Материалы для экскурсии "Известные личности на карте Ямала"
материал
Представленные материалы содержат информацию, собранную в результате анализа литературных источников по краеведению Ямала. Материалы посвящены пребыванию Ерофея Хабарова, Альфреда Брема, Фритьофа Нансена, Павла Крузенштерна на Обском Севере. Представленные материалы можно использовать для проведения интеллектуальных игр, квестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для экскурсии по краеведению "Известные личности на карте Ямала" | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для экскурсии по истории Ямала « Известные личности на карте Ямала».
Неведомый, диковинный, загадочный край земли - Ямал, словно магнитом притягивал жаждущих постигнуть его сокровенные тайны любознательных, умудренных опытом, дерзновенных первопроходцев. Им помогали надежные, наиболее искушенные знатоки. Дорога на Ямал изобиловала неожиданными и опасными преградами. Ямал связан с биографиями (жизнью) многих ученых, путешественников. Листая страницы истории ямальского края встречаем имена людей с мировыми именами.
Уже в древние времена земли за Уралом привлекали европейцев, и прежде всего, торговый люд. Дореволюционный сибирский историк А.Оксенов насчитал с 1032 по 1446 год десять упоминаний о походах новгородцев за Урал . Однако имеющаяся литература изобилует описанием первопроходцев Сибири вообще. Приходится констатировать, что Сибирь ассоциируется в сознании многих только как полюс холода, место царских ссылок и сталинского ГУЛАГа.
Долгое время наши земли считались диковинными для европейцев. На первых порах Сибирь вообще, и наш край в частности, привлекал пушниной и рыбой. В новое время ученых начинают интересовать полезные ископаемые. И значительно позже ученые начинают проводить планомерную работу по изучению истории края, изучению быта и культуры коренного населения. А ведь самобытная культура коренного населения Ямала - это кладовая из самоцветов традиций, верований, обрядов. О пребывании известных личностей на Ямале узнаем из рассказов А.Макеева. В свое время он работал заместителем главного редактора журнала «Ямальский меридиан». К сожалению этого ученого уже нет среди живых, однако память о его изысканиях сохранилась в среде его друзей , знакомых, коллег. Его сведения относятся к самым интересным страницам истории Ямала. Благодаря его публикации «Поучительный опыт духоборов» мы знаем о том, что известный русский писатель Лев Толстой много знал о Салехарде из переписки с лидером духоборов П.В.Веригиным. В библиотеке им.Шемановского находится сборник переписки Толстого и Веригина. Эти письма рассказывают нам о жизни, занятиях, быте жителей Салехарда в конце 19 века. О пребывании на Ямале известного немецкого зоолога Альфреда Брема узнаем также со страниц журнала «Ямальский меридиан». Но дополнительные сведения о путешествии ученого можно найти на страницах электронной версии журналов «Северные просторы». О пребывании выдающихся людей на Ямале писали сотрудник Ямальского института развития образования Н. Цимбалистенко в книге «Север есть Север», известный тюменский журналист А. Омельчук в книге «Частное открытие Сибири».
Ерофей Хабаров.
Имя Ерофея Хабарова у большинства связано с освоением территории Якутии и Приморья. Его походы с реки Лены на Амур в 1649-1653 гг. снискали ему славу одного из выдающихся землепроходцев. Однако ученые изучили материалы Мангазейской приказной избы за 1620-1631гг. где фамилия Хабарова встречается очень часто. Ученые утверждают, что первопроходец Амура еще до своих знаменитых походов был на Ямале. Известный ученый С.В.Бахрушин в работах о Мангазее мимоходом отметил, что Ерофей Хабаров побывал в Тазовском городе, где вел торги и промыслы, участвовал в ссоре мангазейских воевод Григория Кокарева и Андрея Палицына, заняв сторону последнего. А вместе с тем именно в это время Хабаров сформировался как знатный землепроходец. Выходец из среды русских поморов, проложивших пути в самые отдаленные уголки Сибири и Дальнего Востока, Хабаров был человеком своего бурного времени.Первая поездка Ерофея Хабарова в Мангазею датируется 1628 годом. Надо полагать, в представлении еще неопытных в сибирских делах устюжских крестьян Мангазея казалась землей, неиссякаемой пушными богатствами. Однако на самом деле все было не совсем так. К приезду Хабарова в районе рек Таз и Пур соболь повсеместно исчез. Путешествие вместе с нанятыми в Тобольске пятью подрученниками братья Хабаровы совершили по единственному тогда пути - южному Мангазейскому морскому ходу, по Обской и Тазовской губам, проделав расстояние протяженностью более двух тысяч верст, зимовав в Тазовском городе, в следующее лето они поспешили в Туруханское зимовье. Вместе с другими русскими первопроходцами братья Хабаровы участвовали в географическом открытии северо-восточных районов огромного таймырского полуострова и приняли участие в промысловом его освоении.
