Проблема побегов и бродяжничества детей с умственной отсталостью
статья
В данной работе изучается актуальная проблема побегов и бродяжничества детей с умственной отсталостью. Рассматриваются причины и классификации синдрома побегов и бродяжничества. Описываются методы диагностики данного синдрома, способы лечения и профилактика побегов и бродяжничества детей с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_pobegov_i_brodyazhnichestva_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема побегов и бродяжничества детей с умственной отсталостью
Проблема побегов и бродяжничества – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями. Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями – депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью; поведенческими отклонениями – семейными конфликтами, пропуском уроков, антисоциальными поступками, агрессивностью. Синдром развивается при органических психопатических расстройствах личности, умственной отсталости, шизофрении. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение комплексное, включает применение медикаментов и психотерапию
Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10) синдром уходов и бродяжничества отнесен к рубрике «социализированное расстройство поведения». Стоит отличать патологический синдром от единичных целенаправленных уходов, спровоцированных внешними или внутренними конфликтами. Распространенность максимальна среди подростков 10-17 лет. Более подвержены синдрому мальчики: уходы начинаются в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеют большую продолжительность, нередко сочетаются с асоциальными поступками. У девочек расстройство возникает в подростковом возрасте, часто сопровождается эмоциональной нестабильностью. При сочетании синдрома с шизофренией, умственной отсталостью отмечается сезонность обострений с пиком в весенне-летний период.
Расстройство отличается разнообразием вызывающих его причин. Как правило, пусковым механизмом становится внешняя ситуация при наличии определенных личностных особенностей. К причинам синдрома уходов и бродяжничества относятся:
- Эмоционально-личностные качества. Синдром формируется на основе чрезмерной впечатлительности, обидчивости, эмоциональной неустойчивости, мечтательности. Бродяжничать подталкивает стремление узнавать новое, поиск развлечений, удовольствий, желание избавиться от обыденности, отсутствие интереса к семейной жизни, посещению школы.
- Психические расстройства. Синдром возникает на фоне шизофрении, легкой и умеренной олигофрении. Его развитию способствует склонность к фантазиям, аутизация, замкнутость, ограниченность, беспричинный страх, подозрительность, нестабильность настроения, искаженное восприятие.
- Патологии нервной системы. Расстройство может сформироваться после травмы головного мозга, приступа эпилепсии. Сопровождается психопатическими изменениями характера.
- Качество жизни. Низкий доход, материально-бытовая неустроенность, алкоголизм и наркомания родителей способствуют уходу детей из семьи. Бродяжничество становится способом избавления от стрессов, возможностью удовлетворить потребности, реализовать мечты.
- Стиль воспитания. Расстройство формируется в условиях безнадзорности, противоречивых требований, при воспитании по типу эмоционального отвержения, гипопротекции. Такие особенности свойственны для неполных семей с постоянной занятостью матери, семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, патологическими зависимостями, имеют низкий культурный и образовательный уровень, склонны к бродяжничеству, антисоциальному образу жизни.
Синдром уходов и бродяжничества формируется на базе слабой привязанности к членам семьи, неудовлетворенности повседневной жизнью. Ребенок легко увлекается, впечатлителен, склонен к фантазированию – все эти особенности подталкивают к поиску нового образа жизни. Способность анализировать, планировать, рассчитывать риски еще не сформирована, при психических расстройствах, органических поражениях мозга критическое отношение к себе и к ситуации нарушено. Поэтому уходы спонтанны, их продолжительность колеблется от нескольких часов до недель, месяцев. Пусковым моментом становится сильное эмоциональное потрясение – захватывающий фильм, книга, ссора.
В настоящее время рассматриваются варианты классификации синдрома бродяжничества по признаку принадлежности к психическому заболеванию. С этой позиции выделяют три группы пациентов со следующими расстройствами:
- Органическая психопатия. При органическом расстройстве личности синдром провоцируется конфликтами дома, ссорами с воспитателями интерната. Характеризуется ранним началом – 7-8 лет. Причиной конфликтов становятся пропуски уроков, воровство денег, увлечение компьютерными играми, невыполнение требований старших. Частые уходы сопровождаются девиантным поведением: ограблениями, угонами машин, проституцией, токсикоманиями.
- Умственная отсталость. Наблюдаются бесцельные уходы, немотивированное бродяжничество, колебания настроения, эмоциональная лабильность. Период скитания продолжается более месяца. Дети не заводят знакомств, проводят все время в одиночестве, обитают на заброшенных стройках, гаражах. Противоправные действия несвойственны.
- Шизофрения. Острый период простой формы болезни сопровождается выраженной раздражительностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, негативизмом перед уходом. Возвращение самостоятельное в течение нескольких недель. У пациентов с параноидной формой шизофрении уход провоцируется тревожно-параноидной и галлюцинаторно-параноидной симптоматикой. Бродяжничество совершается в людных местах, привлекает внимание окружающих неадекватностью. Возврат домой осуществляется через отделение полиции.
Мы рассматриваем побеги и бродяжничество детей с умственной отсталостью.
