Занимательная математика
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа для внеурочных занятий для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_zanimatelnaya_matematika.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультатива
«Занимательная математика»
5класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе:
- БУП-2004, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 3112 от 09.03.2005г.
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089» (для 5-11 классов).
Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Так, например, сегодня факультативный курс направлен на достижение следующих целей:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
- адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Календарно – тематическое планирование
№ | Темы занятий | Количество часов | Оборудование, дидактическое обеспечение | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. | 1 | 1 | 0 | Раздаточный материал |
2 | Сложение, вычитание натуральных чисел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
3 | Занимательные ребусы, головоломки, загадки. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
4 | Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. | 1 | 1 | 0 | Раздаточный материал |
5 | Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства. | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
6 | Геометрические головоломки со спичками. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
7 | «Магические» фигуры. | 1 | 1 | 0 | Раздаточный материал |
8 | Развитие вычислительной культуры. | 1 | 1 | 0 | Раздаточный материал |
9 | Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализиро-вать вычисления. | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
10 | Задачи на «переливание». | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
11 | Задачи на «переливание». | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
12 | Задачи на взвешивание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
13 | Задачи на взвешивание. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
14 | Задачи на "движение" | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
15 | Задачи на "движение" | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
16 | Логические задачи. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
17 | Логические задачи. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
18 | Логические задачи. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
19 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
20 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
21 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
22 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
23 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
24 | Олимпиадные задачи различного уровня. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
25 | Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. | 1 | 1 | 0 | Раздаточный материал |
26 | Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
27 | Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
28 | Простейшие комбинаторные задачи. Комбинации и расположения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
29 | Простейшие комбинаторные задачи. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
30 | Простейшие комбинаторные задачи. | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
31 | Математические игры | 1 | 0,5 | 0,5 | Раздаточный материал |
32 | Математические игры | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
33 | Математические игры | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
34 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Раздаточный материал |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны:
знать:
- геометрические фигуры
- определение ребуса, головоломки, загадки;
- старые русские меры;
уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Лист корректировки
№ урока по плану | № урока по факту | Тема по плану | Тема по факту | Причина коррекции | Способ коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс
Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
Оптические иллюзии, числовые узоры, цифровые стихи, магический квадрат...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...