Творческий проект " Радуемся вместе"
проект
Творческий проект "Радуемся вместе" направлен на расширение возможностей для обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав ребенка с ОВЗ, его интнресов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, предоставление возможности для получения необходимых практических умений и навыков является очень важным. Раскрытие неповторимой индивидуальности каждого ребенка делает его счастливым, придает уверенность в собственных силах, способствует успешной социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект для социального взаимодействия детей с ОВЗ | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАДУЕМСЯ ВМЕСТЕ!»
Савчук Людмила Васильевна
учитель-дефектолог
Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни…
Масару Ибука.
Актуальность проекта.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Ребенок-инвалид, не хуже других детей, он имеет некоторые свои особенности. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности. Семьи, воспитывающие таких детей, не всегда имеют возможность реализовать свои потребности в расширении социальных контактов. Дети с ограниченными возможностями здоровья общаются со сверстниками, имеющие подобные нарушения или с ближайшими родственниками в кругу своей семьи. Это не значит, что шансов быть счастливыми у них меньше. Сделать жизнь такого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста радостной можно, превращая учебные занятия и внеурочные мероприятия в мир красок, звуков, фантазии и сказки, используя арт-технологии как универсальный способ развития эмоциональной сферы детей с помощью различных видов искусства. Через динамические (музыка, литература) и зрелищные (театр, хореография) виды искусства можно помочь ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявить эмоции и выразить себя. Арт-технологии могут реализовываться в различных формах: творческих мастерских, репетициях, театральных постановках. Выступая на сцене перед зрителями, такие дети с огромным удовольствием показывают свои возможности, получают удовлетворение от самих выступлений, приносят радость другим детям и взрослым.
Взаимодействие детей-инвалидов и их здоровых сверстников в рамках совместных социокультурных мероприятий способствует полноценному и эффективному развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности между детьми складываются стабильные межличностные отношения. Взаимная помощь друг другу, способствует сближению детей, воспитанию у них важных человеческих качеств как доброта, дружелюбие, умение общаться с людьми. Удивительно верной остается фраза древнего мыслителя и философа Конфуция: «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят…». Любому человеку, ребенку в том числе, нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности, быть счастливым и радоваться жизни.
В связи с этим, возникла идея организовать проект «Радуемся вместе». В ходе реализации проекта разработан и проведен цикл совместных мероприятий для обучающихся начальных классов КГБОУ «Норильская школа-интернат» и воспитанников МБДОУ детский сад № 62 «Почемучка». А также, были созданы необходимые условия для проявления и развития индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья, повышению их личностной ценности и улучшения качества жизни.
Цель проекта:
- создать благоприятные условия, способствующие развитию творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширению социальных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
- формирование адекватного представления о возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья;
- использование альтернативных способов улучшения качества жизни детей с интеллектуальными нарушениями с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
- создание комфортных условий для формирования жизненных компетенций, вовлечение в творческие, развивающие виды социокультурной деятельности, для свободного выбора деятельности детей с ОВЗ;
- формирование максимально возможного навыка самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
- формирование правильного подхода родителей к ребенку-инвалиду, способствующего свободному и полному раскрытию всех способностей детей, их гармоничному развитию совместно с семьей.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: обучающиеся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), классные руководители, дети дошкольного возраста, воспитатели.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на один учебный год.
Отличительные особенности данного проекта: проект адаптирован как для детей с ОВЗ, так и для детей в норме.
Форма проведения: практические занятия, групповые занятия, открытые мероприятия, спортивные соревнования, музыкальные представления, постановка спектакля.
Ресурсное (материальное) обеспечение:
- методическая литература, демонстрационные пособия, комплект коррекционно-развивающих игр, условия для проведения групповых занятий (оборудование кабинетов), оформление актового зала, декорации и костюмы к спектаклю.
- средства ИКТ (интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальный центр).
Ожидаемые результаты:
- приобретение участниками проекта навыков коммуникации и применение их в повседневной жизни;
- приобретение практических знаний и умений, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся с ОВЗ;
- формирование сопереживания чувствам других людей и бережного отношения к результатам их деятельности;
- максимальное проявление в деятельности обучающихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса;
- создание базы аудио, видеоматериалов, презентаций для передачи приобретенного опыта коллегам в других школах города.
Проект «Радуемся вместе!» ориентирован на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающихся с ОВЗ положительных эмоций (возможность сделать обучение и воспитание более радостным и интересным). Достигаемые результаты каждым ребенком будут не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих.
Таблица 1
План-график реализации проекта «Радуемся вместе!»
