Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы
методическая разработка

Мурашкин Юрий Анатольевич
Историческое значение каждого русского человека 
измеряется его заслугами Родине,  его человеческое 
достоинство -  силой его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
Патриотизм  олицетворяет  любовь  к  своему  Отечеству,  неразрывность  с  его  историей, культурой,  достижениями,  проблемами,  притягательными  и  неотделимыми  в  силу  своей неповторимости  и  незаменимости,  составляющими  духовно-нравственную  основу  личности, формирующими  ее  гражданскую  позицию  и  потребность  в  достойном,  самоотверженном,  вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей  составной частью  воспитательного  процесса в  современной российской  школе является  формирование  патриотизма  и  культуры  межнациональных  отношений,  которые  имеют огромное  значение  в  социально-гражданском  и  духовном  развитии  личности  ученика.  Только  на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется  чувство  ответственности  за  ее  могущество,  честь  и  независимость,  сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Понятие «патриотизм» включает в себя:
-   чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
-   уважительное отношение к языку своего народа;
-   осознание  долга  перед  Родиной,  отстаивание  ее  чести  и  достоинства,  свободы  и 
независимости (защита Отечества);
-   проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-   гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
-   гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-   уважительное  отношение  к  историческому  прошлому  Родины,  своего  народа,  его 
обычаям и традициям;
-   ответственность  за  судьбу  Родины  и  своего  народа,  их  будущее,  выраженное  в 
стремлении  посвящать  свой  труд,  способности  укреплению  могущества  и  расцвету 
Родины;
-   гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный  патриотизм  предполагает  формирование  и  его  длительное  развитие  целого комплекса  позитивных  качеств.  Основой  этого  развития  являются  духовно-нравственный  и социокультурный компоненты.  Патриотизм выступает в единстве духовности,  гражданственности и  социальной  активности  личности,  осознающей  свою  нераздельности,  неразрывность  с Отечеством.
Патриотизм  формируется  в  процессе  обучения,  социализации  и  воспитания  школьников. Однако  социальное  пространство  для  развития  патриотизма  не  ограничивается  школьными стенами.  Большую  роль  здесь  выполняют семья  и  другие  социальные  институты общества,  такие как:  средства массовой  информации,  общественные  организации,  учреждения  культуры и спорта, правоохранительные  органы,  военные  организации,  учреждения  социальной  защиты  населения. Все учитывается педагогам в процессе воспитания учащихся.
Для  формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе  нужно знать не только  его  сущность  и  содержание,  но  и  внутренние  психолого-педагогические  компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

«Программа «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Диалог поколений»

Программа реализуется в школе с 2012 года. В рамках  данной программы  в школе реализуется социальный проект "А у нас во дворе..."  и проект социального  туризма, в рамка...

ПРОГРАММА Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся

Программа гражданско - патриотического воспитания «Мы - Россияне» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и ...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Плечом к плечу»

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения....