Рабочая программа 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektivnyy_kurs_9_klass.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Элективный курс
Математика для каждого
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Математика для каждого» составлена на основе Программы элективного курса для обучающихся 9-х классов «Математика для каждого» (авторы Т.Е.Лоншакова., Е.Ю. Лукичева - СПБ., 2014).
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) . Программой предусмотрено проведение 3 зачетов.
Характеристика класса.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных способностей обучающихся и специфики классного коллектива. Основная масса обучающихся – дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией обучения, которые в состоянии освоить программу на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных заданий, особенно домашних. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать личностным и индивидуальным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций, плохая память.
Программа курса ориентирована на базовые знания обучающихся по математике. Курс дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для продолжения образования.
В процессе освоения содержания данного курса ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают общеучебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс изучения его становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.
Понятие модуля активно используется в школьном курсе, а также высшей математике, в темах, связанных с определением предела последовательности, предела функции, непрерывности функции.
Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников. Методической основной предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных, приёмов и способов решения задач.
Собственно учебные цели:
• выполнение государственного заказа на достижение обучающимися уровня знаний, предписанного государственными образовательными стандартами;
• формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;
• повышение качества знаний и уровня образования обучающихся.
Социально-ориентированные цели:
• сформированный высокий уровень мотивации и технологической готовности обучающихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
• приобретенный школьниками опыт самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта.
Координирующие цели:
• обеспечить целенаправленность, системность, единство деятельности в сфере содержания образования;
• установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;
• обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.
Цель данного курса: создать условия для развития интеллекта обучающихся: рефлексивных умений, мышления, познавательных способностей в самостоятельной, творческой исследовательской деятельности с учетом индивидуальных способностей и наклонностей.
Основные задачи программы:
• подготовка обучающихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности
• обеспечить преемственность рабочих программ общего образования в соответствии с возрастными особенностями развития школьников;
• достижение обучающимися уровня функциональной грамотности как в рамках традиционных областей социальных взаимодействий, так и в условиях информационной эры;
• расширение процесса информатизации образовательного процесса, активизация использования информационных технологий;
• создание условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьников при опоре на здоровьесберегающие технологии, включая мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, культуру здоровья и сознательный выбор здорового образа жизни;
Задачи курса:
1. Расширение и углубление обобщение школьного курса математики
2. Актуализация, систематизация и знаний учащихся по математике.
3. Формирование у учащихся понимание понимания роли математических знаний как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных.
4. Развитие интереса учащихся к изучению математики.
5. Расширение научного кругозора учащихся.
6. Обучение старшеклассников решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации, получаемой в разных формах.
7. Формирование понятия о математических методах при решении сложных математических задач.
8. Способствование мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Организация на занятиях элективного курса должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений, выдвижения гипотез, способов решения задач. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы по решению задач, предусмотрены консультации.
Методы и формы обучения определяются требованиями ФГОС, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
Технологии, используемые в работе:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий – метод проектов);
- личностно-деятельный и субъект-субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие);
-информационные, направленные на формирование знаний, умений, навыков;
-технология проблемно-технологического обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Предмет | Программа | Учебник | Методическая литература | |||
Алгебра 9 класс | Программа элективного курса для обучающихся 9-х классов «Математика для каждого» (авторы Т.Е.Лоншакова.,Е.Ю. Лукичева - СПБ., 2014). | Алгебра 9 класс. ФГОС. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин М.: Просвещение, 2014 | И.Ф. Шарыгин. Математика. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М. Дрофа, 2005 М.В. Ткачева. Алгебра. Дидактический материал. 9 класс. – М. Просвещение, 2010 |
Содержание тем элективного курса
«Математика для каждого»
для обучающихся 9-х классов
(34 ч)
Тема 1. Модуль «Числа. Преобразования» (11 ч)
Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители. Признаки делимости. Теорема о делении с остатком. Взаимно простые числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Простые числа.
Выражения, включающие арифметические операции. Выражения, содержащие возведение в степень. Свойства степени. Выражения, содержащие корни натуральной степени. Квадратный корень из квадрата разности двух чисел. Модуль числа.
Сравнение действительных чисел.
Самостоятельные работы – 2. Тесты – 2. Зачет – 1.
Тема 2. Модуль «Уравнения» (11 ч)
Уравнения в целых числах
Рациональные и дробные уравнения. Уравнения, содержащие модуль. Иррациональные уравнения. Нестандартные способы решения уравнений.
Исследование квадратного уравнения.
Самостоятельные работы -2. Тесты – 2. Зачет – 1.
Тема 3. Модуль «Неравенства» (11 ч)
Доказательство неравенств:
Модуль суммы меньше или равен сумме модулей. Сумма взаимообратных положительных чисел не меньше 2.Среднее геометрическое не больше среднего арифметического положительных чисел.
