкале 23 кубических километра воды. Все крупнейшие реки мира – Волга, Дон, Днепр, Енисей, Урал, Обь, Ганг, Ориноко, Амазонка, Темза, Сена и Одер – должны течь почти год, чтобы заполнить бассейн, равный по объёму озеру Байкал.(слайд 4)
- Площадь Сибири — 9 миллионов 734,3 тысячи квадратных километров, что составляет 9% земной суши. (слайд 5)
- Именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что в космос первым отправился русский человек.(слайд 6)
- В России как минимум 15 секретных городов. Их нет на картах, к ним не ведут дорожные указатели и к ним даже близко не подпустят иностранцев. (слайд 7)
- Садово-парковая зона в Москве намного больше, чем в западных мегаполисах. Заложенный в 1931 году Измайловский парк – один из крупнейших городских парков в мире. Его площадь 15,34 квадратных километров, он в шесть раз больше Центрального парка Нью-Йорка. (слайд 8)
- Самый большой в мире лес – сибирская тайга.(слайд 9)
- Государственный музей Эрмитаж для защиты от грызунов держит стаю кошек. У каждой кошки Эрмитажа есть паспорт с фотографией. (слайд 10)
- Территория Тамбовской области равна совокупным территориям Бельгии и Нидерландов. (слайд11)
- У России второе место после Китая по количеству военных.(слайд12)
- В России самый высокий в мире охват населения школьным образованием.(слайд 13)
- Металл каркаса Статуи Свободы выплавлен в Нижнем Тагиле.(слайд14)
- Урал — самые старые горы в мире. Расположенная в Кусинском районе у деревни Александровка гора Карандаш возникла 4, 2 миллиарда лет назад. Исторические названия Уральских гор – Большой Камень, Сибирский Камень, Земной Пояс, Поясной Камень. Когда-то Уральские горы были очень высокими, но теперь от прежних гор остались только основания.(слайд 15)
- Россия – духовная и культурная преемница Римской Империи. Двуглавый орёл на её гербе символизирует византийскую идею «симфонии властей», гармоничного взаимодополнения государства и Церкви. Слово «царь» произошло от слова «цезарь».(слайд16)
Воспитатель: Поистине, у нас самая удивительная страна! Как вы думаете кадеты, без какого понятия любовь к Родине невозможна?(ответы кадет). Правильно это патриотизм. А кто мне скажет кто такой патриот?(ответы кадет). В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:
«Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.
(Словарь В. И. Даля) (слайд 17)
«Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь».
(Словарь С.И. Ожегова) (слайд 18)
Воспитатель: Что значит родину любить и быть ее патриотом? Верно, выражать любовь к ней своими действиями и поступками. И сейчас у меня есть для вас задание. Каждой команде я дам «шаги» с действиями, которые направлены к Родине или же наоборот. Ваша задача – решить, какие шаги направлены навстречу Родине, а какие от нее. После обсуждения в командах, ваша задача аргументировать свои ответы.
Карточки(приложение 3)
Охранять природу
Уважительно относится к окружающим людям
Ломать ветки и деревья
Ругать свою страну
Изучать историю и культуру своей страны
Добросовестно учится
Помогать пожилым людям
Защищать свою страну
Мусорить
Осквернять памятники
Молодцы, вы здорово справились с этим заданием.
Воспитатель: Итак, кадеты, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.
(Ответы кадет)
- Что вы знаете о цветах флага?
- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?
(Слайд 19: герб, гимн, флаг России)
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
Сакура - символ Японии.
Канадский клен - символ Канады.
Баобаб - главный национальный символ Сенегала.
Липа и дуб - символы Латвии.
Кактус - национальный символ Мексики.
- А какое дерево – символ России?
(Ответ кадет)
Воспитатель: Правильно это береза! - Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане!(слайд 20)
Воспитатель: А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России. Ромашка, как и береза, символ русской природы. «По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: «Сбудется, не сбудется, любит, не любит...»
Воспитатель: Следующая рубрика игры называется «Что отдашь Земле родной?»
- Кадеты, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»(слайд21).
(Кадет должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
После выполнения задания кадеты крепят лепестки на доску(при этом озвучивая написанное).
Физминутка.
Воспитатель: Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины). Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
Клубок-рефлексия
Воспитатель: У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к воспитателю). Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это? (Высказывания кадет). Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
Воспитатель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.(Ответы кадет). Верно, это матрёшка. (Достаю матрешку)
Воспитатель: Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит? (Открываю матрёшку и вкладываю в неё жёлтую нить, а на доске появляется бумажная жёлтая сердцевина)
Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Кадеты, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от классного часа.
- Как вы думаете, кто в ответе за будущее России?
- Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение классного часа предлагаю вам послушать один из символов России.
(звучит гимн России).
- Перед уходом хочу вручить памятку о том как любить свою Родину и быть патриотом.
- Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание, всего доброго!
Используемые источники:
- http://womanadvice.ru/interesnye-fakty-o-rossii.
- http://fishki.net/1269224-50-interesnyh-faktov-o-rossii.html
- http://fb.ru/article/188149/glavnoe-dostijenie-rossii-velikie-nauchnyie-i-tehnicheskie-dostijeniya-rossii
- https://sdelanounas.ru/blogs/17066
- http://happylifeguide.ru/post/velikie-russkie-dostizheniya
- https://www.youtube.com/watch?v=s0z4xdZhvAc
- http://me-forum.ru/media/soviet/printsipy-strategii-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii-do-2030-goda/
Методическая разработка составлена. | |
«31» августа 2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по теме «Актуальность моей будущей профессии»
Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса» МЕТОДИЧЕСКА...
Методическая разработка классного часа "Моя будущая профессия"
Методическая разработка классного часа предназначена кураторам групп образовательной организации среденего профессионального образования и студентам....
Методическая разработка классного часа по теме "Моя будущая профессия"
Данная методическая разработка содержит в себе материал по теме классного часа "Моя будущая профессия".Презентация прилагается!Мероприятие получилось очень живое, насыщенное и интересное. Уч...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему«Здоровье – привилегия мудрых! Есть ли у нас будущее?»
Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровье современных подростков неуклонно ухудшается. И в тоже время результаты соц...
Методическая разработка "The Future Perfect Tense" (будущее совершенное время) с интерактивными упражнениями на сервере LearningApps.
Методическая разработка "The Future Perfect Tense" (будущее совершенное время) с интерактивными упражнениями на сервере LearningApps.Видео:Future Continuous vs Future Perfect vs Future...
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Я выбираю будущее»
классный час ориентирован на создание условий для формирования чувства ответственности через осознание " я делаю свою жизнь сам"...