Методическая разработка классного часа "Победы Маршала Жукова"
методическая разработка (8 класс)

Классный час направлен на привитие интереса у кадет к изучению истории страны, воспитанию чувства гордости за подвиги героев ВОВ, развитию гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект классного часа67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков.

Классный час

Цель:

  • познакомить с жизнью и деятельностью великого полководца Георгия Константиновича Жукова;
  • развивать  интерес к истории своей страны;
  • воспитывать чувство гордости и патриотизма.

1. Стихотворение читает ученик:

Встретились два друга фронтовые,

Обнялись и вспомнили о том,

Как когда – то, оба молодые,

Покидали свой родимый дом.

Покидали с затаённой грустью

Белые березки под окном…

Заслоняли собственною грудью

Землю, опалённую огнём.

Защищали Мир, свою Отчизну,

Детский смех и трели соловья

И, сражаясь, не жалели жизни

И в Победу верили друзья!

А пройдя дороги фронтовые,

Знамя на рейхстаге водрузив,

В те суровые – сороковые

Отстояли Мир для нас, живых!

Защитив от яростной напасти

Луг в ромашках, солнце в вышине,

Уничтожив черный пламень свастик,

Жизнью заплативших той войне.

Ветер гладит волосы седые,

Треплет шёлк кудряшек золотых…

К вам я обращаюсь, молодые,

 КЛАНЯЙТЕСЬ ОСТАВШИМСЯ В ЖИВЫХ!!!

2. Вступительное слово учителя:

Имя Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова – в ряду имён прославленных героев нашего Отечества. Оно неразрывно связано с борьбой советского народа за свою свободу и независимость, с разгромом фашизма. Вероятно, именно тяжесть и ответственность ноши, взятой на себя Жуковым в те грозные годы, питает вот уже около полувека истинно всенародную любовь к нему. Его все возрастающую славу.

1 слайд Георгий Константинович Жуков

Полководец Жуков – человек редкого военного таланта. Смелый и решительный, умеющий хладнокровно ориентироваться в самой сложной обстановке и находить правильные решения, он является одним из тех, кто благодаря своему таланту сумел пройти путь от красноармейца до маршала. Он внёс огромный вклад в успешное проведение крупнейших стратегических операций Великой Отечественной войны. Его заслуги перед Родиной отмечены Георгием третьей и четвёртой степени и двумя Георгиевскими медалями, четырьмя Золотыми звёздами Героя Советского Союза, двумя высшими полководческими орденами « Победа», шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1 степени, другими орденами и медалями, Почётным оружием.

Большая, трудная, до предела напряжённая жизнь была за его плечами. Он мог оглянуться на неё со спокойной совестью хорошо потрудившегося человека. Он не искал в ней лёгких путей, не обходил препятствий, не прятался ни от опасностей, ни от ответственности. В самые тяжелые для страны дни ему поручалась самая сложная работа, и он выполнял её, не жалея себя, отдавая ей все физические силы, ум, не думая ни об отдыхе, ни о славе.

3. Рассказ ученика:

Георгий Константинович Жуков родился 1 декабря 1896 года в семье крестьян Константина и Устиньи Жуковых, в селе Стрелковка Калужской губернии. С 1903 – 1906 он учится в церковноприходской школе и за хорошую учёбу получает похвальный лист.

2 слайд Егор Жуков – мастер-скорняк

 В 1908 11 –ти летний Егор Жуков уходит в люди – его привозят в Москву, в скорняжную мастерскую родственника Пилихина. Юный Жуков работал с семи утра до семи вечера, мыл посуду на кухне, полы, выполнял поручения старших. Своим интересом к скорняжному делу, честностью, обязательностью, живым умом он обратил на себя внимание. Георгий усвоил начальный курс скорняжного дела. Но его тянет к книгам, знаниям. Занимается самообразованием, поступил на вечерние образовательные курсы. В 1911 году успешно сдаёт экзамены за полный курс городского училища. 14 – летний Жуков – старший мальчик, у него в подчинении три подростка – ученика. Подросший Егор трудолюбив, исполнителен. В  начале 1912 – 1915 Егор Жуков – подмастерье, вскоре – мастер – скорняк.

