"Мисс литература и мистер русский язык"
план-конспект урока (5 класс)

Игра - конкурс по русскому языку и литературе. Это внеклассное мероприятие, которое можно провести в рамках предметной недели по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miss_literatura_i_mister_russkiy_yazyk.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - конкурс по русскому языку и литературе

«Мисс литература и мистер русский язык» (5 класс)

Цели: обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность; стимулировать интерес к изучению предметов; развить навыки логического мышления; воспитывать уважение к русскому языку и литературе.

Нам дан во владение самый богатый,

меткий, могучий и поистине волшебный

 русский язык.

Паустовский К. Г.

Ход мероприятия:

Вступительное слово:

 У Н. Пикулевой есть замечательное стихотворение о русском языке:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно – певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Наш сегодняшний урок посвящен русскому языку и литературе. В древние времена говорили: “Сперва аз да буки, а потом другие науки”, “Грамоте учиться, всегда пригодится”.

Начинаем наш лингвистический турнир "Мисс литература и мистер русский язык".

( В игре принимают участие ученики 5 класса, которых надо предварительно разделить на две команды.)

 Наш турнир состоит из следующих конкурсов:

1. Гонка преследования.

2. Узнай писателя.

3. Фразеологизмы

4.Творческая работа.

5.Дополните стихотворения

6. Найди антонимы

7. Корректор

8. Сказочный переполох 

9. Волшебные предметы

1 тур ,,Гонка преследования"

Вам нужно ответить на вопросы. Сначала на свои вопросы отвечает 1-ая команда, затем – 2-ая. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье нет. (Можно использовать песочные часы.)

1 команда

1. Сколько букв в русском языке? (33)

2. Слова какой части речи обозначают предмет? (Имя существительное)

3. Сколько падежей в русском языке? (шесть)

4. Сколько звуков в слове ЕЛ? (три)

5. Какие буквы в русском языке не обозначают звуков? (Ь, Ъ)

6. Сколько гласных букв в русском языке? (десять)

7. Сколько букв К пишется в слове ХОККЕЙ? (Две)

8. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета? (Прилагательное)

9. Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжение)

10. Как называется окончание, не выраженное звуком? (Нулевое)

11. Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (-ая)

12. Что стоит в слове перед корнем? (Приставка)

13.На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)

14. Закончите пословицу: «терпение и труд ….? (все перетрут)

15. Как называют слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

2 команда

16. Печь – это глагол или существительное? (И то, и другое)

17. Назовите местоимения 2 лица. (Ты, вы)

18.Чем заканчивается день и ночь? (Ь)

19. Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)

20. Куда попал волк, думая залезть в овчарню? (на псарню)

21. Чем встречал случайных гостей Соловей Разбойник? (свистом)

22. В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

23. Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

24. Назовите окончание существительных 1-го склонения? (ж. и м.р.- а, - я)

25. Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

26. Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»? (сравнение)

27. К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

28. Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

29. Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …..? (ни одного не поймаешь)

30. Сколько спряжений у глагола? (2)

2 тур ,,Узнай писателя по фактам биографии"

Подсказки первой команде:

-Родился в 1799 г.

- Место рождения – центр Москвы.

- В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей.

- Несколько раз был в ссылке.

- Его няню звали Арина Родионовна.

- Убит на дуэли. (А.С. Пушкин)

Подсказки второй команде:

- Родился 1895 г.

- Место рождения - село Константиново

- Детство провел у деда по матери

- Учился в сельской школе

- Первое стихотворение называлось «Береза»

- Любил и воспевал в стихах русскую природу (С. А. Есенин)

Подсказки первой команде:

- Принадлежит к старинному дворянскому роду.

- Создал школу для крестьянских детей в своем имении.

- Этот писатель в молодые годы принимал участие в войне на Кавказе, чуть не попал там в плен, а позже написал об этом рассказ (Л.Н. Толстой)

Подсказки второй команде:

- В его семье было 5-ро детей. Все очень талантливые. 4 брата и сестра.

-Стал писателем, хотя по образованию врач, и всю жизнь помогал людям. (А.П. Чехов)

3 тур ,,Фразеологизмы"

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: бить баклуши – бездельничать, работать спустя рукава – плохо.