Обратный путь в Мангазею Хабаровым был проделан зимой и весной 1630 года. Он вернулся туда как раз в те месяцы, когда грандиозная ссора между воеводами Кокоревым и Палициным достигла своего апогея. В 1630 году Ерофей Павлович принял участие в выступлении мангазейских торговых людей. Привез жалобу в Москву на воеводское управление за незаконную постройку кабаков, торговлю вином и т.п. Его неприязнь к Кокореву можно объяснить обидой, которую нанес ему воевода. За незаконные торги в хетском зимовье Кокорев отобрал у Хабарова 17 соболей, и, кроме того, приказал взять его на поруки. Ерофей Хабаров прибыл в Москву, совершив вторичное плавание по мангазейскому морскому ходу - по Тазовской и Обской губам в Тобольск. Прибытие Хабарова в столицу в январе 1631 года подтверждено пометой на его челобитной царю Михаилу Романову.
Таковы факты. Прежде всего, они характеризуют обстановку, в которой совершалось открытие отдаленных районов Севера, а также одного из представителей русского землепроходческого движения - Хабарова, человека смелого и предприимчивого.
Павел Иванович и Павел Павлович Крузенштерны.
В фондах Ямальского районного музея хранятся 10 уникальных документов, которые относятся к экспедиции П.Крузенштерна на шхуне «Ермак» к берегам Ямала в 1862 г. Как попали документы в Ямальский музей? В книге А.В.Головнева «История Ямала» находим упоминания о преданиях рода Сэродэто. В этом роду сохранился рассказ о спасении экспедиции знаменитого мореплавателя П.И Крузенштерна, проходившей в 1860-1862. Как свидетельствуют источники, данную экспедицию снарядил промышленник Михаил Константинович Сидоров. Он оснастил два судна: шхуну «Ермак» и яхту «Эмбрио», которые вышли в плавание 1 августа 1862 г.Начальником экспедиции был П.П.Крузенштерн, внук первого русского мореплавателя, совершившего кругосветное путешествие и сын П.И Крузенштерна, который на собственной шхуне «Ермак» в 1849-1850 гг. дважды пробовал пройти из Онежской губы Белого моря в Карское море, найти путь из Европы к устью Енисея. Такая же цель стояла перед Павлом Павловичем Крузенштерном (1834-1871) в 1862 г. Шхуну в экспедицию отправил отец Павел Иванович, командование поручил сыну. 15 ноября яхта «Эмбрио» вернулась к устью Печоры, и ее командир, унтер-офицер Короткий , рассказал, что «Ермак» был затерт среди льдов в Карском море , а после того как спал густой туман, исчез в неизвестном направлении. Команда яхты две недели ждала шхуну у Югорского Шаpa, но все было напрасно. «Ермак» же ,тем временем, двигался затертый в ледовые тиски к Ямалу. 7 сентября 1862 г. экипаж оставил шхуну, которая дала сильную течь. 16 октября команда достигла земли. В статье «Свидетельства душевной щедрости народа» ( журнал «Ямальский меридиан» № 5, 2007 г.) автор Геннадий Зайцев приводит рассказ , записанный от потомков оленевода Сейча Сэротэтто. « Чужие люди появились с ночной (западной) стороны. Их было человек 50.Старший спросил, знают ли они , где Обдорск и смогут ли они проводить их. Сейч ответил, что знают и по крепкому льду их проводят туда. Жили они больше 3-х месяцев, скормили им 250 оленей. Через 2-3 месяца брат Сейча- Паднана Сэротэтто повел команду в Обдорск.» Рассказ, записанный от Сэротэтто Владимира Танговича, прямого потомка Сейча Сэротэтто, свидетельствует о том, что с повреждением шхуны, команда во главе с П.П.Крузенштерном высадилась на берег и дошла до самоедской стоянки. Обитатели чумов ласково приняли потерпевших кораблекрушение и через некоторое время отправили на нартах путешественников в Обдорск. Сейч был награжден за спасение путешественников. Ему передали медаль и кафтан, документ о награждении, который давал ему право собирать ясак, разбирать жалобы и т.д. Эти документы находятся в фондах Ямальского районного музея.