Метод интервалов. Рациональные неравенства. Неравенства, содержащие модуль. Иррациональные неравенства.
Самостоятельные работы -2. Тесты – 3. Зачет – 1.
Итоговое занятие (1 ч)
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе | ||
Зачет | СР | Тест | |||
1 | Модуль «Числа. Преобразования» | 11 | 1 | 2 | 2 |
2 | Модуль «Уравнения» | 11 | 1 | 2 | 2 |
3 | Модуль «Неравенства» | 11 | 1 | 2 | 3 |
Итоговое занятие | 1 | - | - | - | |
ИТОГО | 34 | 3 | 6 | 7 |
Формы, методы и средства контроля.
Формы и методы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка учащимися друг друга, собеседование, письменный и устный зачет, проверочные письменные работы, наблюдение. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень знаний и умений тестируемого.
Предусмотрено проведение промежуточных зачетов по окончанию каждой темы, выполнение творческих заданий и итоговой зачетной работы.
При прослушивании блоков лекционного материала и проведении семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оцениваются по системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.
Компьютерные типовые задания удобны для отработки необходимых навыков с отстающими учащимися (учитель не тратит время на подбор однотипных заданий для отработки определенных навыков). Учащиеся с огромным интересом работают с такими заданиями, особенно, если карточка с заданием индивидуальна и ученик может работать в ней.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса «Решение задач с модулем» в 9 классе ученик должен: знать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития числа, создания математического анализа;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности ;
уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
решать рациональные, показательные, логарифмические, иррациональные уравнения неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств с модулем и параметрами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
построения и исследования простейших математических моделей.
Средства обучения
1. Печатные пособия
таблицы по алгебре и началам анализа для 10 класса;
портреты выдающихся деятелей математики;
справочники по математике.
Раздаточный материал:
варианты проверочных и зачетных работ
2. Информационно - коммуникационные средства:
«1С: Репетитор. Математика» (КиМ);
«Математика. 5 – 11 классы. Практикум»
3. Технические средства обучения:
компьютер;
проектор;
экран проекционный;
интерактивная доска
4. Учебно – наглядные материалы:
доска магнитная.
Список литературы.
- для учителя:
1. Алтухова Е.В. и др. Математика. 5-11 классы. Уроки учительского мастерства. – Волгоград. Учитель, 2009.
2. Шарыгин И.Ф. Математика. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М. Дрофа, 2005.
- для учащихся:
1. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М. ООО «Издательство АСТ», 2003.
2. Шарыгин И.Ф. Математика. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М. Дрофа, 2005.
3. Депман Я.И. За страницами учебника математики. – М. Просвещение, 2005.
Приложение 1
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 512
Календарно-тематическое планирование
Элективный курс 9 класс (34 ч, 1 ч/нед)
«Математика для каждого»
Сокращения, используемые в календарно-тематическом планировании
Типы уроков Виды контроля
Л - занятие-лекция Н – наблюдение
П – практикум Т - тест
О – занятие-обсуждение ВП - взаимопроверка
К – консультация СР – самостоятельная работа
ИР – исследовательская работа СП - самопроверка
З - зачет
№ | Наименование тем программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | |
ПЛ | Ф | ||||||||
Модуль «Числа. Преобразования» | 11 | ||||||||
1 | Делимость целых чисел | 1 | Л | Делимость целых чисел; признаки делимости | - знать признаки делимости; - уметь применять их при решении задач | Н | |||
2 | Делимость целых чисел | 1 | П | Делимость целых чисел; признаки делимости | - знать признаки делимости; - уметь применять их при решении задач | СР | |||
3 | Делимость целых чисел | 1 | П | Делимость целых чисел; признаки делимости | - знать признаки делимости; - уметь применять их при решении задач | Н | |||
4 | Делимость целых чисел | 1 | О | Делимость целых чисел; признаки делимости | - знать признаки делимости; - уметь применять их при решении задач | Т | |||
5 | Преобразо-вания иррациона-льных выражений | 1 | К | преобразования иррациона-льных выражений, свойства арифметического корня и степени преобразования иррациона-льных выражений, свойства арифметического корня и степени | - знать свойства арифметического корня; - уметь преобразовывать иррациона-льные выражения | Н | |||
6 | Преобразо-вания иррациона-льных выражений | 1 | П | преобразования иррациона-льных выражений, свойства арифметического корня и степени | - знать свойства арифметического корня; - уметь преобразовывать иррациона-льные выражения | ВП | |||
7 | Преобразо-вания иррациона-льных выражений | 1 | О | преобразования иррациона-льных выражений, свойства арифметического корня и степени | - знать свойства арифметического корня; - уметь преобразовывать иррациона-льные выражения | СР | |||
