Сквозная программа, раскрывающая социальное направление развития личности «Учимся жить в современном мире».
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Учимся жить в современном мире" | 46.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сквозная программа, раскрывающая социальное направление развития личности
«Учимся жить в современном мире».
(модуль- 9-й класс)
Составитель: Андрущак Т.П., старший воспитатель ИСТ МОУ Школа с.Белоярск.
Пояснительная записка.
Актуальность. Период обучения в 9-м классе сопряжен с особенностями всех сторон жизнедеятельности девятиклассника. Девятиклассник - это 14-15-летний подросток, который находится на ступени перехода в юношество. Это сложный возрастной период, в 9-м классе необходимо определить жизненные ориентиры, расставить приоритеты. Образование, трудоустройство, личные отношения - теперь для ребенка не просто слова. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Проблемы. Для образовательного процесса школ-интернатов Приуральского района характерны особенности, связанные с природно-погодными условиями региона. К ним отнесем: а) актированные дни по причине сильных морозов; б) контингент обучающихся с преобладающим составом детей, родители которых ведут кочевой образ жизни; в) сложная транспортная схема, удаленность от культурных, административных центров. Данные особенности создают проблемы в организации качественного и результативного образовательного процесса. Благодаря образовательной политике государства создаются все необходимые условия: дистанционное обучение, для тундровых детей создаются условия для круглосуточного проживания в интернатах, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс позволяет нивелировать различия между городскими и сельскими школами. Однако виртуальные путешествия и общение с помощью гаджетов не заменят реальное посещение музея и живое человеческое общение. Современные условия проживания в интернате и педагогическое сопровождение квалифицированных воспитателей не заменят детям родной чум и общение с родителями. В.Н.Няруй, В.М. Сэрпиво в предисловии к научно-методическому пособию «Ненцы: уроки предков» отмечают « И в наши дни особую тревогу вызывает положение детей, живущих в районах Крайнего Севера, где жизненные обстоятельства порождают проблему разрыва между поколениями, между школой и семьей». Диагностика восьмиклассников школы по методике: «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока) свидетельствует, что среди исследуемых школьников ( 92,8% ) имеют выраженный интерес к определенным предметам, сферам деятельности- 28,5% исследуемых. Определение ведущего типа мышления по опроснику типа мышления (модификация Г.Резапкиной) свидетельствует, что у исследуемых выявлены разные ведущие типы мышления. У большинства преобладает один или два типа мышления. Для большинства характерен ведущий тип - предметно-действенный. Для части восьмиклассников характерным является наглядно-образное мышление, креативность. ( Исследования проводила педагог-психолог школы Нармаева А.В.).
Особенности жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, которые благоприятствуют социализации личности:
-Ранняя включенность детей в трудовые отношения взрослых, что способствует относительно раннему развитию автономности, ответственности детей.
-Дифференциация воспитания мальчиков и девочек способствует гармоничной половой идентификации подрастающего поколения.
-Природосообразность развития. Ребенок развивается в рамках определенного конкретного социума при четкой привязанности к конкретным взрослым.
-Компактность культурно-образовательной среды образовательного учреждения. В сельской местности более благоприятные условия для создания культурно-образовательного комплекса, сотрудничества всех субъектов образовательного пространства – учителей, учащихся и родительской общественности.
Особенности социализации, которые требуют компенсации и дополнительных психолого-педагогических вмешательств:
-Обучение в условиях школы-интерната, в отрыве от родного дома, от родителей. Особое внимание необходимо уделить компенсации семейного воспитания (создание семейно-ориентированной образовательной системы).
-Статус этнического меньшинства, часто сопровождающийся неадекватной самооценкой и нарушением идентичности.
-Билингвизм. Основным типом билингвизма, характерным для России, является национально-русское двуязычие.
-Относительно однородный социальный статус населения в сельской местности, ограниченность сфер общения и отсутствие модели умственного труда взрослых. (Портал психологических изданий PsyJournals.ru http://psyjournals.ru/ethnopsy/issue/40271_full.shtml [Этнорегиональные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера - Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития])
Для реализации цели и задач воспитания и социализация обучающихся 9-х классов необходимо учитывать психологические особенности личности. Центральное, личностное новообразование - готовность к личностному и жизненному самоопределению. Ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. Особенности возраста: завершение физического развития организма, полового созревания; замедления темпа роста тела, нарастание мышечной массы и работоспособности; быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей; развитие самосознания; развитие индивидуальности; выбор профессии; начало формирования взаимных отношений между полами. Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 9 классе: обретение личностной тождественности и целостности (идентичности); осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; профессиональное самоопределение , самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии; развитие годности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Нововведение во взрослении: самостановление, самоопределение. В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения п.2.3.7. указывается, что основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности. Основываясь на данных положениях, программа социальной направленности для девятиклассников разбита на блоки: «Поверь в себя», «Знание-сила», «ЯЛидер», «ЯПрофи».
