Рабочая программа кружка "Спортвное ориентирование"
рабочая программа

Марина Кособрюхова

Рабочая программа расчитана на 5-7 класс, на 5 часов в неделю. Первый год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_orientirovanie.docx54.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Петра Аркадьевича Столыпина

г. Балашова Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель школьного МО учителей математики, физики и информатики МБОУ «СОШ № 9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области»

Юрко В.В. /_________________/

Протокол №1  от « 31»  августа   2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области»

Селифонова Т.В. /__________________/

« 31»  августа   2018 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 9 имени П.А.Столыпина

г. Балашова Саратовской области»

Рыжков А.Г. /_________________/

Приказ № ____ от  « 31 »  августа   2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

направление внеурочной деятельности - спортивно-оздоровительное.

возраст детей: 10-13 лет

(5 - 7кл)

РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОСОБРЮХОВОЙ МАРИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа  разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ на основании:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные УУД :

- готовность и способность к саморазвитию;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

Метапредметные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материалев сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения  различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

Содержание курса:

  1. Введение. Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.
  1. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиена спортивной тренировки. Значение и содержание врачебного контроля в тренировке юного ориентировщика. Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Основные причины травматизма при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при спортивных травмах: ушибах, вывихах, растяжениях, кровотечении. Практические занятия: Самоконтроль за состоянием здоровья по основным показателям: рост, пульс, дыхание, потоотделение. Способы оказания доврачебной помощи при спортивных травмах. Ведение дневника самоконтроля.
  1. Топографическая подготовка ориентировщика. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Местность и ее классификация. Спортивные карты. Условные знаки. Рельеф и его изображение на карте. Практические занятия: Чтение условных знаков, рельефа спортивной карты различной сложности (1-2 год обучения). Корректировка карт на местности (2-3 год обучения). Составление карт (3 год обучения). Игры и упражнения, направленные на закрепление материала данной темы.
  1. Специальная туристическая  подготовка. Специальное  личное  снаряжение. Узлы. Работа  с  веревками. (1  год обучения). Работа  с  карабинами. Виды переправ. Навесная. Маятниковая. Бревно. Параллельная. Завал. Кочки. Преодоление болота по жердям, траверс склона, спуск, подъем) Наведение переправ. Страховка и само страховка. Горный туризм
  1. Техническая и тактическая подготовка. Методы работы с картой. Способы определения точки стояния. Азимут, измерение расстояния на карте и местности (1-2 год обучения). Выбор пути движения на карте КП по карте и реализация его на местности (2-3 год обучения). Способы взятия КП. (3 год обучения). Тактические действия спортсмена до старта, на старте пункте выдачи карт, на дистанции и КП (1-2 год обучения). Составление тактического плана прохождения дистанции и распределение сил (2-3 год обучения). Тактические действия в индивидуальных и командных соревнованиях. (3 год обучения). Практические занятия: Разбор и анализ учебных трасс и трасс соревнований (1-2 год обучения). Анализ ошибок спортсмена (2-3 год обучения). Игры и упражнения на закрепление тактических приемов.(1-2 год). Определение расстояния, движения по азимуту, беглое чтение карты, выбор пути движения и реализация его с учетом различных факторов (3 год обучения). Игры и упражнения на обработку этих приемов.
  1. Морально-волевая подготовка. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, упорства, самостоятельности, инициативы, решительности, смелости, выдержки, самообладания.
  1. Общая и специальная физическая подготовка. Краткий анализ ОФП. Принципы обучения. Методы и приемы обучения. Техника кроссового бега. Специфические особенности техники бега в лесу по пересеченной местности. Практические занятия: ОФП. Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Подвижные игры и эстафеты. Изучение и совершенствование техники бега.
  1. Правила соревнований Судейство. Инструкторские навыки. Организация и проведение всех видов соревнований. Состав судейских бригад, их обязанности. Основная документация соревнований. Практические занятия:  Практика судейства во всех видах соревнований.
  2. Игры на местности. Походы. Подвижные игры. Игры на местности с элементами техники ориентирования. Практические занятия: Игры, направленные на совершенствование физической и тактико-технической подготовленности ориентировщика.
  1. Учебные соревнования.

           Соревнования:

         - по топографии;

         - по рельефу;

         - комбинированное ориентирование;

         - в ограниченном коридоре;

         - в заданном направлении;

         - на маркированной трассе;

         - по легенде;

         - по азимуту

         - ТПП

         - КТМ

         Эстафеты.

Формы организации:

         - индивидуальная

         - фронтальная

         - группова

         - коллективная

         - экскурсии, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности

           обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

Виды деятельности:

           Игровая, познавательная, досугово развлекательная деятельность (досуговое общение), про          блемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

Тематическое планирование:

п\п

Тема

количество часов

Планируемые результаты

1.

Вводное занятие.  

Беседа о туризме, о значении туризма для человека и государства.  Планирование  работы объединения. Анкетирование обучающихся. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов

1

знать технику безопасности

2.

Топография и ориентирование на местности

28

Виды карт. История возникновения карты и её значение в жизни. Условные топографические знаки.

1

различать условные знаки спортивных карт

Условные топографические знаки.   Численный и линейный масштаб карты.

