Классный час.
классный час (10 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Выполнила:
студентка филологического факультета
группы ФДР-113
М.Л. Боярова
Проверила:
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики,
докторант кафедры педагогики
Л.А. Серикова
Саранск 2017
Дата и место проведения: 22.11.17 в 10 «К» классе МОУ «Лицей №26» в каб.216
Класс: 10 «К»
Выполнила: М.Л. Боярова
Форма проведения: урок-конференция
Цель:
образовательная – более подробно познакомить учащихся с проблемой курения в современном мире, историей табак курения, рассказать о пагубном воздействии никотина на организм человека;
развивающая – развитие кругозора учащихся, внимания, мышления;
воспитательная – воспитание дисциплинированности, усидчивости, выдержки.
Оформление урока: на доске расположены таблицы с информацией, написаны тема «Модно быть против» и девиз – «Усилим борьбу с курением». На протяжении урока учащимся показывается презентация.
Подготовительная работа: учителю необходимо заранее обсудить с учениками выбор данной темы; затем группе учащихся необходимо разобрать роли и подготовить сообщения о вреде курения на следующие темы:
1. Из истории табак курения (выступление журналиста №1).
2. Состав табачного дыма (выступление биохимика).
3. О влиянии курения на органы дыхания (выступления терапевта).
4. О пассивных курильщиках (выступление педиатра).
Ход проведения мероприятия
Учитель:
Сегодня мы с вами рассмотрим проблему курения с различных позиций. Давайте начнем наш урок со следующих высказываний
Первое слово журналистам – они расскажут об истории появления табака в Европе и России.
Журналист 1: Родина табака – Америка. Американские индейцы, хотя и курили его, но главным образом применяли как лекарственное средство: листьями лечили раны и нагноения. После открытия Америки Колумбом в XV в. табак появился в Испании, Португалии, затем во Франции. Поначалу европейцы не разделяли страсти аборигенов к курению. После первой демонстрации курения табака в Мадриде королевский дворец проветривали больше недели. А когда Жан Нико (именем которого назван никотин) угостил заморским табачком французскую королеву Екатерину Медичи, ей и придворным стало дурно. Поэтому в Европе табак долго использовали исключительно как лекарство от головной и зубной боли, от колик и ревматизма, применяли при лечении ран и даже перхоти. Садовники же выращивали его как экзотическое растение.
Однако удивительное свойство табака – развитие тяги к курению, от которой человеку очень трудно было избавиться, – способствовало его распространению в Европе.
В Россию табак завезли в XVII в. польские и английские купцы, казаки. В период царствования Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей.
После опустошительного пожара в Москве в 1634 г., причиной которого признали курение, его запретили под страхом смертной казни, а царь Алексей Михайлович в 1661 г. обнародовал указ: «О запрещении торговли табаком под опасением жестокого наказания и взыскания денежной пени». Этот указ был отменен Петром I – горячим поклонником зловредного зелья. После посещения Голландии царь стал заядлым курильщиком. Он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину. Тогда же были основаны первые табачные фабрики на Украине и в Петербурге. Однако на Руси вплоть до 20-х гг. XIX в. курение в обществе считалось неприличным. Лишь к середине века оно широко распространилось по России.
Сейчас у нас курят 60% мужчин и 15% женщин. Причем число курящих мужчин медленно сокращается, а женщин – растет. К одиннадцатому классу в школах курят около половины мальчиков и четверть девочек.
Учитель: Журналисты прочтут письма школьников о курении, присылаемые в редакции газет и журналов.
Журналист 2: «Уже две недели, как я решил бросить курить. Но никак не могу расстаться с этой привычкой. Нет-нет да покуриваю. По радио или по телевизору услышал, какие болезни бывают от курения. Признаюсь, мне стало страшно: что если заболею? Что я только ни делал, чтобы даже не вспоминать о сигаретах! Однако ничего не получается. Снова дымлю...»