Как же сложилась дальше судьба сына и внука Крузенштерна-первого? После неудавшейся экспедиции его направили на реку Сыр-Дарья. Он командовал пароходом «Арал», принимал героическое участие в подъеме затонувшего судна «Самарканд». Во 1Я подъема судна стоял по пояс в холодной воде, простудился, после непродолжительного лечения и неудачной операции скончался в 1870 г. Пазел Иванович пережил сына на десять лет. Был произведен в контр-адмиралы и вышел отставку вице-адмиралом. Уже в преклонном возрасте, в 1874-1876 гг., предпринял два путешествия по Печорскому бассейну. По итогам этих экспедиций он издал книгу «Путешествия П.И Крузенштерна к северному Уралу в 1874-1876 гг.». В книге приведены наблюдения автора экономического, этнографического и демографического характера.
Альфред Эдмунд Брем.
Альфред Брем (1829 - 1884) замечательный немецкий исследователь и путешественник.
Свои путевые впечатления он описывал превосходно и увлекательно. Автор многотомного хорошо известного в России труда «Жизнь животных». После выхода первого его издания принял участие в экспедиции по Западной Сибири. Больше всего поражает факт, что знаменитый ученый побывал в наших краях ( устье реки Щучья).До сих пор почти ничего не известно о подробностях путешествия этого неутомимого естествоиспытателя по просторам Приобского Севера. Некоторые сведения о данном путешествии Брема находим в журнале «Ямальский меридиан» (2006 г). Упоминание о пребывании ученого на Ямале помещены в «Хронологическом обзоре достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии (1032-1910 гг)» составленном И.С.Шемановским.
Н. В.Цимбалистенко отмечает, что по приглашению Петербургской академии наук в экспедиции по Сибири участвовал великий зоолог А.Брем. В других источниках пишется, идею о путешествии в Западную Сибирь подал секретарь Бременского полярного общества М.Линдеман. Брем сразу же выразил желание отправиться в далекую и нелегкую поездку. 18 марта 1876 немецкие исследователи выехали на санях из Москвы. По Волге добрались до Казани, оттуда - в Пермь, затем на тарантасах через Екатеринбург в Тюмень, потом в Омск, по Иртышу до Семипалатинска. Побывали в Китае. Вернувшись в Россию, добрались до Томска, по Оби - до Обдорска; затем пешком, на оленях и лодках до самого берега Карского моря. Только по Сибири они прошли около 15 тыс.км. Путешествуя по Западной Сибири, Альфред Брем занимался наблюдениями. На Оби, например, он описывает и тетеревиный ток, и бег северного оленя. Основные научные исследования посвящены тундре. Тогда же в Сибири работала экспедиция А.М. Комаровского, А.К.Трапезникова и А.М.Сибирякова. Участники двух экспедиций встретились на берегах Оби. Узнав, что русский капитан намерен изучать устье р.Щучьей, Брем загорелся желанием отправиться вместе с ними. На р.Щучье Брем наблюдал и ловил полевок и леммингов. Спутников Брема настораживало его бесстрашие в поездках, склонность к опасным приключениям. Часто он отправлялся на лодке по реке или в дальний чум без сопровождения. Альфред Брем почувствовал в обширном пространстве , называемом тундрой, разнообразие проявления жизни и неизъяснимую красоту. По Сибири ученый путешествовал 6 месяцев, коллекцию собирал только 16 дней. Все остальное время занимался изучением жизни остяков и самоедов. Все свои наблюдения А.Брем изложил в книге «Жизнь на Севере и Юге». Отрывки этой книги опубликованы в журнале «Северные просторы», 1999г, № 1-2. «На наш взгляд , человек, обитающий уже целые столетия в широтах, неохотно нами посещаемых, может показаться бедным и жалким; но он вовсе не таков в действительности». Он счастливее, чем мы думаем, потому, что скромнее, умереннее. довольнее собой, чем мы, потому что он не знает того, что мы называем страстью, потому радости , выпадающие на его долю, он принимает с детским удовольствием, а страдания и несчастья, посещающие его , переносит глубоко, но легко забывает их, как забывают дети» Эти наблюдения Брема, записанные в его книге, позволяют сделать вывод о гуманизме ученого, его увлеченности предметом исследования. Даже небольшие отрывки книги свидетельствуют о значительном вкладе ученого в описание быта, традиций коренного населения. Удивляют детали и подробности, которыми изобилует описание жизни остяков и самоедов. Уже тогда, ученый высказывает свое мнение о негативных