Укажите значения фразеологизмов

1 команда

А. Душа в душу (дружно)

Б. Море по колено (ничего не страшно)

В. Вешать лапшу на уши (обманывать)

Г. Водить за нос (обманывать)

Д. Сломя голову (быстро)

2 команда

А. В час по чайной ложке (медленно)

Б. Зарубить на носу (хорошо запомнить)

В. На краю света (далеко)

Г. Рукой подать (близко)

Д. Ни свет ни заря (очень рано)

4 тур ,,Творческая работа "

Сколько глаголов в тексте?

1 команда

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зеленые газоны. Что ни день – старичок в своем саду сажает, поливает и окучивает. Если бы он был волшебником, то непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных. (11)

2 команда

Весна принесла много бед жителям леса. Снег быстро растаял, река разлилась и затопила берега. В некоторых местах настоящий потоп. Зайцы, кроты, мыши и другие зверьки пострадали больше всех. Особенно плохо тем, кто живет под землей. Вода хлынула в их жилища. Зверькам пришлось бежать из дому. (9)

5 тур ,,Дополните стихотворения"

1 команда

1). Есть в осени первоначальной... Ф.И.Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,(……….)

(И лучезарны вечера...)

2). ,,Зимняя дорога" А.С. Пушкин

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный (………..)

(Утомительно гремит.)

3). Там в облаках перед народом

Через леса, через моря (…….…..)

(Колдун несет богатыря)

2 команда

1) Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна (………….)

(Села ждать его одна.)

2) Где бодрый серп гулял и падал колос,

 Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос (…..…….)

(Блестит на праздной борозде.)   «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчев

3) Зима недаром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится (…………)

(И гонит со двора.)

6 тур ,,Найди антонимы"

Яблоко

Генрих Сапгир

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.

А цыпленок тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно.

Кислое, зачем оно?

Что вы? – шепчет червячок-

Сладкий у него бочок.


7 тур ,,Корректор"

Вызвать к доске по 1 человеку из каждой команды.

1 команда

Исправьте ошибки, связанные с написанием слов:

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет»,-сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.


2 команда

Исправьте ошибки, связанные с написанием слов:

Из всех одмиралов русского флота Врангель был самым удевительным. Он учавствовал в кругасветном плавание Головнина, был начяльником икспедицыи. Читыре года плавал он у биригов Азии. Впервые в историе русской гиографии ево экспидиция проводила клематические, навигацыоные и геомагнитные исследования.


8 тур ,,Сказочный переполох"

Перед вами названия сказок и сказочных героев. Но что-то в этих названиях перепутано. Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей - Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Вы должны исправить эти ошибки.

1 команда

  • Метровочка - Дюймовочка
  • Три чистюли - три поросёнка
  • Пёс в рукавицах – кот в сапогах
  • Глупый Василий – Василиса Премудрая
  • Ржавый замочек – золотой ключик

2 команда

  • Пёс в рукавицах – кот в сапогах
  • Кикимора под арбузом - принцесса на горошине
  • Сивка – утка - Сивка - Бурка
  • Иван Королевич и оранжевый волк - Иван – Царевич и серый волк
  • Лиса и 7 колобков - волк и семеро козлят

9 тур ,,Волшебные предметы"

 

Предметы волшебные в сказках бывают, 
Героев желанья они исполняют: 
Ковер-самолет - над миром подняться, 
Чудесный горшок - сладкой кашей питаться. 
А ну-ка попробуй и ты, мой дружок, 
Волшебных предметов набрать кузовок. 
Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.

От каждой команды к доске вызываются по 3 участника. Участники конкурса по очереди (по кругу) называют известные им волшебные предметы из сказок. Если игрок не может назвать волшебный предмет или повторяется, то он выходит из игры. Побеждает команда, чей игрок остался последним.

(1. Волшебные предметы, исполняющие желания (волшебная палочка, лепесток, кольцо, волосок). 
2. Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (зеркало, книга, золотое блюдечко).
3. Предметы, выполняющие работу за героя (скатерть-самобранка, игла, меч-кладенец, дубинки).
4. Предметы, возвращающие здоровье и молодость (молодильные яблоки, живая вода). 
5. Предметы, показывающие дорогу (камень, клубочек, перышко, стрела). 
6.Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет)....)


Рефлексия

1.Какой самый трудный вопрос встретился сегодня?

2. Какая новая информация стала для вас полезной?

Итоги

Итоги подводит жюри (или учитель)и объявляет победителей, награждая медалями «Мисс литература» и «Мистер русский язык».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...