При стойком интеллектуальном снижении проявления синдрома уходов и бродяжничества зависят от формы олигофрении. Атонический вариант заболевания сопровождается бесцельными уходами и бродяжничеством без четких мотивов, стеническая форма – колебаниями настроения, дисфорическая форма – эмоциональной неустойчивостью и немотивированным бродяжничеством. Бродяжничая, дети добывают еду на свалках. Противоправные поступки не совершают, не вступают в конфликты. Преобладает стремление уйти как можно дальше от дома, уединиться. При встречах с незнакомцами отмечается развязность поведения, недостаточное чувство дистанции, благодушно-эйфорический фон настроения. Возвращение домой провоцирует эмоциональные колебания – эйфорический настрой сменяется депрессивным, дистимическим.
Осложнения синдрома наиболее вероятны при частых, длительных уходах, преобладании поведенческих нарушений. У юношей развивается социальная дезадаптация, девиантное поведение. Незаконные действия совершаются в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Зачастую их целью является добыча денег, еды. Необходимость питаться, содержать себя толкает подростков на воровство, ограбления, нанесение вреда окружающим, занятия проституцией. Больные с преобладанием эмоциональной лабильности страдают депрессивными расстройствами. Под действием алкоголя, наркотиков, в состоянии аффективного возбуждения пациенты совершают попытки суицида.
Диагностика начинается с консультации психиатра. По необходимости к процессу подключается медицинский психолог, детский невролог. Используются следующие методы:
- Опрос. Детский психиатр беседует с ребенком, родителями. Выясняет время начала, частоту и продолжительность уходов, их причины, характер возвращений. Расспрашивает об эмоциональном состоянии ребенка, наличии аддиктивного, антисоциального поведения, особенностях воспитания, условиях проживания, семейных отношениях. По результатам беседы врач делает вывод о патологическом состоянии либо о тяге к приключениям в рамках нормы.
- Психологическое обследование. Проективные методики, личностные опросники предоставляют информацию о сопутствующих эмоциональных нарушениях (депрессии, тревожности, вспыльчивости), заостренных, патологических чертах характера. Детский психолог выявляет психопатические, невротические признаки, определяет риск личностной декомпенсации, социальной дезадаптации. Степень выраженности и характер синдрома диагностируется «Шкалой уходов и бродяжничества». Результат позволяет разработать эффективную тактику лечения, составить прогноз.
- Инструментальные методы. Дополнительно назначается ЭЭГ, МРТ головного мозга. Характерно повышение мозговой активности в области височных долей. Результаты обследований интерпретируются неврологом, учитываются при постановке диагноза.
Синдром уходов и бродяжничества необходимо дифференцировать с единичными целенаправленными уходами из родительского дома (к другу, любимой девушке), с импульсивными поступками при стрессе. Диагностическими критериями являются возраст первых проявлений, скорость прогрессирования симптомов, сохранность критических способностей пациента, данные неврологических обследований.
Лечение определяется причинами развития, тяжестью, нозологической принадлежностью синдрома. Используется комплексный подход, включающий ряд направлений:
- Фармакотерапия. Противоправные, антисоциальные поступки купируются препаратами группы нейролептиков. Лабильность эмоций детей с органическими поражениями мозга требует применения антидепрессантов, транквилизаторов. Комбинация нейролептиков и противосудорожных средств назначается детям с эпилепсией, сумеречным помрачением сознания. При олигофрении, шизофрении используются различные сочетания нейролептических препаратов, антидепрессантов.
- Психотерапия. Показана пациентам с органической психопатией, шизофренией при отсутствии галлюцинаторно-бредовой симптоматики, эмоционально-волевого дефекта. Проводится в форме индивидуальных сеансов и групповых встреч. В ходе обсуждений, анализа конфликтных ситуаций, проигрывания возможных вариантов поведения происходит изменение представлений ребенка о собственных поступках.
- Социально-трудовая терапия. Показана при синдроме бродяжничества с олигофренией. Направлена на развитие трудовых навыков в специальных учреждениях. С помощью трудотерапии, привития дисциплины производится коррекция поведения детей. Увлеченность производством снижает количество попыток ухода, способствует социализации подростков.
К 15-17 годам признаки бродяжничества исчезают у большинства подростков. При комплексной медико-социальной помощи прогноз благоприятный в 80% случаев. Вероятность редукции синдрома ниже в случаях с высокой частотой уходов, выраженными эмоционально-поведенческими расстройствами. Профилактикой синдрома является создание благоприятной домашней ситуации. Ребенок, живущий в комфорте, чувствующий любовь, понимание, заботу родителей, не стремится покидать семью. Стратегической профилактической мерой является диспансеризация детей групп риска: проживающих в интернатах, неблагополучных семьях, имеющих психические заболевания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.
Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...
дети с умственной отсталостью - рекомендуемая литература
Дети с умственной отсталостью - рекомендуемая литература...
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»
В статье описано понятие коммуникативной компетенции, структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....
Социально - бытовая адаптация детей с умственной отсталостью.
Статья. Социально - бытовая адаптация детей с умственной отсталостью....
Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью.
Общение это форма деятельности, необходимая для реализации других видов деятельности личности. Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жит...
Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"
Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....
Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"
Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...