(Саша Волосевич, Минская обл. Дзержинский р-н, д. Боровики.)
Журналист 1: «Прочитала вашу статью «7:2 в пользу некурящих!», и не поверите, хохотала до слез. Это все сказки для маленьких детей! В нашем классе из 18 девочек не курят... только две. С цветом кожи и голосом у нас все в порядке. Ничего страшного не будет, если выкуривать в неделю по три бычка. Мне плевать на всякие предостережения!»
(Света Ж., г. Владивосток.)
Учитель: Действительно ли табак так уж страшен? Попробуем в этом разобраться. Ученые-биохимики расскажут нам о составе табачного дыма.
Биохимик: (слайд №4)
Табачный дым содержит около 5 тыс. различных веществ, многие из которых еще не изучены, в нем до 600 токсических (т.е. ядовитых) компонентов, оказывающих вредное влияние на организм человека и более 15 канцерогенных (т.е. вызывающих рак) веществ. К ядовитым веществам относятся никотин, сероводород, аммиак, двуокись азота, оксид углерода, табачный деготь (в свою очередь содержащий около сотни химических веществ, среди которых канцерогенный безопорен), радиоактивный изотоп калия, полоний, свинец, а также висмут, мышьяк. На чистом платке, если через него выдохнуть дым от сигареты, останется коричневое пятно. Установлено, что в 1 см3 этого дыма содержится 200–500 млн частиц сажи. Это означает, что за 20 лет при ежедневном выкуривании 20 сигарет в легких курильщика откладывается до 6 кг сажи, 16 г табачного дегтя.
(слайд №5)
Мышь погибает, если в глаза ей закапать каплю никотина. По токсичности никотин приближается к синильной кислоте. Смертельная доза никотина и синильной кислоты для человека одинакова – 0,08 г. Такое количество его содержится в 20 папиросах или сигаретах. Однако курильщик от этого не умирает, т.к. никотин попадает в организм не сразу, а постепенно.
Итак, табак содержит большое количество вредных для здоровья человека, а тем более ребенка, веществ.
Учитель: Врачи-терапевты расскажут о влиянии курения на органы дыхания.
Терапевт: Табачный дым раздражает слизистые оболочки гортани, трахеи, бронхов, легочных пузырьков. Недаром при первой попытке вдохнуть дым у некурящего возникает кашель. Так организм рефлекторно стремится удалить вредный дым, попавший в дыхательные пути.
Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом: характерный кашель после пробуждения и отхаркивание мокроты.
Снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу. Табачный деготь, в котором наиболее высока концентрация канцерогенных веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается в легочных пузырьках, вызывая рак легкого.
Легкие курильщика, умершего от рака, пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся с вкраплениями настоящего угля.
Если поместить мышей в банки, периодически наполняемые табачным дымом, то у 90% животных обязательно разовьется рак легких.
Итак, самой грозной расплатой за курение оказывается рак легких. 90% умерших от этой болезни – курильщики.
Учитель: Врачи-педиатры расскажут о пассивных курильщиках.
Педиатр: Доказано, что пассивное курение, т.е. пребывание рядом с курящим или в атмосфере курительной комнаты, может стать причиной возникновения серьезных заболеваний.
Отработанный табачный дым, вдыхаемый «пассивным» курильщиком, содержит практически те же компоненты, что и дым, попадающий в легкие курящего человека. Находясь в течение часа в плохо проветриваемом накуренном помещении, человек вдыхает в среднем такое же количество вредных веществ, которое он получил бы, выкурив четыре сигареты. У него появляется состояние дискомфорта, наблюдаются раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, сухость в горле, чихание, сухой приступообразный кашель, обостряется течение хронических заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем. «Пассивное» курение способствует развитию у некурящих заболеваний, свойственных курильщикам. Абсолютно недопустимо нахождение в прокуренных помещениях беременных женщин.
Учитель: давайте поиграем в игру «Марионетки» (10 минут)
Цель: определить, что чувствует человек, когда им управляют, когда он не свободен, когда он попадает в зависимость.