4. Учитель:

3 слайд Начало военной карьеры

В 1915 году в августе призван в армию и зачислен рядовым в 5-й запасной кавалерийский полк. С этого времени и началась военная карьера. Имя Георгия Жукова стало широко популярным в народе ещё до того, как на полях Европы началась вторая мировая война.

4, 5 слайд 1939г Халхин - Гол

Летом 1939 года, когда империалистическая  Япония  совершила вооружённое вторжение на территорию дружественной нам Монголии, советско-монгольские войска, отбивая это нападение, провели блестящую военную операцию в районе реки Халхин-Гол. Замысел этой операции и руководство ею принадлежали командующему 1-й армейской группой комкору Г.К.Жукову.

Халхин-Гол был началом полководческой биографии Жукова. Впоследствии ему пришлось принять участие в событиях неизмеримо большого масштаба, но это начало там, в далёких монгольских степях, было многообещающим.

6 слайд

В войну с немцами Жуков вступил как военачальник, уже имевший за плечами решительную победу в условиях военных действий, носивших современный характер и развернувшихся с применением механизированных войск и авиации.

Это не только создавало Жукову авторитет в войсках, но и, думается, имело важное  значение для него самого. Первые шаги, сделанные в науке побеждать, - это фактор, одинаково важный и для солдата, и для полководца, для его образа мыслей  и образа действий.

К началу Халхин-Гола за плечами у Жукова были уже четверть века военной службы, мировая и гражданская войны, путь от солдата до командира корпуса. Но как для военачальника руководство Халхин – гольской операцией было для него пробным камнем. И поэтому он любил её до конца.

Эта операция была первой боевой пробой его зрелых сил, его обширных и глубоких военных знаний и полководческого таланта. Достаточно только посмотреть на карту – схему халхин – гольского сражения, и даже неопытный глаз узнает в этом плане смелый и размашистый, типично жуковский, полководческий почерк, к которому все привыкли позднее, в годы Отечественно виден во многих успешных операциях тех лет, вплоть до последнего громового сражения за Берлин.

Среди всей великолепной плеяды советских полководцев, выдвинутых Отечественной войной, Георгию Жукову суждено было сыграть особую роль в военных судьбах своей страны и своего народа в самый  опасный и тяжкий период их истории. Стоит хотя бы бегло вспомнить ход войны, и мы  увидим, что имя генерала армии, а потом Маршала Советского Союза Г.К.Жукова в большей или меньшей степени связано со всеми важнейшими событиями четырёх военных лет.

5. Ученик:

7, 8 слайд Брестская крепость

Самые первые дни войны. В тесном кольце врага дерутся и гибнут героями защитники Брестской крепости. Упорно сражаются, отвечая врагу контратаками, солдаты, матросы и вооружённые рабочие латышского города Лиепая. Стоят насмерть на заставах и в приграничных дотах бойцы в зелёных фуражках. Наши части отбивают у врага город Перемышль. Но, несмотря на всё это, немецкая военная машина, отлаженная в двухлетних боях в Европе, ещё не даёт серьёзных перебоев. И только в одном месте уже на третий день войны эта отрегулированная машина вдруг начинает буксовать.

9, 10 слайд Танковое сражение

Это происходит на юге, в районе Брод и Дубно, где от Львова в сторону Киева рвётся танковая группа фон Клейста. 24 июня наши механизированные корпуса наносят здесь контрудар по наступающему противнику. Наступление приостанавливается, несколько дней идёт ожесточённое сражение, враг несёт большие потери и вынуждён перебрасывать сюда новые силы. В результате выиграно драгоценное время, и до конца июня танки Клейста не могут выйти на оперативный простор.