2

 знать топографические знаки, определять расстояния по карте

Однодневный поход (Сличение карты с местностью)

8

знать топографические знаки, определять расстояния по карте

Устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование спортивной карты. Азимут на объект.

2

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Закрепление темы «Топознаки и масштаб карты» (топографический диктант, упражнения на превращение числового масштаба в натуральный).

1

знать топографические знаки, определять расстояния по карте

Однодневный поход «Золотая осень» (Спортивное ориентирование на местности)

8

знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам

1

знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Измерение расстояний по карте. Устройство и работа с курвиметром.

1

знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Соревнования по спортивному ориентированию среди кружковцев.

4

приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

3.

Краеведение

17

Климат, растительность и животный мир родного края. Техника безопасности на период замерзания рек и озёр.

2

знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе

экологические требования к выбору маршрутов

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Зал «Животный мир».

4

знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов

Реки, озёра, полезные ископаемые нашего края.

1

знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов

Однодневный поход. (Природа нашего края)

8

знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов

Краеведческое ориентирование «Старый Балашов»

2

природные и культурно-исторические достопримечательности региона

4.

Гигиена туриста. Оказание первой медицинской помощи

13

Гигиена туриста. Походная мед. аптечка. Техника безопасности в лыжных походах.

2

знать основы гигиены туриста; основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах

Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений, простудных заболеваний

1

знать основы гигиены туриста

Первая медицинская помощь при отравлении, переломах, вывихе, кровотечении, обморожении, ожоге, укусе змеи и т. д

2

основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах

Однодневный поход. (Техника передвижения на лыжах)

8

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

5.

Краеведение

25

Экскурсия в краеведческий музей

4

знать природные и культурно-исторические особенности родного края

Однодневный лыжный поход «Зимний лес»

8

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

История развития края и города до 1917 г. (экономика, промышленность, сельское хозяйство, образование и культура).Охрана исторических памятников и природы.

2

знать природные и культурно-исторические особенности родного края

Старые улицы города. Экскурсия.

2

знать природные и культурно-исторические особенности родного края

Краеведческая викторина «Край, в котором мы живём

1

знать природные и культурно-исторические особенности родного края

Однодневный лыжный поход «Животный мир зимой»

8

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

6.

Организация похода.

15

Правила организации и проведения туристских походов. Подбор группы. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира, завхоза, краеведа и других ответственных лиц.

1

применять тактико-технические приемы выбора пути движения, уметь бегло читать карту,

Личное и групповое снаряжение. Ремнабор. Укладка рюкзака.

2

знать требования к личному и групповому снаряжению; составлять перечень личного и группового снаряжения для похода и полевого лагеря; укладывать рюкзак для однодневного и многодневного походов

Типы костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Культура поведения туристов и их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.

2

 специфика организации питания в турпоходе и полевом лагере;порядок приготовления пищи на костре;способы очистки воды;правильно планировать место бивака;быстро разводить костер;заготавливать и хранить дрова;устанавливать и снимать палатку, организовывать в ней ночлег;приготавливать пищу на костре

Режим дня в походе. Питание в походе, подбор и хранение продуктов, составление меню.

1

специфика организации питания в турпоходе и полевом лагере;порядок приготовления пищи на костре;способы очистки воды;приготавливать пищу на костре

Однодневный поход.

8

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха, обязанности ведущего и замыкающего, нормы переходов. Обеспечение безопасности в походе.

1

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

9.

Техника пешеходного туризма

19

Техника пешеходного туризма: движение по ров-ной и сильно пересечённой местности, по лесу и по дорогам, по склонам различной крутизны.Страховка при преодолении препятствий.

1

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Техника вязания туристских узлов: прямой, академический, брамшкотовый, булинь и их назначение.

2

вязание узлов разной сложности

Техника вязания и применение туристских узлов: проводник, проводник – восьмёрка, схватывающий, ткацкий, стремя, встречный

2

вязание узлов разной сложности

Однодневный поход.

8

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Виды палаток. Установка и снятие палатки

2

личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты;

Практическое занятие по теме «Техника пешеходного туризма» (полоса препятствий).

4

личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты;

10

Топография и ориентирование на местности

17

Повторение топознаков. Чтение карты.

1

знать топографические знаки, определять расстояния по карте

Однодневный поход. (Спортивное ориентирова-ние в заданном направлении на местности)

8

уметь работать с компасом, с картой; освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Измерительные работы в походе (высота объекта, расстояние до недоступного объекта, азимут на объект, крутизна склона.)

4

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Спортивное ориентирование на местности. (Движение по азимуту)

4

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

11

Организация похода.

25

Однодневный поход (Приготовление пищи на костре)

8

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту

Подготовка к двухдневному походу.

2

планирование маршрута 2-3 дневных походов, составление графика движения,  читать карту, овладевать тактическими приемами спортивного наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах  дистанций соревнований, походах.

Двухдневный поход

15

чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов.

12.

Заключительное занятие.

2

чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов.

Итого:

162


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ориентирование и основа туризма"

программа кружка  по ориентированию для 5-9 классов...

рабочая программа по профессиональному ориентированию подростков

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социо...

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...