Рабочая программа кружка "Спортвное ориентирование"
рабочая программа
Рабочая программа расчитана на 5-7 класс, на 5 часов в неделю. Первый год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_orientirovanie.docx | 54.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Петра Аркадьевича Столыпина
г. Балашова Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель школьного МО учителей математики, физики и информатики МБОУ «СОШ № 9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области» Юрко В.В. /_________________/ Протокол №1 от « 31» августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области» Селифонова Т.В. /__________________/ « 31» августа 2018 г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области» Рыжков А.Г. /_________________/ Приказ № ____ от « 31 » августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
направление внеурочной деятельности - спортивно-оздоровительное.
возраст детей: 10-13 лет
(5 - 7кл)
РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОСОБРЮХОВОЙ МАРИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ на основании:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные УУД :
- готовность и способность к саморазвитию;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
Метапредметные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материалев сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
Содержание курса:
- Введение. Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.
- Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиена спортивной тренировки. Значение и содержание врачебного контроля в тренировке юного ориентировщика. Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Основные причины травматизма при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при спортивных травмах: ушибах, вывихах, растяжениях, кровотечении. Практические занятия: Самоконтроль за состоянием здоровья по основным показателям: рост, пульс, дыхание, потоотделение. Способы оказания доврачебной помощи при спортивных травмах. Ведение дневника самоконтроля.
- Топографическая подготовка ориентировщика. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Местность и ее классификация. Спортивные карты. Условные знаки. Рельеф и его изображение на карте. Практические занятия: Чтение условных знаков, рельефа спортивной карты различной сложности (1-2 год обучения). Корректировка карт на местности (2-3 год обучения). Составление карт (3 год обучения). Игры и упражнения, направленные на закрепление материала данной темы.
- Специальная туристическая подготовка. Специальное личное снаряжение. Узлы. Работа с веревками. (1 год обучения). Работа с карабинами. Виды переправ. Навесная. Маятниковая. Бревно. Параллельная. Завал. Кочки. Преодоление болота по жердям, траверс склона, спуск, подъем) Наведение переправ. Страховка и само страховка. Горный туризм
- Техническая и тактическая подготовка. Методы работы с картой. Способы определения точки стояния. Азимут, измерение расстояния на карте и местности (1-2 год обучения). Выбор пути движения на карте КП по карте и реализация его на местности (2-3 год обучения). Способы взятия КП. (3 год обучения). Тактические действия спортсмена до старта, на старте пункте выдачи карт, на дистанции и КП (1-2 год обучения). Составление тактического плана прохождения дистанции и распределение сил (2-3 год обучения). Тактические действия в индивидуальных и командных соревнованиях. (3 год обучения). Практические занятия: Разбор и анализ учебных трасс и трасс соревнований (1-2 год обучения). Анализ ошибок спортсмена (2-3 год обучения). Игры и упражнения на закрепление тактических приемов.(1-2 год). Определение расстояния, движения по азимуту, беглое чтение карты, выбор пути движения и реализация его с учетом различных факторов (3 год обучения). Игры и упражнения на обработку этих приемов.
- Морально-волевая подготовка. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, упорства, самостоятельности, инициативы, решительности, смелости, выдержки, самообладания.
- Общая и специальная физическая подготовка. Краткий анализ ОФП. Принципы обучения. Методы и приемы обучения. Техника кроссового бега. Специфические особенности техники бега в лесу по пересеченной местности. Практические занятия: ОФП. Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Подвижные игры и эстафеты. Изучение и совершенствование техники бега.
- Правила соревнований Судейство. Инструкторские навыки. Организация и проведение всех видов соревнований. Состав судейских бригад, их обязанности. Основная документация соревнований. Практические занятия: Практика судейства во всех видах соревнований.
- Игры на местности. Походы. Подвижные игры. Игры на местности с элементами техники ориентирования. Практические занятия: Игры, направленные на совершенствование физической и тактико-технической подготовленности ориентировщика.
- Учебные соревнования.
Соревнования:
- по топографии;
- по рельефу;
- комбинированное ориентирование;
- в ограниченном коридоре;
- в заданном направлении;
- на маркированной трассе;
- по легенде;
- по азимуту
- ТПП
- КТМ
Эстафеты.