последствиях цивилизации. «Остяки, живущие в чумах, до сих пор остаются верными своей религии, не лишенной поэтической возвышенности и известного нравственного содержания; своей веры они держатся с большей искренностью и убежденностью, чем принятого ими христианства. К сожалению , нельзя согласиться с утверждением, будто с повышением культуры повышается и нравственность: во всяком случае, большего удовольствия доставляет знакомство с остяками-язычниками и сближение с народом еще первобытным, чем с той частью его, которая кажется тенью того, чем он некогда был и чем продолжает быть». Участники экспедиции привезли в Германию более 550 экземпляров птиц, 150 - земноводных, 400 - рыб, около 1000 насекомых, многочисленные образцы горных пород. На основе полученных материалов были открыты выставки в Бремене, Гамбурге, Касселе. Позднее сибирские коллекции пополнили фонды Берлинского зоологического музея, а также музеев в Мюнхене, Лондоне. Путешествие Брема по Западной Сибири существенно дополнило имеющиеся материалы по зоологии. Неоценимо значение Брема в истории естествознания. Половину жизни исследователь провел в пути: пересек экватор, побывал за Полярным кругом. Он был страстным пропагандистом и горячим энтузиастом науки, он показал людям величие и красоту природы и животного мира.
Фритьоф Нансен.
Из школьных учебников знаем, что Фритьоф Нансен великий полярный путешественник. Он впервые пересек ледовитый панцирь Гренландии. Потом, дрейфуя на знаменитом «Фраме» в Северном ледовитом океане, далее всех своих предшественников продвинулся к полюсу. Фритьоф Нансен, уроженец богатой семьи, мог бы прожить счастливую безбедную жизнь без поиска специальных приключений. Но он с юности ставил перед собой сложные, почти невыполнимые задачи и обычно добивался их решения. Летом 1888 года он поставил задачу на лодках пробиться со спутниками через льды от берегов Западной Гренландии к Восточной Гренландии. Успешное путешествие через льды Гренландии дало начало небывалой задумке: достигнуть Северного полюса в 1892-1893 годах. С Тобольским Севером, в частности с поселком Мужи, тесно связана поездка Нансена к Северному полюсу в 1892-1893 годах. Для путешествия на Северный полюс Фритьофу обходимы были ездовые северные собаки, большое количество продовольствия и много различного снаряжения. По совету своего друга Э.Толя Фритьоф Нансен нанял обрусевшего соотечественника тобольского купца Александра Ивановича Тронтхейма для снаряжения экспедиции Нансена на Северный полюс всем необходимым. Тронтхейм оказался на высоте, он с честью выполнил возложенную на него ответственную миссию. В Березове он закупил для экспедиции более тридцати северных ездовых лаек, в Березове других местах, включая, поселок Мужи, - все необходимое для экспедиции продовольствие и снаряжение. Все необходимое для экспедиции на Северный полюс Тронтхейм сосредоточил в Мужах, откуда все это через горы Полярного Урала доставил через Югорский полуостров в пролив Югорский шар. Здесь продовольствие (одного его было более двенадцати тонн) и снаряжения, успешно доставленные из Мужей Тронтхеймом и жителями Мужей было перегружено на судно Нансена «Фрам». Благородный Нансен от имени норвежского короля наградил А.И. Тронтхейма золотой медалью. Есть предположение, что оставшиеся после шествия собаки-лайки и родившиеся от них щенки послужили основой для возникновения в Норвегии породы собак Самоед. Породы, неоднократно подтвердившей выносливость и приспособленность к суровым северным условиям. В 1913 году по приглашению русско-норвежского Сибирского акционерного общества Нансен принял участие в экспедиции по изучению возможностей морских связей Европы с Центральной Сибирью. На обычном пароходе «Коррект» Нансен прошел из Норвегии з Баренцево и Карское море к устью Енисея , по реке до Енисейска. Дальше его маршрут проходил через Красноярск, Владивосток, Хабаровск и обратно в Петербург. О путешествии Нансен написал книгу «В Страну будущего: Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море». Путешествуя, Нансен интересовался бытом и культурой коренных народов. В его книге встречаем описание жизни племен самоедов-остяков , проживающих между Енисеем и Обью. В книге много фотографий, доносящих реальный смысл событий из жизни Сибири начала 20-го века.
Л.Н.Толстой и Обдорск- Салехард.