Этапы | Формы | Сроки | Содержание работ | Место проведения | Ответственные |
1.Вводный этап. | Разработка проекта «Радуемся вместе!». | май-сентябрь | Определение темы и целей, тематики мероприятий проекта. Составление плана реализации проекта. | кабинет начальных классов | Савчук Л.В., учителя начальных классов. |
Подготовительная работа. | Сбор материалов. Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта. | май-сентябрь | Выявление интересов детей, запросов родителей. Планирование видов деятельности (игры, занятия, громкие чтения, спектакли, соревнования), открытых мероприятий, совместные праздники с воспитанниками детского сада. | кабинеты начальных классов | Савчук Л.В., учителя начальных классов. |
2. Реализация проекта. | Открытие проекта «Радуемся вместе!». | октябрь | Торжественное мероприятие для родителей и обучающихся начальных классов и детей дошкольного возраста ( презентация, танцевальные этюды, игры, вручение конвертов с планом мероприятий, выбор мероприятий по интересам) | актовый зал школы | Савчук Л.В., учителя начальных классов. |
Музыкальная гостинная «Музыка вокруг нас». | ноябрь | Групповые занятия для детей и родителей (импровизации, исполнение мелодий из мультфильмов, музыкально-пластические движения). | кабинеты начальных классов | учителя начальных классов. | |
Мероприятие «Игры народов России». | ноябрь | Утренник для детей старшего дошкольного возраста (приглашаются учащиеся 1-2 классов). Игры, музыкальные этюды. | спортивная веранда д/с | Воспитатели | |
Литературная гостинная «В мире любимых сказок». | декабрь | Групповые занятия для детей и родителей, громкие чтения сказок, музыкальные паузы, ролевые игры, обсуждения, инсценировки. | кабинеты начальных классов | Учителя начальных классов | |
Народные гуляния «Коляда». | январь | Утренник для детей старшего дошкольного возраста, (приглашаются учащиеся 1-2 классов). Конкурсы, хороводы. | веранда д/с | Воспитатели | |
Творческая мастерская «Сказки своими руками» | февраль | Занятия для детей и родителей (лепка из пластилина, аппликация, рисунки любимой сказки). Изготовление поделок любимых сказочных героев своими руками. | кабинеты начальных классов | Учителя начальных классов | |
Музыкальное представление «В гости к сказкам». | март | Театрализованная постановка детей старшего дошкольного возраста (приглашаются учащиеся 1-2 классов). | театрально-игровая гостинная | Воспитатели | |
Спортивный праздник «Проверь себя». | апрель | Мероприятие для детей дошкольного возраста, учащихся начальных классов, родителей. Эстафеты, конкурсы, соревнования. | спортивный зал школы | Учителя физкультуры | |
Тематическая выставка совместного творчества «Космические просторы». | апрель | Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста (приглашаются учащиеся 1-2 классов). Музыкальные паузы, конкурсы. | гостинная д/с | Воспитатели | |
Логопедический утренник «Путешествие по стране Правильной и Красивой речи». | апрель | Мероприятие для учащихся начальных классов (детей старшего дошкольного возраста). Викторины, конкурсы. | Актовый зал | Логопеды школы | |
Музыкальная постановка сказки «Теремок на новый лад». | апрель- май | Подготовка к музыкальному представлению по сказке «Теремок». Репетиции спектакля, изготовление костюмов, оформление сцены, выступление перед зрителями. | Актовый зал школы | Учителя начальных классов | |
3. Заключительный этап. | Торжественное закрытие проекта «Радуемся Вместе!». | май | Подведение итогов реализации проекта (презентация, танцевальные этюды, игры, вручение наград активным участникам). | Актовый зал школы | Учителя начальных классов |
Список литературы
- Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. - М.: Просвещение, 2003.
- Лебединский И.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990 [с. 194-197].
- Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., ООО «Школьная пресса», 2014 [№ 3.- с. 38-43].
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей. СПб: Издательство «Союз», 2004 [с.336].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект «Ради мира на Земле!»
Проектно-исследовательская деятельность по духовно- патриотическому воспитанию школьников...
Сценарий экологического праздника "Радоваться вместе с Землёй"
Сценарий экологического праздника "Радоваться вместе с Землёй"...
Проект "Ради жизни ныне живущих"
Проект «Ради жизни ныне живущих…» посвящен семьям погибших в военных действиях на территории Чеченской Республики. Родные и близкие тех воинов должны почувствовать, что государство не забывает трагиче...
Творческий проект "Играем и поём вместе" 2013 г.
В своем классе создала несколько фортепианных ансамблей: инструментальные ансамбли – две флейты с грифными отверстиями и фортепиано, скрипка и фортепиано, а также несколько ансамблей с вокалиста...
Творческий проект «Ради жизни на земле...»
Творческий проект «Ради жизни на земле...»(в рамках изучения темы «Стихотворения о ВеликойОтечественной войне»)В последние годы в практику учителей средней школы активно внедря...
Творческий проект видеооткрытка "Мы разные, но мы вместе"
В сегодняшнем мире, где постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, крайне важно понимать тех, кто тебя окружает...
Творческий проект видеооткрытка "Мы разные, но мы вместе"
Расширить знания детей о Родине и народах ее населяющих...