Статья. Связь семьи и школы.
статья
Предварительный просмотр:
Сорокина Ю.Б.,учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 137 Калининского района Санкт-Петербурга
Современные методы психолого-педагогического просвещения родителей: университет педагогических знаний
Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.
Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:
- взаимоуважения;
- терпимости;
- толерантности;
- доверия друг другу;
- взаимной поддержки;
- терпения;
- помощи;
- готовности воспринять позиции друг друга.
Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:
- передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
- развитие их педагогического мышления;
- формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.
Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:
- актуальность и полезность;
- превентивность;
- практическая целесообразность;
- основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.
Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.
Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие формы педагогического просвещения:
Лекции
Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:
- научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
- разъяснение их причин и условий протекания;
- описание закономерностей развития детской психики;
- объяснение механизмов поведения ребенка.
. Родительские собрания
Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:
- рассмотрению актуальных педагогических проблем;
- обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
- планированию воспитательной деятельности;
- установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
- подведению итогов;
- определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.
Индивидуальные консультации
Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.
Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.
Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.
Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.
Практикумы
Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.
Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.
Тренинги
Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.
Семинары
Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.
Диспуты и дискуссии
Относятся к интерактивной форме взаимодействия с родителями. Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.
Ролевые игры
Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.
Открытые уроки
Проводятся для ознакомления родителей с программой, особенностями преподавания определенного школьного предмета. Попутно родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка на уроке, оценить уровень его знаний, понять критерии и требования, которые предъявляет учитель к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса
О современных семьях много пишут и говорят. По данным многочисленных опросов 7,8% педагогов, к примеру, обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время, и родители...
Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."
Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...
Педагогическая статья "Взаимодействие семьи и школы в совместном творчестве учащихся, родителей и учителя"
Считаю, что школа должна дружить с семьёй так, чтобы был постоянный обмен педагогическими открытиями. В нашем деле нет мелочей, и именно малое подчас мешает созидать великое. Поэтому объясняю ро...
Родительское собрание"Связь семьи и школы в формировании ЗОЖ ребёнка"
Родительское собрание"Связь семьи и школы в формировании ЗОЖ ребёнка"...
педагогическое чтение "Формы связи семьи и школы"
в тексте отображены различные формы взаимодействия семьи и школы в современном мире....
Статья "РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ"
В статье рассматриваются вопросы воспитания патриотизма учащейся молодежи как духовно-нравственной ценности. Актуализируется роль семьи и школы в воспитании патриотизма обучающихся. Представлены резул...