Цель программы: Создание условий для позитивной социализации обучающихся: формирование личности, способной адаптироваться и реализоваться в современном динамичном поликультурном обществе.
Задачи:
-развивать культуру общения, самопознания и саморазвития личности. Блок «Поверь в себя».
-развивать познавательные интересы, мотивацию к обучению и самообучению. Блок «Знание-сила»
-развивать инициативу, самостоятельность, чувство ответственности. Блок «ЯЛидер».
-формировать навыки проектирования послешкольного образовательно-профессионального маршрута. Блок «ЯПрофи».
Основные принципы составления программы ( по Мудрику А.В.)
-принцип природосообразности воспитания;
-принцип культуросообразности воспитания;
-принцип диалогичности воспитания;
-принцип центрации социального воспитания на развитии личности;
-принцип коллективности социального воспитания;
-принцип вариативности социального воспитания;
-принцип незавершимости воспитания.
Методические рекомендации.
Занятия по программе предусматривают рассмотрение теоретических вопросов и практические занятия. Вначале работы по программе рекомендуется провести входную диагностику по определению типа мышления, уровню воспитанности, профориентации и др. Анализ диагностики окажет помощь педагогам в выборе методов обучения и методов воспитания, форм организации деятельности.
Рекомендуемые методики изучения детских и взрослых коллективов:
- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»;
-Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»
- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»
- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Методика Е.Н. Степанова «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!»
- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»
- Методика А.Е. Голомштока «Карта интересов»
-Опросник Г.Резапкиной «Тип мышления»
Рекомендуемые формы организации деятельности по реализации программы: тренинги, ролевые и деловые игры, социально-значимые акции, практикумы, конкурсы, конференции, круглые столы, и др.
Рекомендуемые методы и технологии: КТД, проектная деятельность, мастерская, дискуссии, развитие критического мышления, мастер-класс и др.
Программа рассчитана на 132 часа.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Форма проведения | К-во часов | Практическая деятельность |
Блок «Поверь в себя» | ||||
Добро пожаловать в группу. Знакомство. | Тренинг | 2 | Создание визитки группы. | |
Я- это я, и это замечательно. | Тренинг | 2 | Коллаж «Черное и белое» | |
Самопознание личности. Моя жизненная лестница. | Тренинг | 2 | Аппликация «Моя жизненная лестница» | |
Как научиться жить в оптимальном режиме? | Тренинг, ролевая игра | 2 | Правила ролевой игры и сценарий ролевой игры «Один день из жизни девятиклассника» | |
Доверие в жизни человека. Я тебе доверяю. | Тренинг | 1 | Анкетирование. | |
Как завязать дружбу? Как поддерживать дружеские отношения? | Тренинг, проект | 3 | Подготовка и проведение защиты проекта «Народная мудрость (искусство) о дружбе» | |
Эмоции. Как справиться с гневом? | Тренинг | 1 | Цветовая карта эмоций школьного дня. | |
Преодолеваем страхи. | Тренинг | 1 | Анкетирование. | |
Уверенность и неуверенность в себе. | Тренинг, ролевая игра | 2 | Подготовка игры «Когда я уверен в себе?» | |
Проблема как друг. | Тренинг | 1 | Формула (модель) решения проблемы. | |
Можно ли научиться управлять собой? | Тренинг, дискуссия | 3 | Подготовка и проведение дискуссии «Умейте властвовать собой» | |
Мужество и трусость человека. Каковы их последствия? | Тренинг, проект | 3 | Подготовка и защита проекта «Смелость города берет» | |
Общение. Навыки общения. | Тренинг, ролевая игра | 2 | Подготовка и проведение игры «Круг моего общения» | |
Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях. | Тренинг, дискуссия | 2 | Подготовка и проведение дискуссии «Роскошь человеческого общения» | |
Я и мир вокруг меня. | Тренинг | 1 | Создание модели «Я и мир» | |
Компания и я. | Тренинг | 1 | Тестирование « Ваша компания» | |
Молодежные субкультуры. | Занятие-панорама | 2 | Составление сравнительной таблицы «Молодежные субкультуры» | |
Чему мы научились? | Круглый стол | 2 | Подготовка выступлений, обсуждение | |
Итого часов | ||||
Блок «Знание-сила» | ||||