При всей изученности истории города Обдорска - Салехард, есть в ней страницы забытые или не изученные вовсе. В частности, ни разу на страницах книг по истории Обдорска - Салехарда не писалось о письмах Льва Николаевича Толстого в Обдорск в 1895 - 1902 годы. Письма эти Лев Николаевич писал ссыльному церковному раскольнику, духобору Петру Васильевичу Веригину. Вообще переписка Л.Н.Толстого и П.В.Веригина велась с 1895 по 1910 гг. Именно находясь в Обдорске, Веригин познакомился с учением Толстого о непротивлении злу насилием.
Настойчивый искатель истины буквально во всем, человек, сомневающийся во многих догматах официальной христианской религии, за что, в конце концов, был отлучен от церкви, Лев Николаевич Толстой всегда с особым вниманием относился к любым протестам против официальной религии. Поэтому, когда среди христиан появились так называемые духоборы, поборники идеи, духа Бога, протестовавшие против некоторых догматов официальных христианских церемоний, не только официальная церковь, но и органы власти прибегли к суровым репрессиям против духоборов, Лев Толстой вступился за них. Так, общепризнанный лидер духоборов Петр Васильевич Веригин пятнадцать лет находился в северной ссылке, вначале в Архангельской губернии, а с 1895 года по осень 1902 года - в Обдорске. Когда Тобольский губернатор спросил у находившегося в сибирской ссылке Петра Васильевича Веригина, каким образом он познакомился со Львом Толстым, руководитель духоборцев ответил: по переписке. «Они крайне удивились, что по переписке можно так близко познакомиться», заметил Веригин в письме к Толстому (16 августа 1898 г.) Главный разговор шел действительно в письмах.
Переписка Льва Николаевича с Петром Васильевичем началась до его ссылки в Обдорск и продолжалась до самой кончины Толстого в 1910 году. Письма Толстого - с примечаниями в полном собрании сочинений занимают более пятидесяти страниц. В одном из писем П.В.Веригин описывает свою жизнь в Обдорске. «Лето в Обдорске сей год очень теплое и весна открылась рано: май месяц уже был теплый, чего здесь почти не бывает. Лето я провожу немного за работой и физически. С весны выгружал из плотов дрова. Артель нас состояла из трех человек. Чтобы выбросить из воды и сложить в костры на бepery, платят за сажень по 20 коп. Потом выкатывали бревна. Такой труд дает от 60 до 80 коп. в день. Клал в компании с каменщиком печи, на чем здесь в Обдорске заработок доходный: за русскую простую печь дают 15-20 р, за голландку по 30 р.».
Литература.1.Богданов В.Первое и последнее путешествие Брэма по северу России.//Северные просторы.-1999.-№1-2.-С.74-79
2.Головнев А.В.,Зайцев Т.С., Прибыльский Ю.А. История Ямала.-Тобольск-Яр-Сале,1994.
3.Донсков А.А. Л.Н.Толстой и П.В.Веригин. Переписка. Институт Мировой Литературы им.Горького.СПб.Изд-во « Дмитрий Булавин»,1995
4.История Ямальского Севера в очерках и документах./Сост.В.Н.Гриценко-Омск,2004.-312с.
5.Зайцев Г. Свидетельства душевной щедрости народа//Ямальский меридиан.-2007.-№5.-С.5-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по теме "Личность студента"
Справочные материалы по теме "Личность студента", подготовленные к выступлению на педагогическом семинаре "Учебная деятельность на уроке". Включают в себя следующие вопросы: ПОНЯТИЯ «ИНДИВИД», «Л...
Материалы педагогического совета "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"
Выступление на педагогическом совете на тему "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"...
Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии.
Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Птицы Ямала»
Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами. Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,...
Нефть - богатство ЯМАЛА, нефть - проблема ЯМАЛА
Нефть- важнейшее полезное ископаемое. По запасам и добыче нефти наша страна занимает одно из ведущих мест в мире. Нефть является не только ценным химическим топливным сырьём, важнейшим источником энер...
ШНОР Материалы по реализации мероприятий дорожной карты проекта Адресной методической помощи 500+
Папка содержит мероприятия, отчёты по реализации дорожной карты проекта Адресной методической помощи 500+...
Технологическая карта к уроку по предмету "История и культура Ямала"
Предмет: история и культура ЯмалаТема урока: На краю землиТип урока: урок открытия нового знания.Дидактические средства: памятки, карточки с заданиями для групповой работы, учебники.Об...