Тот первый ощутительный контрудар наших войск был организован и проведён под непосредственным руководством прилетевшего из Москвы генерала армии Г.К. Жукова.

6. Учитель:

11 - 13 слайд Блокада Ленинграда

Сентябрь. Враг подошёл вплотную к Ленинграду, и город находится в тяжёлейшем, почти трагическом положении. Кажется, что удержать его не удастся, и настроение тревоги охватывает многих. Г.К.Жукова назначают командующим фронтом. Вступив в командование войсками фронта, опираясь на величайший патриотизм ленинградцев, он принимает энергичные меры, чтобы изменить обстановку в городе и на фронте. Об этом до сих пор вспоминают и ленинградцы, и те, кто был в войсках, в Балтфлоте, защищавших город. Словно кто – то влил новую волю к борьбе в защитников Ленинграда, словно чья-то твёрдая рука протянулась сюда, в окружённый, блокированный противником город. Это была воля народа. И настойчивым, умелым исполнителем её был невысокий плотный человек, который 10 сентября в самолёте, преследуемом «мессершмиттами», прилетел на бреющем полёте в Ленинград. То был генерал армии Г.К.Жуков.

Прошло меньше месяца, и все попытки врага ворваться в город остались тщетными. Войска Гитлера, понеся громаднейшие потери под Ленинградом, получили приказ перейти к обороне.

14 - 17 слайд Москва

В это время непосредственная угроза нависла уже над Москвой. Противник, подтянув дополнительные силы и средства, развернул широкое наступление на нашу столицу. В Москве вводится осадное положение, и оборона столицы на её западных рубежах поручена генералу армии Г.К.Жукову.

Битва за Москву стала одной из главных вершин полководческого таланта Жукова. И именно первая, оборонительная часть этого сражения явилась самой жестокой проверкой сил и способностей военачальника, самым тяжким испытанием его воли и энергии. Какого напряжения, какой сосредоточенности, каких немыслимых организационных усилий требовало от него всё то, что предстояло сделать в предельно сжатые сроки!...

То была первая крупная победа нашей армии, победа стратегического масштаба, и, будь у нас тогда больше сил и боевой техники, эти наши наступления могли бы окончиться катастрофой для всего гитлеровского фронта на востоке. Роль Жукова в этой победе трудно переоценить.

18, 19 слайд Сталинградская битва

Год спустя он, вместе с А.М.Василевским руководит действиями фронтов в Сталинградской битве, ставшей началом коренного перелома в ходе второй мировой войны.

А когда ещё не успели отгреметь пушки под Сталинградом, страна узнала о прорыве ленинградской блокады. И там тоже Г.К.Жуков вместе с К.Е.Ворошиловым координирует действия наступающих навстречу друг другу Ленинградского и Волховского фронтов, как бы продолжая этой важной победой всё то, что он сделал для обороны города трагической осенью сорок первого. И кажется символичным тот факт, что именно в день прорыва блокады Ленинграда, 18 января 1943 года, Георгий Константинович Жуков становится Маршалом Советского Союза.

20 слайд

Присутствие его на том или ином участке фронта вызывает радостное оживление в войсках: «Жуков приехал! Значит, будет дело!». Растёт счёт больших побед, с которыми в той или другой степени неразрывно связано его имя.

21, 22 слайд Курская битва

Летом сорок третьего он – один из руководителей битвы на Курской дуге, где была окончательно сломлена наступательная сила гитлеровской военной машины. И когда  на завершающем этапе войны стало известно, что командующим войсками 1-го Белорусского фронта, нацеленного на Берлин, назначен маршал Жуков, народ правильно понял исторический смысл решения Ставки.

23 слайд Г.К.Жуков

По справедливости, полководцу, руководившему осенью сорок первого обороной Ленинграда и Москвы, теперь, победной весной сорок пятого, дано было возглавить войска, идущие на штурм столицы гитлеровской Германии. И также справедливо и закономерно было то, что именно он, маршал Жуков, во главе представителей союзных нам армий принимал в Берлине капитуляцию германских вооруженных сил.

