"Личностно-ориентированный подход в разновозрастных группах для детей с ОВЗ"
статья

Михайленко Галина Олеговна

Соощение на методическом объединении "Личностно-ориентированный подход в разновозрастных группах для детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_mo_lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в разновозрастных группах для детей с ОВЗ.

«Воспитатель сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника»

В.И. Даль

Проблемы организации воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах, как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Личностно – ориентированное воспитание - это такое воспитание, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

В  каждой разновозрастной группе воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательную работу.

В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей разных возрастов, создаются благоприятные условия, как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации воспитания детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирование учебных умений.

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети —  играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения остается занятие.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации воспитательного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным является сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие воспитательные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ на примере разновозрастной группы.

                                           I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе роботу начинают дети среднего возраста: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшего возраста. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

Методика работы в разно возрастных группах

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшего возраста участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей среднего возраста: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей среднего возраста составляет  20 — 25 минут.

Рганизация учебная деятельность в разновозрастной группе

                                   ІІІ вид — одновременная деятельность детей
                                        по разному программному содержанию

Этот вид организации воспитательно-образовательной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшего возраста в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

Общение детей разного возраста

                                         ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации воспитательно-образовательной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации воспитательно-образовательной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; привлечение к работе помощника воспитателя.

Особенности детей разновозрастной группы

Педагог, организовывая воспитательно-образовательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

 1. Воспитатель, организовывая образовательный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей с нарушениями зрения с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок»

Целью занятия являлось закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их  в стихотворной и связной речи;продолжение работы над звуковым анализом с...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...

Методика личностно-ориентированного планирования как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ в условиях стационарного учреждения

В статье представлен материал об использовании Методики личностно-ориентированного планирования как средства развития коммуникации у детей с ОВЗ....

Календарно - тематическое планирование на 2018-2019 учебный год в разновозрастной группе для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Календарно - тематическое планирование в разновозрастной группе для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью 4 возраста (4 уровня)....

Сценарий праздничного досуга для разновозрастной группы для детей с ОВЗ "Винни пух и все, все,все"!

Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий музыкального досуга для детей разновозрастной группы  (от 4 – 8 лет) с интеллектуа...

Использование логопедического адвент – календаря в разновозрастной группе для детей с НОДА.

Использование адвент-календаря учителем-логопедом  в разновозрастной группе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  помогает выполнять несколько важных задач логокоррекционной раб...