Особенности развития познавательной деятельности девятиклассников. | Учебная лекция, учебная презентация | 1 | Диагностика познавательных процессов. | |
Интеллектуальное творчество. Сообщение, доклад. | Учебная презентация, практикум | 3 | Подготовка сообщения на тему «Образование на Ямале». Подготовка доклада «История образования на Ямале». | |
Реферат и исследовательская работа. | Учебная презентация, практикум | 4 | Разработка плана написания реферата на тему «История Белоярска». Разработка плана написания проекта «Трудовые подвиги жителей с.Белоярск» | |
Методы исследования: гуманитарные науки. | Учебная презентация, практикум | 1 | Составление анкеты. Составление опросника для интервью. | |
Работа с разными источниками информации. | Учебная презентация, практикум | 1 | Анализ литературы по теме «Карские экспедиции». Составление тезисов статьи в прессе. | |
Схемы, таблицы, диаграммы, графики как средство презентации творческих работ. | Практикум. | 2 | Составление сравнительной таблицы на основе информации по теме «Трудовые подвиги жителей с.Белоярск» | |
Мир проектов. Типы проектов. | Учебная презентация, практикум | 1 | Составление примерных тем информационных проектов по культуре народов Ямала. | |
5 «П» проектной деятельности. | Учебная презентация, практикум | 1 | Определение основных компонентов социального проекта «Зеленая школа». | |
Исследование и проект: общее и различия. | Учебная презентация, практикум | 2 | Составление сравнительной таблицы. | |
Конференция по защите творческих работ. | Социальные пробы | 6 | Подготовка работ (рефератов, проектов) к защите. | |
Мир интеллектуальных игр. Правила и алгоритмы. | Учебная презентация, практикум | 1 | Анкетирование . | |
Алгоритм проведения игры «Брейн-ринг». Алгоритм проведения игры «Что? Где? Когда?» | Учебная презентация, практикум | 1 | Составление плана подготовки проведения игры «Брейн-ринг» Составление плана подготовки проведения игры «Что? Где? Когда?» | |
Компоненты успешной игры: эрудиция, логика, нестандартное мышление, внимание, выделение главного. | Практикум | 1 | Диагностика. | |
Составление вопросов к играм. Использование словарей и энциклопедий. | Практикум | 1 | Анализ вопросов игр. Составление вопросов к игре по теме «Культурные традиции Ямала» | |
Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино. | Практикум | 1 | Составление вопросов к игре по теме «Культурные традиции Ямала» | |
Игра «Брейн-ринг» | Социальные пробы | 3 | Подготовка сценария, оформления, вопросов | |
Игра «Что? Где? Когда?» | Социальные пробы | 3 | Подготовка сценария, оформления, вопросов | |
Итого часов | 33 | |||
Блок «ЯЛидер» | ||||
Вводное занятие. Знакомство с группой и программой. | Тренинг | 1 | Анкетирование. | |
Ученическое самоуправление. Структура органов ученического самоуправления в МОУ Школа с.Белоярск | Практикум | 2 | Разработка альтернативной модели самоуправления в школе. | |
Лидер. Основные качества и способности лидера. | Практикум | 1 | Тестирование на выявление лидерских способностей. Проработка некоторых лидерских качеств. | |
Роль личности в истории. Лидеры. | Конференция | 6 | Подготовка и защита творческих работ. | |
Самопрезентация. Основы самопрезентации. | Тренинг | 2 | Тест «Уверенный ли вы человек?» Самопрезентация. | |
Общение. Деловое общение. Развитие уверенности в себе. | Ролевая игра | 3 | Подготовка сценария ролевой игры «Прием на работу», «Я поступаю учиться» | |
Команда лидера. | Тренинг | 1 | Алгоритм создания команды. | |
Программа лидера. | Практикум | 2 | Разработка программы лидера партии. | |
Конфликт. Управление конфликтом. Спор: его цели и стратегии. | Практикум, ролевая игра | 2 | Решение конфликтных ситуаций. | |
Виды и формы КТД. Технология КТД. | Практикум | 1 | КТД-тренинги «Геометрическая фигура», «Номера». | |
Разработка КТД для младших школьников «Мы – лидеры!». | Социальные пробы | 4 | Подготовка к проведению КТД «Мы – лидеры!». Проведение КТД для младших школьников. | |
Волонтерское движение. История. | Учебная презентация | 2 | Анкетирование. Выпуск постера. | |
Волонтерское движение в ЯНАО. | Учебная презентация | 2 | Составление таблицы. Выпуск постера. | |
Инициативы молодежного правительства ЯНАО. | Учебная презентация | 4 | Разработка проекта «Молодежные инициативы» | |
Итого часов | 33 | |||