Ответственность полководца носит характер исключительный и подвергает, быть  может, наиболее трудному испытанию совесть, ум и волю человека. Красные стрелы, которые под рукой военачальника ложатся на карту боевых действий, как бы заранее окрашены кровью будущих потерь. Этой кровью оплачиваются и победы, и ошибки полководца. Но он обязан взять на себя эту ответственность, он не может уйти от неё и в то же время должен всегда ощущать гнетущую тяжесть такого морального груза. Горе войскам, командующий которыми с бездушной легкостью несёт на плечах этот груз, для которого солдаты и офицеры только пешки в шахматной игре собственного честолюбия.

Но плохо и тогда, когда командующий в решительный момент страшится поднять на свои плечи эту тяжесть, ищет лёгких решений, полагаясь лишь на время и случай. Жуков никогда не позволял себе уходить от ответственности, он смело шёл на риск, если считал его необходимым и оправданным.

24 слайд

13 сентября 1941 года, на второй день после того, как Жуков принял командование войсками Ленинградского фронта, противник силами трёх дивизий прорвал нашу оборону в районе Красного Села. В то время единственным резервом была 10-я стрелковая дивизия. Жуков, не колеблясь, бросает её навстречу наступающему врагу, идя на серьёзный риск, оставаясь без резерва на случай возможных осложнений на других участках. Этот риск оправдывается: противник был не только остановлен.

Однако, идя навстречу неизбежному на войне риску и не уклоняясь от тяжелой ответственности, связанной с ним, Жуков никогда не позволял себе рисковать без нужды, ради эффекта, ради каких – то второстепенных соображений, не диктуемых главной целью войны – победой. Он сам, собственным примером всегда показывал подчиненным, каким должно быть высокое чувство ответственности военачальника.

Знание противника – одна из самых характерных черт полководческого искусства Жукова. Георгий Константинович отлично знал характер и психологию, реальные силы и возможности противника. Ему не раз удавалось разгадать замыслы германского командования, и прогнозы его обычно оправдывались. Он никогда не позволял себе недооценки сил противника, но он хорошо знал и его слабости и умело использовал их. Самым уязвимым местом немецкого командования был тактический шаблон. И сильная сторона нашего врага – его методичность – оборачивалась порой своей противоположностью. Стоило нашим войскам применить в боях нечто новое, ввести тактическую новинку, выбивавшую противника из привычного круга представлений, и враг неизбежно испытывал растерянность, облегчавшую победу над ним. Это случалось не раз на тех фронтах, где командовал или координировал действия войск Жуков.

25 слайд Г.К.Жуков

Прямой и даже резкий с подчинёнными, он отличался той же прямотой, а порой и резкостью в отношениях с начальниками любых степеней. Вместе с тем он всегда был глубоко дисциплинированным солдатом армии. Отданный приказ, принятое решение были для него непреложным законом, и он выполнял их со своей обычной энергией и настойчивостью.

Воля! Это качество в представлении каждого неразрывно связано с образом маршала Георгия Константиновича. Это слово обязательно фигурирует во всех личных воспоминаниях его сослуживцев и друзей.

«Сильная воля», «поистине железное упорство», «жесткий характер», и есть во всех этих определениях известный налет суровости. Он не случаен. Даже озаренный светом побед, неразрывно связанных с его именем. Жуков в представлении своих современников остаётся суровым человеком, и, видимо, только времени суждено будет сгладить резкие черты его исторического портрета.