8 | Преобразо-вания иррациона-льных выражений | 1 | П | преобразования иррациона-льных выражений, свойства арифметического корня и степени | - знать свойства арифметического корня; - уметь преобразовывать иррациона-льные выражения | Т | |||
9 | Сравнение действите-льных чисел | 1 | К | сравнение действительных чисел, способы сравнения | - уметь сравнивать действительные числа | Н | |||
10 | Сравнение действите-льных чисел | 1 | П | сравнение действительных чисел, способы сравнения | - уметь сравнивать действительные числа | ВП | |||
11 | Зачет | 1 | П | преобразования иррациона-льных выражений, свойства арифметического корня и степени, сравнение действительных чисел | -уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач | З | |||
Модуль «Уравнения» | 11 | ||||||||
12 | Уравнения в целых числах | 1 | К | рациональные уравнения; виды рациональных уравнений; способы их решения | -знать методы решения уравнений; -уметь применять их при решении уравнений | СР | |||
13 | Уравнения в целых числах | 1 | П | рациональные уравнения; виды рациональных уравнений; способы их решения | -знать методы решения уравнений; -уметь применять их при решении уравнений | ВП | |||
14 | Нестандартные способы решения уравнений. | 1 | Л | нестандартные способы решения уравнений. | -знать нестандартные способы решения уравнений; -уметь применять их при решении уравнений | Н | |||
15 | Нестандартные способы решения уравнений. | 1 | О | нестандартные способы решения уравнений. | -знать нестандартные способы решения уравнений; -уметь применять их при решении уравнений | Н | |||
16 | Нестандартные способы решения уравнений. | 1 | П | нестандартные способы решения уравнений. | -знать нестандартные способы решения уравнений; -уметь применять их при решении уравнений | ВП | |||
17 | Нестандартные способы решения уравнений. | 1 | К | нестандартные способы решения уравнений. | -знать нестандартные способы решения уравнений; -уметь применять их при решении уравнений | СР | |||
18 | Нестандартные способы решения уравнений. | 1 | П | нестандартные способы решения уравнений. | -знать нестандартные способы решения уравнений; -уметь применять их при решении уравнений | ВП | |||
19 | Нестандартные способы решения уравнений. | 1 | П | нестандартные способы решения уравнений. | -знать нестандартные способы решения уравнений; -уметь применять их при решении уравнений | Т | |||
20 | Исследова-ние квадра-тного урав-нения | 1 | Л | исследование квадратного уравнения | - уметь исследовать квадратное уравнение | ВП | |||
21 | Исследова-ние квадра-тного урав-нения | 1 | П | исследование квадратного уравнения | - уметь исследовать квадратное уравнение | Т | |||
22 | Зачет | 1 | П | нестандартные способы решения уравнений; исследование квадратного уравнения | -уметь применять полученные знания в комплексе при решении уравнений, неравенств | З | |||
Модуль «Неравенства» | 11 | ||||||||
23 | Доказательство неравенств | 1 | Л | доказательство неравенств, способы и методы доказательства | - знать методы доказательства неравенств; -уметь доказывать неравенства | Н | |||
24 | Доказательство неравенств | 1 | П | доказательство неравенств, способы и методы доказательства | - знать методы доказательства неравенств; -уметь доказывать неравенства | ВП | |||
25 | Доказательство неравенств | 1 | К | доказательство неравенств, способы и методы доказательства | - знать методы доказательства неравенств; -уметь доказывать неравенства | Т | |||
26 | Неравенства с модулем | 1 | П | неравенства с одним и несколькими модулями, способы их решения, неравенства со «сложным» модулем | -уметь решать неравенства, применяя нестандартные приемы и свойства функции | СР | |||
27 | Неравенства с модулем | 1 | О | неравенства с одним и несколькими модулями, способы их решения, неравенства со «сложным» модулем | -уметь решать неравенства, применяя нестандартные приемы и свойства функции | ВП | |||
28 | Неравенства с модулем | 1 | К | неравенства с одним и несколькими модулями, способы их решения, неравенства со «сложным» модулем | -уметь решать неравенства, применяя нестандартные приемы и свойства функции | Т | |||
29 | Метод интервалов | 1 | Л | рациональные неравенства, метод интервалов | -уметь решать неравенства, применяя метод интервалов | Н | |||
30 | Метод интервалов | 1 | О | рациональные неравенства, метод интервалов | -уметь решать неравенства, применяя метод интервалов | ВП | |||
31 | Метод интервалов | 1 | П | рациональные неравенства, метод интервалов | -уметь решать неравенства, применяя метод интервалов | СР | |||
32 | Метод интервалов | 1 | П | рациональные неравенства, метод интервалов | -уметь решать неравенства, применяя метод интервалов | Т | |||
33 | Зачет | 1 | П | неравенства с одним и несколькими модулями, способы их решения, неравенства со «сложным» модулем, метод интервалов | -уметь применять полученные знания в комплексе при решении уравнений, неравенств | З | |||
34 | Итоговое занятие | 1 | ИР | решение уравнений, неравенств, нестандартных задач | -уметь применять полученные знания в комплексе при решении уравнений, неравенств | ВП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...