Блок «ЯПрофи» | ||||
Моя профессия: какой я ее вижу? | Круглый стол | 1 | Анкетирование. | |
Из истории профессий. | Практикум | 1 | Составление презентации «Первые профессии человека» | |
Профессии Крайнего Севера. | Устный журнал | 1 | Составление таблицы «Особенности труда в условиях Крайнего Севера» | |
Профессии моего рода. | Конференция | 5 | Подготовка творческих работ, защита творческих работ (сочинение, эссе, презентация) | |
Трудолюбие в ненецком фольклоре. | Социальные пробы | 2 | Запись фольклора жителей села Белоярск. | |
Профессии нашего села. | Экскурсии | 3 | Посещение предприятий села Белоярск. | |
Учебные заведения региона. | Устный журнал | 1 | Работа на сайте Департамента образования ЯНАО. Навигатор профессий ЯНАО. | |
Я поступаю учиться. | Ролевая игра | 2 | Подготовка плана и сценария игры. | |
Востребованные профессии ЯНАО. | Устный журнал, практикум | 2 | Составления филворда «Профессии ЯНАО», оформление стенда. | |
Сделай свой выбор! | Практикум, КВН | 3 | Подготовка визитки команды КВН. | |
Карьера: за и против. | Диспут | 2 | Подготовка и проведение диспута. | |
Деловые документы: что я знаю, что умею. | Практикум | 2 | Оформление заявления, трудового договора. Составление резюме, автобиографии. | |
Профессии школы. | Мастер-классы, профессиональные пробы. | 5 | Учитель, юрист, секретарь-деловод, водитель, повар, инженер-программист, инженер-строитель. | |
В мире профессий. | Игра-квест | 3 | Подготовка сценария, проведение игры. | |
Итого часов | 33 | |||
Всего часов по реализации программы | 132 |
Ожидаемые результаты.
Реализация программы «Учимся жить в современном мире»
-содействует социализации обучающихся;
-способствует формированию современных базовых компетенций (коммуникативных, познавательных, информационных);
-позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
-повысит интеллектуальное, культурное, нравственное развитие обучающихся;
-даст подростку возможность деятельностного ознакомления с миром познания, общения, профессий;
-позволит создать условия для преемственности поколений.
Литература:
- Распоряжение Правительства ЯНАО от 12.09.2014 N 585-РП "Об утверждении комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа и развитию системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии в Ямало-Ненецком автономном округе"
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е.С.Савинов).-М.:Прочсвещение.2011.
- Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/О.В.Брыкова, Т.В.Громова- М.: Чистые пруды,2006.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев,П.В.Степанов.-М.:Просвещение,2010.
- Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подростакм/ Юлия Зарипова-М.: Чистые пруды,2007.
- Мудрик А.В. Принципы воспитания//Заместитель директора по воспитательной работе.-2009.-№7
- Мудрик А.В. Личностный подход в воспитании//Заместитель директора по воспитательной работе.-2009.-№7
- Мудрик А.В. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации//Заместитель директора по воспитательной работе.-2009.-№7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по социальному направлению 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению предназначена для учащихся 6 класса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я-Гражданин» для 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...
Рабочая программа по социальному направлению Совет обучающихся «Содружество» для 5-11 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по социальному направлениюСовет обучающихся «Содружество»для 5-11 классовна 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по социальному направлению «Открытый мир»
Программа по социализации «Открытый мир» реализуется в условиях надомного обучения. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие...
Рабочая программа по социальному направлению «Открытый мир»
Программа по социализации «Открытый мир» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:содействовать получению моральных знаний школьников;форм...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ ЗВЕРЮШКАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМЕ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ ЗВЕРЮШКАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМЕ»(с детьми старшей группы)....