26 – 30 слайд Берлинская операция

Как заключительная операция второй мировой войны в Европе Берлинская операция занимает особое место. При наступлении на Берлин Маршал Жуков сказал новое слово в военном искусстве, применив оригинальный способ прорыва глубоэшелонированной обороны противника на большую глубину в кратчайшие сроки! По лихости, быстроте, результативности это сражение войдёт в историю военного искусства как один из блестящих примеров талантливого новаторства полководца. Перед фронтом была выявлена всеми видами разведки мощнейшая оборона немцев глубиной до 500 километров, с семью оборудованными последовательно, один за другим, мощными укрепленными рубежами. В каждом рубеже до трёх позиций и в каждой позиции по нескольку траншей, опять же последовательно, одна за другой. И всюду минные поля, доты и дзоты, врытые в землю танки, орудия прямой наводки, бесчисленное количество пулемётов, пушек, миномётов. В глубине обороны – авиация на ближних и дальних аэродромах. Ну и, наконец, эти позиции занимала и совершенствовала самая главная сила – войска, солдаты, офицеры, генералы, хорошо обученные, прекрасно владеющие оружием. Жукову надо было пробить всю эту оборонительную махину. Он пропорол все семь рубежей одним ударом на всю глубину в 500 километров в феноменально короткий срок – за 15 дней! А Берлином овладел за 7 дней. В этом и проявились талант и гениальность полководца Жукова. За этот подвиг Г.К.Жуков удостоен третьей Золотой Звезды Героя Советского Союза.

31 слайд Г.К.Жуков

Жизнь великих людей всегда таит в себе много загадок. Имеются они и у Маршала Жукова. Родился в бедной семье и достиг огромных военных, политических и дипломатических высот мирового масштаба.

Он участник 58 крупнейших сражений Великой Отечественной, самой жестокой войны, и как полководец не имел ни одного поражения.

Он много раз в первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную войны подвергался смертельному риску, и каждый раз выживал – как бы для грядущих побед.

Его энергия, память, аналитический склад ума были феноменальны. Спустя 50 лет в книге «Воспоминания и размышления» он называет своих бойцов по именам. Его мозг впитывал, сохранял и активно перерабатывал тысячи цифр, дат, фактов, имен.

Прочитав мемуары Маршала Жукова, генералы бывшего рейха заявили: «Не может быть!» Их удивило то, что их, военных академиков, разбил человек, не имевший ни светского, ни военного высшего образования.

А между тем он выиграл все крупные сражения Великой Отечественной войны. Стратегия Маршала Жукова изучается во всех академиях мира. Она уникальна.

Пройдут годы, века – имя Маршала Жукова не будет забыто никогда. Он – образец героизма, мужества и преданности своему народу.

Он был, есть и будет Великим сыном Великого народа России.

7. Итог занятия:

  1. Когда родился Г.К. Жуков?
  2. Кем были его родители?
  3. Какую профессию получил Жуков до армии?
  4. Какую битву Жуков в течение всей жизни считал самой

                    любимой?

  1. Какие крупные битвы были  под командованием Г.К.Жукова?
  2. Какие черты характера присущи Жукову?
  3. Чему удивлялись немецкие генералы, узнав,  кто одержал над

                    ними победу?

Литература:

  1. Администрация Краснодарского края. «Память хранят живые. Благодарная Кубань - Маршалу Жукову». -  Краснодар Изд. дом «Краснодарские известия», 1996г.
  2. Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления» Москва, 1992г.
  3. Сульянов А. «Маршал Жуков. Слава. Забвение. Бессмертие». – Минск, Харвест, 2004г.
  4. Яковлев Н.Н. «Маршал Жуков 19 ноября 1942г-  3 сентября 1945г». Москва, «Мысль» 1990г.

Примечания: А. М. Василевский - военачальник, Маршал Советского Союза  

Герой Советского Союза

К.Е. Ворошилов – военачальник, Маршал Советского Союза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка и сценарий "Марш в бессмертие"

Во все времена вопрос о патриотическом воспитании молодежи рассматривался как важнейшая нравственная задача. Сегодняшние школьники уже в ближайшие годы призваны стать активными участниками жизни стран...

Методическая разработка и сценарий "Марш в бессмертие"

Во все времена вопрос о патриотическом воспитании молодежи рассматривался как важнейшая нравственная задача. Сегодняшние школьники уже в ближайшие годы призваны стать активными участниками жизни стран...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...