Выбираются три участника. Тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять действиями и движениями куклы-марионетки (третьего участника). Цель кукловодов - перевести куклу с одного стула на другой, стулья находятся на расстоянии 1,5 метра друг от друга. При этом человек, который играет роль куклы, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. В роли куклы могут побывать и кукловоды. После завершения игры происходит 1-2 минутное обсуждение:
- Что вы чувствовали, когда были в роли куклы?
- Понравилось вам, комфортно ли вам было?
- Хотелось ли вам что-то сделать самому?
Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?
Психологи дают такие советы:
- Просто сказать нет без объяснения.
- Отказаться и объяснить причины отказа
- Отказаться и уйти.
- Не обращать внимания на предложения закурить.
- Постараться объединиться с тем, кто тоже не курит.
- Постараться избегать курящих компаний.
Учитель: а теперь давайте подумаем, какие меры можно принять для борьбы с курением? (ученики по очереди высказывают свое мнение, затем учителю необходимо обобщить все ими сказанное)
Учитель: Итак,
1. В рекламах по телевидению необходимо сообщать о вреде курения, почаще меняя содержание рекламы.
2. Больше писать в прессе о вреде курения.
3. Ввести штраф за курение в общественных местах.
4. Усилить антиникотиновое воспитание в начальных и средних классах.
5. Врачи должны чаще выступать в школах, рассказывая о вреде курения.
6. В современных молодежных сериалах критиковать курильщиков.
7. В мультсериале «Ну, заяц, погоди» показывать преимущества некурящего зайца перед курящим волком.
Рефлексия.
Выбор плакатов.
Плакаты: «Курение – забава для дураков!», «Безвредного табака не бывает», «Курить – здоровью вредить!», «Погаси, сигарету!»
Итак, наша конференция подошла к концу. Благодарю всех участников за плодотворную работу.
Анализ проведенного внеклассного мероприятия
Внеклассное мероприятие «Модно быть против» было проведено 22.11.2017 г. в 10 «К» классе МОУ «Лицей №26» г. Саранска в каб. 216.
Присутствовали все 19 учащихся. Классный руководитель Комарова Валентина Александровна была пригашена в качестве гостя.
Выбор данного мероприятия был обусловлен желанием классного руководителя и родителей учеников. Т.к. большинство мальчиков в классе курят.
Цель данного мероприятия достигнута. Ребята более подробно познакомились с проблемой курения в современном мире, с проблемой пагубного воздействия курения на организм человека; развили свой кругозор, внимание, мышление, а также усовершенствовали свою дисциплинированность, выдержку, усидчивость.
Форма проведения мероприятия – урок-конференция.
Мероприятие проводилось во время учебного дня, на седьмом уроке, специально отведенным под классный час.
Ученика была оказана помощь в подборе материала для выступления в той или иной роли, но основную работу ученики выполняли самостоятельно. Все моменты классного часа были четко спланированы. Мероприятие соответствовало возрастным особенностям и интересам учащихся.
Учащиеся очень ответственно отнеслись к данному мероприятию. Перед его началом ребята оформили кабинет плакатами, расставили парты для участников, проявляли различного рода инициативу. На нашем классном часе ребята познакомились с историей возникновения табак курения, с его пагубным воздействием на организм человека и трагическими последствиями. На протяжении урока-конференции учащиеся были предельно внимательны, проявляли уважение к выступающим, высокую активность в обсуждении того или иного вопроса , каждый высказывал свое мнение и предположение.
Во время ролевой игры «»Марионетки» учащиеся определили, что чувствует человек, когда им управляют, когда он не свободен, когда он попадает в зависимость.
В конце классного часа каждый учащийся высказал предложение по борьбе с курением. После завершения классного часа все сделали для себя вывод – курение - это вредно и совсем не модно. Курящие мальчики пообещали отравлять свой организм табачным дымом как можно реже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...