Занимательная математика
рабочая программа (5 класс)

Лукьянова Лада Сергеевна

Рабочая программа для внеурочных занятий для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnaya_matematika.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультатива

«Занимательная математика»

5класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе:

  1. БУП-2004, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 3112 от 09.03.2005г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089» (для 5-11 классов).

Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.

        Так, например, сегодня факультативный курс направлен на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • привитие интереса к предмету.

Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:

  • адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Задачи факультативного курса по математике определены следующие:

  • развитие у учащихся логических способностей;
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.


Календарно – тематическое планирование

Темы занятий

Количество часов

Оборудование, дидактическое обеспечение

Всего

Теория

Практика

1

Как люди научились считать.

Из науки о числах.

Из истории развития арифметики.

1

1

0

Раздаточный материал

2

Сложение, вычитание натуральных чисел.

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

3

Занимательные ребусы, головоломки, загадки.

1

0

1

Раздаточный материал

4

Рассказы о геометрии.

Из истории развития геометрии.

1

1

0

Раздаточный материал

5

Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства.

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

6

Геометрические головоломки со спичками.

1

0

1

Раздаточный материал

7

«Магические» фигуры.

1

1

0

Раздаточный материал

8

Развитие вычислительной культуры.

1

1

0

Раздаточный материал

9

Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализиро-вать вычисления.

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

10

Задачи на «переливание».

1

0

1

Раздаточный материал

11

Задачи на «переливание».

1

0

1

Раздаточный материал

12

Задачи на взвешивание.

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

13

Задачи на взвешивание.

1

0

1

Раздаточный материал

14

Задачи на "движение"

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

15

Задачи на "движение"

1

0

1

Раздаточный материал

16

Логические задачи.

1

0

1

Раздаточный материал

17

Логические задачи.

1

0

1

Раздаточный материал

18

Логические задачи.

1

0

1

Раздаточный материал

19

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

20

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

1

0

1

Раздаточный материал

21

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

1

0

1

Раздаточный материал

22

Олимпиадные задачи различного уровня.

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

23

Олимпиадные задачи различного уровня.

1

0

1

Раздаточный материал

24

Олимпиадные задачи различного уровня.

1

0

1

Раздаточный материал

25

Метрическая система мер.

Старые русские меры.

Как измеряли в древности.

1

1

0

Раздаточный материал

26

Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

27

Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.

1

0

1

Раздаточный материал

28

Простейшие комбинаторные задачи.

Комбинации и расположения.

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

29

Простейшие комбинаторные задачи.

1

0

1

Раздаточный материал

30

Простейшие комбинаторные задачи.

1

0

1

Раздаточный материал

31

Математические игры

1

0,5

0,5

Раздаточный материал

32

Математические игры

1

0

1

Раздаточный материал

33

Математические игры

1

0

1

Раздаточный материал

34

Итоговое занятие

1

0

1

Раздаточный материал

Итого:

34

10

24


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны:

знать:

  • геометрические фигуры
  • определение ребуса, головоломки, загадки;
  • старые русские меры;

уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • уметь составлять занимательные задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.


Лист корректировки

№ урока по плану

№ урока по факту

Тема по плану

Тема по факту

Причина коррекции

Способ коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...