Формы организации:
- индивидуальная
- фронтальная
- группова
- коллективная
- экскурсии, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности
обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, досугово развлекательная деятельность (досуговое общение), про блемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
Тематическое планирование:
№ п\п | Тема | количество часов | Планируемые результаты |
1. | Вводное занятие. Беседа о туризме, о значении туризма для человека и государства. Планирование работы объединения. Анкетирование обучающихся. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов | 1 | знать технику безопасности |
2. | Топография и ориентирование на местности | 28 | |
Виды карт. История возникновения карты и её значение в жизни. Условные топографические знаки. | 1 | различать условные знаки спортивных карт | |
Условные топографические знаки. Численный и линейный масштаб карты. | 2 | знать топографические знаки, определять расстояния по карте | |
Однодневный поход (Сличение карты с местностью) | 8 | знать топографические знаки, определять расстояния по карте | |
Устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование спортивной карты. Азимут на объект. | 2 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Закрепление темы «Топознаки и масштаб карты» (топографический диктант, упражнения на превращение числового масштаба в натуральный). | 1 | знать топографические знаки, определять расстояния по карте | |
Однодневный поход «Золотая осень» (Спортивное ориентирование на местности) | 8 | знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам | 1 | знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Измерение расстояний по карте. Устройство и работа с курвиметром. | 1 | знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Соревнования по спортивному ориентированию среди кружковцев. | 4 | приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
3. | Краеведение | 17 | |
Климат, растительность и животный мир родного края. Техника безопасности на период замерзания рек и озёр. | 2 | знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов | |
Экскурсия в городской краеведческий музей. Зал «Животный мир». | 4 | знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов | |
Реки, озёра, полезные ископаемые нашего края. | 1 | знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов | |
Однодневный поход. (Природа нашего края) | 8 | знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов | |
Краеведческое ориентирование «Старый Балашов» | 2 | природные и культурно-исторические достопримечательности региона | |
4. | Гигиена туриста. Оказание первой медицинской помощи | 13 | |
Гигиена туриста. Походная мед. аптечка. Техника безопасности в лыжных походах. | 2 | знать основы гигиены туриста; основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах | |
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений, простудных заболеваний | 1 | знать основы гигиены туриста | |
Первая медицинская помощь при отравлении, переломах, вывихе, кровотечении, обморожении, ожоге, укусе змеи и т. д | 2 | основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах | |
Однодневный поход. (Техника передвижения на лыжах) | 8 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
5. | Краеведение | 25 | |
Экскурсия в краеведческий музей | 4 | знать природные и культурно-исторические особенности родного края | |
Однодневный лыжный поход «Зимний лес» | 8 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
История развития края и города до 1917 г. (экономика, промышленность, сельское хозяйство, образование и культура).Охрана исторических памятников и природы. | 2 | знать природные и культурно-исторические особенности родного края | |
Старые улицы города. Экскурсия. | 2 | знать природные и культурно-исторические особенности родного края | |
Краеведческая викторина «Край, в котором мы живём | 1 | знать природные и культурно-исторические особенности родного края | |
Однодневный лыжный поход «Животный мир зимой» | 8 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
6. | Организация похода. | 15 | |
Правила организации и проведения туристских походов. Подбор группы. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира, завхоза, краеведа и других ответственных лиц. | 1 | применять тактико-технические приемы выбора пути движения, уметь бегло читать карту, | |
Личное и групповое снаряжение. Ремнабор. Укладка рюкзака. | 2 | знать требования к личному и групповому снаряжению; составлять перечень личного и группового снаряжения для похода и полевого лагеря; укладывать рюкзак для однодневного и многодневного походов | |
Типы костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Культура поведения туристов и их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. | 2 | специфика организации питания в турпоходе и полевом лагере;порядок приготовления пищи на костре;способы очистки воды;правильно планировать место бивака;быстро разводить костер;заготавливать и хранить дрова;устанавливать и снимать палатку, организовывать в ней ночлег;приготавливать пищу на костре | |
Режим дня в походе. Питание в походе, подбор и хранение продуктов, составление меню. | 1 | специфика организации питания в турпоходе и полевом лагере;порядок приготовления пищи на костре;способы очистки воды;приготавливать пищу на костре | |
Однодневный поход. | 8 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха, обязанности ведущего и замыкающего, нормы переходов. Обеспечение безопасности в походе. | 1 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
9. | Техника пешеходного туризма | 19 | |
Техника пешеходного туризма: движение по ров-ной и сильно пересечённой местности, по лесу и по дорогам, по склонам различной крутизны.Страховка при преодолении препятствий. | 1 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Техника вязания туристских узлов: прямой, академический, брамшкотовый, булинь и их назначение. | 2 | вязание узлов разной сложности | |
Техника вязания и применение туристских узлов: проводник, проводник – восьмёрка, схватывающий, ткацкий, стремя, встречный | 2 | вязание узлов разной сложности | |
Однодневный поход. | 8 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Виды палаток. Установка и снятие палатки | 2 | личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты; | |
Практическое занятие по теме «Техника пешеходного туризма» (полоса препятствий). | 4 | личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты; | |
10 | Топография и ориентирование на местности | 17 | |
Повторение топознаков. Чтение карты. | 1 | знать топографические знаки, определять расстояния по карте | |
Однодневный поход. (Спортивное ориентирова-ние в заданном направлении на местности) | 8 | уметь работать с компасом, с картой; освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Измерительные работы в походе (высота объекта, расстояние до недоступного объекта, азимут на объект, крутизна склона.) | 4 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Спортивное ориентирование на местности. (Движение по азимуту) | 4 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
11 | Организация похода. | 25 | |
Однодневный поход (Приготовление пищи на костре) | 8 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту | |
Подготовка к двухдневному походу. | 2 | планирование маршрута 2-3 дневных походов, составление графика движения, читать карту, овладевать тактическими приемами спортивного наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах дистанций соревнований, походах. | |
Двухдневный поход | 15 | чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов. | |
12. | Заключительное занятие. | 2 | чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов. |
Итого: | 162 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Ориентирование и основа туризма"
программа кружка по ориентированию для 5-9 классов...
Выступление на городском практико-ориентированном семинаре «Рабочие программы учебных курсов в условиях введения и реализации ФГОС ООО».
В дааной работе описано особенность составления рабочих програм, при переходе на ФГОС....
рабочая программа по профессиональному ориентированию подростков
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социо...
Рабочая программа "Спортивное ориентирование и туризм"
Программа для уч-ся 6-10 кл...
Рабочая программа предметно-ориентированного элективного курса «Художественный мир Смоленщины»
кружок...
Рабочая программа "Объектно-ориентированное программирование"
Рабочая программа...
Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".
Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...